Социальная реабилитация инвалидов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Цель: проанализировать социальную реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1.Выявить содержание понятий "инвалид­ность ", "инвалиды" "реабилитация".
2.Изучить формы и методы решения социальных проблем инвалидов.
3.Рассмотреть правовое обеспечение социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
4. Выяснить проблему социальной реабилитации инвалидов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3-6
1.Теоретическая сущность социальной работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья.
1.1. Содержание понятий "инвалидность", "инвалиды", "реабилитация"…………………………………………………………7-14
1.2. Роль социальных работников в реабилитации инвалидов……….15-20
1.3. Формы и методы решения социальных проблем инвалидов………..21-27
2. Социальная реабилитация как направление социальной работы.
2.1. Сущность, понятие, основные виды реабилитации………………....28-32
2.2.Правовое обеспечение социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья…………………..……………………………33-40
2.3. Проблема социальной реабилитации инвалидов и основные пути, и способы её решения сегодня…………………………………………….41-48
Заключение………………………………………………………………….49
Список используемой литературы……………

Работа содержит 1 файл

Реабилитация инвалидов Курсовая.doc

— 233.50 Кб (Скачать)
="text-align:justify">2.  Экономический  аспект  —  изучение  экономических  затрат  и  ожидаемого

экономического эффекта при различных способах восстановительного лечения,

формах и методах реабилитации для планирования медицинских  и  социально-экономических мероприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Правовое обеспечение социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

С целью оказания квалифицированной помощи инвалидам, социальный работник обязан знать правовые, ведомст­венные документы, определяющие статус инвалида, его права на получения различных льгот и выплат и другое. Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН «О правах инва­лидов». Вот несколько выдержек из этого правового международ­ного документа:
- «Инвалиды имеют право на уважение их чело­веческого достоинства»;                 
- «Инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица»;
- «Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать возможность приоб­рести как можно большую самостоятельность»;
-«Инвалиды имеют право на медицинское, техническое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания»;
- «Инвалиды должны, быть защищены от какой бы то ни было эксплуатации».
      Приняты фундаментальные законодательные акты об инвалидах и в России. Особое значение для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных органи­заций, частных лиц имеют законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.).
       Еще раньше, в июле 1992 г. Президент Российской Федерации издал Указ «О научном обеспечении проблем инвалидности и ин­валидов». В октябре того же года были изданы указы «О дополни­тельных мерах государственной поддержки инвалидов», «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятель­ности».
        Этими нормотворческими актами определяются отношения об­щества, государства к инвалидам и отношения инвалидов с об­ществом, государством. Следует заметить, что многие положения этих нормотворческих актов создают надежное правовое поле жиз­недеятельности и социальной защищенности инвалидов в нашей стране.
        В Законе «О социальном обслуживании граждан пожилого воз­раста и инвалидов» сформулированы основные принципы соци­ального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: соблюдение прав человека и гражданина; предоставление государст­венных гарантий в сфере социального обслуживания; равные воз­можности в получении социальных услуг; преемственность всех видов социального обслуживания; ориентация социального обслу­живания на индивидуальные потребности граждан пожилого воз­раста и инвалидов; ответственность органов власти всех уровней за обеспечение прав граждан, нуждающихся в социальном обслу­живании и др. (ст. 3 Закона).
        Социальные услуги предоставляются всем гражданам пожилого возраста и инвалидам независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положе­ния, места жительства, отношения к религии, убеждений, принад­лежности к общественным объединениям и других обстоятельств (ст. 4 Закона).
          Социальное обслуживание осуществляется по решению орга­нов социальной защиты населения в подведомственных им учреж­дениях либо по договорам, заключенным органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности (ст. 5 Закона).
          Социальные услуги оказываются исключительно с согласия людей, нуждающихся в них, особенно когда речь идет о помеще­нии их в стационарные учреждения социального обслуживания. В этих учреждениях, с согласия обслуживаемых может быть орга­низована и трудовая деятельность на условиях трудового договора. Лица, заключившие трудовой договор, получают право на ежегод­ный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.
      Законом предусматриваются различные формы социального обслуживания, в том числе:
· социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
·  полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания граждан в учреждениях социаль­ного обслуживания;
· стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и других стационарных учреждениях социального обслуживания;
· срочное социальное обслуживание (как правило, в ситуациях, не терпящих отлагательства: организация питания, обеспечение одеждой, обувью, ночлегом, срочное предоставление временного жилья и т.п.)
· социальная, социально-психологическая, медико-социальная консультационная помощь.
       Все социальные услуги, входящие в федеральный перечень га­рантированных государством услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.
       Бесплатно оказываются следующие социальные услуги:
1) одиноким гражданам (одиноким супружеским парам) и ин­валидам, получающим пенсию в размере ниже прожиточного минимума;
2) гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родст­венников, но получающим пенсии ниже прожиточного минимума;
3) пожилым людям и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума.
        Социальные услуги на уровне  частичной оплаты ока­зываются лицам, чей среднедушевой доход (или доход их родст­венников, членов их семей) составляет 100-150% прожиточного минимума.

