Социальная защита населения в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Рассматривая социальную защиту в современных условиях, можно констатировать, что в теории и практике отечественного социального регулирования имеется естественный пробел, связанный с качественно новым этапом развития общества и невозможностью использования прежних теоретических положений и практических механизмов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
1.Понятие и сущность социальной защиты населения……………………...
2. Формы обеспечения социальной защиты населения……………………..
2.1.Принцип социальной защиты населения……………………………...
2.2.Принцип социального страхования……………………………………
2.3.Принцип социального обеспечения…………………………………...
2.4. Принцип вспомоществования………………………………………....
2.5.Принцип социальной солидарности…………………………………...
3. Современная система социального обеспечения Республики Беларусь………………………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………...
Приложения

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 47.24 Кб (Скачать)

 

2.4. Принцип вспомоществования

 

Согласно  этому принципу социальные выплаты  и услуги может получить каждый нуждающийся  в необходимом для него объеме в том случае, если для получателя не представляется возможности самостоятельно выйти из бедственного положения. Так  же, как и принцип социального  обеспечения, данный принцип предусматривает  финансирование социальных нужд из средств  налогообложения. Особенностью основанных на принципе вспомоществования социальных программ (таких, как социальная помощь) является необходимость проверки нуждаемости. Элементы социального вспомоществования  являются непременной частью системы  социальной защиты в рыночной экономике; поскольку только лишь с помощью  принципов социального страхования  и социального обеспечения невозможно учесть все возможные страховые  риски и построить многоплановую  и всеохватывающую систему социальной защиты населения. Несовершенство организации  социальной защиты на основе этого  принципа связано с необходимостью проверки нуждаемости и, как следствие, отсутствием определенности в объеме нужных социальных услуг.

 

2.5. Принцип социальной солидарности

 

Данный  принцип предусматривает взаимную помощь всех участников социальной защиты, связанную с перераспределением средств между различными социально-экономическими и демографическими группами населения. Можно выделить три составляющие данного принципа. Первая предполагает рассмотрение социальной солидарности как объединения различных рисков при одинаковых страховых взносах. Второй компонент социальной солидарности связан с рассмотрением его как модели межвременного перераспределения. Иначе говоря, речь идет о так называемом договоре поколений, необходимом для перераспределения доходов от трудоспособных молодых к нетрудоспособным старым участникам системы социальной защиты. Третий элемент принципа предполагает понимание его в качестве основы межличностного перераспределения. В данном случае перераспределение доходов осуществляется:

- между  наиболее богатыми и наиболее  бедными группами участников  системы социальной защиты;

- непосредственно  между застрахованными субъектами;

- между  застрахованными и незастрахованными  участниками [2, с.14].

Процесс социальной защиты представляет собой  социальное обеспечение.

По своей  сути социальное обеспечение есть система  финансовых отношений государства  с юридическими и физическими  лицами по поводу формирования государственных  целевых социальных фондов и использования  их для социальной защиты граждан  страны. Существование социального  обеспечения продиктовано необходимостью содержания нетрудоспособных граждан, их поддержки и выравнивания жизненного уровня различных групп населения [11, с.96].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Современная система социального обеспечения Республики Беларусь

 

Современная система социального обеспечения Республики Беларусь по своему содержанию состоит из двух основных форм: государственного социального страхования и государственного социального обеспечения.

В сферу  государственного социального обеспечения  входят также социальная помощь, попечительство и социальное обслуживание.

Социальная  помощь - это форма социальной защиты, предусматривающая денежные выплаты, натуральную помощь и индивидуальные услуги гражданам на основе проверки нуждаемости. Основу финансирования социальной помощи составляют бюджетные ассигнования, которые выделяются в распоряжение органов социальной защиты.

В понятие  социальной помощи включаются разнообразные  формы добровольно-общественной благотворительности. Объектами социальной помощи являются лица, доходы которых ниже черты  бедности или прожиточного минимума. В системе социальной помощи действует  принцип индивидуального подхода. Это означает, что социальная помощь оказывается тогда, когда исчерпаны  все законодательные, договорные и  нравственные возможности.

