Социальная реабилитация инвалидов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Цель: проанализировать социальную реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1.Выявить содержание понятий "инвалид­ность ", "инвалиды" "реабилитация".
2.Изучить формы и методы решения социальных проблем инвалидов.
3.Рассмотреть правовое обеспечение социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
4. Выяснить проблему социальной реабилитации инвалидов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3-6
1.Теоретическая сущность социальной работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья.
1.1. Содержание понятий "инвалидность", "инвалиды", "реабилитация"…………………………………………………………7-14
1.2. Роль социальных работников в реабилитации инвалидов……….15-20
1.3. Формы и методы решения социальных проблем инвалидов………..21-27
2. Социальная реабилитация как направление социальной работы.
2.1. Сущность, понятие, основные виды реабилитации………………....28-32
2.2.Правовое обеспечение социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья…………………..……………………………33-40
2.3. Проблема социальной реабилитации инвалидов и основные пути, и способы её решения сегодня…………………………………………….41-48
Заключение………………………………………………………………….49
Список используемой литературы……………

Работа содержит 1 файл

Реабилитация инвалидов Курсовая.doc

— 233.50 Кб (Скачать)

Такие исследования должны включать анализ причин, видов и масштабов инва­лидности, наличия и эффективности существующих про­грамм и необходимости в развитии и оценке служб и мер по оказанию помощи. Разрабатывать и совершенствовать технологию и критерии проведения обследований, принимая меры для содействия участию самих инвалидов в сборе и изучении данных. На всех этапах принятия решений должны привлекаться организации инвалидов к участию в разра­ботке планов и программ, касающихся инвалидов или зат­рагивающих их экономическое и социальное положение, и потребности и интересы инвалидов по возможности вклю­чать в общие планы развития, а не рассматривать отдельно. Специально оговаривается необходимость содействовать разработке местными общинами программ и мероприятий для инвалидов. Одной из форм такой деятельности являет­ся подготовка учебных пособий или составление перечней подобных мероприятий, а также разработка учебных про­грамм для персонала на местах.

Стандартные правила определяют, что государства не­сут ответственность за создание и укрепление национальных координационных комитетов или аналогичных органов для использования их в качестве национальных координацион­ных центров по вопросам, касающимся инвалидов. Специальные аспекты стандартных правил посвящены ответственности за постоянный контроль и оценку выпол­нения национальных программ и за предоставление услуг, направленных на обеспечение равных возможностей для инвалидов, а также другим положениям. Несмотря на разработанность данных международных документов, они не полностью отражают сущность и содер­жание таких широких и сложных понятий, как "инвалид­ность", "инвалид". Кроме того, социальные изменения, объективно происходящие в современных обществах или отражающиеся в сознании людей, выражаются в стремле­нии расширить содержание этих терминов. Так, Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) приняты в качестве стандартов для мирового сообщества такие признаки поня­тия "инвалидность":

♦  любая потеря или нарушение психологической, фи­зиологической или анатомической структуры или функции;

♦   ограниченность или отсутствие (из-за указанных выше дефектов) способности выполнять функции так, как считается нормальным для среднего человека;

♦  затруднение, вытекающее из указанных выше недо­статков, которое полностью или частично мешает челове­ку выполнять какую-то роль (учитывая влияние возраста, пола и культурной принадлежности)1.[18.C5.].

Анализ всех приведенных выше определений позволя­ет сделать вывод о том, что дать исчерпывающее изложе­ние всех признаков инвалидности достаточно трудно, так как содержание противоположных ему понятий само по себе достаточно расплывчато. Так, выделение медицинс­ких аспектов инвалидности возможно через оценку утраты здоровья, но это последнее настолько вариативно, что даже ссылка на влияние пола, возраста и культурной при­надлежности не устраняет затруднений. Кроме того, сущ­ность инвалидности заключается в тех социальных барьерах, которые состояние здоровья воздвигает между инди­видом и обществом. Характерно, что в попытках отойти от сугубо медицинской трактовки Британский совет объеди­нений инвалидов предложил такое определение: "Инвалид­ность" — это полная или частичная потеря возможностей участвовать в нормальной жизни общества на равных нача­лах с другими гражданами из-за физических и социальных преград. " Инвалиды" - лица, которые имеют нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. 2 [18.C5]. 

Международное общественное мнение все более утверждается в мысли о том, что полноценное социальное функционирование является важнейшей социальной цен­ностью современного мира. Это находит свое выражение в появлении новых индикаторов социального развития, при­меняемых для анализа уровня социальной зрелости того или иного социума. Соответственно основной целью политики в отношении инвалидов признается не только наиболее пол­ное восстановление здоровья и не только обеспечение их средствами к жизни, но также и максимально возможное воссоздание их способностей к социальному функциониро­ванию на равных основаниях с остальными  гражданами дан­ного социума, не имеющими ограничений здоровья. В нашей стране идеология политики в отношении ин­валидности развивалась аналогичным образом — от медицинской к социальной модели.

