Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 11:16, реферат
Как и всякий биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков. Каждый из этих признаков у разных представителей может изменяться, причем даже в больших пределах. На проявление многих биологических параметров вида могут повлиять и социальные процессы. Так, например, нормальная продолжительность жизни человека в настоящее время составляет 80-90 лет, с учетом того, что он не страдает наследственными заболеваниями и не будет подвергаться пагубному внешнему воздействию, такому как инфекционные заболевания, дорожно-транспортные происшествия и т.п.
1. Введение.
2. Структура природы человека.
3. Биологическое и социальное в человеке.
4. Роль биологических и географических факторов в формировании социальной жизни.
5. Социальная жизнь.
а) Исторические типы социальной жизни.
б) Социальные связи, действия и взаимодействия как базисный элемент социальной жизни.
в) Мотивация социального действия: потребности, интересы, ценностные ориентации.
г) Социальное развитие и социальные изменения.
д) Социальный идеал как условие социального развития.
6. Заключение.
3) партикулярные:
а)
традиционные ( любовь и првязанность
к "малой Родине", семье, уважение
к власти);
г) Социальное развитие и социальные изменения.
Социальный
идеал как условие
социального развития.
Во всех сферах жизни общества мы можем наблюдать постоянные изменения, например, изменения в социальной структуре, социальных взаимосвязях, культуре, коллективном поведении. Социальные изменения могут включать в себя прирост населения, рост благосостояния, рост образовательного уровня и т.д. Если в некоторой системе появляются новые составные элементы либо исчезают элементы до сих пор существовавших отношений, то мы говорим эта система подвергается изменениям.
Социальное
изменение может определить и
как изменение способа
Под социальным развитием в социологии понимаются изменения, приводящие к дифференциации и обогащению составных элементов системы. Здесь имеются в виду эмпирически доказанные факты изменений, вызывающие постоянное обогащение и дифференциацию структуры организации отношений между людьми, постоянное обогащение культурных систем, обогащение науки, техники, институтов, расширение возможностей удовлетворения личных и общественных потребностей.
Если развитие, происходящее в некоторой системе, приближает ее к определенному идеалу, оцениваемому положительно, то мы говорим, что развитие есть прогресс. Если изменения, происходящие в некоторой системе, приводят к исчезновению и обеднению ее составных элементов или существующих между ними отношений, то система подвергается регрессу. В современной социологии вместо термина прогресс все больше пользуются понятием "изменение". Как считают многие ученые термин "прогресс" выражает ценностное мнение. Прогресс означает изменение в желательном направлении. Но в чьих ценностях может быть измерена эта желательность? Например, строительство атомных электростанций, какие изменения собой олицетворяют - прогресс или регресс?
Необходимо отметить, что в социологии есть взгляд, что развитие и прогресс это одно и то же. Этот взгляд выводится из эволюционных теорий XIX века, утверждавших, что любое социальное развитие по природе одновременно и прогресс, потому что он совершенствование, т.к. обогащенная система, будучи более дифференцированной, является вместе с тем и более совершенной системой. Однако, по мнению Я.Щепаньского, говоря о совершенствовании, мы имеем в виду, прежде всего увеличение этической ценности. Развитие групп и общностей имеет несколько аспектов: обогащение численности элементов - когда мы говорим о количественном развитии группы, дифференцирование отношений - то, что мы называем развитием организации; повышение эффективности действий - то, что мы называем развитием функций; повышение удовлетворенности членов организации участием в общественной жизни, аспект ощущения "счастья", которое трудно измерить.
Моральное развитие групп может быть измерено степенью соответствия их общественной жизни, признанным в них моральным критериям, но может быть также измерено и степенью "счастья", достигнутого их членами.
В любом случае предпочитают говорить о развитии особо и принять дефиницию, которая не включает ни какой оценки, а позволяет измерять уровень развития объективными критериями и количественными мерами.
