Социальная защита пожилых и старых людей за рубежом

Автор: a************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования является то, что в последнее время возрастает необходимость научного изучения проблемы создания особых условий для проживания пожилых людей в современном обществе это не только не утратило актуальность, а также приобретает все большее значение.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Социальная защита пожилых и старых людей за рубежом 4
1.1. Страны Европы 6
1.2. США и Япония 15
Глава 2. Государственные организации социальной защиты пожилых и старых людей в зарубежных странах 17
Глава 3. Анализ социальной защиты пожилых и старых людей
за рубежом 18
Заключение 26
Список используемой литературы 30

Работа содержит 1 файл

Геронтология. курсовая.doc

— 138.00 Кб (Скачать)
 

Содержание 

Введение           2

Глава 1. Социальная защита пожилых и старых людей за рубежом  4       

    1. Страны Европы         6
    2. США и Япония         15

Глава 2. Государственные  организации социальной защиты пожилых  и старых людей в зарубежных странах      17

Глава 3. Анализ социальной защиты пожилых и старых людей 

за рубежом           18

Заключение          26

Список используемой литературы       30 

 

      Введение

     Актуальность  темы исследования является то, что  в последнее время возрастает необходимость научного изучения проблемы создания особых условий для проживания пожилых людей в современном обществе это не только не утратило актуальность, а также приобретает все большее значение.

    В демографии количественный и качественный состав населения принято изображать в виде пирамиды, основание которой составляют новорожденные дети затем происходит постепенное сужение пирамиды с учетом смертности в каждом возрастном периоде. А ее вершину составляют лица в возрасте от 90 лет и старше. До настоящего времени считалось, что для органов здравоохранения и социальных служб в исследованиях состояния здоровья населения эта группа старых людей не имеет большого значения.

    К концу XX века демографическая ситуация в корне изменилась: возрастная структура  населения большинства стран мира, в том числе и России, напоминает уже не столько пирамиду, сколько колонну, характеризующуюся относительно малой численностью детей, лиц молодого и зрелого возраста и относительно высокой численностью лиц старших возрастных групп. Совершенно естественно и закономерно, что увеличение абсолютного и относительного числа лиц старшего возраста и долгожителей ведет к растущей вероятности появления у них множественной патологии. По мнению Д.Ф. Чеботарева, патологию больных старых людей можно сравнить с айсбергом, у которого 1/4 объема скрыто под водой. Жалобы старых людей направляют внимание врача на вершину этого айсберга, между тем для правильного лечения и ухода необходимо знать всю патологию, то есть “увидеть весь айсберг”.

    С увеличением продолжительности жизни возрастает и период беспомощного существования старых людей с различными хроническими и психическими заболеваниями. Прогрессирование последствий хронических патологических процессов не всегда можно остановить с помощью новейших фармакологических средств. Преобладающее большинство старых людей нуждается в самом широком спектре услуг и помощи, оказываемой им посторонними людьми, будь то члены семьи, соседи, медицинские, социальные или благотворительные организации.

    Проблемы  социальной работы со старыми людьми в настоящее время находятся в центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых и старых людей.

    Цель  исследования: проанализировать социальную защиту пожилых и старых людей за рубежом.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     1. Рассмотреть социальную защиту пожилых и старых людей за рубежом в странах Европы, США и Японии.

     2. Рассмотреть государственные организации социальной защиты пожилых и старых людей в зарубежных странах.

     3. Проанализировать социальную защиту пожилых и старых людей за рубежом. 

 

      1. Социальная защита  пожилых и старых  людей за рубежом.

     Социальная  защита населения – совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизни различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.