Попечительство в отличие от социальной помощи ориентировано на индивидуальную нуждаемость. Оно осуществляется органами опеки за счет бюджетных ассигнований, пожертвований и спонсорской помощи.

Социальное  обслуживание - это деятельность юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки и материальной помощи, предоставлению бытовых, медицинских, психолого-педагогических и правовых услуг, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В Республике Беларусь социальное обслуживание основано на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости и равенства, доступности, добровольности, конфиденциальности, общей профилактической направленности [6, с.89].

Государственное социальное страхование. Государственное социальное страхование - это система финансовых отношений государства с юридическими и физическими лицами по поводу создания государственного целевого фонда социальной защиты населения.

Сущность  социального страхования заключается  в том, что финансирование социальных выплат осуществляется за счет аккумулируемых в специальном фонде взносов  из фонда оплаты труда работодателей  и из заработной платы работающих. В Республике Беларусь специальным  фондом взносов из фонда оплаты труда  работодателей и из заработной платы  работающих выступает Фонд социальной защиты населения (ФСЗН).

Фонд  решает возложенные на него задачи в тесном взаимодействии с министерствами, другими центральными органами управления, общественными объединениями республики, деятельность которых связана с  защитой интересов работающих граждан, пенсионеров, инвалидов и детей, а также во взаимодействии с местными органами управления [12, с.82].

Средства  фонда социальной защиты населения  формируются за счет трех основных источников:

1. Обязательные взносы юридических лиц, работающих на хозяйственном (коммерческом) расчете. По своей сущности это - социальный налог. Сумма взносов в фонд социальной защиты населения зависит от размера (суммы) фонда заработной платы работников предприятия, организации и размера страхового тарифа, который устанавливается в процентах от фонда заработной платы. Размер страхового тарифа может быть дифференцирован в зависимости от рода хозрасчетной (коммерческой) деятельности. В Республике Беларусь данный тариф колеблется от 10% до 35%.

Произведенные взносы социального налога включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а значит, являются ценообразующим фактором. Таким образом, фактическими плательщиками социальных платежей предприятий всех форм собственности являются покупатели.

  1. Обязательные социальные взносы государственных некоммерческих учреждений и организаций, финансируемых из бюджета. Для этих целей при составлении сметы расходов предусматриваются ассигнования из бюджета по специальной статье «Взносы на социальное страхование». В связи с тем, что в современных условиях в отдельных бюджетных учреждениях фонд заработной платы состоит не только из бюджетных средств, но и тех, которые получены от разрешенной коммерческой деятельности, сумма социальных взносов в подобных случаях оказывается больше суммы бюджетных ассигнований на эти цели.
  2. Обязательных индивидуальных взносов граждан, работающих по найму. Размер страховых взносов составляет 1 % фактической заработной платы, облагаемой социальным налогом [11, с.97].

В одних  странах страхование носит накопительный, в других - солидарный, в третьих - смешанный характер. В первом случае при утрате заработка страхуемые получают компенсацию, размер которой соотносится с величиной их прежней заработной платы с учетом уплаты предварительных взносов. Такой принцип построения системы социального обеспечения считается справедливым во многих странах. При солидарном характере страхования работающие содержат нетрудоспособных.

В современных  условиях для установления принципа более жесткой эквивалентности  выплат по социальному страхованию  и страховых социальных взносов  в Республике Беларусь введен индивидуальный учет сведений о каждом застрахованном лице в системе государственного социального страхования. Органы ФСЗН каждому застрахованному лицу выдают свидетельство, присваивают номер и открывают индивидуальный счет. Индивидуальный лицевой счет содержит подробные сведения о застрахованном лице, необходимые для назначения и выплаты пенсий и пособий. Информация, содержащаяся в индивидуальном лицевом счете, является конфиденциальной.

