Социальная защита населения в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Рассматривая социальную защиту в современных условиях, можно констатировать, что в теории и практике отечественного социального регулирования имеется естественный пробел, связанный с качественно новым этапом развития общества и невозможностью использования прежних теоретических положений и практических механизмов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
1.Понятие и сущность социальной защиты населения……………………...
2. Формы обеспечения социальной защиты населения……………………..
2.1.Принцип социальной защиты населения……………………………...
2.2.Принцип социального страхования……………………………………
2.3.Принцип социального обеспечения…………………………………...
2.4. Принцип вспомоществования………………………………………....
2.5.Принцип социальной солидарности…………………………………...
3. Современная система социального обеспечения Республики Беларусь………………………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………...
Приложения

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 47.24 Кб (Скачать)

                                       СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..

1.Понятие и сущность социальной защиты населения……………………...

2. Формы обеспечения социальной защиты населения……………………..

      2.1.Принцип социальной защиты населения……………………………...    

     2.2.Принцип социального страхования……………………………………

     2.3.Принцип социального обеспечения…………………………………...

      2.4. Принцип вспомоществования………………………………………....

      2.5.Принцип социальной солидарности…………………………………...

3. Современная система  социального обеспечения Республики  Беларусь………………………………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………….

Список использованных источников………………………………………...

Приложения……………………………………………………………………

3

6

15

16

16

17

19

19

 

21

26

28

29


 

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ВВЕДЕНИЕ

 

Изменения в экономической, политической и  социальной жизни Республики Беларусь, характерные для переходного  к рынку периода, сопровождаются серьезными проблемами как в обществе в целом, так и среди всех слоев населения.

Рассматривая социальную защиту в  современных условиях, можно констатировать, что в теории и практике отечественного социального регулирования имеется  естественный пробел, связанный с  качественно новым этапом развития общества и невозможностью использования  прежних теоретических положений  и практических механизмов. Сегодня  еще нельзя сказать, что в нашей  стране существует единая концепция  социальной зашиты населения, хотя имеется  огромная совокупность мер по социальной защите отдельных категорий населения, что позволяет на современном этапе развития общества хоть как-то компенсировать потери, вызванные переходом к новой экономической системе. Но все острее ощущается необходимость разработки теоретических и практических основ комплексной системы социальной защиты, экономически, политически и организационно распространенной на все слои и категории населения. Концепция социальной защиты населения должна опираться на идею о том, что система социальной защиты является одной из главных составляющих процесса воспроизводства, не только населения, но и экономического потенциала страны.

Вышесказанным и обусловлена актуальность настоящей работы.

Исходя  из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящем  исследовании была поставлена следующая  цель: рассмотреть действующую в  настоящее время в Республике Беларусь систему форм и методов  социальной защиты населения.

Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:

- раскрытие понятия и сущности социальной защиты населения;

- изучение форм обеспечения  социальной защиты населения;

-рассмотрение современной системы социального обеспечения Республики Беларусь.

Поставленные  задачи определили структуру курсовой работы, которая включает в себя введение, три раздела, заключение, список использованных источников, приложения.

Методология исследования базируется на диалектическом методе познания, системном подходе, методах дедукции, сравнительного и  экономического анализа, экономико-статистических и социологических методах. Основными  методами изучения проблем социальной защиты являются анализ и синтез, индукция и дедукция, экономико-математическое моделирование. Анализ предполагает расчленение  всего процесса на отдельные элементы. Синтез означает соединение разложенных  элементов изучаемого объекта в  единое целое или новую организационную  систему. Анализ и синтез неразрывно связаны между собой при исследовании проблем социальной защиты.

Научная новизна работы заключается в  теоретическом обосновании и  разработке на этой основе рекомендаций по совершенствованию  социальной защиты в Республике Беларусь.

Теоретической и методологической основой исследования, обеспечивающей достоверность выводов, являются труды отечественных и  зарубежных авторов в области  социальной защиты таких как Альперович В.Д. (издательство «МаРТ», г. Москва), Венгер Ю.И. (издательство «ВГУ им. П.М. Машерова», г. Витебск), Медведева Л.Ф. (издательство Академии управления при Президенте РБ, г. Минск) и ряда других.

Нормативно-правовой базой настоящего курсового исследования послужили электронные ресурсы, содержащие законодательные и нормативные акты Республики Беларусь, касающиеся вопросов социальной защиты населения.

В числе  информационных источников работы использовались публикации в периодической печати, в том числе в общеотраслевых журналах.

Следует отметить, что вопросы, связанные  с рассматриваемой темой освещены в научной и периодической  литературе в объеме, достаточном  для написания работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и сущность социальной защиты населения

 

 Наличие системы социальной  защиты населения характерно  практически для всех стран.  Необходимость в ней для конкретного  гражданина обусловлена наступлением  обстоятельств, при которых человек  не в состоянии своим трудом  создать условия, обеспечивающие  ему основные жизненные потребности.

Потребность граждан в государственной социальной защите может быть обусловлена следующими обстоятельствами:

- полной, частичной, временной или постоянной  потерей трудоспособности из-за  болезни или по возрасту;

- потерей  кормильца, наличием многодетной  или неполной семьи, уходом  за детьми-инвалидами и прочими  факторами личного характера;

- изменениями  в социально-политической, экономической,  международной обстановке  (спад производства, рост инфляции, банкротств, безработицы и т.п.);

- неблагоприятными  климатическими, природными и стихийными  явлениями катастрофического и продолжительного характера [6, с.88].

