Социальная работа в условиях сельской местности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:05, дипломная работа

Описание работы

В данной работе рассмотрена актуальность и специфика проблем социальной защиты сельского населения. В современном мире вообще и в России, в частности, она обусловлена социально-территориальными, природными условиями и образом жизни, характером трудовой деятельности жителей поселений аграрных регионов планеты. При этом очевидно и специфическое влияние на социальные проблемы сельского населения глобальных процессов и тенденций эволюции общества второй половины XX в., которые обусловили особое сочетание глобального, национального, а также индивидуально-личностного.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..…………….….3
Глава 1. Сельская местность как социально-экономическое пространство для реализации социальных проектов……………………………………………………………………….9
1.1. Социально-экономические условия существования современной деревни и удовлетворение жизненных потребностей ее жителей……………………9
1.2. Традиции и формы социальной помощи сельской семье……………….....22
Выводы по первой главе………………………………………………………………………………… ...37
Глава 2. Социальная работа в сельской местности…………………………………………...40
2.1. Особенности социальной поддержки сельского населения……………….…40
2.2. Пути активизации социальной работы в условиях УСЗН г.Нязепетровска……………………………………………………………………………………………………49
Выводы по второй главе………………………………………………………………………………………53
Заключение… ………………………………………………………………………………………………………54
Библиографический список………………………………………………………………………………..58

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 314.00 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУВПО ЧГПУ)

Профессиональный педагогический институт

 

 

 

 

 

 

Квалификационная работа

«Социальная работа в условиях сельской местности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………………………..…………….….3

Глава 1. Сельская местность как социально-экономическое пространство для реализации социальных проектов……………………………………………………………………….9

      1.1. Социально-экономические условия существования современной деревни и удовлетворение жизненных потребностей ее жителей……………………9

      1.2. Традиции и формы социальной помощи сельской семье……………….....22

Выводы по первой главе…………………………………………………………………………………  ...37

Глава 2. Социальная работа в сельской местности…………………………………………...40

      2.1. Особенности социальной поддержки сельского населения……………….…40

       2.2. Пути активизации социальной работы в условиях УСЗН г.Нязепетровска……………………………………………………………………………………………………49

Выводы по второй главе………………………………………………………………………………………53

Заключение… ………………………………………………………………………………………………………54

Библиографический список………………………………………………………………………………..58

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях перехода России к новым экономическим отношениям десятки миллионов людей оказались в сложных социальных условиях: одни перешагнули черту бедности, другие остались безработными, третьи оказались беженцами и мигрантами и т.д.

О серьезности социальной напряженности в России свидетельствуют следующие факты. По-прежнему остается высокий уровень бедности, до 30% населения в России не имеют прожиточного минимума. Продолжается процесс депопуляции. Смертность превысила рождаемость на большей территории Российской Федерации. Растет число детей, рожденных вне брака. Увеличивается количество детей-сирот при живых родителях. Распадается каждый второй-третий брак. Ежегодно остается без одного из родителей около 1млн детей. Доля неполных семей достигает 15% по стране. По числу произведенных абортов (4 млн. абортов в год) Россия значительно опережает высокоразвитые страны. Обострилась проблема детской инвалидности: около миллиона детей-инвалидов нуждается в материальной, психологической, и юридической помощи. Число страдающих психологическими заболеваниями достигло примерно 4,5 млн. человек, растет преступность (ежегодно совершается более 2 млн. преступлений) и, что особенно опасно, число преступлений, совершаемых подростками. Примерно треть виновных в грабежах, кражах, изнасилованиях – подростки. Россия не только вышла «на передовые рубежи» по количеству алкоголиков (около 20 млн. человек), но и уверенно догоняет другие страны по числу наркоманов и токсикоманов. Социальное неблагополучие (в обществе и семье) стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми, психологических стрессов, заболеваний, самоубийств (до 50 – 80 тыс. в год), проституции (только в крупных городах более 120 тыс. проституток).

Как свидетельствует практика, люди часто сталкиваются с проблемами, которые сами не могут решить. Для этого требуется помощь специалистов-профессионалов. Выход в начале 90-х гг. социальной работы на профессиональный уровень явление уникальное. Исследуя социальные процессы, социальная работа анализирует необходимые связи и явления, обусловливающие характер и результативность политического, психологического воздействия на поведение социальных групп и личностей.