В соответствии с Законом "Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР", инвалидом является лицо, которое в связи с огра­ничением жизнедеятельности вследствие наличия физи­ческих или умственных недостатков нуждается в соци­альной помощи и защите"3. [19.С13].Позднее было определено, что инвалид — "лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловлен­ное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызыва­ющее необходимость его социальной защиты"4.[19.С13].

Постановлением Правительства РФ от 16 января 1995г. № 59 утверждена Федеральная комплексная программа "Со­циальная поддержка инвалидов", состоящая из следующих федеральных целевых программ:

♦  медико-социальная экспертиза и реабилитация ин­валидов;

♦  научное обеспечение и информатизация проблем ин­валидности и инвалидов;

♦  разработка и производство технических средств ре­абилитации для обеспечения инвалидов.

В настоящее время в мире инвалиды составляют при­близительно 10% населения, причем колебания по различ­ным странам достаточно значительны. Так, в Российской Федерации,  официально зарегистрированные и стоящие на учете инвалиды составляют менее 6% населения5 [16.С11.]

в то вре­мя как в США — почти пятую часть всех жителей.

Это связано, разумеется, не с тем, что граждане нашей стра­ны значительно здоровее американцев, а с тем, что со ста­тусом инвалидности в России связаны определенные соци­альные льготы и привилегии. Лица с ограниченными воз­можностями стремятся получить официальный статус ин­валидности с его льготами, существенными в условиях де­фицита социальных ресурсов; государство же ограничива­ет число получателей таких льгот достаточно жесткими рамками.

В осно­ве возникновения инвалидности лежит множество разнооб­разных причин. В зависимости от причины возникновения условно можно выделить три группы6 [6.С75.] а) наследственно обусловленные формы; б) связанные с внутриутробным по­ражением плода, повреждением плода во время родов и в самые ранние сроки жизни ребенка; в) приобретенные в процессе развития индивида в результате заболеваний, травм, иных событий, повлекших за собой стойкое рас­стройство здоровья.

Как ни парадоксально, сами успехи науки, в первую очередь медицины, имеют своей оборотной стороной рост ряда заболеваний и числа инвалидов в целом. Появление новых лекарственных и технических средств сохраняет  людям жизнь и во многих случаях позволяет компенсировать последствия дефекта. Менее последовательной и результативной становится охрана тру­да, особенно на предприятиях негосударственной формы собственности — это ведет к росту производственного трав­матизма и, соответственно, инвалидности.

Таким образом, для нашей страны проблема оказания помощи лицам с ограниченными возможностями принадле­жит к числу наиболее важных и актуальных, так как рост численности инвалидов выступает в качестве устойчивой тенденции нашего социального развития, и пока нет дан­ных, свидетельствующих о стабилизации положения или об изменении этой тенденции. Инва­лиды являются не только гражданами, нуждающимися в особой социальной помощи, но также возможным значи­тельным резервом развития общества. Считается, что в первом десятилетии XXI в. они будут составлять не менее 10% всей рабочей силы в промышленно развитых странах7 [17.С71.]причем отнюдь не только на примитивных ручных опера­циях и процессах. Понимание социальной реабилитации также прошло свой достаточно содержательный путь развития.

Ре­абилитация направлена на то, чтобы помочь инвалиду не только приспособиться к окружающей его среде, но и ока­зывать воздействие на его непосредственное окружение и на общество в целом, что облегчает его интеграцию в об­щество. Сами инвалиды, их семьи и местные органы долж­ны участвовать в планировании и проведении мероприятий по реабилитации8 [21.C8-9]. С точки зрения Л. П. Храпылиной, дан­ное определение неоправданно расширяет обязанности об­щества перед инвалидами, в то же время не фиксируя никаких обязанностей самих инвалидов "выполнять свои гражданские функции с определенными затратами и уси­лиями"9.[21.C9].К сожалению, этот односторонний акцент сохраня­ется во всех последующих документах. В 1982г. Организацией Объединенных Наций была при­нята Всемирная программа действий в отношении инвали­дов, которая предусматривала такие направления, как:

♦ раннее обнаружение, диагностика и вмешательство;

♦  консультирование и оказание помощи в социальной области;

♦  специальные услуги в области образования.