Термин
же "прогресс" предлагает оставить
для определения степени
Социальный
идеал - это модель совершенного состояния
общества, представление о совершенных
общественных отношениях. Идеал задает
конечные цели деятельности, определяет
ближайшие цели и средства их осуществления.
Будучи ценностным ориентиром он выполняет
тем самым регулятивную функцию, которая
состоит в упорядочении и поддержании
относительной стабильности и динамичности общественных отношений, в соответствии с образом желаемой и совершенной действительности как высшей цели.
Чаще всего во время относительно стабильного развития общества, идеал регулирует деятельность людей и общественные отношения не непосредственно, а опосредованно, через систему существующих норм, выступая системным принципом их иерархии.
Идеал, как ценностный ориентир и критерий оценки действительности, как регулятор общественных отношений, является воспитывающей силой. Наряду с принципами и убеждениями он выступает компонентом мировоззрения, оказывает влияние на формирование жизненной позиции человека, смысла его жизни.
Социальный идеал вдохновляет людей на изменение социальной системы, становится важным компонентом социальных движений.
Социология
рассматривает социальный идеал
как отражение тенденций
Идеалы, тяготеющие к сфере общественного сознания, стимулируют социальную деятельность. Идеалы обращены в будущее, при обращении к ним снимаются противоречия действительных отношений, в идеале выражена конечная цель социальной деятельности, социальные процессы здесь представлены в виде желаемого состояния, средства достижения которого могут быть еще не вполне определены.
В полном своем объеме - с обоснованием и во всем богатстве его содержания - социальный идеал может быть усвоен только с помощью теоретической деятельности. И разработка идеала, и усвоение его предполагает определенный уровень теоретического мышления.
Социологический подход к идеалу предполагает проведение четких различий между желаемым, действительным и возможным. Чем сильнее стремление достичь идеал, тем более реалистически должно быть мышление государственного и политического деятеля, тем больше внимания должно уделяться изучению практики экономических и социальных отношений, действительным возможностям общества, реальному состоянию массового сознания социальных групп и мотивам их деятельности и поведения.
Ориентация только на идеал часто приводит к определенному искажению действительности; видение настоящего сквозь призму будущего нередко ведет к тому, что действительное развитие отношений подгоняется под заданный идеал, т.к. возникает постоянное стремление этот идеал приблизить, зачастую игнорируются реальные противоречия, негативные явления, нежелательные следствия предпринимаемых действий.
Другая
крайность практического
Идеалы наталкиваются на сопротивление действительности, поэтому они воплощаются не в полной мере. Что-то из данного идеала претворяется в жизнь, что-то видоизменяется, что-то отсеивается как элемент утопии, что-то откладывается на более отдаленную перспективу.
Это столкновение идеала с действительностью раскрывает важную особенность бытия человека: человек не может жить без идеала, цели; критического отношения к настоящему. Но человек не может жить и одними идеалами. Его дела и поступки побуждаются реальными интересами, он должен постоянно сообразовывать свои действия с наличными средствами претворения идеала в жизнь.
Социальный идеал во всей множественности и сложности его сущности и формы можно проследить на протяжении развития человечества. Причем социальный идеал можно анализировать не только как абстрактно-теоретичекое учение. Наиболее интересно рассматриваем социальный идеал на конкретном историческом материале (например, античный идеал "золотого века", раннехристианский идеал, идеал просвещения, коммунистический идеал).
Традиционный
взгляд, сложившийся в нашем
Многим
импонировал некий идеал
В настоящее время, по данным социологических исследований, российское общество не имеет какого-либо господствующего представления о желаемом пути социального развития. Разуверившись в социализме, подавляющая часть людей так и не восприняла никакого другого общественного идеала.
В то же время на Западе идет постоянный поиск социального идеала, способного мобилизовать людскую энергию.
