Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 09:32, творческая работа

Описание работы

Основные принципы, цели и задачи социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Средства социальной-реабилитации. Методы в социальной реабилитации.

Работа содержит 1 файл

Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья СРСП Турманов Самат.ppt

— 1.14 Мб (Скачать)

СОЦИАЛЬНАЯ  РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

  • Понятие  «социальная реабилитация детей  с ограниченны­ми возможностями  здоровья» можно рассматривать  в различных его вариантах: как процесс, как конечный результат и как деятельность.
  • Понятие «социально-реабилитационная деятельность* по своей сути имеет много общего с понятиями «образование», «педагогический процесс», «обучение» и «воспитание», «пе­дагогическая деятельность», которые широко используются в педагогической практике.

СОЦИАЛЬНАЯ  РЕАБИЛИТАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС 

  •  Социальная реабилитация как процесс представляет собой динамическую систему, в ходе которой осу­ществляется последовательная реализация постоянно возни­кающих в ходе взаимодействия с ребенком тактических задач на пути к достижению стратегической цели - восстановления его социального статуса, формирования устойчивой к травми­рующим ситуациям личности, способной успешно интегриро­ваться в общество. Процесс социальной реабилитации осуществ­ляется под руководством специалиста в этой области, протекает, как и педагогический процесс, в специально организованных условиях, в ходе которых используются различные формы, ме­тоды и специальные средства воздействия на ребенка.
 
  • Социальная  реабилитация как конечный результат - это достижение ее конечных  целей, когда человек, имеющий ограниченные  возможности здоровья, после прохождения  комплексной реабилитации в соответствующих  реабилитаци­онных учреждениях, вливается  в социально-экономическую жизнь  общества и не ощущает своей  неполноценности.
 
  • Социальная  реабилитация как деятельность  относится в равной мере как  к личности специалиста, являющейся  ее организатором, так и к личности  ребенка, включенного в со­циально-реабилитационный  процесс, который выступает в  нем как субъект деятельности  и общения. Социально-реа­билитационная  деятельность - это целенаправленная  активность специалиста по социальной  реабилитации и ре­бенка с  ограниченными возможностями здоровья  в целях под­готовки последнего  к продуктивной и полноценной  социаль­ной жизни посредством  специальным образом организованного  обучения, воспитания и создания  для этого оптимальных условий.
  • Социально-реабилитационная  деятельность, как и любой другой  вид деятельности, имеет свои  качественные характери­стики.
  • Наиболее общие из них: целенаправленность, опосредованность, субъективность, интенсивность, динамичность, эффективность.
  • Целенаправленность  социально-реабилитационной дея­тельности  проявляется в том, что процесс  социальной реаби­литации строится  с учетом четко очерченной  цели, осознания того, какими личностными  и психическими качествами дол­жен  обладать ребенок на завершающем  этапе.

 

  • Специфика опосредованности социально-реабилитационной деятельности состоит в том, что социально-реабилитационные воздействия оказывают влияние на ребенка с ограниченными возможностями не прямо, а косвенно - в результате социаль­ной обусловленности социально-реабилитационной деятельно­сти, ее связи со значениями, фиксированными в понятиях язы­ка, нормах морали, ценностях. Социально-реабилитационное воздействие будет иметь эффект лишь в том случае, если оно будет осмыслено на уровне сознания и будет принято индиви­дом как свое собственное.

 

  • Динамичность социально-реабилитационной деятельно­сти определяется поступательным движением в реализации текущих задач в работе с ребенком. Для социально-реабили­тационного процесса важно добиваться хотя бы маленьких, но положительных сдвигов в психике. Динамические изме­нения социально-реабилитационного процесса в этом случае могут привести к более существенным положительным изме­нениям в развитии личности в целом.
 