     Одной из главных целей мирового сообщества, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, является утверждение веры в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности. Во всех развитых цивилизованных странах человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неотъемлемо принадлежащие ему права и свободы отнесены к высшим ценностям общественного бытия. Свобода и равноправие граждан принадлежит к числу азбучных истин демократического режима. Вместе с тем, в составе населения любой страны всегда имеются социальные группы, которые нуждаются в повышенном внимании со стороны общества, в особой охране их прав со стороны государства. Это самые уязвимые социальные слои, к которым принадлежат и лица преклонного возраста, те, кто отдал свою жизнь служению обществу и вправе рассчитывать, что общество отплатит им сторицей.

     Демографические изменения, происходящие в развитых странах, свидетельствуют о стремительном  росте относительной доли и абсолютного  числа пожилых людей. По прогнозам  бюро переписи населения США число американцев в возрасте старше 85 лет и более, составляющее ныне 3,3 млн. человек, должно возрасти до 18,7 млн. человек к 2080 году. Примерно аналогичные тенденции прослеживаются и в западноевропейских странах. В условиях относительного сокращения рождаемости происходит процесс “старения” населения, что порождает комплекс больших и сложных проблем.

     Происходящие  изменения резко усиливают давление на различные государственные и  общественные структуры, призванные заботиться о пожилых людях, защищать их права и интересы. При этом важно видеть не только сегодняшнее состояние дел, но и более отдаленные перспективы развития, к наступлению которых нужно готовиться сегодня, дабы они не застали врасплох завтра.

     Ниже  приведен фактический и нормативный материал, который показывает, как решаются конкретные вопросы социальной защиты пожилых людей в странах Западной Европы США и Японии.

     Конечно, решения, которые находят эти  страны, во многом связаны с уровнем  общего благосостояния, достигнутого этими странами.

     И, тем не менее, изучение мирового опыта, знакомство с постановкой проблем  и их решением — это необходимый  задел на будущее, это подготовка уже сегодня к тем решениям и свершениям, которые нас ожидают  завтра.

     Социальное  страхование на случай социального риска используют практически все страны Западной Европы, поэтому и оказывают социальную помощь людям, находящимся за чертой бедности.1

     На  сегодняшний день системы социального страхования и социальной помощи в этих странах реализуются по-разному, и в связи с этим они могут быть разделены на четыре группы:

     1. страны, где доминируют страховые  принципы, где размеры выплат  и пособий связаны с индивидуальными страховыми взносами;

     2. страны, где страховые принципы  социальной защиты населения  менее выражены, где размеры пособий и выплат более соответствуют индивидуальным потребностям, а финансирование осуществляется в основном из налоговых фондов;

     3. страны, занимающие промежуточную  позицию между первыми двумя;

     4. страны, где системы социальной  защиты населения, как таковой, пока нет, она только формируется.2

     В связи с серьезными демографическими изменениями, произошедшими за последние десятилетия, многие страны пересмотрели систему помощи пожилым гражданам.

    1. Страны Европы.

     В первую очередь, проблемы возникли в отношении пенсионного обслуживания, поскольку резко возросло число пенсионеров по старости. Положение во многих странах обострилось в связи с довольно высоким уровнем безработицы. Это заставило правительства многих стран изыскивать возможности для организации преждевременного ухода на пенсию, чтобы освободить рабочие места для молодых работоспособных людей.

     В середине 80-х гг. стали разрабатываться программы преждевременного выхода на пенсию, которые были приняты почти во всех странах Европейского Содружества. В разных странах были приняты два четко выраженных решения: ранняя пенсия с правом работать и ранняя пенсия без права работать. В наибольшей степени программы были реализованы в Бельгии, Франции, Германии, в меньшей – в Великобритании и Дании.

     Например, в Бельгии на пенсию можно уходить уже в 50 лет. Если увольнение связано с потребностями фирмы, пожилые люди получают пенсию в размере 80% заработка. Основная часть средств выплаты поступает за счет страхования по безработице, но некоторая доля может обеспечиваться работодателем. Пенсионеру разрешается подрабатывать, но в ограниченных размерах.3

     В Бельгии четко и жестко оговаривается  обязательство принять на место пенсионера молодого человека из числа безработных с тем, чтобы обеспечить переход от одной возрастной группы занятых к другой.