Цель социальной работы – содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем. Средства достижения этой цели – высвобождение и развитие ресурсов человека и его социального окружения, осуществление необходимых социальных перемен. Интегральное определение может выглядеть так: социальная работа – это профессиональное содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем посредством развития собственных ресурсов человека и его социального окружения.

Когда люди не справляются с навалившимися на них проб­лемами, это может быть связано с одной из следующих причин или их комбинацией:

1)отсутствие мотивации для работы с проблемами целесообразным способом;

2)неспособность;

3)отсутствие возможностей[2,с.33].

В связи с этим можно сформулировать и основные задачи социальной работы:

1. усилить мотивацию клиента с помощью «Я – поддерживающих» мероприятий, освободить его энергию для осуществления изменений;

2. усилить – ментально, эмоционально и физически – способности клиента решать свои проблемы;

3. предоставить клиенту ресурсы, необходимые для решения проблем.

Как социальный вид деятельности социальная работа в России конституировалась только в 1991 г., когда постановлением Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. №92 в квалификационный справочник должностей была включена должность «специалист по социальной работе». Эта должность, установленная для всех отраслей народного хозяйства, стала эквивалентом принятой в мире должности «социальный работник».

Постановлением Министерства труда РФ от 12 октября 1994 г. №66 дана тарифно-квалификационная характеристика должности «специалист по социальной работе» в новой редакции, в которой его обязанности расширены.

Социальные работники – специалисты высшей квалификации, люди особой, деликатной профессии. Они предназначены для обеспечения многопрофильной системы служб социальной поддержки и защиты населения. В зависимости от профиля работать непосредственно в жилом доме, на предприятия и в учреждениях различных ведомств (школе, клинике, досуговом центре и др.) или специализированном учреждении (отделении социальной помощи, детском доме, центре консультации, социальном приюте, медико-психологической консультации, телефоне доверия, центре занятости населения и трудоустройства и т.п.).

Забота социального работника распространяется на различные возрастные категории населения и предусматривает активацию социокультурных и социально-педагогических функций общества, семьи и личности.

Практика показывает, что сфера социальной работы в России расширяется год от года. И хотя социальная работа – единая профессия, ей свойственен широкий спектр специализаций. Ниже приведен наиболее распространенные из них, которые уже наметились в формирующейся системе социальных служб:

1. Социальный работник семейного профиля специализируются на оказании разносторонней помощи семье;

2. Общинный (сельский) социальный работник специализируется на оказании разносторонней помощи сельским жителям.

3.   Специалист по социальной работе с детьми и моло­дежью (молодежный социальный работник) специализируется на оказании разносторонней помощи детям и молодежи городского или сельского микрорайона.

4. Специалист по организации культурного досуга специализи­руется на организации социокультурной деятельности как детей, так и взрослых, различных групп.

5. Социальный работник, специализирующийся по вопросам работы с инвалидами (в том числе с детьми, имеющими отклонения в умственном и физическом развитии, их родителями).

6. Социальный работник-геронтолог специализируется на оказании всесторонней помощи пожилым людям.

7. Школьный социальный педагог специализируется на оказании разносторонней помощи подросткам, склонным к правонарушениям.

8. Специалист по социальной работе или административный (муниципальный) социальный работник.

В данной работе мы рассмотрим актуальность и специфику проблем социальной защиты сельского населения. В современном мире вообще и в России, в частности, она обусловлена социально-территориальными, природными условиями и образом жизни, характером трудовой деятельности жителей поселений аграрных регионов планеты. При этом очевидно и специфическое влияние на социальные проблемы сельского населения глобальных процессов и тенденций эволюции общества второй половины XX в., которые обусловили особое сочетание глобального, национального, а также индивидуально-личностного. Мировой общественностью обоснованно ставится вопрос о необходимости применения основ и технологий, критериев социального развития, в котором судьба аграрных регионов представляется особенно сложной.

В настоящее время в современном обществе усугубляются процессы поляризации между бедностью и богатством. В связи с этим возникает необходимость анализа разных моделей социальной политики, которые способны уменьшить эту поляризацию. Но до сих пор не удалось сконструировать такую модель социальной политики, которую, с одной стороны, удалось бы воплотить на практике, а с другой – она отвечала бы требованиям современных социальных наук. Такая модель, несомненно, должна опираться на гибкую стратегию, отвечающую требованиям устойчивости общества, учитывать и обобщать весь имеющийся ценный опыт, специфику конкретной ситуации, особенности конкретного региона, в частности, сельских районов.

