Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 17:42, контрольная работа
В данной работе охарактеризуем семью как социальный институт и как социальную группу. Рассмотрим типологию семейных структур и их основные разновидности, а также основные функции семьи, этапы жизненного цикла семьи и кратко сформулируем события, характеризующие эти этапы
Введение
Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Семья как социальный институт и как социальная группа
Типология семейных структур и их основные разновидности. Основные функции семьи
Назовите этапы жизненного цикла семьи и кратко сформулируйте события, характеризующие эти этапы
Заключение
Список литературы
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
ГОУ ВПО
Всероссийский заочный
Филиал
в г. Уфа
Контрольная работа по предмету: «Социология».
Вариант
№17 «Социальная сущность семьи».
Выполнила: Мазанова А.А.
Группа 3вБУ
Личное дело № 06УББ03643
Проверил:
Зайнетдинов Ш.Р.
Уфа, 2009
Содержание
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
Социология семьи как
Семья является таким эволюционным изобретение человечества, которое гармонично соединяет собственное существование с продлением семейного рода, фамилии и тем самым обеспечивает статусно-ролевыми исполнителями остальные социальные институты, способствуя их выживанию и существованию общества в целом. Посредническое значение семьи обретает ещё одно измерение – через существование и преемственность семейных поколений достигается воспроизводство населения в обществе, воспроизводство трудовых ресурсов и носителей социальных ролей. Таким образом, социальная необходимость в семье является условием функционирования социальной структуры, самого общества.
В данной работе охарактеризуем семью
как социальный институт и как социальную
группу. Рассмотрим типологию семейных
структур и их основные разновидности,
а также основные функции семьи, этапы
жизненного цикла семьи и кратко сформулируем
события, характеризующие эти этапы
1.Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Семья как социальный институт и как социальная группа.
Социология семьи – одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии. Несмотря на всю изобретательность человека, огромное разнообразие политических, экономических и прочих организаций, практически в каждом обществе, начиная от примитивнейшего племени и кончая сложным социальным строем современного развитого государства, семья выступала и выступает как отчётливо выраженная социальная единица.
Семья – один из наиболее древних и значимых социальных институтов, но, тем не менее, нет оснований утверждать, что все другие социальные институты ведут своё происхождение от семьи и что все отношения подчинения, кооперации, солидарности строятся по образцу отношений между родителями и детьми, между супругами и между родственниками. Чем объяснить факт неизменного сохранения семьи в обществе? При всём разнообразии исходных позиций социологи сходятся в том, что семья и необходимость её сохранения возникают из потребностей в физическом и духовном воспроизводстве населения1.
Семья, под каким бы углом зрения её ни рассматривали, столь многослойное социальное образование, что неудивительны упоминания о ней почти во всех разделах социологии. Она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания и, шире, социализации социологии образования, политики и права, труда, культуры и т.д., позволяет лучше понять процессы
В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой – малая социальная группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда её зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно – относительная самостоятельность.
Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сёстрами, и другими родственниками, живущими вместе с ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через неё продолжается род. Семья, её формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития обществ. Естественно, чем выше культура общества, следовательно. тем выше культура семьи.
Применяя понятие семьи к первобытному обществу, Ф. Энгельс обозначил им круг лиц, между которыми были разрешены половые отношения. В указанном смысле можно говорить о кровнородственной семье, в которой брачные отношения имеют лишь одно ограничение – принадлежность к разным поколениям, о групповой семье, которая возникла в результате запрещения половых связей не только между родителями и детьми, но и между братьями и сёстрами и име6ла эндогамную (см. эндогамия) и экзогамную (см. экзогамия) разновидности, наконец, о парной семье, которая предполагала брачные отношения лишь одного мужчины с одной женщиной, но эти отношения были ещё непрочными и легко расторжимыми. Можно предположить даже существование дислокальной парной семьи, когда каждый из супругов жил в своей родовой группе.
С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака – санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма половых отношений.
Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к друг, детям и к обществу.2
Иными словами, брак – это
контракт, который заключается тремя
сторонами – мужчиной, женщиной
и государством. В отличие от
всех других формальных
Итак, брак – институт, регулирующий отношения только супругов, а семья – институт, регулирующий кроме того, ещё и отношения между родителями и детьми.
Сказанное выше позволяет
Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т. д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того, чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях.3 Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.
Ролевые отношении в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как: 1) конфликт ролевых образов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи; 2) межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли; 3) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей, ухода за членами семьи и т. д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.
Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т. д.
В современном обществе наблюдается процесс
ослабления семьи как социального института,
изменение ее социальных функций, неролевых
семейных отношений. Семья утрачивает
свои ведущие позиции в социализации индивидов,
в организации досуга и других важнейших
функциях. Традиционные роли, при которых
женщина вела домашнее хозяйство, рожала
и воспитывала детей, а муж был хозяином,
часто единоличным собственником имущества,
и обеспечивал экономическую самостоятельность
семьи, заменились ролевыми, при которых
подавляющее большинство женщин в странах
с христианской и буддистской культурами
стали участвовать в производственной,
политической деятельности, экономическом
обеспечении семьи и принимать равное,
а иногда ведущее участие в принятии семейных
решений. Это существенно изменило характер
функционирования семьи и повлекло за
собой ряд позитивных и негативных для
общества последствий. С одной стороны,
оно способствовало росту самосознания
женщины, равенства в супружеских отношениях,
с другой стороны, усугубило конфликтную
ситуацию, воздействовало на демографическое
поведение, приводя к снижению рождаемости
и увеличивая уровень смертности.
Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства.
Моногамное супружество – это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия – брак одного супруга с несколькими, причём полигамия бывает двух видов: полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встречающийся брак – в 20 раз реже моногамии и в 100 раз реже полигинии).