Социальная защита граждан пожилого возраста в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 21:08, реферат

Описание работы

Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимость выработки особых подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми.

Содержание

Введение. 2
1. Теоретические аспекты социальной защиты пожилых людей. 4
1.1 Пожилые люди как объект социальной защиты 4
1.2 Система социальной защиты пожилых людей в Российской Федерации. 12
1.3 Правовые основы социальной защиты пожилых людей в Российской Федерации 19
2. Практика социального обслуживания граждан пожилого возраста в ЕАО (на примере ОГУ «ЦСО Ленинского района») 24
2.1 Краткая характеристика деятельности ОГУ «ЦСО Ленинского района ЕАО» по социальной защите граждан пожилого возраста. 24
2.2 Формы социального обслуживания на дому в ОГУ «ЦСО Ленинского района ЕАО» 29
Заключение. 35
Список использованной литературы 36

Работа содержит 1 файл

реферат (2).doc

— 162.50 Кб (Скачать)

Тарифы на оказание платных услуг пересматриваются по мере изменения размеров пенсий, прожиточного минимума в Ленинском районе.

Центр может  иметь в своей структуре различные  подразделения Социальной защиты, в  том числе: отделения дневного и  временного пребывания, социальной защиты на дому, специализированного социально-медицинского обслуживания на дому, социально-гериатрические отделения, социально-реабилитационные отделения, срочной социальной помощи, отделение социальной помощи семье и детям, социальную столовую, социальный магазин и другие подразделения, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей, деятельность которых не противоречит задачам Центра.

Общими направлениями  деятельности всех структурных подразделений  являются:

- выявление  и учет граждан, семей и детей  нуждающихся в социальных услугах,  оказываемых структурным подразделением;

- оказание социальной, бытовой, психологической, консультативной  и иной помощи гражданам; 

- содействие  в активизации у граждан, обслуживаемых  Центром, возможности самореализации  своих потребностей;

- обеспечение  обслуживаемым гражданам их прав и преимуществ, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

Центр по согласованию с Учредителем вправе открывать  с учетом необходимости иные структурные  подразделения, деятельность которых  отвечает направлению деятельности Центра.

Структурные подразделения  Центра в своей деятельности подчиняются  директору Центра. ;

Деятельность  структурных подразделений Центра регулируется Положением, утверждаемым директором Центра.

Структурное подразделение  Центра возглавляет заведующий, назначаемый директором Центра. Функциональные обязанности заведующего определяются Положением о структурном подразделении и должностной инструкцией.

Центр возглавляет  директор, назначаемый и. освобождаемый  от должности учредителем.

Заместители директора Центра, главный бухгалтер Центра назначается и освобождается от должности учредителем.

Учредитель  или уполномоченное им юридическое  лицо заключает с директором, заместителями  директора, главным бухгалтером  трудовой договор (контракт), применяет меры поощрения и взыскания.

Планирование  работы ЦСО реализуется, прежде всего, в виде перспективного (на год), текущего (на квартал), месячного (по отделениям и службам), экономического характера (заявки и предложения начальнику УСЗН), тематических планов (ко Дню 8 Марта, 9 Мая, Пожилого человека, Пасхе и т.д.)

Перспективный план содержит следующие разделы:

- Организационная  работа (пополнить банк данных  о категориях населения, нуждающихся  в обслуживании, открыть отделения,  службы, работа с прессой, организация досуга).

- Работа с  кадрами, повышение профессионального  мастерства.

- Сотрудничество  с церковью.

- Работа медико-социальной  службы.

- Работа в  методическом кабинете.

- Укрепление  материально-технической базы Центра, улучшение условий труда.

Квартальные планы  составляются на основе перспективного плана работы и задач текущего поколения по той же схеме, что  и годовой план, но более детально с указанием точной даты исполнения.

Планы работы отделений  и служб составляются на основании  перспективного, квартального, а также с учетом особенностей текущего периода и подразделения. Основными направлениями в работе служб организационного вопроса - контроль за качеством обслуживания, обобщение и распространение передового опыта работы специалистов и социальных работников, проведение клубов по интересам, «Посиделок», работа с предпринимателями, организациями по привлечению внебюджетных средств.

Главной проблемой  планирования была и остается реалистичность, понимая как обоснованность мероприятий  и их ресурсное обеспечение

2.2 Формы  социального обслуживания на  дому в ОГУ «ЦСО Ленинского  района ЕАО»

Основная цель социальной защиты на дому - максимально  продлить нахождение граждан в привычной  для них среде обитания, поддержать их личностный «социальный статус», защищать их права и законные интересы.

