Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 21:08, реферат
Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимость выработки особых подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми.
Введение. 2
1. Теоретические аспекты социальной защиты пожилых людей. 4
1.1 Пожилые люди как объект социальной защиты 4
1.2 Система социальной защиты пожилых людей в Российской Федерации. 12
1.3 Правовые основы социальной защиты пожилых людей в Российской Федерации 19
2. Практика социального обслуживания граждан пожилого возраста в ЕАО (на примере ОГУ «ЦСО Ленинского района») 24
2.1 Краткая характеристика деятельности ОГУ «ЦСО Ленинского района ЕАО» по социальной защите граждан пожилого возраста. 24
2.2 Формы социального обслуживания на дому в ОГУ «ЦСО Ленинского района ЕАО» 29
Заключение. 35
Список использованной литературы 36
Система социальной защиты охватывает, в частности, медицинскую гериатрическую помощь, как стационарную, так и поликлиническую; содержание и обслуживание в домах-интернатах, помощь на дому нуждающимся в постороннем уходе; протезную помощь, обеспечение транспортными средствами трудоустройство желающих продолжать пассивную трудовую деятельность и их профессиональное переобучение; организацию труда на специально созданных предприятиях, цехах; жилищно-бытовое и коммунальное обслуживание; организацию досуга и т.д. [3; 22].
В то же время в области социальной защиты возможность реализации права на его получение часто зависит от усмотренческого решения компетентного органа, поскольку целый ряд социальных услуг, предоставляемых в данной сфере, всё ещё относится к числу дефицитных, не гарантированных абсолютно каждому старому и нетрудоспособному человеку. Об этом, в частности, свидетельствует превышение числа нуждающихся в обслуживании с помещением в дома-интернаты по сравнению с общим числом мест в этих учреждениях; в социальной помощи на дому и возможностями данной службы и т. д.
Таким образом, современная система социальной защиты пенсионеров предусматривает достаточно большой комплекс услуг. Которые в свою очередь гарантированы законами РФ. В технологии социальной защиты населения Российской Федерации выделяются три основных направления социальной защиты пожилых людей:
1) пенсионное обеспечение;
2) система льгот и преимуществ пожилым людям;
3) социальная
защита пожилых людей в
1.3 Правовые
основы социальной защиты
Проведение социальных реформ сопровождается бурным развитием законодательства. Конституция Российской Федерации, которая была принята 12 декабря 1993 года, всенародно провозгласила социальные права граждан статьей 39 на «социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности…», «государственные пенсии и социальные пособия». Государственная Дума приняла целый ряд социальных Законов Российской Федерации, а Правительство Российской Федерации, министерства и ведомства разрабатывают условия, порядок практического и эффективного их применения.
Свод понятий, норм, правил и процедур, определяющих статус пожилых людей и инвалидов, их права, взаимоотношения с обществом, государством, различными организациями в Федеральном Законе РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (от 2 августа 1995 года). Закон юридически закрепляет сложившуюся систему помощи пожилым и инвалидам, определяет структуру, минимальный объем и порядок оказания им социальных услуг. В этом документе в главе III «Социальная защита граждан пожилого возраста и инвалидов» определены формы социальной защиты»:
1) социальная
защита на дому (включая социально-
2) полустационарное
социальная защита в
3) стационарное
социальная защита в
4) срочное социальная защита;
5) социально-консультативная помощь. [2]
Закон определяет условия оказания социальных услуг – платно или бесплатно, роль учреждений социальной защиты в обществе, основные источники финансирования системы социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов, определены права социальных работников и как осуществляется контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг.
В этом же 1995 году был принят еще Закон РФ «Об основах социальной защиты населения в Российской Федерации; устанавливающий основы правового регулирования в области социальной защиты населения. В Законе даны основные понятия, раскрывающие сущность новой для России отрасли социальной защиты. Оно определяется как деятельностью социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и социальной реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации[5].
Постановлением
Правительства РФ от 24 июня 1996 года
«О предоставлении бесплатного социальной
защиты и платных услуг
Постановлением
Правительства Российской Федерации
от 25 ноября 1995 года «О Федеральном
перечне гарантированных
- материально-бытовые услуги,
- услуги по организации питания, быта, досуга,
- социально-медицинские
и санитарно-гигиенические
- правовые услуги,
- содействие
в организации ритуальных
Законодательным собранием Еврейской АО был принят Закон «Об основах социальной защиты населения в ЕАО», в котором определены принципы социальной защиты, государственная политика края в области социальной защиты, участие общественных объединений в области социальной защиты, финансирование программы социальной защиты, большой раздел посвящен профессиональной деятельности в области социальной защиты.
Выводы по главе
Таким образом, в результате проделанного исследования было выявлено, что трансформационные процессы во всех сферах российского общества изменили образ жизни всего населения, существенно увеличили адаптационную нагрузку всех социальных групп. Особенно негативно влияние транзитивности общества отразилось на жизни социальной группы людей пожилого возраста.