Социальные услуги на условиях  полной оплаты оказы­ваются гражданам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых превышает на 150% прожиточный минимум.
           На 1 января 2005 г. в полной или частичной оплате социальных услуг нуждались все без исключения граждане пожилого возраста и инвалиды более половины субъектов Российской Федерации, где оплата труда всего трудоспособного населения была менее 150% прожиточного минимума. Ниже черты бедности находятся более 80% населения страны. Особенно высока бедность в таких регионах, как Новгородская, Псковская, Ивановская, Кировская, Пензенская, Саратовская, Оренбургская, Читинская области; республики Марий Эл, Чувашия, Калмыкия, Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-балкарская, Карачаево-черкесская, Северная Осетия, Удмуртия, Республика Алтай, Тыва.
           Понятно, что администрации этих регионов страны не в состо­янии обеспечить не только оплату социальных услуг для пожилых и инвалидов, но и социальные пособия по безработице, бедности и другие, предусмотренные законодательством. Все население этих регионов от мала до велика, получает доход ниже прожиточного минимума и нуждается в социальных пособиях. Все расходы на оплату социальных услуг пожилым и инвалидам вынуждены брать на себя федеральные органы.
          В Законе «О социальном обслуживании граждан пожилого воз­раста и инвалидов» система социального обслуживания поделена на два основных сектора — государственный и негосударственный.
         Государственный сектор образуют федеральные и муниципальные органы социального обслуживания.
        Негосударственный сектор социального обслуживания объеди­няет учреждения, деятельность которых основана на формах собст­венности, не относящихся к государственной или муниципальной, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере соци­ального обслуживания. Негосударственными формами социального обслуживания занимаются общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации.
         Существенные вопросы социальной зашиты инвалидов полу­чили правовую базу в Законе «О социальной защите инвалидов в российской Федерации». Закон определяет полномочия органов государственной власти (федеральных и субъектов Российской Фе­дерации) в области социальной защиты инвалидов. Он раскрывает права и обязанности органов медико-социальной экспертизы, кото­рая на основании комплексного обследования человека устанавли­вает характер и степень заболевания, приведшего к инвалидности, группу инвалидности, определяет режим труда работающих инва­лидов, разрабатывает индивидуальные и комплексные программы реабилитации инвалидов, дает медико-социальные заключения, принимает решения, обязательные для государственных органов, предприятий и организаций независимо от формы собственности.
        Закон устанавливает условия оплаты медицинских услуг, ока­зываемых инвалидам, возмещения затрат, произведенных самим инвалидом, его отношения с реабилитационными органами соци­альной защиты инвалидов.
        Закон обязывает все органы власти, руководителей предприятий и организаций создавать условия, позволяющие инвалидам сво­бодно и самостоятельно пользоваться всеми общественными мес­тами, учреждениями, транспортом, беспрепятственно передвигаться на улице, в собственном жилище, в общественных учреждениях и т. д.
      Законом предусматриваются льготы на внеочередное получение жилья, соответствующим образом оборудованного. В частности, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не менее 50% с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг, а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, — со стоимости топлива. Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное по­лучение земельных участков для индивидуального жилищного стро­ительства, садоводства, ведения подсобного и дачного хозяйства (ст. 17 Закона).
         Особое внимание Закон уделяет обеспечению занятости инва­лидов. Закон предусматривает финансово-кредитные льготы спе­циализированным предприятиям, применяющим труд инвалидов, а также предприятиям, учреждениям и организациям общественных объединений инвалидов; установление квот для приема на работу инвалидов, в частности, организациям независимо от организаци­онно-правовых форм и форм собственности, численность работ­ников в которых составляет более 30 человек (квота для приема на работу инвалидов устанавливается в процентах к среднесписочной численности работников, но не менее 3%). Общественные объеди­нения инвалидов и их предприятия, организации, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвали­дов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.
        Закон определяет правовые нормы для решения таких сущест­венных вопросов занятости инвалидов, как оборудование специ­альных рабочих мест, условия труда инвалидов, права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвали­дов, порядок и условия признания инвалида безработным, госу­дарственное стимулирование участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов.
        Обстоятельно рассмотрены в Законе вопросы материального обеспечения и социально-бытового обслуживания инвалидов, Предусматриваются существенные льготы и скидки за оплату ком­мунальных услуг, за приобретение инвалидных приспособлений, инструментов, техники, оплату санаторно-курортных путевок, за пользование общественным транспортом, приобретение, техни­ческий уход за личным автотранспортом и т. д.
         Помимо федеральных законов социальным работникам необ­ходимо знать ведомственные документы, в которых даются обоснованные толкования применения тех или иных законов или их отдельных статей.
         Социальному работнику также необходимо знать и проблемы, не решенные законодательством или решенные, но не реализуемые в практической деятельности. Например, Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не допускает произ­водства транспортных средств, не имеющих приспособлений для свободного пользования инвалидами городскими видами транс­порта, или сдачу в эксплуатацию жилья, в котором не предусмот­рены приспособления для свободного пользования этим жильем инвалидами (ст. 15 Закона). Но много ли автобусов, троллейбусов на улицах городов России, оборудованных специальными подъ­емниками, с помощью которых инвалиды, передвигающиеся на колясках, могли бы самостоятельно подниматься в автобус или троллейбус? Как десятки лет назад, так и сегодня, в эксплуатацию сдаются жилые дома без всяких приспособлений, позволяющих инвалиду беспрепятственно выехать на коляске из своей квартиры, воспользоваться лифтом, спуститься по пандусу на прилегающий к подъезду тротуар и т. д. и т. п. Данные положения Закона ‹‹0 со­циальной защите инвалидов в Российской Федерации» попросту игнорируются всеми, кто по закону обязан создавать необходимые условия для нормальной жизнедеятельности инвалидов.