  • Эффективность  социально-реабилитационной деятель­ности  проявляется в соотношении достигнутого  результата к максимально достижимому  или заранее запланированному  результату. Определить ее можно  только в том случае, если будут  четко выделены качественные  критерии измерения ре­зультатов. В числе основных показателей  определения эффек­тивности социально-реабилитационной  деятельности могут быть взяты  сравнимые изменения в уровне  развития личнос­ти ребенка, достигнутого  за соответствующий период, и  его способность к адаптации  и интеграции в социальную  и эко­номическую жизнь с учетом  реабилитационного потенциала.
  • К числу других важных особенностей социально-реаби­литационного процесса следует отнести то, что, в отличие от педагогического процесса, его обязательным условием явля­ется, во-первых, проведение диагностического обследования ребенка, с учетом результатов которого и строится реабили­тационный процесс, во-вторых, осуществляется он в нераз­рывном единстве с проведением медицинских мероприятий (медицинская реабилитация), психической и педагогической реабилитациями и социальной адаптацией.
  • Если  на начальных возрастных  этапах на восприятие  со­циальных воздействий  негативно влияет  первичный дефект, то в дальнейшем, если не проводится  его коррекция, ведущую  роль начинают  играть вторичные  отклонения, которые  пре­пятствуют социальной  адаптации ребенка, порождая педаго­гическую  запущенность, расстройства  эмоционально-волевой  сферы, личностные  нарушения.
  • Социальная  реабилитация детей с ограниченными  возмож­ностями как процесс и  как деятельность по своему  строению и целям близка педагогическому  процессу и педагогической деятельности  и ее можно рассматривать как  их разно­видность. Главным, что  их объединяет, является то, что  они выполняют единую функцию, обеспечивают овладение растущим человеком достижениями культуры и социальным опытом, накопленным предшествующими поколениями, в ви­де знаний, навыков, умений, моральных ценностей, норм поведения, и на этой основе формируется личность ребенка, способного жить в обществе и выполнять определенные соци­альные роли.

ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

  • Основными  направлениями, социально-реабилитационной  деятельности являются:
  • органи­заторская деятельность;
  • деятельность по диагностике психического и личностного развития ребенка;
  • развивающая и коррекционная работа;
  • консультирование и просвещение детей, родителей и специалистов, занимающихся с детьми;
  • деятельность по охране здоровья и безопасной жизнедеятельности и социально-диспетчерская работа.

ЦЕЛИ  В СОЦИАЛЬНОЙ-РЕАБИЛИТАЦИИ 

  • В социально-реабилитационной  деятельности цель может выполнять  следующие функции:
  • цель - идеал;
  • цель - стратегическая задача;
  • цель - тактические и оперативные задачи.
 
  • Цель - идеал - это идея всестороннего развития  всех сущностных сил человеческой  личности, ее наиболее полная  фи­зическая, интеллектуальная и  духовно-нравственная самореа­лизация  и постоянное самосовершенствование  на этой основе.
  • Цель - стратегическая задача состоит в том, чтобы сформировать граждански устойчивую, внутренне дисципли­нированную личность, способную взаимодействовать с окру­жающими людьми зачастую в неприспособленной для нее социальной среде. Достигается в результате более полного раз­вития у ребенка с ограниченными возможностями его духов­ных и физических сил.
  • Цель - тактические и оперативные задачи вытекает из цели - идеала и стратегической цели формирования личности. Она представляет собой систему конкретных вос­питательных, образовательных, развивающих, коррекционно-реабилитационных воздействий, организация и эффектив­ная реализация которых призвана обеспечить положительные изменения в развитии личности ребенка.

