Социальная защита семи в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Создание действительно эффективной системы социальной защиты населения, подлинной реализации прав человека - важнейшая задача любого демократического государства.

Кризисная ситуация в обществе потребовала от государственных органов России новых подходов к организации социальной защиты населения не только на федеральном, но и региональном уровнях, наполнение реальным содержанием конституционных прав и свобод граждан.

В настоящее время, когда материально - финансовые ресурсы государства ограничены, обеспечение конкретности, адресности и рациональности расходования средств при решении проблемы социальной защиты населения имеют особо важное значение.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….3

Глава 1. Семья как объект социальной защиты
Основные понятия семья и социальная работа с семьей…….…5
Функции семьи……………………………………………………7
Классификации современной семьи…………………………….11

Глава 2. Государственная семейная политика как основа социальной работы
Цели и принципы государственной семейной политики………14
Нормативно-правовые основы семейной политики в России …21

Заключение………………………………….…………………….…………….30

Список литературы…………………………………..…………………………33

Работа содержит 1 файл

Мой курсач 2.docx

— 75.42 Кб (Скачать)

       В этих целях предусмотрено реализовать  первоочередные меры в области поддержки  семьи, детей и молодежи [14; С. 57], в  том числе:

       - совершенствование  системы  государственных  социальных  гарантий поддержки благосостояния семей с детьми;

    • государственное  стимулирование  малого,  в  том  числе  семейного, предпринимательства, различных форм самозанятости. Введение долгосрочного льготного потребительского кредитования молодых семей и семей, имеющих несовершеннолетних детей;
    • развитие новых форм социальных технологий поддержки семьи, детей и молодежи, расширение перечня оказываемых ими социальных, в том числе консультативных и психотерапевтических услуг по выходу из кризисных ситуаций, социально-психологической адаптации к новым условиям;
    • стимулирование развития видов добровольного страхования, особенно детей и молодежи, направленных на создание дополнительных возможностей поддержки семьи на ответственных этапах ее жизненного цикла; реализация мер по обеспечению устойчивости и надежности страховых систем в выполнении страховых обязательств;
    • увеличение в федеральном бюджете целевых расходов на мероприятия по социальной поддержке семьи, женщин и детей, обеспечение защищенности финансирования важнейших мероприятий;
    • повышение эффективности использования выделяемых средств, в том числе за счет объединения ранее принятых программ в этой сфере, концентрации усилий на наиболее важных и приоритетных направлений этих программ;
    • создание  внебюджетного  фонда  поддержки  материнства  и  детства, определение источников его финансового пополнения и основных направлений расходования;
    • создание  благоприятных  условий  для  более  полного использования возможностей негосударственного сектора для решения проблем улучшения положения семьи, женщин, детей и молодежи;
    • закрепление  норм  по  обеспечению  жизненно  важных  социальных гарантий семье, женщинам, детям и молодежи в законодательных актах, регулирующих распределение полномочий органов государственной власти и взаимоотношения федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
    • совершенствование  законодательства  в  области  защиты  прав  и интересов семьи, женщин, детей и молодежи.

       В семейной политике заметно влияние  двух теорий: одна подчеркивает роль социально-экономических  факторов в развитии семьи, другая - роль конфликтов участников общественно - политического процесса. Согласно первой теории, называемой индустриализационной, изменения экономической среды (например, индустриализация, урбанизация) создают новые потребности. Социально-экономическая и демографическая среды обитания семьи являются главными движущими силами в развитии государственной семейной политики. Снижение рождаемости, рост численности малоимущих семей, тендерные вопросы заставляют органы государственной власти во всем мире расширять и реформировать систему поддержки семьи [23; С. 109]. Деятельность политических партий, общественных организаций, публикации ученых могут привлекать внимание к проблемам семьи и заставить органы государственной власти более активно действовать по поддержке семьи. Политика, по определению Э. Гидденса – «это средство, к которому власть прибегает для осуществления своих целей» [29; С. 67]. Какие цели в отношении объекта политики - семьи преследует власть в разных странах мира, какие средства использует для достижения желаемого результата [23; С. 110].

