Социальная работа в странах Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 02:30, контрольная работа

Описание работы

Актуальность работы. Характеристика особенностей соотношения социальной работы в учреждениях Европы и США, выявление и описание этих особенностей.

Работа содержит 1 файл

Объект исследования.docx

— 45.18 Кб (Скачать)

Введение

            Социальная работа – принятое во всем мире выражение, обозначающее проявление гуманного отношения к человеку. Она возникла еще в древние времена как благотворительность, религиозный долг человека, как система гуманитарных услуг нуждающимся людям. Однако только в прошлом веке социальная работа была признана самостоятельной профессией, требующей

специальной подготовки. Первые школы по подготовке социальных работников появились в  странах Западной Европы и США  в конце XIX – начале ХХ веков. И  сегодня уже никто не представляет себе мир без социальных работников. Опыт, накопленный в сфере социальной работы, существующей за рубежом уже  более ста лет, разнообразен и  многолик. 

Актуальность работы

Тема  очень актуальна для стран  восточной Европы, в том числе  и для России, хотя бы по тому, что  нам есть чему учиться у западных коллег, которые за время существования  социальной работы далеко продвинулись в своих знаниях, навыках и  умениях. Рассматривая виды

Деятельности  социальных служб мы можем оценить  их и выбрать наиболее эффективный  метод, который мог бы прижиться  в нашей стране.

Цель  работы - охарактеризовать особенности соотношения социальной работы в учреждениях Европы и США, выявить и описать эти особенности.

Объект  работы - теория социальной деятельности в учреждениях Европы и США.

Предмет работы - особенности соотношения социальной работы и в х учреждениях Европы и США.

1.Принципы и функции систем социальной защиты в странах Западной Европы1

        Практически все страны Западной Европы используют социальное страх ование на случай социального риска и оказывают социальную помощь людям, находящимся за чертой бедности. Однако системы социального страхования и социальной помощи в этих странах реализуются по-разному, и в связи с этим они могут быть разделены на четыре группы:

    1). Страны, где доминируют страховые принципы, где размеры выплат и пособий связаны с индивидуальными страховыми взносами;

    2). страны, где страховые принципы социальной защиты населения менее выражены, где размеры пособий и выплат более соответствуют индивидуальным потребностям, а финансирование осуществляется в основном из налоговых фондов;

   3). страны, занимающие промежуточную позицию между первыми двумя;

   4). страны, где системы социальной защиты населения, как таковой, пока нет, она только формируется.

  Первая группа  стран.

 К  первой группе относятся Германия, Франция, Бельгия и Люксембург. В этих странах системы защиты населения базируются на договорно-страховых принципах. Наемные трудящиеся выплачивают определенную часть своих доходов в страховой фонд, что дает им право воспользоваться услугами фонда, когда им понадобиться помощь в размерах, соответствующих накоплениям в страховом фонде. Одновременно работодатели от имени своих наемных рабочих также отчисляют определенные суммы в этот страховой фон.

 В  большинстве случаев сумма выплат  из страхового фонда зависит  от заработной платы и связана с той суммой, которая была накоплена за счет взносов работающего и работодателя. Исключение составляют расходы на медицинское обслуживание и семейные пособия. Основная цель

этой  системы – поддержать уровень  жизни человека в случае его болезни, инвалидности и потери работы. Такая система позволяет перераспределить доходы человека на протяжении его физической жизни. Во всех европейских странах страховые отчисления являются основным источником финансирования социальной защиты. В некоторых случаях фонд может быть расширен за счет больших или меньших отчислений из общей расходной статьи национального бюджета, за счет налоговых выплат. Однако во всех странах этой группы государство берет на себя обязательство перед гражданами за то, чтобы доходы любого гражданина не опускались ниже гарантированного минимума, независимо от того, какой доход он получал ранее и сколько внес в страховой фонд. Этот вид выплат осуществляется из общенационального бюджета.

 Здравоохранение в основном финансируется также за счет страховых взносов, однако минимум медицинского обслуживания гарантирован за счет бюджета. Медицинское обслуживание в

основном ложится на частный сектор с последующим возмещением расходов граждан за счет государства. 

Социальная  работа в Германии.2

По уставу, утвержденному собранием членов Союза 2 октября 1991 г. в Хейльбронне, главная цель союза – воплощение идей социальной работы, о1собенно там, где речь идет о государственной, общественной и частной социальной поддержке, помощи молодежи и здравоохранению в Германии. Его основными задачами являются выдвижение инициатив в области социальной политики, выработка практических рекомендаций по осуществлению государственной, общественной и частной социальной работы; экспертная деятельность в области социального права; создание информационного банка для специалистов; повышение квалификации ведущих кадров и сотрудников в социальной сфере, поддержка значимых для социальной работы наук, изучение опыта и оценка развития социльной работы в других странах, развитие международного сотрудничества и обмена опытом; издание трудов и прочих публикаций по вопросам социальной сферы. 
Во главе Союза стоит председатель, имеющий четырех заместителей. Эксперты разделены по комиссиям: 1). Социальная помощь и социальная политика; 2). помощь молодежи, продвижение молодежи, молодежная политика; 3). оказание помощи семье, политика способствования семейным отношениям; 4). помощь здравоохранению, политика в области здравоохранения; 5). помощь людям преклонного возраста; 6). помощь инвалидам с детства; 7). помощь инвалидам, ставшим таковыми в результате несчастного случая;

