Социальная сущность семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 17:42, контрольная работа

Описание работы

В данной работе охарактеризуем семью как социальный институт и как социальную группу. Рассмотрим типологию семейных структур и их основные разновидности, а также основные функции семьи, этапы жизненного цикла семьи и кратко сформулируем события, характеризующие эти этапы

Содержание

Введение

Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Семья как социальный институт и как социальная группа
Типология семейных структур и их основные разновидности. Основные функции семьи
Назовите этапы жизненного цикла семьи и кратко сформулируйте события, характеризующие эти этапы
Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

тема 17 .doc

— 119.50 Кб (Скачать)

     I. Стадия - стадия монады: парень встречается  с девушкой и вступает с  ней в брак (или девушка встречается с парнем и вступает с ним в брак). Это очень важная стадия как для индивидуального психического развития, так и для развития будущего ресурса семьи. Эту стадию иногда присоединяют к стадии диады

     II. Стадия - стадия диады (молодая семья). Молодой семья считается с момента заключения брака и до рождения первого ребенка. Вопрос возраста вступления в брак в качестве формирования брачного ресурса тоже очень важен. Глик и Нортон в 1977 г. проводя свои исследования, отметили, что женщины вышедшие замуж до 20 лет, разводятся в 2 раза чаще, чем заключившие брак в 20-29 летнем возрасте

     Это первый кризис, когда люди начинают жить вместе и должны договориться о том, по каким правилам это будет  происходить. Правила делятся на внешние и внутренние. Например, планируемый отдых, кто моет посуду, кто покупает и т.д., то есть те правила, о которых легко договориться. Но есть правила, о которых договориться трудно, по причине трудности осознания, либо по причине их «привязывания» к личностной самооценке.

     Внутренние  правила обуславливаются теми, которые  присутствовали в семьях, из которых  вышли молодожены (родительские правила), либо правилами культурно обусловлены (разделение функций в семье).

     На  этом этапе развития брачных отношений, имеющиеся ресурсы претерпевают значительные изменения. Через решение больших и малых проблем происходит формирование долговременных устойчивых форм поведения, действующих на протяжении всего действующего жизненного цикла.

     III. Стадия - триада или семья ребенка  преддошкольного/ дошкольного возраста. Так или иначе, произошли ли конструктивные перемены в восприятии друг друга супругами или нет, но в связи с рождением ребенка диада превращается в триаду. Наступает второй кризис в развитии брачных отношений. Меняются и структура семьи и межличностные дистанции.

     Этот  кризис называют еще структурным  кризисом семьи. У супругов (особенно у мужей) возникает субъективные ощущения, что они стали дальше друг от друга. На этой стадии развития брачных отношений - пик супружеских измен.

     IV. Стадия - семья школьника. Считается,  что выход ребенка в школу  - очередной кризисный момент  для семьи, поскольку семья  на этой точке своего развития  может оказаться дисфункциональной.  Это особенно верно для гиперсоциализирующихся  семей, которые почти не имеют своих внутренних правил, а присваивают себе социальные правила. К ребенку предъявляются большие ожидания: предполагается, что он должен быть, не только здоров и счастлив, но и делать многое другое для блага своей семьи в понимании ее старших членов. Можно отметить, что семейная система часто испытывает давление (в виде обратной связи) со стороны внешних систем - соседей и школы. Семье следует научиться общению с этими внешними системами, определить границы и правила отношений, таким образом, чтобы ребенок смог приобрести собственный опыт завязывания отношений.

     На  этом этапе в брачных отношениях уже сформированы определенные паттерны коммуникации. Трудности возникают  обычно тогда, когда есть раскол в  родительской диаде. Например, союз одного из родителей с ребенком против другого родителя.

     V. Стадия - семья подростка. Следующим  этапом развития, который начинается  с момента достижения ребенком  половой зрелости и продолжается  до его ухода из семьи, является  семья подростка. С наступлением  подросткового периода правила и роли в семье вновь следует изменить. В брачных отношениях супруги сталкиваются с переменами. Эти отношения проходят переоценку. Чувства подростка иногда «запускают» в брачные отношения процессы, направленные на поддержание прежней семейной организации. В условиях раскола родительской диады ребенок склонен объединяться с тем или иным родителем для обретения большей свободы.