Россия, как и ряд развитых стран Европы и Америки, относится к «старому» обществу, особенностями которого являются устойчивая тенденция сокращения рождаемости, низкий коэффициент воспроизводства и, вследствие этого, высокий удельный вес пожилых людей (старше установленного законом о пенсиях трудоспособного возраста) в социально- демографической структуре населения.
Вследствие
демографических изменений
Проблемная ситуация образа жизни пенсионеров состоит в переплетении нескольких тенденций. Прекращение или ограничение трудовой и общественной деятельности влечет изменение ролевых функций, места в социальной структуре, в социальных институтах, в отношениях и связях с другими группами, особенно с молодежью. Распад социальных связей приводит к утрате значительной части социально-культурного потенциала для общества. Потери увеличиваются вследствие стремления новой элиты исключить или максимально ограничить распространение накопленных старшими, «советскими» поколениями знаний, социального опыта, ценностей, этических норм. «Социальное исключение» разрушает преемственность поколений.
Выход на пенсию приводит к снижению уровня жизни вследствие снижения дохода, социальной бедности, неравному доступу к социальным благам и услугам.
2. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В ЕАО (НА ПРИМЕРЕ ОГУ «ЦСО ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА»)
2.1 Краткая
характеристика деятельности
Преобладающей
моделью нестационарного
Центр осуществляет свою деятельность в соответствии с законами и иными нормативно - правовыми актами Российской Федерации, Еврейской автономной области и настоящим Уставом.
Учредителем Центра является комитет социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области. Адрес учредителя: ЕАО, г. Биробиджан, ул. Трансформаторная, 1. Полное наименование Центра: Областное государственное учреждение " Центр социального обслуживания Ленинского района». Сокращенное наименование учреждения ОГУ «ЦСО Ленинского района». Юридический адрес Центра: 679000, ЕАО, Ленинский район, с. Ленинское, ул. Октябрьская д. 1.
Центр является некоммерческой организацией, нестационарным учреждением социальной защиты, основными функциями которого являются:
- осуществление
мероприятий по организации
- практическая
деятельность по оказанию
Центр является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс, банковские счета, печать и штамп с наименованием Центра и его организационно - правовой формы.
Центр существует для временного (до 6 месяцев) или постоянного оказания гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях.
Предметом деятельности Центра в соответствии с основными функциями является: выявление совместно с государственными и общественными организациями (органами здравоохранения, образования, семьи и детства, местного самоуправления, миграционной службы, комитетами Красного Креста, ветеранскими организациями, обществами инвалидов и т. д.) граждан пожилого возраста, инвалидов и других лиц, нуждающихся в социальном обслуживании, и создание банка данных таких лиц; - дифференцированный учет всех лиц, нуждающихся в социальном обслуживании, в зависимости от . видов и форм требуемой помощи, периодичности ее предоставления;
- предоставление
различных социально-бытовых,
- привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой помощи нуждающимся слоям населения и координация их деятельности в этом направлении. Обслуживание граждан осуществляется социальными работниками, состоящими в штате Центра.
Должность социального работника вводится из расчета обслуживания одним работником 8 граждан, поживающих в многоквартирных домах, либо 4 граждан - в частном секторе.
Территории, обслуживаемые
социальными работниками, графики
их работы утверждаются директором Центра,
при условии посещения
Центр вправе при соблюдении действующего законодательства осуществлять следующие виды деятельности, приносящие доходы:
- обслуживание
пенсионеров и инвалидов
- оказание платных
социально-бытовых и медико-
Внедрение в практику работы новых форм и видов предоставления помощи в зависимости от степени нуждаемости граждан и исходя из местных социально - экономических условий.
Правом внеочередного принятия на обслуживание Центром пользуются инвалиды и участники Великой Отечественной войны, супруги погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, труженики тыла, одинокие нетрудоспособные граждане и инвалиды.
Для зачисления граждан или их законных представителей о предоставлении социальных услуг необходимо предоставить следующие документы:
- Документ, удостоверяющий личность.
- Личное заявление пенсионера (инвалида).
- Акт обследования
материально-бытового
- Заключение
лечебно-профилактического
- Справка о размере пенсии, в том числе с учетом надбавок.
Если клиент проживает в семье, то необходимо представить справку о размерах заработной платы и другие доходы членов семьи.
Противопоказаниями к зачислению на обслуживание Центром являются: :наличие у этих граждан психических заболеваний, хронического алкоголизма, венерических, карантинных заболеваний, бактерионосительства, активных форм туберкулеза, а также иных тяжелых заболеваний, требующих лечения в специальных учреждениях здравоохранения. Социальные услуги, в том числе входящие в федеральный или территориальный перечень гарантированных государством услуг оказываются бесплатно или на условиях частичной или полной оплаты в соответствии с постановлением главы администрации Ленинского района от 10.04.97г. N 358 «Об утверждении порядка и условий оплаты социальных услуг, оказываемых управлением социальной защиты населения»[4].
Информация о работе Социальная защита граждан пожилого возраста в РФ