Свое видение социального идеала представляют неоконсерваторы, социал-демократы. Согласно "новым правым" (1), представляющим первое направление, в рыночном обществе, где вся система ценностей ориентирована на рост экономики и непрерывное удовлетворение постоянно возрастающих материальных потребностей, сформировался рыночный менталитет. Человек превратился в эгоистичного и безответственного субъекта, умеющего лишь выдвигать новые социально-экономические требования, неспособного контролировать себя и управлять ситуацией. "Человеку не хватает ни стимулов к жизни, ни идеалов, за которые можно умереть". Выход из социального кризиса "новые правые" видят в перестройке общественного сознания, в целенаправленном самовоспитании личности на основе обновления этических форм. Идеал, способный обеспечить духовное обновление Запада, "новые правые" предлагают воссоздать на основе консерватизма, понимаемого как возвращение к истокам европейской культуры. Консервативная позиция заключается в стремлении, опираясь на все лучшее, что было в прошлом, создать новую ситуацию. Речь идет об установлении гармоничного порядка, который возможен на строгой социальной иерархии. Организованное общество обязательно органично, в нем поддерживается гармоническое равновесие всех социальных сил с учетом их разнообразия. На "аристократию духа и характера" возлагается задача создания новой, "строгой" этики, способной придать существованию утраченный смысл. Речь идет о восстановлении иерархии, о создании благоприятных условий для возникновения "духовного типа личности", воплощающей в себе аристократические принципы. Неконсервативный социальный идеал именуется "научным обществом".
Социал-демократы, обосновывая с различных точек зрения необходимость выдвижения социального идеала в современных условиях связывают его с понятием "демократический социализм". Под демократическим социализмом обычно подразумевается непрерывный процесс реформаторских общественных преобразований, в результате которого современное капиталистическое общество приобретает новое качество. При этом социал-демократы не устают подчеркивать, что такое общество не может быть создано в одной стране или нескольких странах, а возникает лишь как массовое явление, как новая, высшая нравственная ступень в развитии человеческой цивилизации. Демократия выступает в качестве универсального средства реализации социал-демократического общественного идеала.
Как социальный идеал в современных условиях выступает новый тип цивилизации, призванный спасти человечество; обеспечить гармонию с природой, социальную справедливость, равноправие во всех сферах человеческой жизни.
Таким
образом, мировая социальная практика
показывает, что общество не может успешно
развиваться без определения основных
принципов социального устройства.
6. Заключение.
Человек существует за счет обмена веществ с окружающей средой. Он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело в пределах определенных физико-химических, органических и других условий окружающей среды. Как природное, биологическое существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает.
Все это характеризует человека как биологическое существо, определяет его биологическую природу. Но вместе с этим он отличается от любого животного и прежде всего следующими чертами: производит свою собственную окружающую среду (жилище, одежду, орудия труда), изменяет окружающий мир не только по мерке своей утилитарной потребности, но и по законам познания этого мира, равно как и по законам нравственности и красоты, может действовать не только по потребности, но и сообразно свободе своей воли и фантазии, действие животного же ориентируется исключительно на удовлетворение физической потребности (голод, инстинкт продолжения рода, групповые, видовые инстинкты и т.п.); свою жизнедеятельность делает предметом, осмысленно к ней относится, целенаправленно изменяет, планирует.
Вышеуказанные отличия человека от животного характеризуют его природу; она, будучи биологической, не заключается в одной лишь природной жизнедеятельности человека. Он как бы выходит за пределы своей биологической природы и способен на такие действия, которые не приносят ему никакой пользы: он различает добро и зло, справедливость и несправедливость, способен к самопожертвованию и к постановке таких вопросов, как “Кто я?”, “Для чего я живу?”, “Что я должен делать?” и др. Человек — не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире — в обществе, которое социализирует человека. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как некоторому биологическому виду. Человеком же разумным становится под действием общества. Он учится языку, воспринимает общественные нормы поведения, пропитывается общественно значимыми ценностями, регулирующими общественные отношения, выполняет определенные общественные функции и играет специфически социальные роли.