Социальная защита пожилых и старых людей за рубежом

Автор: a************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования является то, что в последнее время возрастает необходимость научного изучения проблемы создания особых условий для проживания пожилых людей в современном обществе это не только не утратило актуальность, а также приобретает все большее значение.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Социальная защита пожилых и старых людей за рубежом 4
1.1. Страны Европы 6
1.2. США и Япония 15
Глава 2. Государственные организации социальной защиты пожилых и старых людей в зарубежных странах 17
Глава 3. Анализ социальной защиты пожилых и старых людей
за рубежом 18
Заключение 26
Список используемой литературы 30

Работа содержит 1 файл

Геронтология. курсовая.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

     Медицинская помощь лицам в возрасте 65-70 лет  и 70 лет и старше обеспечивается местными государственными властями и  системами страхования.

     Старение  населения требует изменения  организации не только медицинского обслуживания, но и в области пенсионного обеспечения, различных социальных действий, обеспечения жильем и др. Новая политика в области социального обслуживания предусматривает быстрое развитие сети промежуточных (между домом и госпиталем) медико-социальных учреждений для престарелых.

     2. Государственные организации социальной защиты пожилых и старых людей в зарубежных странах

     Спонсорами  государственных организаций социальной защиты пожилых и старых выступают федеральное правительство, штат, округ. Они финансируются за счет государственного налога, то есть, специалист, работающий в них, получает заработную плату из государственного бюджета.

     За  разработку общегосударственной социальной политики и ее проведение по стране государственные и местные органы власти отвечают, а также на региональном и местном уровнях. Они координируют деятельность по осуществлению программ социальной защиты населения с другими официальными учреждениями, а также с неприбыльными организациями и бизнесом. В пределах бюджетных возможностей каждого государства эти организации реализуют программы предоставления различных видов социальной помощи и поддержки для жителей страны в целом.

     В США создано управление по социальному обеспечению для реализации Акта о социальном обеспечении имеет 1200 отделений по всей стране. Агентства для престарелых, финансируемые федеральным правительством, предназначены для защиты прав и оказания услуг пожилым .5

     В целях создания широкой сети такого рода служб для пожилых и нуждающихся  существует система бесплатной медицинской помощи и государственного медицинского обслуживания финансирует частные структуры. При наличии гарантированных государственных фондов как добровольческие, так и коммерческие организации заинтересованы сотрудничать в таких областях, как дневной уход, долговременный уход, обеспечение стационарным обслуживанием и детскими домами.

     3. Анализ социальной защиты пожилых и старых людей за рубежом

     Одной из главных целей мирового сообщества, провозглашенных в Уставе Организации  Объединенных Наций, является утверждение веры в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности. Во всех развитых цивилизованных странах человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неотъемлемо принадлежащие ему права и свободы отнесены к высшим ценностям общественного бытия.

     Свобода и равноправие граждан принадлежит  к числу азбучных истин демократического режима. Вместе с тем, в составе  населения любой страны всегда имеются  социальные группы, которые нуждаются  в повышенном внимании со стороны общества, в особой охране их прав со стороны государства. Это самые уязвимые социальные слои, к которым принадлежат и лица преклонного возраста, те, кто отдал свою жизнь служению обществу и вправе рассчитывать, что общество отплатит им сторицей.

     В современном обществе демографические данные неукоснительно свидетельствуют о росте числа пожилых и престарелых людей. Так, например, по данным американских исследований, число людей пожилого возраста в США в 1900 году составляло 4% населения. К 1980 году число лиц старше 65 лет удвоилось и превысило 25 миллионов человек. По прогнозам авторов к 2020 году старых американцев будет уже более 50 миллионов человек, что составит 17,3% населения. Аналогичные данные можно привести и по другим промышленно развитым странам .

     Самым существенным фактором старения населения является снижение смертности и увеличение продолжительности жизни. Таково сложившееся общественное мнение, но многие авторы видят главную роль в этом процессе в снижении уровня рождаемости.

     Традиционно в США точкой отсчета считается возраст в 65 лет. Однако эта цифра отнюдь не может применяться в качестве универсального мерила, поскольку не только в США, но и во многих странах меняется возраст ухода на пенсию. К тому же, как не раз отмечалось выше, досрочный уход на пенсию стал весьма обычным явлением.

