Социальная структура России . Бедность и неравенство

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:52, реферат

Описание работы

социальное неравенство одна из самых важных проблем в современной России

Содержание

Введение 3

1. Понятие неравенства и бедности 5

2. Проблема бедности в современной России 8

3. Пути преодоления бедности и снижения неравенства 15

Заключение 19

Список использованных источников 21

Работа содержит 1 файл

реферат по социологии.docx

— 41.54 Кб (Скачать)

 

     3 Пути преодоления  бедности и снижения  неравенства 

     Анализ  причин и факторов бедности позволяет  сделать вывод о том, что стратегия  содействия сокращению бедности будет  эффективна только в том случае, если ее основу составят следующие  три направления:

  • Создание условий, позволяющих работающему населению зарабатывать достаточно для того, чтобы семья не пребывала в состоянии бедности.
  • Создание эффективной системы поддержки социально уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальной ситуации, беженцы и т.п.).
  • Противостояние дискриминации бедных при доступе к бесплатным или дотируемым социальным услугам.

     Важнейшим средством преодоление бедности является повышение заработной платы  и пенсии. Осуществление жилищной реформы, а также безальтернативный  рост платных услуг населению, в  том числе в сфере образования  и здравоохранения актуализируют  эту проблему. Сейчас стало очевидно, что доля услуг в расходах самых  бедных семей немного выше, чем  у самых богатых, но здесь важны  детали. А они состоят в том, что, например, расходы на коммунальные услуги и транспорт у 10% бедных имеют  в их бюджете вес почти в 3 раза больше, чем эти же расходы в  бюджете 10% богатых. В то же время  расходы на образование и медицинские  услуги в 2 и 4,5 раза (соответственно) меньше в бюджете бедных, чем у богатых. Очевидно, что платные образовательные  и медицинские услуги - более современные, эффективные, чем бесплатные, и пользование  ими улучшает качество жизни, социальные ресурсы человека. Невозможность  для бедного населения пользоваться качественными медицинскими и образовательными услугами влечет за собой одно очень  печальное следствие - очень мало шансов преодолеть бедность им и их детям. Наследуемая бедность становится опасной тенденцией в современной России, поскольку шансы на экономический успех и социальное восхождение не выравниваются, а наоборот все более дифференцируются, и это еще один аспект углубления материального неравенства.

     Требуется большая социальная защищенность государством слабых социальных групп, не имеющих  возможностей обеспечить себе самостоятельно материальное благополучие. Пора отказаться от оценки бедности по нормативному показателю «величина прожиточного минимума», который занижен и социально  ущербен, поскольку не отражает тенденций  изменения структуры расходов населения  и складывающихся в обществе социальных стандартов. Его использование искажает представления о действительном положении с бедностью в России. Необходим национальный стандарт качества жизни - комплекс социально приемлемых параметров существования семьи, дающий возможность большинству населения  достойно жить в своей стране, и  сделать его нормативным показателем, в соответствии с которым и  оценивать работу органов власти. Неотъемлемой частью национального  стандарта должны стать показатели обеспеченности населения благоустроенным  и комфортабельным жильем.

     Для предотвращения дальнейшего роста  численности бедного населения  также необходимо обеспечить соблюдение следующих правил:

  • Прохождение всех масштабных реформ через процедуру экспертизы социальных последствий. В случае, если реформы приводят к ухудшению положения уязвимых категорий граждан, они не могут быть одобрены без наличия компенсационной социальной компоненты.

     До  тех пор, пока положительная динамика уровня жизни не приведет к существенному  сокращению масштабов бедности, следует  воздержаться от принятия новых методологических принципов определения и измерения бедности, следствием которых является рост численности бедных. В условиях, когда такие шаги не подкреплены адекватными мерами.

  • социальной поддержки, существенно затрудняется доступ к социальной помощи самых уязвимых категорий граждан.

     Содержание  и направленность программ борьбы с  бедностью во многом будет зависеть от принципиально выбранной стратегии, которая имеет две альтернативы.

     Первая  состоит в том, что эффективная  борьба с бедностью, исходя из мирового опыта, возможна только в условиях оживления  национального производства и роста  источников самообеспечения: труда и предпринимательства. Все экономические, финансовые и иные инструменты макроэкономической и региональной политики должны быть направлены на это оживление. Однако, стоит подчеркнуть, что нет автоматической связи между экономическим и социальным прогрессом, важна политическая идеология, - либо опора национального роста и развития на дифференциацию и конкуренцию в обществе и на активность частного капитала , либо - на социальное рыночное хозяйство, государство благосостояния, социальное государство с высокой долей социальных вложений в человеческий капитал.