Социальная  защита населения является одним  из важнейших звеньев в системе  социального управления обществом. Вместе с тем она оказывает  влияние на общее самочувствие общества и происходящие в нем экономические  и политические процессы.

Назначение  системы социальной защиты состоит  в том, чтобы посредством нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических  и организационно-технических средств  осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам населения  и отдельным людям.

Институт  учреждений и организаций социальной работы является многоуровневой подсистемой  и органично входит в общую  систему социальной защиты населения.

Целью деятельности организаций социальной работы в  системе социальной защиты населения является установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями системы, призванной обеспечить нуждающихся в помощи людей жизненными благами, нормализовать социально-психологические отношения между ними и обществом.

Выделяя систему социальной защиты населения  как гаранта его благосостояния, нужно отметить что фактически все  структуры общества, т.е. институты  государственной власти общественного  управления, многопланово занимаются проблемами социальной работы. Однако социальная работа в узком смысле осуществляется организациями, учреждениями и ведомствами сферы, где затрагиваются  такие аспекты жизнедеятельности, как условия труда, быта, досуга, охраны здоровья, трудоустройства, безопасности и др.

В общем  виде организационную структуру  институтов социальной защиты населения  можно охарактеризовать как устойчивую и упорядоченную систему взаимодействия организаций социальной работы и  ее субъектов, обеспечивающую общие  условия полноценной жизнедеятельности  и рациональной организации социальной защиты нуждающихся в помощи людей в соответствии с их интересами и потребностями.

В структуре  реализации механизмов системы социальной помощи населению выделяются два  глобальных уровня: законодательный  и исполнительный, компетенция которых  определяется на государственном и  местном уровне. Эти законодательные  и исполнительные органы определяют основные принципы социальной политики государства по социальной защите населения, обязательные социальные гарантии, которые  осуществляются в пределах и формах, установленных Конституцией Республики Беларусь и действующими законами.

Важнейшим условием создания эффективной системы  социальной защиты является деятельность органов социальной защиты на уровне государства, региона, трудового коллектива и негосударственных общественных организаций.

Говоря  о системе социальной защиты, необходимо выделить объекты и субъекты системы, чтобы лучше представить логику их развития, потенциальные механизмы  воздействия на процессы социальной практики.

Объектами управления в системе социальной защиты населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные  коллективы, различные социальные группы, а также система взаимоотношений, которая складывается между людьми, нуждающимися в помощи.

Субъектами  управления в системе социальной защиты населения являются организации, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению: министерства, комитеты, производственные коллективы. Человек, являясь объектом воздействия  со стороны органов социальной работы, сам является субъектом социального  управления, так как генерирует и  формирует через свои интересы и  потребности структурно-функциональные задачи системы социальной защиты.

Функции органов социальной работы - это  объективно необходимая, относительно самостоятельная часть управленческой деятельности, характеризующаяся специфическим  содержанием, универсальностью осуществления, особой пространственно-временной  формой выражения. Для органов социальной работы характерными функциями являются:

- осуществление  защищенности, страховки и гарантии  социальной обеспеченности, покровительства;

- реализация  государственной политики по  созданию необходимых предпосылок  для улучшения материального  положения и условий жизни  различных слоев и групп населения,  нуждающихся в помощи [1, с.11].

Термин  «социальная защита» («социальная безопасность») был впервые применен в законодательном акте США в «Законе по социальной безопасности» в 1935 г., который в свою очередь стимулировал разработку программ помощи престарелым, нетрудоспособным и безработным. В 1935 г. данный термин был применен и в законодательном акте Новой Зеландии. В последующем рамки данной категории были значительно расширены при разработке и принятии конвенций и рекомендаций Международной организации труда по социальному страхованию и обеспечению, гарантированию минимальных доходов работающим при наступлении нетрудоспособности, а также в области охраны труда и заработной платы [13, с.7].

Социальная защита - это забота государства о гражданах, нуждающихся в помощи, его содействие им в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования, а система социальной защиты - это совокупность принципов, методов, социальных гарантий, мероприятий, законодательно установленных государством и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей людей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, социальных категорий и групп [13, с.8].

В Республике Беларусь социальная защита представляет собой систему приоритетов и  механизмов по реализации законодательно закрепленных социальных, правовых и  экономических гарантий граждан; органов  управления всех уровней, иных институтов, а также системы социальных служб, обеспечивающих определенный уровень  социальной защищенности, достижения социально-приемлемого уровня жизни  населения в соответствии с конкретными  условиями общественного развития.

Успешное  действие механизма социальной защиты населения призвано обеспечивать социальную защищенность.

Социальная  защищенность - целостная система законодательно закрепленных экономических, юридических и социальных прав и свобод, социальных гарантий граждан, противодействующих дестабилизирующим факторам жизни и, в первую очередь, таким как безработица, инфляция, бедность и др. [9, с.14].

В настоящее  время социальная защита населения стала важнейшей составной частью экономической и социальной политики государства и представлена совокупностью решений, принимаемых органами государственного управления, работодателями, профсоюзными и другими общественно-политическими структурами (субъектами социальной политики) и направленных на повышение уровня жизни членов общества (объектов социальной политики), а также мероприятий, способствующих практическому осуществлению этих решений.

Информация о работе Социальная защита населения в Республике Беларусь