Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:52, контрольная работа
Социальная стратификация - одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Термин «стратификация» вошел в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов земли. Но люди изначально уподобляли существующие между ними социальные дистанции и перегородки слоям земли.
Задание 1. Сформулируйте основные положения теории социальной стратификации.
Задание 2. Ответьте на вопрос: «Почему социологию М. Вебера называют «понимающей»?
Задание 3. Сформулируйте отличия девиантного и делинквентного поведения личности.
Задание 4. Назовите преимущества и недостатки анкетного опроса как метода сбора социологической информации.
Задание 5. Что понимается под «глобализацией»? Каковы, на ваш взгляд, позитивные и негативные последствия этого социального процесса?
Иногда делинквентное
поведение смешивается с
Делинквентное поведение как форма девиантного поведения личности имеет ряд особенностей.
Во-первых, в
ряде случаев это один из наиболее
сложных видов отклоняющегося поведения
личности. Круг деяний, признаваемых преступными,
различен для разных государств в
разное время. Сами законы неоднозначны,
и в силу их несовершенства большая
часть взрослого населения
Во-вторых, делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами — законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами.
В-третьих, противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства.
В-четвертых, такое
поведение личности активно осуждается
и наказывается в любом обществе.
Основной функцией любого государства
является создание законов и осуществление
контроля над их исполнением. Поэтому
в отличие от иных видов девиаций
делинквентное поведение
4) Анкетный
опрос - форма получения от респондентов
сведений о событиях жизни, мнениях, оценках,
поведении, когда респондент сам читает
предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует
свои ответы.
По числу опрашиваемых
различают групповое и
По способу распространения анкет выделяют раздаточную (раздается респондентам самим анкетером), почтовую (рассылается по почте), прессовую анкеты (публикуется в газете или журнале). Различные сочетания названных признаков образуют множество разновидностей анкетного опроса.
Что такое социологическая
анкета? Это объединенная единым исследовательским
замыслом система вопросов, направленных
на выявление мнений и оценок респондентов
и получение от них информации
о социальных фактах, явлениях, процессах.
Анкета имеет строгую структуру и состоит из нескольких частей. Первая -вводная - представляет собой непосредственное обращение к респонденту. В нем кратко говорится о целях и задачах исследования, подчеркивается его значение, сообщается о том, как будут использованы результаты. Здесь же приводятся правила заполнения анкеты и обязательно гарантируется анонимность ответов.
Вторая часть анкеты - основная. Она содержит вопросы (их блоки), направления на получение необходимой информации. Поскольку анкета должна способствовать решению нескольких задач, то лучше, если каждой из них будет соответствовать свой блок вопросов. Вначале рекомендуется поставить «конкретные» вопросы - простые, доходчивые, рассчитанные вызвать интерес, расположить респондента к активному заполнению анкеты. Это могут быть вопросы о конкретных ситуациях, фактах. Затем приводятся более сложные вопросы на выявление мотивов, установок, мнений, оценок.
В третьей части
анкеты выясняются социально-демографические
характеристики опрашиваемых: их пол,
возраст, семейное положение, образование,
социальное происхождение, профессия,
место учебы или работы. В заключении
выражается благодарность респонденту
за заполнение анкеты (в ряде случаев
это делается во вводной части).
Анкетный опрос состоит из трех этапов:
- Подготовительный опрос – сюда входит работа по составлению плана и графика исследования, опросы также подразумевают написание инструкции для интервьюеров, подбор вопросов, которые включает анкета, опрос по которой проводится, а также решение организационных вопросов;
- Оперативный опрос или непосредственно анкетирование;
- Подсчет результатов
– обработка полученных данных исследования,
опросы на финальной стадии подразумевают
анализ и подведение итогов.[9]
Достоинства анкетного опроса:
- Он сравнительно экономичен, интервьюеры экономят средства и время;
- Он охватывает большие группы людей;
- Он применим к самым разным сторонам жизни людей;
- Имеет удобно анализируемые, объективные результаты;
- Происходит минимум влияния исследователя на опрашиваемого;
- Анкетный опрос
достаточно оперативен.
Недостатки анкетного опроса:
- Невозможность контролировать процесс заполнения анкеты (несамостоятельность ответов респондента, влияние со стороны окружения);
- При заочных опросах остро встает проблема сбора заполненных анкет (с целью увеличения возврата пользуются разнообразными способами мотивирования респондентов: предварительными уведомлениями, разъяснениями, напоминаниями об опросе; вложением в анкету сувениров (открыток, календарей, пр.), повторной рассылкой анкет по тем же адресам и т.д.).
- Респондент
не всегда бывает искренен
и не всегда может объективно
себя оценить (результат не
всегда оказывается
5) Глобализация- возрастание роли внешних факторов (экономических, социальных и культурных) в воспроизводстве всех стран-участниц этого процесса, формирование единого мирового рынка (рынков) без национальных барьеров и создание единых юридических условий для всех стран.
Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы, производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов. Ведущую роль в процессе глобализации играет бурный рост международной торговли, происходящий на тех или иных исторических этапах.[1]
Глобализация
тесно связана с процессом
централизации субъектов
В последнее
время в мировом научном
Позитивные последствия глобализации:
- Неизмеримо умножаются возможности человечества, более полно учитываются все стороны его жизнедеятельности;
- Глобализация мировой экономики создает серьезную основу решения всеобщих проблем человечества;
- Глобализация
может привести к повышению
производительности труда в
- Глобализация
создает серьезную основу для
решения всеобщих проблем
- Глобализация,
усиливая конкуренцию,
- Глобализация способствует обострению международной конкуренции;
- Глобализация способствует углублению специализации и международного разделения труда;
- Глобализация ведёт к взаимообогащению мировых культур;
- Глобализация
ведёт к росту международного общения.
Негативные последствия глобализации:
- Современные глобализационные процессы развертываются, прежде всего, между промышленно развитыми странами и лишь во вторую очередь охватывают развивающиеся страны (которые становятся скорее объектами, нежели субъектами глобализации);
- Несправедливое распределение благ от глобализации порождает угрозу конфликтов на региональном, национальном и интернациональном уровнях;
- Глобализация для стран, относящихся к так называемой мировой периферии, порождает следующие проблемы:
1- Увеличение технологического отставания от развитых стран;
2- Обнищание основной массы населения;
3- Усиление зависимости менее развитых стран от стабильности и нормального функционирования мирохозяйственной системы.