Социальная стратификация и социальная мобильность

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Люди взаимодействуют, объединяясь в различные общности, социальные

группы. Их деятельность носит преимущественно организованный характер.

Общество можно представить как систему взаимодействующих и взаимосвязанных

общностей и институтов, форм и методов социального контроля. Личность

проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов, которые она

играет или занимает в этих социальных общностях и институтах. При этом под

статусом понимается положение человека в обществе, определяющее доступ к

образованию, богатству, власти и проч. Роль можно определить как ожидаемое

от человека поведение, обусловленное его статусом. Таким образом,

социология изучает социальную жизнь, то есть взаимодействие социальных

субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.

Содержание

I. Введение………………………………………………………………………………………………3

II. Понятие социальной общности и её разновидности.

1. Понятие социальной общности………………………………4

2. Разновидности социальных общностей……………4

III. Социальные организации.

1. Понятие виды и структура социальных

организаций…………………………………………………………………………6

IV. Социальные классы и классовые отношения.

4.1. ………………………………………………………………………………………………………7

V. Социальная стратификация и социальная мобильность.

5.1. Понятие социальной стратификации…………………8

5.2. Системы социальной стратификации…………………9

5.3. Понятие социальной мобильности………………………13

VI. Заключение…………………………………………………………………………………………14

VII. Список использованной литературы………………………………15

Работа содержит 1 файл

Социология.docx

— 69.26 Кб (Скачать)

                    5.2. СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ. 

  Независимо  от форм, которые принимает социальная  стратификация, ее

существование универсально. Известны четыре основные системы социальной

стратификации: рабство, касты, кланы и классы. 

Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма  закрепощения людей,

граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.. 

  Причины рабства.  Неотъемлемой чертой рабства  является владение одних

людей другими. Рабы были и у древних римлян, и у  древних африканцев. В

Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря  чему свободные

граждане имели  возможность самовыражения в  политике и искусствах. Наименее

типичным рабство  было для кочевых народов, особенно охотников и

собирателей, а  наибольшее распространение оно  получило в аграрных

обществах.

Обычно указывают  на три причины рабства. Во-первых, долговое обязательство,

когда человек, оказавшийся  не в состоянии заплатить долги, попадал в

рабство к своему кредитору. Во-вторых, нарушение законов, когда казнь

убийцы или грабителя  заменяли на рабство, т.е. виновника передавали

пострадавшей семье  в качестве компенсации за причиненное  горе или ущерб. В-

третьих, война, набеги, покорение, когда одна группа людей  завоевывала

другую и победители использовали часть пленников в  качестве рабов. 

Условия рабства. Условия рабства и рабовладения существенно различались в

разных регионах мира. В некоторых странах рабство было временным состоянием

человека: отработав  на своего хозяина положенное время, раб становился

свободным и имел право вернуться на родину. Так, израильтяне  освобождали

своих рабов в  юбилейный год, каждые 50 лет. Рабы в  Древнем Риме, как

правило, имели  возможность купить свободу; чтобы  собрать необходимую для

выкупа сумму, они  заключали сделку со своим хозяином и продавали свои

услуги другим людям (именно так поступали некоторые  образованные греки,

попавшие в рабство к римлянам). Однако во многих случаях рабство было

пожизненным; в  частности осужденные на пожизненные работы преступники

превращались в  рабов и трудились на римских  галерах в качестве гребцов до

самой смерти. 

  Не везде  статус раба передавался по  наследству. В Древней Мексике  дети

рабов всегда были свободными людьми. Но в большинстве  стран дети рабов

автоматически тоже становились рабами, хотя в некоторых  случаях ребенка

раба, всю жизнь  прослужившего в богатой семье, эта семья усыновляла, он

получал фамилию  своих хозяев и мог стать одним  из наследников наравне с

остальными детьми хозяев. Как правило, рабы не имели  ни имущества, ни

власти. Однако, например, в Древнем Риме, рабы имели возможность  скопить

какую-то собственность  и даже добиться высокого положения  в обществе. 

  Рабство в  Новом Свете берет свое начало  со службы европейцев по договору.

Эта служба в Новом  Свете представляла собой нечто  среднее между контрактом

о найме работника  и рабством.

Многие европейцы, решившие начать новую жизнь в  американских колониях, были

не в состоянии  заплатить за билет. Капитаны судов, отплывающих в Америку,

соглашались перевозить таких пассажиров в кредит при  условии, что после их

прибытия на место  найдется кто-нибудь, кто заплатит их долг капитану. Таким

образом неимущие получали возможность добраться до американских колоний,

капитан получал  плату за их провоз, а состоятельные  колонисты получали

бесплатных слуг на определенный срок. 

  Общие характеристики  рабства. Хотя рабовладельческая  практика была

различной в разных регионах и в разные эпохи, но независимо от того, было

ли рабство следствием неуплаченного долга, наказания, военного плена или

расовых предрассудков; было ли оно пожизненным или временным;

наследственным  или нет, раб все равно являлся  собственностью другого

человека, и система  законов закрепляла статус раба. Рабство  служило

основным разграничением между людьми, четко указывающим, какой человек

является свободным (и по закону получает определенные привилегии), а какой

— рабом (не имеющим  привилегий).