     Лица старшего возраста не могут рассматриваться как однородная группа, поэтому американские ученые считают, что в ней можно выделить четыре подгруппы:

     1. пожилые люди – 55 – 64 года;

     2. старые люди – 65 – 74 года;

     3. очень старые люди – 75 –  84 года;

     4. престарелые люди – 85 лет и  выше [1].

     Основными проблемами указанных четырех групп людей связаны со здоровьем, материальным положением, занятостью и жильем. Вполне естественно, что с ростом их числа, особенно старых и престарелых, возрастает необходимость их медицинского и социального обслуживания. Это создает серьезную проблему для "государства всеобщего благосостояния". Хотя некоторые эксперты утверждают, что расходы на заботу о пожилых людях растут не в результате увеличения этой доли группы среди населения, а вследствие общего удорожания медицинского и социального обслуживания на душу населения.

     Основные  системы по оказанию наиболее важных видов услуг пожилым и престарелым  людям получили название "формальных" и "неформальных". К формальным услугам относятся государственные, благотворительные, частные учреждения и агентства, а к неформальным – члены семьи, друзья и соседи. Характерная особенность оказания формальных услуг в развитых западных странах и США в том, что они оказываются по месту жительства пожилых и престарелых людей.

     Парламент Швеции в 1992 году принял решение об осуществлении национальной программы помощи пожилым людям, по которой вся ответственность по целому ряду аспектов, в том числе и расходы по стационарному и полустационарному обслуживанию и по организации специального жилья ложится на местные органы власти. Социальные работники в Великобритании в настоящее время также стараются внедрять различные направления работы с пожилыми людьми по месту их проживания. В США в 70-е гг. были выделены дотации на осуществление исследовательских программ для престарелых, включая организацию дневных центров по уходу. Смысл эксперимента состоял в том, чтобы изыскать более дешевые альтернативы уходу на дому6 .

     Например, в Великобритании, где центры дневного ухода за престарелыми лицами появились в 60-х гг., в основу их организации была положена более гибкая концепция, а ожидаемые результаты не связывались с материальной стороной дела. Они были созданы для расширения объема услуг в рамках общины. К 1980 г. было открыто уже 617 центров дневного ухода, что позволило облегчить изолированность старых и одиноких людей. Обычно в таких центрах есть кафе, парикмахерская, мастерские, работают в них и сотрудники, которые помогают продолжить образование.

     С другой стороны, центры дневного ухода в США, хоть и опирались на британскую модель, имели принципиальные отличия. Предполагалось разделить медицинскую и социальную сторону долговременного ухода. То есть в них обслуживались пожилые люди, которые нуждались в уходе в дневное время, но не нуждались стационарном уходе. В такие услуги, наряду с прочими, включались организация питания, личный уход, отдых, учеба, восстановление физических и профессиональных способностей и медицинское обслуживание. В последние десятилетия в Америке много усилий было направлено на увеличение числа центров дневного ухода и увязывание их в единую сеть услуг в рамках общины .

     В настоящее время, кроме центров  дневного ухода, в зарубежных странах  существуют учреждения, которые предлагают не только временное, но постоянное проживание.

     Например, в Швеции, это дома для пожилых  с широким спектром услуг по уходу  и лечению лиц, не желающих проживать  дома. Одним из принципов обслуживания пожилых в этой стране является принцип свободы выбора, в частности сохранение за пожилыми людьми права на свободу выбора жилья. Если человек хочет жить у себя дома он должен иметь такое право, даже если при этом возрастает потребность в получении помощи. Люди, которые очень нуждаются в уходе и не желают (или не способны) жить в обычных домашних условиях, должны иметь возможность выбрать проживание в "особых условиях". Дома для пожилых – это традиционная форма услуг, и многие пожилые по-прежнему отдают ей предпочтение в Швеции.

     В Великобритании временное или постоянное проживание предлагают пансионаты, большинство из которых предназначено для пожилых, не имеющих семей и за которыми родственники не имеют возможности ухаживать.

