Социальная работа

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:58, реферат

Описание работы

Трудно по разным причинам. Многие оказались в результате реформ за той социальной чертой, когда вопрос о хлебе насущном стал первоочередным.
С не меньшей остротой возникли проблемы лечения, обра-зования детей, их отдыха. Страшит потеря работы, от безработицы не застрахован никто. Большую тревогу вызывают преступность, падение нравов, вседозволен-ность.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………………… 2
Глава 1.
ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТОВ И ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.
1.1. Социальная работа – ее сущность…………………… 3
1.2. Объекты социальной работы…………………………………… 5
1.3. Субъекты социальной работы………………………………… 11
Глава 2.
Одинокие люди как объект социальной работы………….21
Заключение……………………………………………………………………………………………………25
Литература……………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

социальные работы.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

  Признание  за социальной работой статуса  самостоятельной профессии произошло  не сразу. Еще в 1915 году американец  Флекснер высказал мнение, что  социальная работа не может  квалифицироваться как профессия, потому что она не имеет предмета научного познания1.

  Однако по  мере расширения в мире практики  и методов подготовки социальных  работников, число сторонников признания  социальной работы как новой  профессии, увеличилось.

   В 1947 году  Линдерман /США/  обосновал такой подход тем, что социальная работа включает в себя знания из других профессий: врача, юриста, психолога, администратора и в условиях противоречивого мира все больше выделяется как самостоятельная профессия 2.

   Исследователь Хэлл в 1968 году дополнил перечень характеристик, определяющих социальную работу как профессию:

1 - Encyclopedia of Social work . 19th Edition. 1995

     NASW PRESS p.2266

2 – Linderman “ Social work Natures in a Confuseol World”-

   N.-Y.,1947.,p.51

 
 
 

вера в государственные  услуги общества, саморегулирование, профессиональная автономия и специализированная база знаний.

   Социальные  работники отличаются прежде  всего своим когнитивным опытом, стремлением помочь своим клиентам.

Это в первую очередь  касается тех из них, которые ведут индивидуальную социальную работу с детьми, молодежью, семьей, пожилыми и другими пациентами.

   Эти и  люди работают, руководствуясь научными  принципами / специализированное умение, техника работы/.

    Должность социального работника введена в 1991 году. В квалификационном справочнике он наделяется разнообразными должностными обязанностями: выявляет в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально- медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в т.ч. по месту работы, учебы, оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию  необходимой социально-экономической помощи населению;проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным поведением; выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи и многое другое.

  Общественная  значимость социальных работников и потребность в них резко возросли из-за изменений , происходящих в семье, демографических процессах.

     Если  раньше семья  практически  в полной мере заботилась о  детях и пожилых, то сейчас  изменившееся ее модель не  может выполнять эти функции.

   Старение  населения ставит перед социальными  работниками новые задачи, усиливает  потребность общества в развитии  геронтологических служб, в проведении  научно-исследовательских работ  по социальной проблематике.

      Таким образом, социальная работа  как профессия требует основательной подготовки и постоянного совершенствования специалистов в этой области.

   «Наша работа  не только, а может быть, и не  столько профессия… это –  судьба, наша судьба и судьба  людей, которым мы по долгу  службы помогаем……» Эти слова, сказанные одним из шведских специалистов, в полной мере отражают суть деятельности социального работника, его место в обществе и отношение к своей не совсем обычной, но очень гуманной и нужной людям профессии.

 

   И все  же, учитывая объектно- субъектный характер  социальной работы,  важнейшим субъектом является человек, который при квалифицированной помощи социального работника , может найти в себе внутренние потенциалы для помощи самому себе.

 
 

ГЛАВА 2

 

ОДИНОКИЕ ЛЮДИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

  

   В нашей  стране, как и во всем мире, в последнее десятилетие наблюдается  значительное увеличение численности  одиноких пожилых людей. Это  вытекает из увеличения численности  пожилых людей вообще. Тенденция  к росту численности престарелых  требует коренного изменения социальной политики в отношении этой, наиболее социально- незащищенной категории общества, освоения новых технологий социальной работы с ними.

   Народонаселение  планеты стареет. Причем довольно  быстрыми, вызывающими тревогу темпами.  Если в 1950 году 60- летнюю границу перешагнули 200 миллионов человек, в 1992 – 400 миллионов, то год 2001-й встретит каждый десятый. А в 1025 году ожидается увеличение до 1,2 млрд. человек.

    В России, согласно переписи 1989 года, 10126 тысяч  – люди одинокие.

   Одинокие люди являются важнейшим объектом социальной работы.

   Уже говорилось  о негативных последствиях социальных, экономических изменений в период  рыночных отношений для личности. Характерным  проявлением этих  последствий становится одиночество  человека, которое охватывает все большую часть населения. Конечно, одиночество, в известной мере, естественное чувство. Но когда оно затягивается, начинается переход от этой меры к чему-то неестественному, болезненному , всегда встает вопрос о необходимости лечения такого одиночества.

    Социальный  работник должен хорошо ориентироваться  в методиках терапии одиночества  для того, чтобы иметь возможность  в каждом конкретном случае  выбрать наиболее оптимальную  модель, которая будет способствовать  практическому результату. Терапия одиночества должна удовлетворять трем принципам: 1/ изучение индивида в среде; 2/ понимание психосоциального становления личности как пожизненного процесса; 3/ учет социокуль-турных факторов формирования индивида.

