Автор: a************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 11:27, курсовая работа
Актуальность темы исследования является то, что в последнее время возрастает необходимость научного изучения проблемы создания особых условий для проживания пожилых людей в современном обществе это не только не утратило актуальность, а также приобретает все большее значение.
Введение 2
Глава 1. Социальная защита пожилых и старых людей за рубежом 4
1.1. Страны Европы 6
1.2. США и Япония 15
Глава 2. Государственные организации социальной защиты пожилых и старых людей в зарубежных странах 17
Глава 3. Анализ социальной защиты пожилых и старых людей
за рубежом 18
Заключение 26
Список используемой литературы 30
Содержание
Введение 2
Глава 1. Социальная защита пожилых и старых людей за рубежом 4
Глава 2. Государственные организации социальной защиты пожилых и старых людей в зарубежных странах 17
Глава 3. Анализ социальной защиты пожилых и старых людей
за рубежом 18
Заключение 26
Список используемой
литературы 30
Введение
Актуальность темы исследования является то, что в последнее время возрастает необходимость научного изучения проблемы создания особых условий для проживания пожилых людей в современном обществе это не только не утратило актуальность, а также приобретает все большее значение.
В демографии количественный и качественный состав населения принято изображать в виде пирамиды, основание которой составляют новорожденные дети затем происходит постепенное сужение пирамиды с учетом смертности в каждом возрастном периоде. А ее вершину составляют лица в возрасте от 90 лет и старше. До настоящего времени считалось, что для органов здравоохранения и социальных служб в исследованиях состояния здоровья населения эта группа старых людей не имеет большого значения.
К концу XX века демографическая ситуация в корне изменилась: возрастная структура населения большинства стран мира, в том числе и России, напоминает уже не столько пирамиду, сколько колонну, характеризующуюся относительно малой численностью детей, лиц молодого и зрелого возраста и относительно высокой численностью лиц старших возрастных групп. Совершенно естественно и закономерно, что увеличение абсолютного и относительного числа лиц старшего возраста и долгожителей ведет к растущей вероятности появления у них множественной патологии. По мнению Д.Ф. Чеботарева, патологию больных старых людей можно сравнить с айсбергом, у которого 1/4 объема скрыто под водой. Жалобы старых людей направляют внимание врача на вершину этого айсберга, между тем для правильного лечения и ухода необходимо знать всю патологию, то есть “увидеть весь айсберг”.
С увеличением продолжительности жизни возрастает и период беспомощного существования старых людей с различными хроническими и психическими заболеваниями. Прогрессирование последствий хронических патологических процессов не всегда можно остановить с помощью новейших фармакологических средств. Преобладающее большинство старых людей нуждается в самом широком спектре услуг и помощи, оказываемой им посторонними людьми, будь то члены семьи, соседи, медицинские, социальные или благотворительные организации.
Проблемы социальной работы со старыми людьми в настоящее время находятся в центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых и старых людей.
Цель исследования: проанализировать социальную защиту пожилых и старых людей за рубежом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть социальную защиту пожилых и старых людей за рубежом в странах Европы, США и Японии.
2. Рассмотреть государственные организации социальной защиты пожилых и старых людей в зарубежных странах.
3.
Проанализировать социальную защиту пожилых
и старых людей за рубежом.
1. Социальная защита пожилых и старых людей за рубежом.
Социальная защита населения – совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизни различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.
Одной из главных целей мирового сообщества, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, является утверждение веры в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности. Во всех развитых цивилизованных странах человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неотъемлемо принадлежащие ему права и свободы отнесены к высшим ценностям общественного бытия. Свобода и равноправие граждан принадлежит к числу азбучных истин демократического режима. Вместе с тем, в составе населения любой страны всегда имеются социальные группы, которые нуждаются в повышенном внимании со стороны общества, в особой охране их прав со стороны государства. Это самые уязвимые социальные слои, к которым принадлежат и лица преклонного возраста, те, кто отдал свою жизнь служению обществу и вправе рассчитывать, что общество отплатит им сторицей.
Демографические
изменения, происходящие в развитых
странах, свидетельствуют о
Происходящие
изменения резко усиливают
Ниже приведен фактический и нормативный материал, который показывает, как решаются конкретные вопросы социальной защиты пожилых людей в странах Западной Европы США и Японии.
Конечно, решения, которые находят эти страны, во многом связаны с уровнем общего благосостояния, достигнутого этими странами.
И, тем не менее, изучение мирового опыта, знакомство с постановкой проблем и их решением — это необходимый задел на будущее, это подготовка уже сегодня к тем решениям и свершениям, которые нас ожидают завтра.
Социальное страхование на случай социального риска используют практически все страны Западной Европы, поэтому и оказывают социальную помощь людям, находящимся за чертой бедности.1
На сегодняшний день системы социального страхования и социальной помощи в этих странах реализуются по-разному, и в связи с этим они могут быть разделены на четыре группы:
1. страны, где доминируют страховые принципы, где размеры выплат и пособий связаны с индивидуальными страховыми взносами;
2. страны, где страховые принципы социальной защиты населения менее выражены, где размеры пособий и выплат более соответствуют индивидуальным потребностям, а финансирование осуществляется в основном из налоговых фондов;
3. страны, занимающие промежуточную позицию между первыми двумя;
4. страны, где системы социальной защиты населения, как таковой, пока нет, она только формируется.2
В связи с серьезными демографическими изменениями, произошедшими за последние десятилетия, многие страны пересмотрели систему помощи пожилым гражданам.