Действующее законодательство практически не защищает права инвалидов детства на достойное и обеспеченное существование. В законодательстве инвалидам детства предусмотрены такие размеры социальной помощи, которые прямо-таки толкают их на любую работу, в том числе и «на работу», которую обсуживает криминал – попрошайничество, поскольку на инвалидную пенсию человек, лишенный всего необходимого с детства, прожить не в состоянии.
       Но даже если решены финансовые проблемы, полностью пере­устроена среда жизнедеятельности инвалидов, они не смогут воспользоваться предоставленными благами без соответствующей техники и приспособлений. Нужны протезы, слуховые аппараты, особого устройства очки, тетради для записывания текстов, книги для чтения, коляски, автомобили для передвижения и др.

Таким образом, нужна специальная промышленность для изготовления инвалидной техники и аппаратуры. Такие предприятия в стране есть. Они в значительной мере удовлетворяют разнообразные потребности инвалидов. Но в сравнении с западными образцами инвалидной техники наши, отечественные, во многом проигрывают: и тяжелее, и менее долговечны, и больших габаритов, и менее удобны в экс­плуатации.

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Проблема  социальной реабилитации инвалидов и основные пути, и способы её решения сегодня.

 

Социально-демографическая структура общества, оставаясь всегда неоднородной, предполагает выделение в ней нескольких обобщенных людских когорт, которые могут быть представлены, с одной стороны, группой непосредственных производителей-потре­бителей материальных, общественно-политических, духовных цен­ностей, с другой — условно их «чистыми» потребителями (нега­тивного или позитивного типа).

Каждая из выделенных когорт по-своему целесообразна, необходима для гармонизации социаль­но-общественного развития, а уменьшение-увеличение их общего количества, относительно некой критической величины, становится значимым неблагоприятным фактором угрозы несохранения соци­ально-духовного, экономического неблагополучия любой людской популяции. По данным литературы хорошо понятен смысл присут­ствия в обществе когорты производителей-потребителей (взрослое, работоспособное население, трудовой ресурс общества) от числен­ности,  которой во многом зависит стабильность и развитие населе­ния страны в целом, но значимость когорты «чистых» потребите­лей требует некоторого дополнительного обсуждения.

По своей социально-демографической принадлежности «чис­тые» потребители, как на это было уже указано ранее, делятся на два переходящих друг в друга типа (положительный и отрицатель­ный). К положительным «чистым» потребителям можно отнести: детей различных возрастных групп, кормящих матерей и женщин, находящихся в отпуске по беременности, многодетных матерей, лиц старших возрастных групп, вынужденных мигрантов, служащих непроизводственной сферы, представителей службы правоохраны, военнослужащих и некоторых других групп населения.