   

    Профилактика  одиночества тесно связана с диагностикой. Знание причин ведет к определению путей практической деятельности. В этой связи важно знать, что одной из альтернатив одиночеству является общение.

   Охарактеризуем  ряд факторов, которые порождают  или усиливают нашу сегодняшнюю разобщенность.

   Фактор  «личной автономии».

   Цивилизация  , к которой мы принадлежим,  формирует у каждого представление  о его собственном «Я» как  о чем-то отдельном и самодостаточном.  В какие-то периоды жизни мы  начинаем более остро чувствовать  кровную и духовную связь с предками.

   Фактор  урбанизации – распадается на  несколько моментов. Возьмем два  из них. Первый- повышение уровня  благосостояния людей.  Пожилые  люди иногда по-доброму вспоминают  эпоху коммунальных квартир. Забываются  трудности, зато помнится теплота взаимного интереса и взаимовыручки… Второй момент – избыточность принудительных контактов, неизбежных в больших городах. Горожанин в изнурительной спешке устает от мелькающих «объектов» и сам интерес к человечеству у него начинает падать. А ведь утратив интерес к другим, мы делаемся равнодушными и к себе.

    Фактор  массовой коммуникации.

   Средства  массовой коммуникации /радио,телевидение/  представляют возможность получать  почти всю значимую информацию, не покидая собственной квартиры. Это как бы избавляет нас от необходимости искать реального собеседника. И некоторые считают , что этого вполне достаточно, но в действительности для полноценного общения, мы думаем, требуется периодическое обновление круга собеседников.

   Фактор  «информационного взрыва».

   Сегодняшний  переизбыток информации делает  каждого из нас в какой-то  области некомпетентными, даже  люди одной профессии специализированы  столь узко, что подчас не могут  нас ни подменить, ни даже  понять друг друга.

  Так как  же вернуть людей к полноценному общению?

  Среди мер,  противостоящих «факторам разобщения»  , свое место найдут, очевидно, и  специально психологи-ческие методы  работы с людьми.

   Чтобы справиться  с «синдромом дискоммуникации», нужна хорошо поставленная, разветвленная  психологи-ческая служба. Она должна защитить пожилого человека от давления факторов урбанизации, массовой коммуникации и информационного взрыва. Первые шаги в нашей стране уже сделаны. Их цель- вернуть людям свежесть восприятия других и самовосприятия, погрузить в исключительно разнообразный внутренний мир, помочь разговориться в атмосфере духовности.

    Общение-  неотъемлемая часть практически  каждого из видов профессиональной  деятельности людей. Особенно  это касается профессий, представители  которых постоянно находятся в непосредственном  контакте с людьми, во взаимодействии и общении с ними. Это работники культуры, образования, здравоохранения, социальной сферы и т.д..

   Большое  значение в процессе общения  имеет умение проявлять интерес  к собеседнику,заряжать его своим оптимизмом, бодростью, внушать ему веру в свои силы.

    Необходимо  отметить , что рассматривая общение  как средство от одиночества  пожилых людей, следует помнить,  что оно не может быть универсальным,  подходящим всем и всегда. Необходим  учет социальных, образовательных и других факторов.

   Широкое  распространение в последние  годы, в том числе и в России, получили клубы общения, где  с помощью тренингов социальных  навыков обучаются люди, страдающие  от одиночества.

    Следующим  фактором профилактики одиночества является удовлетворение потребности человека в уедине-нии. Уединении не прекращает общения, но лишь концентрирует человека на наиболее важных, обогащающего его духовных формах общения. В уединении наиболее полно и глубоко можно постичь смысл классических произведений искусства, раскрывается красота природы. Но между уединением  и одиночеством больше различия, чем сходства и путать их нельзя.

   Социальные  работники оперируют системным  , социологическим подходом к  рассматриваемой проблеме.

 
 
 

             ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

   Социальная  деятельность в России, как и  в других странах, служит благородным  целям – обеспечить удовлетворение  потребностей населения, особенно  социально уязвимых его слоев,  создать более благоприятную  атмосферу для достойной поддержки их возможностей.

Социальная работа играет огромную роль в помощи одиноким пожилым людям. Изучение показало, что  в терапии одиночества нужно  учитывать многообразие факторов, ведущих  к одиночеству ,этому должно соответствовать  и многообразие стратегий вмешательства; помощь одиноким людям должна состоять в изменении ситуации, а не личности человека.

   Для того, чтобы работа субъектов социальной  деятельности была более целенаправленной  и эффективной нужно иметь  четкое представление о проблемах  различных социально уязвимых категорий населения. А для этого в каждом районе необходимо регулярно проводить социологи-ческие исследования проблем. Для систематизации инфор-мации создать единый банк данных по району.

   Понимая  необходимость совершенствования системы социального обслуживания и в то же время ограниченные финансовые возможности, можно поставить две задачи – изыскание  дополнительных средств  на оказание социальной помощи и внедрение новых форм и методов обслуживания.

 Безусловно, для  улучшения социальной работы необходимо укрепить материально- техническую базу социальных служб.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

 

1. Конституция  Российской Федерации –М.,Юридическая   

                          литература,1996г.

  1. Федеральный Закон РФ от 02.08.95г. №122-ФЗ

    « О  социальном обслуживании граждан  пожилого

                               возраста»

  1. Федеральный Закон РФ от 24.11.95г. №181-ФЗ

    « О  социальной защите инвалидов  в Российской

                           Федерации»

  1. Федеральный Закон РФ от 10.12.95г. №195-ФЗ

Информация о работе Социальная работа