В первую очередь, проблемы возникли в отношении пенсионного обслуживания, поскольку резко возросло число пенсионеров по старости. Положение во многих странах обострилось в связи с довольно высоким уровнем безработицы. Это заставило правительства многих стран изыскивать возможности для организации преждевременного ухода на пенсию, чтобы освободить рабочие места для молодых работоспособных людей.
В середине 80-х гг. стали разрабатываться программы преждевременного выхода на пенсию, которые были приняты почти во всех странах Европейского Содружества. В разных странах были приняты два четко выраженных решения: ранняя пенсия с правом работать и ранняя пенсия без права работать. В наибольшей степени программы были реализованы в Бельгии, Франции, Германии, в меньшей – в Великобритании и Дании.
Например, в Бельгии на пенсию можно уходить уже в 50 лет. Если увольнение связано с потребностями фирмы, пожилые люди получают пенсию в размере 80% заработка. Основная часть средств выплаты поступает за счет страхования по безработице, но некоторая доля может обеспечиваться работодателем. Пенсионеру разрешается подрабатывать, но в ограниченных размерах.3
В Бельгии четко и жестко оговаривается обязательство принять на место пенсионера молодого человека из числа безработных с тем, чтобы обеспечить переход от одной возрастной группы занятых к другой.
Во Франции пожилые работники в случае увольнения могут получать пособие по раннему выходу на пенсию в размере 70% от предыдущей зарплаты, если их работодатель нанимает вместо них безработных моложе 26 лет. Финансируется данное пособие из фонда страхования по безработице и правительственного фонда.
В Германии желающие могут выходить на пенсию в возрасте от 60 до 65 лет, а позднее минимальный возраст был снижен до 57 лет, если они накопили достаточно средств. Пособие финансировалось компаниями (65% среднего заработка). Там, где вышедший на пенсию был заменен безработным, компания могла получить грант от трудовой администрации.
Следует отметить, что результаты раннего ухода пожилых людей на пенсию весьма противоречивы. С точки зрения фирм повышается гибкость рабочей силы, наблюдается повышение производительности труда в результате избирательного сокращения, быстрое устранение избыточной численности, омоложение рабочей силы. Однако есть и негативные результаты: потеря опытных работников, мастерства. Восприятие этой ситуации пожилыми людьми тоже неоднозначно: оптимизм в начале в результате хорошей компенсации и столкновение впоследствии с изменением семейного положения, утратой контактов, ощущением ненадобности.
Тем не менее, пенсионные реформы более поздних лет в некоторых странах, предусматривают постепенное увеличение пенсионного возраста. В 1990 году в Греции были вообще отменены различные формы преждевременного ухода на пенсию.
Правительства в ряде стран Европы были вынуждены предпринять определенные меры в области социального обслуживания, чтобы уравнять в правах мужчин и женщин. Речь шла, прежде всего, о возможности получать пенсию за умершего супруга. В Германии был принят закон, согласно которому переживший супруг имел право на 60% от пенсии умершего супруга. В Дании в 1985 году было отменено пособие по случаю потери кормильца вместе со всеми правами на социальное страхование умершего супруга.4
Сокращение размеров пенсии, изменение порядка ее начисления, продление сроков взносов в страховой фонд для получения права на пенсию можно также причислить к мероприятиям направленным на сокращение расходов по пенсионной статье. Например, в Великобритании в 1986 году размер пенсии был сокращен на 5% и введен новый порядок ее начисления. Этот порядок состоял в том, что вместо точки отсчета от самой высокой заработной платы в течение 20 лет, бралась средняя заработная плата за весь трудовой стаж. Одновременно были введены поощрения, которые делали более доступными для трудящихся возможности получения пенсии от частных компаний, а не государственных. В Люксембурге в эти же годы был продлен срок взносов в страховой фонд с 5 до 10 лет для получения права на пенсию.
В большинстве стран Европы после второй мировой войны были созданы специальные структуры для осуществления социальной политики и программ социального обеспечения, поддержки различных социальных групп, в которых в настоящее время наряду с правоведами, психологами, медиками важное место занимают и социальные работники. Так, в Великобритании к учреждениям, оказывающим медико-социальную помощь пожилым людям, относятся поликлиники, больницы, дома для престарелых, дома сестринского ухода государственного и частного секторов, дома для инвалидов, приюты-общежития гостиничного типа для лиц с нарушением психики или инвалидов. Распространение получили бригады по оказанию помощи пожилым людям, в работе которых участвуют социальный работник (руководитель группы), медицинская сестра общей психологической службы, врач общей практики, геронтолог, патронажная сестра, организатор помощи на дому, психолог-клиницист, районная медицинская сестра. Работа этой бригады строится на основе детального обсуждения каждого конкретного случая. Разрабатывается индивидуальный план, учитывающий потребности пациента и включающий перечень факторов, мешающих оказанию помощи. Изучаются поведенческие характеристики для определения степени социальной и психологической уязвимости пациента.
Информация о работе Социальная защита пожилых и старых людей за рубежом