На дан­ный момент итоговым является определение реабилитации, принятое в результате обсуждения в ООН процитирован­ных выше Стандартных правил обеспечения равных воз­можностей для инвалидов: Реабилитация означает процесс, имеющий целью предоставить инвалидам возможность дос­тичь оптимального физического, интеллектуального, пси­хического или социального уровня деятельности и под­держивать его, тем самым, предоставляя им средства, при­званные изменить их жизнь и расширить рамки их незави­симости.

1. 2. Роль социальных работников в   реабилитации инвалидов.

 

Инвалиды как социальная категория  людей, находятся в окружении здоровых по сравнению с ними и нуждаются в большей степени в социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями, известен механизм их реализации. Следует отметить, что все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая направлена на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление материальных затрат. Вместе с тем, инвалидам необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать инвалидов и подавляла бы развитие иждивенческих тенденций. Известно, что для полноценной, активной жизни инвалидов необходимо вовлечение их в общественно- полезную деятельность, развитие и поддержание связей инвалидов со здоровым окружением, государственными учреждениями различного  профиля, общественными организациями и управленческими структурами. По существу, речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая является конечной целью реабилитации.

По месту проживания (пребывания) всех инвалидов можно разделить на 2 категории:

- находящихся в домах- интернатах;

- проживающих в семьях.

Указанный критерий - место проживания - не следует воспринимать как формальный. Он теснейшим образом связан с морально- психологическим фактором, с перспективой дальнейшей судьбы инвалидов.

Известно, что в домах- интернатах находятся наиболее тяжелые в соматическом отношении инвалиды. В зависимости от характера патологии взрослые инвалиды содержаться в домах- интернатах общего типа, в психоневрологических интернатах, дети - в домах- интернатах для умственно отсталых и с физическими недостатками.

Деятельность социального работника также определяется характером патологии у инвалида и соотносится с его реабилитационным потенциалом. Для осуществления адекватной деятельности социального работника в домах-интернатах необходимо знание особенностей структуры и функций этих учреждений.

Дома- интернаты общего типа предназначены для медико-социального обслуживания инвалидов. В них принимаются граждане (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды 1 и 2 групп старше 18 лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать.

Задачами этого дома- интерната являются:

- создание благоприятных условий жизни, приближенных к домашним;

- организация ухода за проживающими, оказание им  медицинской помощи и организация содержательного досуга;

- организация трудовой занятости инвалидов.

В соответствии с основными задачами дом- интернат осуществляет:

- активное содействие в адаптации инвалидов к новым  условиям;

- бытовое устройство, обеспечивая поступивших благоустроенным жильем, инвентарем и мебелью, постельными принадлежностями, одеждой и обувью;

- организацию питания с учетом возраста и состояния здоровья;

- диспансеризацию и лечение инвалидов, организацию консультативной медицинской помощи, а также госпитализацию нуждающихся в лечебные учреждения;

- обеспечение нуждающихся слуховым аппаратами, очками, протезно-ортопедическими изделиями и кресло-колясками;

- в соответствии с медицинскими рекомендациями организацию трудовой занятости, способствующей поддержанию активного образа жизни.

В домах- интернатах общего типа находятся инвалиды молодого возраста (от 18 до 44 лет). Они составляют около 10% всего контингента проживающих. Более половины из них - инвалиды с детства, 27,3% - вследствие общего заболевания, 5,4% - в связи с трудовым увечьем, 2,5% - прочие. Состояние их отличается значительной тяжестью. Об этом свидетельствует преобладание инвалидов 1 группы (67,0%).

Наибольшую группу (83,3%) составляют инвалиды с последствиями поражения центральной нервной системы (остаточные явления детского церебрального паралича, полиомиелита, энцефалита, травмы спинного мозга и др.), 5,5% - инвалиды вследствие патологии внутренних органов.

Следствием различной степени нарушений функции опорно-двигательного аппарата является ограничение  двигательной активности инвалидов. В связи с этим 8,1% нуждаются в постороннем уходе, 50,4% передвигаются с помощью костылей или кресло - колясок и только 41,5% - самостоятельно.

Характер патологи сказывается и на способности молодых инвалидов к самообслуживанию: 10,9% из них не могут себя обслужить, 33,4% обслуживают себя частично, 55,7% - полностью.

Как видно из приведенной характеристики молодых инвалидов, несмотря на тяжесть состояния здоровья, значительная часть из них подлежит социальной адаптации в самих учреждениях, а в ряде случаев и интеграции в общество. В связи с этим, большое значение приобретают факторы, влияющие на социальную адаптацию молодых инвалидов. Адаптация предлагает наличие условий, способствующих реализации имеющихся и формированию новых социальных потребностей с учетом резервных возможностей инвалида.

Информация о работе Социальная реабилитация инвалидов