Помимо общих моментов концептуального подхода к решению проблем социальной защиты населения сельских районов, актуальным является и разработка конкретных механизмов, технологий и форм социальной помощи и поддержки отдельных категорий граждан в этих районах.

Необходимость разработки новой модели управления социальной защиты сельского населения на основе рассмотрения ее как социальной системы с учетом отечественного и зарубежного опыта, а также практическая востребованность такой модели на уровне субъектов Российской Федерации определяют актуальность данной работы.

Объектом исследования: сельские жители, нуждающиеся в помощи центров социальной защиты населения.

Предметом исследования: методики социальной работы с населением сельского сектора.

Цель исследования: исследовать условия социальной работы с жителями сельской местности.

В связи с поставленной целью предполагается решение следующих задачи:

- уточнить традиции и формы социальной помощи в семье;

- проанализировать социально-экономические условия су­щест­вования современной деревни;

-  выявить первоочередные проблемы социальной работы в сельской местности;

- разработать пути активизации социальной работы в сельской местности.

Методология базируется на системном подходе, который обеспечивает возможность анализа и синтеза объекта исследования как сложной системы, состоящей из множества взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Принципы системного подхода предполагают целенаправленное структурирование объекта исследования, обеспечение возможности анализа и синтеза процесса выполнения объектом своих функций во времени и пространстве, возможность анализа количественных параметров цели и проблемы объекта исследования и синтеза путей их реализации [47, с.231].

Объект работы: организация социального обслуживания сельского населения Нязепетровского муниципального района.

Квалификационная работа включает следующие разделы: введение; основная часть, состоящая из двух глав; выводы по каждой главе; заключение; библиографический список.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СЕЛЬСКАЯ МЕСТНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ.

 

1.1. Социально-экономические условия существования современной деревни и удовлетворение жизненных потребностей ее жителей.

 

Статистика позволяет утверждать, что в 1990-е гг. социокультурное пространство деревни вступило в стадию системной деградации. Суть этого тревожного для России процесса характеризуется следующими тенденциями:

                  утратой естественно-природной средой деревни качеств окультуренности, одичанием значительных сельских прост­ранств;

                  децивилизацией на селе материальных оснований культуры производства и условий труда.

Ее характеризуют, прежде всего, такие процессы, как:

                  деиндустриализация аграрного производства;

                  уменьшение в 3-4 раза масштабов промышленной переработки аграрной продукции, что ведет не только к большим ее потерям, но и снижению качества культуры потребления (в том числе горожан), а также к сужению социокультурного пространства профессионализации сельского населения;

                  разрушение базирующейся на технологиях высокой и средней сложности инженерной инфраструктуры производств неаграрного характера, что снижает профессионально-квалификационный потенциал наиболее интеллектуальной части сельских тружеников, вымывает из деревни один из наиболее культурных слоев.

Причина всему этому - неблагоприятные социальные условия труда и

быта на селе вследствие того, что в 1990-е г. сложились и набирают темпы процессы разрушения базирующейся на технологиях высокой и средней сложности социально-инженерной инфраструктуры производства. К этому добавляются следствия распада инфраструктуры социального и инженерного обустройства быта, образования и здравоохранения, которого мы коснемся несколько ниже;

                  обнищанием и пауперизацией основной массы сельского населения, утратой ею возможностей не только для расширенного, но и простого социального самовос­производства. Сейчас аграрии по уровню заработной платы на последнем месте в отраслевой структуре российских трудящихся. В обществе, где критерием оценки общественного положения трудящихся или группы их традиционно является оплата по труду, такая ситуация однозначно воспринимается как утрата крестьянством своей социальной значимости, его социальная маргинализация. Показателем ее является обнищание все больших масс аграрного населения;

                  распадом инфраструктуры социального и инженерного обустройства сельского быта, образования и здравоохранения.        Ведь средняя заработная плата в сельском хозяйстве составляет 80-90% от прожиточного минимума, 86% аграрных работников получили в 2003 г. заработную плату ниже прожиточного минимума. Немногим, если не хуже, когда речь идет о живущих только личным подсобным хозяйством или пенсией, лучше положение и других сельских жителей.

Информация о работе Социальная работа в условиях сельской местности