Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:54, реферат
Современная Россия переживает переходный период, который затронул все сферы социально-экономической жизни страны, обусловив появление многих социально незащищенных слоев населения – безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, инвалидов и т. д. В этих условиях социальная защита населения, или защита от рисков путем комплексного содействия человеку со стороны государства в решении различных проблем на протяжении всей его жизни, приобретает ключевое значение, согласуясь с проводимой в России социальной политикой. Социальная политика – это сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей, а потому в центре социальной политики всегда находится человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект.
4. Социально-реабилитационная
функция связана с
Социальная защита населения
и механизм ее реализации базируются
на соответствующих
Первое направление социальной
защиты - это социальная защита детей,
детства и отрочества, которая
ориентирована на создание условий
жизни и развития детей, позволяющих
всем детям, независимо от того, в какой
семье они родились и живут, иметь
наилучшие возможности для
24 июля 1998 г. был принят
Федеральный Закон «Об
Закон появился вовремя, так
как переход к новым социально-
Государственная политика в интересах детей основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка; государственной поддержки семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; установления и соблюдения государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей; ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; государственной поддержки органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
Соответственно, социальная защита детей и подростков должна эффективно оберегать детей всех возрастных групп, а также периодов развития от социальных рисков.
Однако, несмотря на то, что дети признаются государством особым (объектом социальной защиты, низкая материальная база сводит на нет все благие начинания. Так, расширение выплат пособий на детей совпало с большим распространением платности и школьного обучения, и внешкольных занятий, повышением стоимости содержания ребенка в детских садах, яслях и т. п. А потому дополнительные доходы семей, получаемые для хотя бы частичного покрытия расходов на содержание детей, теряют свою значимость и нуждаются в постоянной адаптации к росту цен на продукты и услуги детских учреждений. Постоянно увеличиваются суммы, что в дальнейшем приводит к ограничению сферы дополнительной социализации детей из семей различных типов [77, с.432]. А потому существующая система пособий и льгот в современной России не может быть отнесена к эффективным мерам социальной защиты детей и подростков.
Особое значение для социальной
защиты детей на современном этапе
приобретает создание специализированных
учреждений для несовершеннолетних,
которые призваны оказывать помощь
той категории подростков, которая
раньше не пользовалась вниманием властей.
Брошенные семьей и школой, они
в лучшем случае интересовали лишь
правоохранительные органы в связи
с совершением противозаконных
действий. В нарушение международных
правовых норм дети и подростки, не
совершившие правонарушений, нередко
подолгу содержались в
Таким образом, социальная защита
детей и подростков на современном
этапе согласуется с
Второе направление социальной
защиты – это социальная защита
трудоспособного населения, призванная
«предусматривать создание условий, обеспечивающих
баланс прав, обязанностей и интересов
граждан, когда человек сможет в
полной мере реализовать способность
к экономической
Социальная защита трудоспособного населения, охрана их труда основываются на Конституции Российской Федерации, ФЗ «Об основах охраны труда в РФ», принятого 17 июля 1999 г., и других нормативно-правовых актах Российской Федерации, а также законах и иных правовых актах субъектов Российской Федерации.
Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
Государство осуществляет программы
подготовки, профессионального обучения
и переквалификации работников, а
также гарантирует выплату
Наряду с охраной труда важной составной частью социальной политики государства является охрана здоровья граждан. Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.[65]
Таким образом, можно сделать вывод, что социальная защита трудоспособного населения должна предусматривать механизмы, обеспечивающие гражданам РФ защиту от социальных рисков, препятствующих:
– эффективной занятости человека;
– предоставлению, в соответствии
с законодательством, дополнительных
гарантий занятости категориям населения,
нуждающимся в особой социальной
защите и испытывающим трудности
в поиске работы, в том числе
молодежи, одиноким и многодетным
родителям, воспитывающим
– выплате и получению
заработной платы и всех видов
социальных пособий в размерах и
сроках, предусмотренных
– охране здоровья работающих и профилактике неблагоприятных условий их труда;
– оказанию и получению материальной и иной помощи лицам, попавшим в кризисные материальные и социально-бытовые ситуации;
– реализации молодежью своего потенциала в научном, культурном и спортивном планах;
– равноправию мужчин и женщин во всех вопросах социальной жизни (в первую очередь речь идет о полном фактическом равенстве в оплате труда, продвижении по службе, доступе к образованию, научной деятельности, культуре и спорту) [73, с.346-347].
Третье направление социальной защиты - это социальная защита нетрудоспособных граждан, которая должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей. Недопустимо, чтобы кто-либо из них ощущал себя лишним человеком, обременяющим близких, общество. Каждый должен как можно дольше сохранять желание и возможность проживать в семье, активно участвовать в экономическом, политическом, культурном развитии общества, пользоваться всеми его благами и, по возможности, их приумножать.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», принятого 24 ноября 1995 г., социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества [2].
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению их потребностей в социальных услугах. Оно включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи В профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга; содействие в организации ритуальных услуг и другие), которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.
Четвертое направление социальной защиты – социальная защита семьи, которая должна обеспечивать эффективную профилактику социальных рисков, препятствующих:
– сохранению института семьи;
– созданию и сохранению семьи;
– проживанию в семье ее
членов, страдающих ограничениями
– реализации мер по обеспечению трудящихся с семейными обязанностями такими условиями занятости, которые бы позволяли им совмещать семейные и профессиональные обязанности;
– развитию и оказанию содействия государственных и иных форм собственности учреждениям и службам по уходу за детьми и помощи семье;
– обеспечению каждой женщине права на возможно широкий спектр услуг в области планирования семьи;
– мерам по снижению материнской и детской смертности;
– предоставлению женщинам права на отпуск по беременности и родам;
– предоставлению отпуска по уходу за ребенком материл или отцу (опекуну) либо по усмотрению семьи другому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребенком;
– прекращению трудовых отношений работодателя с женщиной в период ее отсутствия на работе по вышеназванной причине;
– выплате пособий по уходу за ребенком, по беременности и родам получению женщиной медицинского обеспечения, включающей бесплатное дородовое медицинское обслуживание, акушерское обслуживании во время родов и после родов;
– отказу работодателя в приеме на работу и снижению заработной платы женщинам по мотивам, связанным с беременностью и родами, наличием детей;
– переводу беременных женщин,
а также женщин, имеющих детей
в возрасте до 3 лет, в соответствии
с медицинскими требованиями, на более
легкую работу, исключающую воздействие
неблагоприятных
– развитию семейного досуга и отдыха [73, с.347].
Социальная защита семьи
на современном этапе представляет
собой наиболее развивающееся направление
социальной защиты, так как именно
в семье находят отражение
все социальные проблемы, характерные
для современного российского общества,
причем эти проблемы всегда специфичны,
так как непосредственно
Организация осуществления
названных направлений