К числу основных надомных услуг, гарантированных государством, относятся: организация питания  и доставка продуктов на дом, помощь в приобретении медикаментов, товаров  первой необходимости, содействие в  получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские учреждения, помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями, содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших, организация различных социально-бытовых услуг (ремонта жилья, обеспечении топливом, доставки воды, оплата коммунальных услуг и др.), помощь в оформлении документов и т.д.

Обслуживание  граждан осуществляется социальными  работниками , состоящими в штате  Центра. Территории, обслуживаемые ими, максимально приближены к месту проживания самих социальных работников в целях повышения качества обслуживания пожилых граждан, что позволяет увеличивать число посещений, сокращается время на транспорт, продляется график работы с обслуживаемыми.

Помимо социальных работников в отделении работают и медицинские сестры, которые  проводят медицинские процедуры, как  измерение температуры тела, артериального  давления, наложение компрессов, осуществление  перевязок, обработка пролежней, раневых  поверхностей, выполнение очистительных клизм, в соответствии с назначениями лечащего врача делают подкожные и внутримышечные инъекции. Медицинские сестры также оказывают санитарно-гигиеническую помощь обслуживаемым гражданам – обтирания, гигиенические ванны, меняют нательное и постельное белье, кормят ослабленных клиентов.

Бытовые услуги, как приготовление пищи, стирка белья, уборка квартиры, выполняют дополнительно  социальные работники.

В связи с  тем, что социальная работа начиналась в первую очередь как оказание помощи одиноким престарелым, патронаж до настоящего времени занимает одно из основных мест в социальном обслуживании пожилых людей и инвалидов, находящихся в домашних условиях, лишенных помощи своих близких и неспособных или малоспособных к передвижению и самообслуживанию. Патронаж является альтернативой помещения клиента в стационарные социальные или медицинские учреждения. В большинстве случаев одинокие пожилые люди негативно относятся к помещению в стационар, так как они сохраняют привычную домашнюю обстановку, знакомых, некоторую независимость.

Вот почему социальная защита на дому остается более приемлемой формой для пожилых и престарелых  граждан. Социальные работники стараются  выявлять таких нуждающихся и  увеличивать спектр оказываемых  услуг.

Основной целью срочного социального обслуживания является оказание неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидов, остро нуждающихся в социальной поддержке.

Срочное социальное обслуживание включает в себя следующие  гарантированные государством услуги: разовое обеспечение остронуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами, обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости, разовое оказание материальной помощи, содействие в получении временного жилья, оказание экстренной психологической помощи, юридической помощи в пределах своей компетенции и другие виды и формы помощи.

Деятельность  службы строится на сотрудничестве с  различными государственными, общественными  организациями и отдельными гражданами. Эта служба предназначена, прежде всего для оказания безотлагательных мер, направленных на временное поддержание жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке.

В срочную службу обращаются ежедневно десятки людей. По различным вопросам звонят и из поликлиник, больниц, жилищно-эксплуатационных трестов, соседи и т.д. В службу срочной социальной помощи идут сообщения о тех, кто голоден, неухожен, нуждается в помощи и внимании.

Специалисты службы раздают одежду, продукты, поддерживают добрым словом, определяют престарелых, инвалидов в дома-интернаты, больницы, обследуют материально-бытовые условия. К работникам службы обращаются со всевозможными просьбами. Одни просят призвать к порядку сына или дочь, отнимающих у своих родителей пенсию, другие - лишить мать-алкоголичку родительских прав, третьи – наставить на путь истинный сына, вернувшегося из мест лишения свободы. Или соседи просят отправить в дом – интернат психически больную пожилую женщину, которая своими действиями нарушает покой жильцов, оказать помощь парализованным одиноким пенсионерам. И специалисты по социальной работе связываются с милицией, администрацией района, чтобы решить эти проблемы. Специалисты представляют интересы одиноких умерших в суде, выполняют и такие приятные поручения управления социальной защиты – поздравления с праздниками, приглашают на районные мероприятия.

В обеспечении  обувью, одеждой, продуктами питания  и другими предметами первой необходимости  создана комната натуральной  помощи, в которой есть вещи бывшего  употребления – одежда, обувь, предметы личной гигиены, выдаваемые обратившимся гражданам бесплатно. Эта помощь идет в основном от населения. Новые вещи поступают от предприятий, организаций путем взаимозачетов – это и постельные принадлежности, и верхняя одежда (плащи, куртки), обувь, крупа, мука, сахар и другое.