     Другая  альтернатива борьбы с бедностью - введение пособий по нуждаемости для всех, не имеющих прожиточного минимума.

     Предлагаемый  комплекс мер, с одной стороны, предполагает дальнейшее проведение реформ, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста, с другой - нацелен на смещение приоритетов социальной политики в  сторону тех, кто не способен самостоятельно обеспечить приемлемый уровень жизни. Центральным звеном приоритетов  являются процессы на рынке труда: как  в сфере занятости, так и оплаты труда. Расширение для трудоспособных бедных возможностей получения доходов - это ключевое звено. Отправной точкой в реализации данного приоритета является легализация неформальных моделей поведения, как работников, так и работодателей. Позитивные перемены в сфере занятости в любом случае приведут к увеличению официального фонда оплаты труда. Это в свою очередь не только сократит потенциальную нагрузку на программы социальной поддержки уязвимых групп населения, но и увеличит социальные отчисления, что будет способствовать укреплению финансовой базы социальных трансфертов.

     В рамках такой комплексной стратегии  можно будет увязать решение  социальных задач с проведением  определенной промышленной политики. Например, для решения проблем  здравоохранения, следует выработать комплекс мер, стимулирующих развитие в нашей стране производства медицинской  техники, медицинских препаратов и  лекарственных средств. Получится  так, что, решая проблему качества и  доступности здравоохранения для  наших сограждан, мы решим одновременно еще целый комплекс проблем, как  в социальной сфере, так и в  сфере производства и даже научных  исследований. 

 

     Заключение 

     Проблема  бедности – одна из острейших социальных проблем современной России. Именно бедность определяет ограниченность доступа  значительной части населения нашей  страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования  и здравоохранения, возможности  успешной социализации детей и молодежи. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с  чрезмерной поляризацией доходов обусловливают  социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют кризисные процессы в семье и  обществе.

     Согласно  статьи 7 Конституции Российской Федерации «Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Социальное государство обязано проводить активную государственную социальную политику, направленную на обеспечение своим гражданам важнейших социальных прав, к которым, безусловно относится право на труд и его достойную оплату, на жилье, образование, охрану здоровья, на социальное обеспечение и др., т.е. на определенный уровень благосостояния. В этой связи важнейшее теоретическое и практическое значение приобретает разработка и реализация государственной политики по профилактике и сокращению бедности в современной России.

     Сегодня Россия, обладающая мощным человеческим капиталом, имеющая богатые природные  ресурсы, большие успехи в научно-технической  сфере, растеряла все свои социальные достижения и оказалась отброшенной  в социальном и экономическом  плане чуть ли не на уровень развивающихся  стран.

     Ситуацию  нужно менять. Нужно разработать  долгосрочную стратегию модернизации общества, определить долгосрочные цели и комплексные меры по их достижению. Естественно, справиться с решением этой задачи можно будет только в  том случае, если будут объединены усилия людей, находящихся в руководстве  страны и регионов, в руководстве  компаний, представителей культуры, науки, образования, религиозных конфессий. Надо постараться услышать как можно  больше голосов. Мы должны все вместе помочь друг другу. Будущее нашей  страны зависит от наших совместных усилий и от усилий тех новых лидеров, тех новых инженеров и ученых, тех новых успешных людей, для  появления которых необходимо сейчас сконцентрироваться на формировании основ  общества равных возможностей. 

 

     Список  использованных источников: 

  1. Беляева Л.А. Материальное неравенство в России. Реальность и тенденции/ Социс.- 2007. - № 9. – с. 18.
  2. Жеребин В.М., Римашевская Н.М. Проблема борьбы с бедностью в разработках зарубежных правительственных и международных организаций // Бедность: взгляд ученых на проблему / Под ред. М.А. Можиной – М., 2000. С. 26.
  3. Кравченко А. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.–640 с.
  4. Римашевская Н.М. Некоторые проблемы социального реформирования в России // Проблемы прогнозирования. – 2006. - №2. – с. 6.
  5. Шарин В. Можно ли прекратить воспроизводство бедности? // Человек и труд. – 2005. - №7. – С. 25.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Социальная структура России . Бедность и неравенство