     VI. Стадия - семья, в основном выполнившая  родительскую функцию. Этот этап начинается с ухода из дома последнего ребенка и может быть не кризисным, если супругам удалось дать детям и автономию и близость. Многие родители считают наиболее счастливым в своей жизни именно этот этап. Но удовлетворенность своими отношениями могут испытывать только те пары, у которых брачные отношения были гармоничными на прежних этапах. Существующие супружеские проблемы с уходом на пенсию еще более обостряются. Пары с низким уровнем дохода или образованием более склонны быть недовольными своими отношениями в пожилом возрасте.

     На  данном этапе ресурсы возраста, физического здоровья, может и психологического здоровья, могут быть истощены. Особенно если прохождение жизненных циклов семьи были для супругов «болезненными». Факт ухода на пенсию по-разному влияет на мужчин и женщин. Мужчины острее ощущают утрату продуктивности и социальных связей. У женщин проблем гораздо меньше, особенно если они продолжают вести домашнее хозяйство. Дж. Браун и Д. Кристенсен цитируют Хейли «в момент ухода мужа на пенсию у жены могут появиться различного рода расстройства. Эти симптомы призваны выполнять защитную функцию по отношению к мужу, который отныне несет ответственность за здоровье жены»6.

     Адаптация к уходу на пенсию происходит в  пяти сферах: значительное снижение дохода; низкая самооценка; разрыв связи с сотрудниками по работе; утрата значимой работы; утрата самоэдентичности (утрата рабочей роли).

     Проблемы, связанные с уходом на пенсию, может  усугубить смерть одного из супругов. Смерть супруга и как следствие  одиночество, может привести к депрессии, чувству вины, гневу и к суицидам. Кроме того, что брачные отношения отражают имеющие ресурсы в перспективе развития семьи, на каждом этапе брачных отношений имеется ряд определенных задач, которые семья должна реализовать.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Заключение

     Таким образом, можно сделать вывод, что семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, который являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей.

      Семья является одним из самых  древних социальных институтов. Она возникла намного раньше  религии, государства, армии,  образования, рынка. Семья – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это  не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.

      Причин  побуждающих людей объединятся  в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия много, но основой в первую очередь являются потребности человека. Говоря научным языком, духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединятся  для совместного осуществления целей: воспроизводство человеческого рода, создание материальных условий существования - жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе. Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно, может. Но не поучителен ли опыт предков? Обратив свой взор в прошлое, мы осознаем, что общество в целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив эти специфические особенности в реализации потребностей человека в условиях семьи, можно понять сущность семьи как социального института, а вместе с этим и истоки живучести семьи, ее жизнестойкости, привлекательности для человека.

     В настоящее время можно выделить три основные «горячие точки» в современных семейно-брачных отношениях:

    1. проблема стабильности семьи
    2. проблема рождаемости
    3. проблема напряжённости в сфере быта

     Но даже высокий уровень разводов не означает распад брака как института и кризиса семьи вообще. Напротив, семья признаётся безусловной ценностью всеми возрастными категориями. Речь идёт только о качестве семейных отношений, к которым люди предъявляют всё более высокие требования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         

 

             Список литературы:

  1. Волков Ю. Г., Мостовая И.В. Социлогия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. И. Добренькова – М.: Гардарики, 2000
  2. Кравченко А. И. Социлогия: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2000
  3. Социология: Учебник для вузов/ В. Н. Лавриненко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашова ; Под ред. проф. В. Н. Лавриненко – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2000
  4. Социология: Учебник для вузов/ под ред. проф. В. Н. Лавриненко – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005
  5. Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд. доп и перераб. – М.: Прометей, Юрайт, 1999
  6. Фролов С. С. Социология: Учебник. – 3-е изд. доп. – М.: Гардарики, 2000

Информация о работе Социальная сущность семьи