Гуманитарная  помощь, как правило, безвозмездна. Нормы и критерии, по которым распределяется гуманитарная помощь: приоритет при  оказании помощи имеют нуждающиеся  многодетные семьи, инвалиды, одинокие пенсионеры, доходы которых ниже прожиточного минимума. Поэтому специалисты решают, кому помощь нужна в первую очередь. Действует и заявительная форма. То есть механически ничего не раздается. Специалисты отделения срочного социальной защиты следят и за конечным результатом.

В штате службы работают юрист и психолог, оказывающие  консультативную помощь.

В штате Центра функционирует медико–социальная  служба – 2 врача и 2 медицинских  сестры.

Основными направлениями  деятельности медико-социальной службы являются:

- Выявление  и учет на территории района  семей и отдельных граждан,  нуждающихся в медико-психологической  помощи.

- Осуществлять  необходимый патронаж граждан  пожилого возраста и инвалидов  с использованием современных  методов профилактики, диагностики,  лечения.

- Прием в  Центре и по месту жительства 

- Бесплатное  оказание медицинской помощи  малообеспеченным гражданам медикаментами. 

- Оказание психологической  поддержки. 

- Проведение  санитарно-просветительной работы  по гигиеническому воспитанию  населения, пропаганде здорового образа жизни, активного долголетия путем организации клубов общения, школ здоровья, лекций, лечебно-оздоровительных мероприятий. Примером могут служить клубы «Помоги себе сам», клуб «Зимняя вишня», школа здоровья «Молодость». Врачи проводят с социальными работниками практические занятия по овладению навыками оказания первой медицинской помощи при кровотечении, обмороках, ушибах, переломах, сердечной недостаточности, учат измерять артериальное давление, накладывать компрессы.

Важным направлением в работе Центра является работа с кадрами, повышение профессионального уровня сотрудников.

Трудовой коллектив  Центра составляют все граждане, участвующие  своим трудом в его деятельности на основе трудового договора.

Отношение работников и Центра, возникшие на основе трудовых договоров, регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

Трудовой коллектив  обязан соблюдать правила трудового  распорядка Центра, правила техники  безопасности и противопожарной  безопасности.

Ежедневно на планерных совещаниях заведующих служб и отделений рассматриваются вопросы, направленные на организационную, методическую и материальную работу, утверждаются планы общих мероприятий. Регулярно рассматриваются вопросы:

- Об эффективности  работы консультативного пункта.

- О плане  проведения Дня пожилых людей. 

- О работе  с общественными организациями  района.

- О взаимодействии  служб Центра и православной  церкви по оказанию помощи  верующим в проведении религиозных  обрядов. 

- О пополнении  банка данных о категориях населения, нуждающихся в социальном обслуживании на дому.

- О работе  отделения срочной службы по  оказанию социальных услуг участникам  Великой Отечественной войны. 

На планерных  совещаниях в отделениях и службах, которые проводятся не реже 4-х раз  в месяц, обсуждаются такие вопросы, как проведение декад по формированию внебюджетных средств, выявление и учет пенсионеров, нуждающихся в социальном обслуживании, распределение и выдача гуманитарной помощи, подготовка и проведение культурно-массовых мероприятий с подопечными (праздников, клубов, тематических вечеров), результаты контроля за работой социальных работников и специалистов по социальной работе в виде тематических и фронтальных проверок, заслушивание отчетов о выполнении служебных обязанностей, работе со средствами массовой информации (материалы в газету, на радио и телевидение).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью курсовой работы являлся анализ системы социальной защиты населения пожилых людей  в РФ. В ходе работы было изучена  научная литература и нормативно-правовая документация, и, исходя из этого анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:

1. Изучена социально-демографическая  категория пожилых людей, анализ  их проблем, которые теоретики  и практики социальной работы  определяют с разных точек  зрения – хронологической, социологической, биологической, психологической, функциональной и т.п.

2. Из исследования  видно, что наиболее острой  проблемой является ограничение  жизнедеятельности пожилых людей. 

3. Кроме того, в работе были выявлены особенности  системы социальной защиты населения в РФ, её организационно правовое обеспечение.

4. В ходе исследования  было установлено, что социальная  защита на дому является одной  их приоритетных форм социальной  поддержки пожилых людей. 

5. В работе  была исследована деятельность учреждения социальной защиты ОГУ «ЦСО Ленинского района». Важнейшей задачей, которой является поддерживание уровня жизни пожилых людей и инвалидов в экстремальных ситуациях, содействие их адаптации к условиям рыночной экономики.

Информация о работе Социальная защита граждан пожилого возраста в РФ