Ведение персонифицированного учета имеет  следующие цели:

- обеспечение  достоверности сведений о стаже застрахованного и страховых взносах;

- создание  информационной базы для назначения  пенсий и пособий;

- информационное  обеспечение процесса прогнозирования  расходов на выплату пенсий  и пособий по государственному  социальному страхованию, определения  размеров страховых взносов, расчета  макроэкономических показателей,  касающихся государственного социального  страхования;

- повышение  заинтересованности застрахованных  лиц в уплате взносов;

- упрощение  порядка и ускорение процедуры  назначения пенсий и пособий  застрахованным лицам.

Государственное социальное страхование существенно  отличается от государственного личного. Во-первых, оно обязательное, а не договорное; во-вторых, фактически носит  налоговый характер; в-третьих, осуществляется в основном за счет социального налога. В этом случае отсутствует индивидуальный учет средств, поступивших в фонд социальной защиты населения [6, с.91].

Использование средств, поступивших по государственному социальному страхованию в фонд социальной защиты населения представляет собой государственное социальное обеспечение

Использование средств, поступивших по государственному социальному страхованию в фонд социальной защиты населения, а также  средств фонда содействия занятости  населения представляет собой государственное  социальное обеспечение.

Государственное социальное обеспечение - система финансовых отношений государства с физическими лицами по поводу расходования фонда социальной защиты населения и других социальных фондов.

В сферу  государственного социального обеспечения  входит также и социальная помощь. Социальная помощь - форма социальной защиты, предусматривающая денежные выплаты, натуральную помощь и индивидуальные услуги гражданам на основе проверки нуждаемости. Основу финансирования социальной помощи составляют бюджетные ассигнования, которые выделяются в распоряжение органов социальной защиты.

В расширенном  понимании в понятие социальной помощи включаются разнообразные формы  добровольно-общественной благотворительности. Объектами социальной помощи являются лица, доходы которых ниже черты  бедности или прожиточного минимума. В системе социальной помощи действует  принцип индивидуального подхода. Это означает, что социальная помощь оказывается тогда, когда исчерпаны  все законодательные, договорные и  нравственные возможности. Таким образом, посредством института социальной помощи реализуется государственная  концепция обеспечения минимального гарантированного дохода [11, с.96].

В заключение вопроса следует повторить, что  современная система социального  обеспечения Республики Беларусь по своему содержанию состоит из двух основных форм: государственного социального  страхования и государственного социального обеспечения. В сферу  государственного социального обеспечения  входят также социальная помощь, попечительство и социальное обслуживание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    

 

 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги работы, можно сделать следующие  выводы.

1. Сущность социальной защиты населения заключается в принятии системы мер по укреплению статуса экономически и социально слабых граждан с соблюдением принципа равноправия. Важнейшим приоритетом системы социальной защиты является поддержка в первую очередь нетрудоспособных граждан. С этой целью формируются и используются специальные денежные фонды.

2. Национальные  системы социальной защиты сформировались  с учетом специфики экономического, социального и культурного развития  стран. Однако, несмотря на различия  в путях развития и особенностях  организации, качестве и объеме  услуг, а также методах финансирования, все системы социальной защиты  функционируют на основе единых  принципов: принцип социального страхования, принцип социального обеспечения, принцип вспомоществования, принцип социальной солидарности.

3. Современная система социального обеспечения Республики Беларусь по своему содержанию состоит из двух основных форм: государственного социального страхования и государственного социального обеспечения. В сферу государственного социального обеспечения входят также социальная помощь, попечительство и социальное обслуживание.

Особенностью  организации социальной защиты населения  в Республике Беларусь  является то, что этот процесс осуществляется за счет средств государственных  целевых и бюджетных фондов: Фонда  социальной защиты населения, государственного фонда содействия занятости, а также  страховых компаний, занимающихся страхованием жизни и от несчастных случаев. Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь осуществляется по солидарному принципу, когда работающие содержат неработающих.

Наиболее  важной задачей, которую необходимо решить и которая во многом определяет существующие проблемы системы социальной защиты, является перестройка сознания на понимание того факта, что устаревшие стереотипы, механизмы и инструменты построения системы социальной защиты в новых современных условиях не могут быть эффективными и мешают социально-экономическому развитию общества.

Информация о работе Социальная защита населения в Республике Беларусь