ОСНОВНЫЕ  ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ  РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ  ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 
 

  • В социально-реабилитационной  деятельности можно вы­делить  следующие основные принципы:
  • гуманистической направленности социально-реабилитационного процесса;
  • единства диагностики и коррекции;
  • нормативности развития;
  • опоры на ведущую деятельность;
  • обучения деятельности;
  • развития;
  • овладения культурой;
  • опоры на положительные и сильные стороны личности ребенка;
  • психологической ком­фортности.
  • Принцип  гуманистической направленности  социально-реабилитационного процесса  предполагает необходимость сочетания  целей общества и личности. Реализация  этого прин­ципа требует подчинения  всего социально-реабилитационно­го  процесса формированию личности  ребенка, ориентирован­ной на отношения  достоинства. В такой культуре  ведущей ценностью является ценность  личности человека. Именно культура  достоинства создает лучшие условия  для выхода из социальных катаклизмов, потому что ребенок, воспитанный  в культуре достоинства, как подчеркивал  Л.С. Выготский, «приспособлен к социальной  динамике, а не к социальной  ста­тике».
  • Принцип  единства диагностики и коррекции  отражает целостность оказания  помощи ребенку в условиях  социально-реабилитационного процесса. Его суть в том, что, во-первых, началу собственно социально-реабилитационных  воздействий обязательно должен  предшествовать этап комплексного  диаг­ностического обследования  ребенка, на основе которого со­ставляется  первичное заключение об уровне  его развития, и формулируются  цели и задачи коррекционно-развивающей  работы. Во-вторых, реализация плана  социально-реабили­тационных мероприятий  требует постоянного контроля  ди­намики изменений личности, ее  поведения, деятельности, эмоциональных  состояний, чувств и переживаний. Такой контроль позволяет вносить  необходимые коррективы в про­грамму  социальной реабилитации, вовремя  изменять и допол­нять методы  и средства воздействия.
  • Принцип  нормативности развития ребенка. Норматив­ность развития понимается  как последовательность сменяю­щих  друг друга возрастных этапов  в онтогенезе. Каждый возрастной  этап в жизни человека характеризуется  своей социальной ситуацией, динамикой  развития, психическими новообразованиями, ведущей деятельностью. Реализация  названного принципа предполагает  обязательный учет осо­бенностей  возрастного развития ребенка  и происходящих изменений на  всех этапах процесса социальной  реабилитации. Наряду с понятием  «возрастная норма» в социально-реабили­тационной  практике широко используется  понятие «индиви­дуальная норма», что позволяет вносить коррективы  в про­грамму социальной реабилитации  с учетом индивидуальных особенностей  ребенка, специфики и тяжести  дефекта и само­стоятельного  пути развития.
  •  
  • Принцип  опоры на ведущую деятельность. Процесс соци­альной реабилитации  на разных возрастных этапах  ребенка дол­жен соответствовать  ведущей деятельности, характерной  для каждого возрастного этапа (игра, учение, общение) и психоло­гическим  возможностям и ограничениям, связанным  с возрас­тными особенностями (самооценка, самосознание и др.)
  • Принцип  обучения деятельности предполагает  активи­зацию детей с целью  овладения детьми различными  видами деятельности, начиная от  простейших предметно-практиче­ских  действий до сложных действий  в познавательной сфере. У детей должны быть сформированы умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Ребенок должен уметь самостоятельно ставить цели и организовывать свою деятель­ность для ее достижения.
  • Принцип  развития предполагает выделение  не только ведущего дефекта, но и вторичных нарушений, оценку причин их возникновения и прогнозирования последствий, ориентирует на целостное развитие личности ребенка, ее готовность к дальнейшему самосовершенствованию. Процесс социальной реабилитации должен быть нацелен на то, чтобы каждому ре­бенку были созданы такие условия, в которых он мог бы мак­симально реализовать не только свой интеллект, способности, активность, а, прежде всего, личность.
  • Принцип  овладения культурой. Культура - это  способ­ность человека ориентироваться  в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентации и с интересами и ожиданиями других людей. Использование данного прин­ципа в процессе социальной реабилитации состоит в том, что ребенок, включаясь в систему предлагаемых форм воздейст­вия, осваивает нормативные способы действий в окружающем мире и социальной среде.

Информация о работе Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья