СОЦИАЛЬНАЯ
РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ
- Понятие
«социальная реабилитация детей
с ограниченными возможностями
здоровья» можно рассматривать
в различных его вариантах: как процесс,
как конечный результат и как деятельность.
- Понятие
«социально-реабилитационная деятельность*
по своей сути имеет много общего с понятиями
«образование», «педагогический процесс»,
«обучение» и «воспитание», «педагогическая
деятельность», которые широко используются
в педагогической практике.
СОЦИАЛЬНАЯ
РЕАБИЛИТАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС
- Социальная реабилитация
как процесс представляет собой динамическую
систему, в ходе которой осуществляется
последовательная реализация постоянно
возникающих в ходе взаимодействия с
ребенком тактических задач на пути к
достижению стратегической цели - восстановления
его социального статуса, формирования
устойчивой к травмирующим ситуациям
личности, способной успешно интегрироваться
в общество. Процесс социальной реабилитации
осуществляется под руководством специалиста
в этой области, протекает, как и педагогический
процесс, в специально организованных
условиях, в ходе которых используются
различные формы, методы и специальные
средства воздействия на ребенка.
- Социальная
реабилитация как конечный результат
- это достижение ее конечных
целей, когда человек, имеющий ограниченные
возможности здоровья, после прохождения
комплексной реабилитации в соответствующих
реабилитационных учреждениях, вливается
в социально-экономическую жизнь
общества и не ощущает своей
неполноценности.
- Социальная
реабилитация как деятельность
относится в равной мере как
к личности специалиста, являющейся
ее организатором, так и к личности
ребенка, включенного в социально-реабилитационный
процесс, который выступает в
нем как субъект деятельности
и общения. Социально-реабилитационная
деятельность - это целенаправленная
активность специалиста по социальной
реабилитации и ребенка с
ограниченными возможностями здоровья
в целях подготовки последнего
к продуктивной и полноценной
социальной жизни посредством
специальным образом организованного
обучения, воспитания и создания
для этого оптимальных условий.
- Социально-реабилитационная
деятельность, как и любой другой
вид деятельности, имеет свои
качественные характеристики.
- Наиболее
общие из них: целенаправленность, опосредованность,
субъективность, интенсивность, динамичность,
эффективность.
- Целенаправленность
социально-реабилитационной деятельности
проявляется в том, что процесс
социальной реабилитации строится
с учетом четко очерченной
цели, осознания того, какими личностными
и психическими качествами должен
обладать ребенок на завершающем
этапе.
- Специфика
опосредованности социально-реабилитационной
деятельности состоит в том, что социально-реабилитационные
воздействия оказывают влияние на ребенка
с ограниченными возможностями не прямо,
а косвенно - в результате социальной
обусловленности социально-реабилитационной
деятельности, ее связи со значениями,
фиксированными в понятиях языка, нормах
морали, ценностях. Социально-реабилитационное
воздействие будет иметь эффект лишь в
том случае, если оно будет осмыслено на
уровне сознания и будет принято индивидом
как свое собственное.
- Динамичность
социально-реабилитационной деятельности
определяется поступательным движением
в реализации текущих задач в работе с
ребенком. Для социально-реабилитационного
процесса важно добиваться хотя бы маленьких,
но положительных сдвигов в психике. Динамические
изменения социально-реабилитационного
процесса в этом случае могут привести
к более существенным положительным изменениям
в развитии личности в целом.
- Эффективность
социально-реабилитационной деятельности
проявляется в соотношении достигнутого
результата к максимально достижимому
или заранее запланированному
результату. Определить ее можно
только в том случае, если будут
четко выделены качественные
критерии измерения результатов.
В числе основных показателей
определения эффективности социально-реабилитационной
деятельности могут быть взяты
сравнимые изменения в уровне
развития личности ребенка, достигнутого
за соответствующий период, и
его способность к адаптации
и интеграции в социальную
и экономическую жизнь с учетом
реабилитационного потенциала.
- К числу
других важных особенностей социально-реабилитационного
процесса следует отнести то, что, в отличие
от педагогического процесса, его обязательным
условием является, во-первых, проведение
диагностического обследования ребенка,
с учетом результатов которого и строится
реабилитационный процесс, во-вторых,
осуществляется он в неразрывном единстве
с проведением медицинских мероприятий
(медицинская реабилитация), психической
и педагогической реабилитациями и социальной
адаптацией.
- Если
на начальных возрастных
этапах на восприятие
социальных воздействий
негативно влияет
первичный дефект,
то в дальнейшем,
если не проводится
его коррекция, ведущую
роль начинают
играть вторичные
отклонения, которые
препятствуют социальной
адаптации ребенка,
порождая педагогическую
запущенность, расстройства
эмоционально-волевой
сферы, личностные
нарушения.
- Социальная
реабилитация детей с ограниченными
возможностями как процесс и
как деятельность по своему
строению и целям близка педагогическому
процессу и педагогической деятельности
и ее можно рассматривать как
их разновидность. Главным, что
их объединяет, является то, что
они выполняют единую функцию,
обеспечивают овладение растущим человеком
достижениями культуры и социальным опытом,
накопленным предшествующими поколениями,
в виде знаний, навыков, умений, моральных
ценностей, норм поведения, и на этой основе
формируется личность ребенка, способного
жить в обществе и выполнять определенные
социальные роли.
ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Основными
направлениями, социально-реабилитационной
деятельности являются:
- организаторская
деятельность;
- деятельность
по диагностике психического и личностного
развития ребенка;
- развивающая
и коррекционная работа;
- консультирование
и просвещение детей, родителей и специалистов,
занимающихся с детьми;
- деятельность
по охране здоровья и безопасной жизнедеятельности
и социально-диспетчерская работа.