     Во  Франции пожилые работники в  случае увольнения могут получать пособие  по раннему выходу на пенсию в размере 70% от предыдущей зарплаты, если их работодатель нанимает вместо них безработных  моложе 26 лет. Финансируется данное пособие из фонда страхования по безработице и правительственного фонда.

     В Германии желающие могут выходить на пенсию в возрасте от 60 до 65 лет, а позднее минимальный возраст был снижен до 57 лет, если они накопили достаточно средств. Пособие финансировалось компаниями (65% среднего заработка). Там, где вышедший на пенсию был заменен безработным, компания могла получить грант от трудовой администрации.

     Следует отметить, что результаты раннего ухода пожилых людей на пенсию весьма противоречивы. С точки зрения фирм повышается гибкость рабочей силы, наблюдается повышение производительности труда в результате избирательного сокращения, быстрое устранение избыточной численности, омоложение рабочей силы. Однако есть и негативные результаты: потеря опытных работников, мастерства. Восприятие этой ситуации пожилыми людьми тоже неоднозначно: оптимизм в начале в результате хорошей компенсации и столкновение впоследствии с изменением семейного положения, утратой контактов, ощущением ненадобности.

     Тем не менее, пенсионные реформы более поздних лет в некоторых странах, предусматривают постепенное увеличение пенсионного возраста. В 1990 году в Греции были вообще отменены различные формы преждевременного ухода на пенсию.

     Правительства в ряде стран Европы были вынуждены предпринять определенные меры в области социального обслуживания, чтобы уравнять в правах мужчин и женщин. Речь шла, прежде всего, о возможности получать пенсию за умершего супруга. В Германии был принят закон, согласно которому переживший супруг имел право на 60% от пенсии умершего супруга. В Дании в 1985 году было отменено пособие по случаю потери кормильца вместе со всеми правами на социальное страхование умершего супруга.4

     Сокращение  размеров пенсии, изменение порядка  ее начисления, продление сроков взносов в страховой фонд для получения права на пенсию можно также причислить к мероприятиям направленным на сокращение расходов по пенсионной статье. Например, в Великобритании в 1986 году размер пенсии был сокращен на 5% и введен новый порядок ее начисления. Этот порядок состоял в том, что вместо точки отсчета от самой высокой заработной платы в течение 20 лет, бралась средняя заработная плата за весь трудовой стаж. Одновременно были введены поощрения, которые делали более доступными для трудящихся возможности получения пенсии от частных компаний, а не государственных. В Люксембурге в эти же годы был продлен срок взносов в страховой фонд с 5 до 10 лет для получения права на пенсию.

     В большинстве стран Европы после  второй мировой войны были созданы специальные структуры для осуществления социальной политики и программ социального обеспечения, поддержки различных социальных групп, в которых в настоящее время наряду с правоведами, психологами, медиками важное место занимают и социальные работники. Так, в Великобритании к учреждениям, оказывающим медико-социальную помощь пожилым людям, относятся поликлиники, больницы, дома для престарелых, дома сестринского ухода государственного и частного секторов, дома для инвалидов, приюты-общежития гостиничного типа для лиц с нарушением психики или инвалидов. Распространение получили бригады по оказанию помощи пожилым людям, в работе которых участвуют социальный работник (руководитель группы), медицинская сестра общей психологической службы, врач общей практики, геронтолог, патронажная сестра, организатор помощи на дому, психолог-клиницист, районная медицинская сестра. Работа этой бригады строится на основе детального обсуждения каждого конкретного случая. Разрабатывается индивидуальный план, учитывающий потребности пациента и включающий перечень факторов, мешающих оказанию помощи. Изучаются поведенческие характеристики для определения степени социальной и психологической уязвимости пациента.

Информация о работе Социальная защита пожилых и старых людей за рубежом