Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:10, курсовая работа
Рассматривая социальную защиту в современных условиях, можно констатировать, что в теории и практике отечественного социального регулирования имеется естественный пробел, связанный с качественно новым этапом развития общества и невозможностью использования прежних теоретических положений и практических механизмов.
Введение………………………………………………………………………..
1.Понятие и сущность социальной защиты населения……………………...
2. Формы обеспечения социальной защиты населения……………………..
2.1.Принцип социальной защиты населения……………………………...
2.2.Принцип социального страхования……………………………………
2.3.Принцип социального обеспечения…………………………………...
2.4. Принцип вспомоществования………………………………………....
2.5.Принцип социальной солидарности…………………………………...
3. Современная система социального обеспечения Республики Беларусь………………………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………...
Приложения
2.4. Принцип вспомоществования
Согласно
этому принципу социальные выплаты
и услуги может получить каждый нуждающийся
в необходимом для него объеме
в том случае, если для получателя
не представляется возможности самостоятельно
выйти из бедственного положения. Так
же, как и принцип социального
обеспечения, данный принцип предусматривает
финансирование социальных нужд из средств
налогообложения. Особенностью основанных
на принципе вспомоществования социальных
программ (таких, как социальная помощь)
является необходимость проверки нуждаемости.
Элементы социального вспомоществования
являются непременной частью системы
социальной защиты в рыночной экономике;
поскольку только лишь с помощью
принципов социального
2.5. Принцип социальной солидарности
Данный принцип предусматривает взаимную помощь всех участников социальной защиты, связанную с перераспределением средств между различными социально-экономическими и демографическими группами населения. Можно выделить три составляющие данного принципа. Первая предполагает рассмотрение социальной солидарности как объединения различных рисков при одинаковых страховых взносах. Второй компонент социальной солидарности связан с рассмотрением его как модели межвременного перераспределения. Иначе говоря, речь идет о так называемом договоре поколений, необходимом для перераспределения доходов от трудоспособных молодых к нетрудоспособным старым участникам системы социальной защиты. Третий элемент принципа предполагает понимание его в качестве основы межличностного перераспределения. В данном случае перераспределение доходов осуществляется:
- между наиболее богатыми и наиболее бедными группами участников системы социальной защиты;
- непосредственно
между застрахованными
- между
застрахованными и
Процесс социальной защиты представляет собой социальное обеспечение.
По своей сути социальное обеспечение есть система финансовых отношений государства с юридическими и физическими лицами по поводу формирования государственных целевых социальных фондов и использования их для социальной защиты граждан страны. Существование социального обеспечения продиктовано необходимостью содержания нетрудоспособных граждан, их поддержки и выравнивания жизненного уровня различных групп населения [11, с.96].
3. Современная система социального обеспечения Республики Беларусь
Современная
система социального
В сферу государственного социального обеспечения входят также социальная помощь, попечительство и социальное обслуживание.
Социальная помощь - это форма социальной защиты, предусматривающая денежные выплаты, натуральную помощь и индивидуальные услуги гражданам на основе проверки нуждаемости. Основу финансирования социальной помощи составляют бюджетные ассигнования, которые выделяются в распоряжение органов социальной защиты.
В понятие
социальной помощи включаются разнообразные
формы добровольно-общественной благотворительности.
Объектами социальной помощи являются
лица, доходы которых ниже черты
бедности или прожиточного минимума.
В системе социальной помощи действует
принцип индивидуального
Попечительство в отличие от социальной помощи ориентировано на индивидуальную нуждаемость. Оно осуществляется органами опеки за счет бюджетных ассигнований, пожертвований и спонсорской помощи.
Социальное обслуживание - это деятельность юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки и материальной помощи, предоставлению бытовых, медицинских, психолого-педагогических и правовых услуг, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В Республике Беларусь социальное обслуживание основано на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости и равенства, доступности, добровольности, конфиденциальности, общей профилактической направленности [6, с.89].
Государственное социальное страхование. Государственное социальное страхование - это система финансовых отношений государства с юридическими и физическими лицами по поводу создания государственного целевого фонда социальной защиты населения.