ЦЕЛИ
В СОЦИАЛЬНОЙ-РЕАБИЛИТАЦИИ
- В социально-реабилитационной
деятельности цель может выполнять
следующие функции:
- цель - идеал;
- цель - стратегическая
задача;
- цель - тактические
и оперативные задачи.
- Цель - идеал
- это идея всестороннего развития
всех сущностных сил человеческой
личности, ее наиболее полная
физическая, интеллектуальная и
духовно-нравственная самореализация
и постоянное самосовершенствование
на этой основе.
- Цель - стратегическая
задача состоит в том, чтобы сформировать
граждански устойчивую, внутренне дисциплинированную
личность, способную взаимодействовать
с окружающими людьми зачастую в неприспособленной
для нее социальной среде. Достигается
в результате более полного развития
у ребенка с ограниченными возможностями
его духовных и физических сил.
- Цель - тактические
и оперативные задачи вытекает из цели
- идеала и стратегической цели формирования
личности. Она представляет собой систему
конкретных воспитательных, образовательных,
развивающих, коррекционно-реабилитационных
воздействий, организация и эффективная
реализация которых призвана обеспечить
положительные изменения в развитии личности
ребенка.
ОСНОВНЫЕ
ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ
РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
- В социально-реабилитационной
деятельности можно выделить
следующие основные принципы:
- гуманистической
направленности социально-реабилитационного
процесса;
- единства
диагностики и коррекции;
- нормативности
развития;
- опоры на
ведущую деятельность;
- обучения
деятельности;
- развития;
- овладения
культурой;
- опоры на
положительные и сильные стороны личности
ребенка;
- психологической
комфортности.
- Принцип
гуманистической направленности
социально-реабилитационного процесса
предполагает необходимость сочетания
целей общества и личности. Реализация
этого принципа требует подчинения
всего социально-реабилитационного
процесса формированию личности
ребенка, ориентированной на отношения
достоинства. В такой культуре
ведущей ценностью является ценность
личности человека. Именно культура
достоинства создает лучшие условия
для выхода из социальных катаклизмов,
потому что ребенок, воспитанный
в культуре достоинства, как подчеркивал
Л.С. Выготский, «приспособлен к социальной
динамике, а не к социальной
статике».
- Принцип
единства диагностики и коррекции
отражает целостность оказания
помощи ребенку в условиях
социально-реабилитационного процесса.
Его суть в том, что, во-первых,
началу собственно социально-реабилитационных
воздействий обязательно должен
предшествовать этап комплексного
диагностического обследования
ребенка, на основе которого составляется
первичное заключение об уровне
его развития, и формулируются
цели и задачи коррекционно-развивающей
работы. Во-вторых, реализация плана
социально-реабилитационных мероприятий
требует постоянного контроля
динамики изменений личности, ее
поведения, деятельности, эмоциональных
состояний, чувств и переживаний.
Такой контроль позволяет вносить
необходимые коррективы в программу
социальной реабилитации, вовремя
изменять и дополнять методы
и средства воздействия.
- Принцип
нормативности развития ребенка.
Нормативность развития понимается
как последовательность сменяющих
друг друга возрастных этапов
в онтогенезе. Каждый возрастной
этап в жизни человека характеризуется
своей социальной ситуацией, динамикой
развития, психическими новообразованиями,
ведущей деятельностью. Реализация
названного принципа предполагает
обязательный учет особенностей
возрастного развития ребенка
и происходящих изменений на
всех этапах процесса социальной
реабилитации. Наряду с понятием
«возрастная норма» в социально-реабилитационной
практике широко используется
понятие «индивидуальная норма»,
что позволяет вносить коррективы
в программу социальной реабилитации
с учетом индивидуальных особенностей
ребенка, специфики и тяжести
дефекта и самостоятельного
пути развития.
-
- Принцип
опоры на ведущую деятельность.
Процесс социальной реабилитации
на разных возрастных этапах
ребенка должен соответствовать
ведущей деятельности, характерной
для каждого возрастного этапа
(игра, учение, общение) и психологическим
возможностям и ограничениям, связанным
с возрастными особенностями (самооценка,
самосознание и др.)
- Принцип
обучения деятельности предполагает
активизацию детей с целью
овладения детьми различными
видами деятельности, начиная от
простейших предметно-практических
действий до сложных действий
в познавательной сфере. У детей
должны быть сформированы умения контроля
и самоконтроля, оценки и самооценки. Ребенок
должен уметь самостоятельно ставить
цели и организовывать свою деятельность
для ее достижения.
- Принцип
развития предполагает выделение
не только ведущего дефекта, но и
вторичных нарушений, оценку причин их
возникновения и прогнозирования последствий,
ориентирует на целостное развитие личности
ребенка, ее готовность к дальнейшему
самосовершенствованию. Процесс социальной
реабилитации должен быть нацелен на то,
чтобы каждому ребенку были созданы такие
условия, в которых он мог бы максимально
реализовать не только свой интеллект,
способности, активность, а, прежде всего,
личность.
- Принцип
овладения культурой. Культура - это
способность человека ориентироваться
в мире и действовать в соответствии
с результатами такой ориентации и с интересами
и ожиданиями других людей. Использование
данного принципа в процессе социальной
реабилитации состоит в том, что ребенок,
включаясь в систему предлагаемых форм
воздействия, осваивает нормативные
способы действий в окружающем мире и
социальной среде.