     В конце 60-х гг. в Швеции были построены  первые, так называемые "дома сервиса". По замыслу их создателей в такие заведения пенсионеры могли бы переезжать еще в дееспособном возрасте и по мере возникновения необходимости получать в возрастающем объеме помощь и лечение. Однако, развитие событий пошло несколько по-иному. Расширение сферы услуг на дому, а также улучшение жилищных условий в целом привели к тому, что все большее число людей предпочитало оставаться дома как можно дольше. Поэтому просьба о переезде в "дом сервиса" поступает, как правило, уже тогда, когда потребность в уходе значительно возрастает.

     "Дом сервиса" представляет собой квартиры, в которых группа пожилых вне зависимости от родства проживают совместно. В этих квартирах или в непосредственной близости находится персонал, который круглосуточно может предоставлять помощь. Групповое проживание возникло как элемент развития открытых форм лечения и ухода для лиц с психическими расстройствами физическими заболеваниями, нарушениями двигательных функций, а также людей в состоянии старческого маразма .

     Формы организации таких квартир различны и зависят, в частности, от потребностей проживающих в лечении. В определенных случаях групповое проживание является временным решением, этапом в подготовке к абсолютно самостоятельному проживанию. В других случаях такие квартиры становятся местом постоянного проживания.

     Подобная  форма ухода за пожилыми людьми имеется  и в Великобритании. Там она  называется "смягченные условия проживания". Предназначены такие условия для активных пожилых лиц. На деле это группа небольших домов, квартир или коттеджей, где жильцы могут жить независимо. В случаях необходимости приходит опекун. Такими опекунами могут быть патронажные работники, которые выступают как помощники, посредники между семьей и престарелым человеком.

     Заслуживают внимания приюты семейного типа для пожилых и престарелых лиц, проживающих вне семьи в США. Они получили большое распространение. Они могут быть различной формы, но общие черты в них следующие:

     1. помощь оказывается частным лицом,  предоставляющим свой дом, но  не являющимся родственником;

     2. за определенную плату пожилому  человеку предоставляется комната,  помощь в преодолении трудностей, защита, обеспечение лекарствами;

     3. приют должен быть небольшим  для создания теплой семейной  атмосферы;

     4. наблюдение и контроль попечительства осуществляется профессионалами из штата агентства, которое руководит этой программой обслуживания пожилых лиц.

     Из  перечисленных элементов неизменным остается лишь первый, остальные же варьируются. Например, в одном приюте может 2-4 старика, а в другом – 10. Нет строгих критериев отбора лиц, оказывающих помощь. В некоторых штатах не предъявляется высоких требований для подготовки персонала, другие же, напротив, уделяют обучению персонала большое внимание.

     Частота контрольных визитов штатных  работников также различна. Одни программы предлагают еженедельный контроль, другие – ежемесячный.

     Дома  для престарелых людей семейного  типа обслуживают, главным образом, три категории населения: психически больных, умственно отсталых, старых и больных людей. Такие учреждения представляют собой нечто среднее между государственным приютом и семьей. Они предназначены для, тех, кто не может жить самостоятельно. Их преимущества по сравнению с государственными приютами в том, что в них создается теплая семейная атмосфера, есть возможность индивидуального ухода, возможность общаться и поддерживать отношения с семьей. В них также ниже стоимость услуг, чем в специализированных государственных приютах. К этим приютам благожелательно относятся люди, проживающие рядом, чего нельзя сказать о других формах организации приютов.

     Приюты  семейного типа возникли в США  в 1979 году по инициативе Министерства здравоохранения и социальных служб. С тех пор многие государственные  органы работают по данной программе.

     Обычно  в таких приютах работают женщины средних, имеющие высшее образование и мотивами их деятельности являются: альтруизм, желание заботиться о ком-либо, бегство от одиночества. Мотивом могут быть и деньги, но обычно эти люди долго не задерживаются на такой трудной работе. Работающим женщинам платят из средств клиента (пенсии, пособия). Но, если у клиента нет постоянного дохода, существуют другие формы оплаты, например, спонсорские вклады. В последние годы в США наметилась тенденция расширения категорий обслуживаемых в приютах семейного типа, а также дифференциация этих приютов по категориям клиентов.

Информация о работе Социальная защита пожилых и старых людей за рубежом