К условно «отрицательным» «чистым» потребителям, в свою очередь принадлежат: лица, страдающие тяжелыми форма­ми хронических заболеваний, имеющие генетические уродства и дефекты развития, переживающие последствия тяжелых травм, увечий, ранений (группа инвалидов), лица с явно девиантными фор­мами общественного поведения (преступники, бродяги, нищие, про­ститутки, наркоманы, альфонсы, гомосексуалисты, просто «гении»), психические больные и некоторые другие малые группы населения. Как уже было сказано выше, одну, вероятно, большую по чис­ленности, группу «чистых» потребителей, с «отрицательным» соци­альным значением, составляют лица, чья социальная активность ограничена наличием серьезных расстройств соматического и пси­хического здоровья, обозначенные демографами как инвалиды. Социальная активность, духовная жизнь этой группы людей, в зависимости от характера их установки на жизнь в окружающем обществе может приближаться по своему внутреннему смыслу, значению либо к деятельности основной общественной группы про­изводителей-потребителей, либо все более приобретать черты рез­ко отклоняющегося, девиантного поведения по отношению к дру­гим людям, все более отягощая общество, государство допол­нительными затратами на свое содержание (быстро переходящее к паразитарности) и, более того, коррекцию их правового и нрав­ственного поведения.

Таким образом, инвалидизация ведет за собой не только стой­кое биологическое снижение основных показателей здоровья того или иного человека, но и заставляет его активно и быстро решать вопрос о перспективе, характере, направлении во взаимодействии с государством на ближайшем и отдаленном отрезке предстоящей жизни, предполагая перемещение инвалида либо в когорту произво­дителей-потребителей общественных ценностей, либо в группу криминалов, «паразитирующих» на теле народа, наций, государства. Следовательно, если в сегодняшней, по своей сути, тактической работе с инвалидом по программе реабилитации успешно решается вопрос о скорейшей компенсации возникающего у него дефекта здоровья, то ее другая, важнейшая (стратегическая) часть, активный возврат инвалида в общественное производство, пока лишь скорее подразумевается, чем представляется в хорошо осмысленном, развернутом виде, на­нося невольный, отсроченный урон успешному развитию в дальнейшем народному хозяйству страны. Об этом свидетельствует не только весь сегодняшний опыт реабилитационной работы с инвали­дами, но и данные научной литературы, где именно этот фрагмент социальной работы до сих пор не получил серьезного обсуждения.

Начало проведения стратегической реабилитационной работы должно уже через короткое время привести к росту востребования труда инвалидов в общественном производстве, особенно в тех его областях, которые будут переданы под «домашнее производ­ство», составляя специализированный сегмент внутреннего и внешнего рынка страны, особый рынок рабочих мест, Современ­ная экономическая ситуация в России не позволит подставить уже созданный внутренний рынок рабочих мест по группы инвалидов и потребует комплексной работы по его созданию.  Существующим же центрам, отделениям реабилитационной работы с инвалидами должны быть

переданы функции социально-психологической, профориентационной, воспитательной работы с инвалидами, направленные на ско­рейшее введение инвалида в общественно полезный труд в соот­ветствующих отраслях «домашней промышленности».

Изложенная точка зрения на дальнейшее развитие системы со­циальной реабилитации для инвалидов требует конкретизации и уточнения в своем содержании с учетом реальных процессов ре­формирования народного хозяйства в каждом отдельном регионе страны, доведения ее выводов до процедур обсуждения в думских кабинетах, на заседаниях федеральных и региональных правитель­ственных организаций, профсоюзов и общественных организаций России. По существующим статистическим данным в г. Новосибирс­ке и Новосибирской области на январь 1998 года зарегистрирова­но: 50 574 инвалидов по всем районам города, 38 401 инвалидов, проживающих в районах области, 11 320 инвалидов, выявленных по наиболее крупным промышленным центрам Новосибирской области. Приведенный факт однозначно указывает на ту реальную рабочую силу, которую представляют собой инвалиды, особенно те из них, которых можно отнести к взрослой группе.

Таким людям наиболее подходят условия работы не на производ­стве, а в домашних условиях, что, соответственно, делает актуаль­ным скорейшее решение вопроса о создании в Новосибирской об­ласти ранее упоминаемого домашнего производства («домашней промышленности»). Специфика в организации последней будет во многом определяться реальными возможностями ее потенциаль­ных участников. По своему ассортименту то­вары, производимые данными людьми, могут быть представлены в виде следующего списка. Продуктами группового производства инвалидов с детства могут стать: различные игрушки и сувениры (особенно традиционных промыслов россиян), выращенные ими овощи, фрукты, ягоды, грибы, цветы и промышленные растения, печатная продукция, книги, различные дидактические материалы, пособия для повышения качества обучения в коррекционных клас­сах общеобразовательных и специализированных школ, выращен­ные домашние и промышленные животные, птицы, рыбы, выпечен­ные хлебобулочные изделия, тара для фасовки пищевых и непищевых продуктов, корма, биологически активных пищевых до­бавок, медикаментов и т. д.

Информация о работе Социальная реабилитация инвалидов