       Анализ  отечественной и зарубежной литературы, нормативно-правовых актов по вопросам семьи показывает, что семейная политика в разных государствах имеет различные  главные цели. В то время как  во Франции например, основная цель ее - повышение рождаемости, в странах Северной Европы - достижение равенства прав и возможностей мужчин и женщин, в южноевропейских странах - поддержка молодых семей [37, С. 133]. Правительства США и Великобритании не включают ее в сферу своей ответственности. Китайское руководство в 1979 г. провозгласило «политику однодетной семьи». Для поощрения такой семьи разработана система льгот (лучшее обеспечение жилплощадью, бесплатное образование и медицинское обслуживание). Для городских жителей однодетная семья должна стать нормой, в сельской же местности разрешается обзаводиться вторым ребенком, а иметь третьего большинству жителей запрещено. Нарушители подвергаются денежным штрафам, к ним применяются меры административного воздействия. Так, за рождение третьего ребенка родителям снижают зарплату [37; С. 134].

       В России современная семейная политика - результат длительного развития, начавшегося с ограниченных мер  по защите матери и ребенка и направленного  в сторону комплексной деятельности государства по поддержке института  семьи в целом. В истории государственной семейной политики нашей страны можно выделить три этапа:

       1-й  этап (1917 - 1930 г), характеризующийся созданием работающим женщинам условий для сочетания материнства с трудом в условиях общественного производства. Для них были установлены отпуск по беременности (1,5 мес. - 2 мес.), пособие по беременности, оплачиваемые перерывы на кормление ребенка (1,3 перерыва по 20 мин.) в течение рабочего дня, был запрещен труд женщины в шахтах.

       2-й  этап (1930 - 1970 гг.), характеризующийся  ориентацией на высокую рождаемость  и многодетность. В 1940 - 1944 гг. был  принят закон о выплате пособий  многодетным матерям, начиная  с 4-го ребенка, установлены  специальные награды; в 1944 г. введен статус матери-героини; с 1944 г. были введены пособия одиноким матерям; в 1936 г. запрещены аборты; с 1939 г. увеличились алименты на детей.

       3-й  этап (1970 – 1980 гг.), был ориентирован  на преодоление малообеспеченности семьи с детьми. В 1985 г. было принято постановление правительства № 235 по увеличению пособия на детей во всех семьях, благодаря которому выросли пособия на территориях, где рождаемость была низкой (Вологодская, Владимирская и др. обл.). В 1970 г. увеличилось пособие инвалидам, а к 1986 г. - пособие вдовам на детей (ежегодно около 40 тыс. мужчин в трудоспособном возрасте уходят из жизни). В результате неполных семей в 1996 г. было 13,6 %, в 2003 г. их стало 20 - 25 % [28; С. 58].

       В 1985 г. был создан «алиментный фонд» в собесах для выплат пособии семьям, родители детей которых находятся в розыске.

       В 1981 г. увеличено пособие одиноким матерям. В 1987 г. появились положительные результаты: в этом году была самая высокая рождаемость в стране - 2,5 млн. граждан (в том числе в РФ родилось 1600 тыс. детей).

       С началом 90-х гг. XX в. (период так называемых реформ) рождаемость резко падает: в год рождается примерно 800 - 900 тыс. младенцев. Вместе с тем возрастает младенческая смерть. По данным ВОЗ (Всемирной  организации здравоохранения), допускается 10 % детской смертности от количества новорожденных. В нашей стране этот порог был превышен [55; С. 255].

       Рубежным  документом по увеличению пособий семьям с детьми стало постановление  Верховного Совета РФ от 10 апреля 1990 г. № 1420 «О неотложных мерах по улучшению положения семьи, женщин, охраны материнства». С этого момента начала формироваться структура управления семейной политикой. В Верховном Совете РФ был создан комитет по проблемам материнства и детства. Позже в Государственной думе и Совете Федерации возникли комитеты по семье и детям. В 1990 г. при президенте РФ стала работать координационная комиссия по «семье, женщинам и демографии». В настоящее время эта комиссия ликвидирована, теперь она работает при Совете Федерации. Создаются центры социального обслуживания семьи в регионах страны. В настоящее время уже более 2 тыс.[30; С. 7].