  Рабство исторически  эволюционировало. Различают две  его формы:

   > патриархальное  рабство – раб обладал   всеми  правами  младшего  члена

     семьи:  жил в одном доме с хозяевами,  участвовал в общественной  жизни,

     вступал  в брак со свободными; его запрещалось  убивать;

   >  классическое  рабство  –  раба  окончательно  закабалили;  он  жил  в

     отдельном  помещении, ни в чем не участвовал, в брак не вступал и семьи

     не  имел, он считался собственностью  хозяина.

  Рабовладение  – единственная в истории форма  социальных отношений, когда

  один человек  выступает собственностью другого,  и когда низший слой лишен

  всяческих  прав и  свобод. 

  Кастой называют  социальную группу (страту), членством  в которой человек

обязан исключительно своим рождением..

  Достигнутый  статус не в состоянии изменить  место индивида в этой системе.

Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут

иметь этот статус независимо от того, чего они лично  сумели достичь в

жизни.

  Общества, для  которых характерна такая форма  стратификации, стремятся к

четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь  практикуется

эндогамия — браки  в рамках собственной группы —  и существует запрет на

межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие

общества вырабатывают сложные правила, касающиеся ритуальной чистоты,

согласно которым  считается, что общение с представителями  низших каст

оскверняет высшую касту.

   Индийское  общество — наиболее яркий  пример кастовой системы. Основанная

не на расовых, а на религиозных принципах, эта  система просуществовала

почти три тысячелетия. Четыре основные индийские касты, или  варны,

подразделяются  на тысячи специализированных подкаст (джати), причем

представители каждой касты и каждой джати занимаются каким-то определенным

ремеслом; так, брахманы могут быть только священнослужителями  или учеными,

касту кшатриев составляют знатные люди и воины; все вайшьи — купцы и

искусные ремесленники; шудры — простые рабочие и  крестьяне; хариджан —

отверженные, неприкасаемые, занимающиеся унизительным трудом.

  Хотя в 1949 г. правительство Индии объявило  об отмене кастовой системы,

силу вековых  традиций невозможно перебороть столь  легко, и кастовая система

продолжает оставаться частью повседневной жизни Индии. К  примеру, обряды,

которые человек  проходит при своем рождении, бракосочетании, смерти,

диктуются кастовыми  законами. Однако индустриализация и  урбанизация

разрушают кастовую систему, поскольку сложно соблюдать  кастовые

разграничения в  переполненном незнакомыми людьми городе.

   До недавнего  времени Южно-Африканская Республика  являла собой еще один

пример общества, в котором социальная стратификация  была основана на

кастовой системе. Европейцы голландского происхождения  — многочисленное

национальное меньшинство, называющее себя африканерами, осуществляя

контроль над  правительством, полицией и армией, проводило в жизнь идеи о

собственной системе  стратификации, которую они определили как апартеид —

разделение рас. Население страны разделялось на четыре расовые группы:

европейцы (белые), африканцы (черные), цветные (смешанная  раса) и азиаты.

Принадлежность  к конкретной группе определяла, где  тот или иной человек

имеет право жить, учиться, работать; где тот или  иной человек имеет право

купаться или  смотреть кино — белым и не-белым запрещалось находиться вместе

в общественных местах. После десятилетий международных  торговых санкций,

спортивных бойкотов и т.п. африканеры были вынуждены  ликвидировать свою

кастовую систему.

  После отмены  рабства в Соединенных Штатах (1 января 1863 г.) оно было

«заменено» расовой  кастовой системой — рождение человека накладывало на

него пожизненную  мету, и все белые американцы, в том числе бедные и

необразованные, считали себя лучше и выше любых американцев африканского

происхождения. Такое  отношение сохранялось даже в  первой половине XX в.,

через много лет  после отмены рабства. Так же, как  в Индии и Южной Африке,

белые — представители  высшей касты боялись «запачкаться»  от общения с

чернокожими, настаивая на существовании раздельных школ, гостиниц,

ресторанов и  даже туалетов и фонтанчиков для  питья в общественных местах.

  Клан – род  или родственная группа, связанная  хозяйственными и

общественными узами..

  Клановая система  типична для аграрных обществ.  В подобной системе каждый

индивид связан с  обширной социальной сетью родственников  — кланом. Клан

представляет собой  нечто вроде очень разветвленной  семьи и имеет сходные

черты: если клан имеет  высокий статус, такой же статус имеет и индивид,

принадлежащий к этому клану; все средства, принадлежащие клану, скудные или

богатые, в равной степени принадлежат каждому  члену клана; верность клану

является пожизненной  обязанностью каждого его члена.

  Кланы напоминают  и касты: принадлежность к клану  определяется по рождению

и является пожизненной. Однако в отличие от каст вполне допускаются браки

между различными кланами; они даже могут использоваться для создания и

укрепления союзов между кланами, поскольку обязательства, налагаемые браком

на родственников  супругов, способны объединять членов двух кланов. Процессы

индустриализации  и урбанизации превращают кланы  в более изменчивые группы,

в конце концов заменяя кланы социальными классами.

  Кланы особенно  сплачиваются в период опасности,  как видно из следующего

примера.

  Класс –  большая социальная группа людей  не владеющих средствами

Информация о работе Социальная стратификация и социальная мобильность