Сущность
социального страхования
Фонд
решает возложенные на него задачи
в тесном взаимодействии с министерствами,
другими центральными органами управления,
общественными объединениями
Средства фонда социальной защиты населения формируются за счет трех основных источников:
1. Обязательные взносы юридических лиц, работающих на хозяйственном (коммерческом) расчете. По своей сущности это - социальный налог. Сумма взносов в фонд социальной защиты населения зависит от размера (суммы) фонда заработной платы работников предприятия, организации и размера страхового тарифа, который устанавливается в процентах от фонда заработной платы. Размер страхового тарифа может быть дифференцирован в зависимости от рода хозрасчетной (коммерческой) деятельности. В Республике Беларусь данный тариф колеблется от 10% до 35%.
Произведенные взносы социального налога включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а значит, являются ценообразующим фактором. Таким образом, фактическими плательщиками социальных платежей предприятий всех форм собственности являются покупатели.
В одних
странах страхование носит
В современных условиях для установления принципа более жесткой эквивалентности выплат по социальному страхованию и страховых социальных взносов в Республике Беларусь введен индивидуальный учет сведений о каждом застрахованном лице в системе государственного социального страхования. Органы ФСЗН каждому застрахованному лицу выдают свидетельство, присваивают номер и открывают индивидуальный счет. Индивидуальный лицевой счет содержит подробные сведения о застрахованном лице, необходимые для назначения и выплаты пенсий и пособий. Информация, содержащаяся в индивидуальном лицевом счете, является конфиденциальной.
Ведение персонифицированного учета имеет следующие цели:
- обеспечение достоверности сведений о стаже застрахованного и страховых взносах;
- создание
информационной базы для
- информационное
обеспечение процесса
- повышение
заинтересованности
- упрощение порядка и ускорение процедуры назначения пенсий и пособий застрахованным лицам.
Государственное социальное страхование существенно отличается от государственного личного. Во-первых, оно обязательное, а не договорное; во-вторых, фактически носит налоговый характер; в-третьих, осуществляется в основном за счет социального налога. В этом случае отсутствует индивидуальный учет средств, поступивших в фонд социальной защиты населения [6, с.91].
Использование
средств, поступивших по государственному
социальному страхованию в фонд
социальной защиты населения представляет
собой государственное
Использование средств, поступивших по государственному социальному страхованию в фонд социальной защиты населения, а также средств фонда содействия занятости населения представляет собой государственное социальное обеспечение.
Государственное социальное обеспечение - система финансовых отношений государства с физическими лицами по поводу расходования фонда социальной защиты населения и других социальных фондов.
В сферу государственного социального обеспечения входит также и социальная помощь. Социальная помощь - форма социальной защиты, предусматривающая денежные выплаты, натуральную помощь и индивидуальные услуги гражданам на основе проверки нуждаемости. Основу финансирования социальной помощи составляют бюджетные ассигнования, которые выделяются в распоряжение органов социальной защиты.
В расширенном
понимании в понятие социальной
помощи включаются разнообразные формы
добровольно-общественной благотворительности.
Объектами социальной помощи являются
лица, доходы которых ниже черты
бедности или прожиточного минимума.
В системе социальной помощи действует
принцип индивидуального
В заключение
вопроса следует повторить, что
современная система
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы.
1. Сущность социальной защиты населения заключается в принятии системы мер по укреплению статуса экономически и социально слабых граждан с соблюдением принципа равноправия. Важнейшим приоритетом системы социальной защиты является поддержка в первую очередь нетрудоспособных граждан. С этой целью формируются и используются специальные денежные фонды.
2. Национальные
системы социальной защиты
3. Современная система социального обеспечения Республики Беларусь по своему содержанию состоит из двух основных форм: государственного социального страхования и государственного социального обеспечения. В сферу государственного социального обеспечения входят также социальная помощь, попечительство и социальное обслуживание.
Особенностью организации социальной защиты населения в Республике Беларусь является то, что этот процесс осуществляется за счет средств государственных целевых и бюджетных фондов: Фонда социальной защиты населения, государственного фонда содействия занятости, а также страховых компаний, занимающихся страхованием жизни и от несчастных случаев. Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь осуществляется по солидарному принципу, когда работающие содержат неработающих.
Наиболее важной задачей, которую необходимо решить и которая во многом определяет существующие проблемы системы социальной защиты, является перестройка сознания на понимание того факта, что устаревшие стереотипы, механизмы и инструменты построения системы социальной защиты в новых современных условиях не могут быть эффективными и мешают социально-экономическому развитию общества.
Информация о работе Социальная защита населения в Республике Беларусь