       В мае 1996 г. Указом президента страны были утверждены «основные направления государственной семейной политики». В них дано определение государственной семейной политики, которая является составной частью государственной политики и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного и кадрового характера, направленную на улучшение условий и качества жизни семей.

       Основные  направления государственной семейной политики включают:

    • обеспечение   условий   для   преодоления   негативных   тенденций бедности и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям;
    • обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;
    • кардинальное улучшение охраны здоровья семьи;
    • усиление помощи семье в воспитании детей.

       В Российской Федерации основными  принципами государственной семейной политики провозглашены:

    • самостоятельность  и  автономность  семьи  в  принятии  решений относительно своего развития;
    • равенство семей и всех  их членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений;
    • приоритет интересов каждого ребенка;
    • равноправие между мужчинами и женщинами в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности;
    • единство  семейной  политики  на  федеральном  и  региональном уровнях;
    • партнерство  семьи  и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями;
    • принятие  на  себя  государством обязательств по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, войнами и вооруженными конфликтами;
    • осуществление  дифференцированного  подхода  в  предоставлении гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе;
    • преемственность  и  стабильность  мер  государственной  семейной политики.

       Таким образом, семейная политика является частью социальной политики государства. Приоритетное место в ряду мер, направленных на улучшение положения семей, занимает реализация государственной семейной политики, направленной на укрепление стабильности семей, профилактику бедности и улучшение материального положений семей с детьми, обеспечение условий работающим женщинам для рождения и воспитания детей, повышение роли отцов в воспитании детей. Социальные условия перехода к более высокому типу развития в XXI веке требуют высокой вертикальной мобильности, а это предполагает совершенно иной тип социальной политики, заключающийся в переходе от узко понимаемой социальной защиты к выравниванию стартовых возможностей молодежи. Мировой опыт убедительно доказывает решающую роль образования как главной выравнивающей силы в современных условиях.

       В условиях демократических реформ особенно важно через образование, помогая, таким образом семье ориентировать молодое поколение на понимание проблем нового этапа развития России, вытекающих из них требований к уровню духовности, культуры, образованности, профессиональной компетентности и социальной активности. 

    1. Нормативно-правовые основы семейной политики в России
 

       Семейному законодательству в России отводится  важное место в обеспечении прав и интересов членов семьи. Оно  исходит из необходимости:

    • укрепления семьи;
    • построения  семейных  отношений  на  чувствах  взаимной  любви, уважения и взаимопомощи;
    • ответственности перед семьей всех ее членов;
    • недопустимости произвольного вмешательства в дела семьи;
    • обеспечения беспрепятственного осуществления семейных прав;
    • возможности судебной защиты семейных прав.

       Нормативно-правовая база семейной политики в РФ складывается из следующих уровней правового  регулирования:

    • международные акты в области охраны семьи и семейной политики;
    • Конституция РФ, конституционные и федеральные законы;
    • Законы субъектов Федерации;
    • указы, постановления местной власти.

       Международный уровень регулирования семейной политики исходит из ряда основополагающих документов представленных далее.

       Всеобщая  декларация прав человека принятая Генеральной  Ассамблеей ООН 10 декабря 1948, провозглашающая  в качестве основных принципов закона и общества права и свободы  человека.

       Международный пакт об экономических, социальных и  культурных правах, принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г., вступил в силу 3 января 1976 г. Соглашение всех присоединившихся стран о создании условия для реализации экономических, социальных и культурных правах, так же как и своими, гражданскими и политическими правами.

       Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации  в отношении женщин. Принята и  открыта для подписания, ратификации  и присоединения резолюцией Генеральной  Ассамблеи 34/180 от 18 декабря 1979 года. Вступление в силу: 3 сентября 1981 года, в соответствии со статьей 27 (1), соглашение о провозглашении и принятии принципа равноправия  женщин.

Информация о работе Социальная защита семи в РФ