социальные  профессии; 9). организация социальных служб; 10). планирование в области социальной работы. 
Необходимо отметить, что в Германии проводят границу между социальной работой и социальной педагогикой. Социальная работа связана с помощью, уходом и заботой по отношению к клиенту. Социальная педагогика занимается в основном вопросами непосредственного воспитания и образования клиентов. В деятельности социального работника на практике воплощается социальная политика государства. Социальный работник по большому счету занят решением социальных проблем. Осуществление социальной работы становится важным общественно-политическим фактором. 
В Германии для социальных услуг характерно то, что они из частного независимого сектора все больше переходят под опеку государства. Для решения социальных вопросов пользуются также услугами добровольцев, безвозмездно пытающихся помочь людям, попавшим в беду (ежегодно эти люди экономят казне несколько тысяч евро), и услугами оплачиваемого персонала. 

Вторая  группа стран.

 К которой относятся Великобритания, Дания, Ирландия, отличается

от первой тем, что социальная защита в меньшей  степени связана со страховыми накоплениями. В этих странах большую роль в финансировании социальной сферы играет государственный бюджет. Социальные выплаты и пособия распределяются более равномерно. В основе такого распределения лежит идея о том, что люди в нужде равны, поэтому социальная помощь должна быть оказана, исходя из потребностей человека, а не из его прежних доходов. Разница между выплатами и пособиями заключается в основном в том, что социальные выплаты обязательны, на них имеет право претендовать каждый гражданин по закону, а пособия даются далеко не всем, в зависимости от нуждаемости и характера социального риска. В этих странах медицинское обслуживание сосредоточено в основном в общественном секторе.

  

Третья  группа стран.

К третьей  группе стран относятся Нидерланды и Италия, представляющие смешанную систему социального обеспечения. Однако их системы более близки к системам первой группы стран. Но есть и определенные отличия. В Италии, например, государство не берет на себя обязательства по выплате гарантированного социального минимума доходов. Такие гарантии дают

лишь  некоторые местные власти в отдельных  областях. В Нидерландах, наоборот, социальное обеспечение находится на очень высокой ступени развития, и система охватывает каждого жителя страны. 

  Четвертая группа.

К четвертой  группе стран относятся Испания, Португалия, Греция. Системы социальной защиты населения этих стран находятся пока в зачаточном состоянии. В этих странах нет гарантированного минимального дохода, и социальное обслуживание доступно далеко не всем гражданам. 

Пятая группа (Скандинавская  модель)

Особое  внимание отечественных исследователей привлекает, так называемая, Скандинавская модель социальной защиты населения (Швеция, Норвегия, Финляндия). Социальное обеспечение как институт социальной защиты используется в этих странах в большем объеме, чем в других европейских государствах. Скандинавская модель характеризуется высокой степенью универсальности и институционализации с упором на государственный сектор. Там, тем не менее, и общественное мнение, и парламент ищут пути сокращения налогов средствами гражданского общества и рынка. Как уже сказано, развитие идет в сторону приватизации, децентрализации и дебюрократизации с упором на частные — добровольные или коммерческие — решения вместо решений, лежащих в сфере государственного сектора. В либеральной модели, из европейских стран наиболее выраженной в Великобритании, упор делается на организованное и частично субсидируемое государством социальное страхование в сочетании с частой благотворительностью. В консервативной (корпоратистской) модели, действующей в центрально-европейских государствах, упор делается на решения, связанные с рынком труда, где наниматели и нанимаемые заключают соглашения, вступающие в силу, например, в случае незанятости, болезни или старости. Незанятое население трудоспособного возраста, в силу разных причин длительно неработающее, зависит от Местных властей или частных благотворительных органов. Сегодняшние тенденции ведут к дальнейшей дифференциации различных социальных служб и, например, в Нидерландах и всей Скандинавии делается упор на децентрализацию и передачу ответственности муниципалитетам.

При рождении ребенка система страхования  родителей обеспечивает пособия им в течение 12 месяцев. Женщина во время беременности может получать 50 дней до рождения ребенка пособие по материнству. После рождения ребенка родители сами определяют, как поделить оплачиваемый отпуск между собой. Сейчас этим пользуется каждый пятый отец в Швеции. Кроме того, отцы имеют право отсутствовать 10 дней на работе после рождения ребенка. Родители, вынужденные оставаться дома для ухода за детьми до 12 лет, имеют право на получение пособия, если ребенок болеет; если мать находится в больнице в ожидании еще одного, а отец остается дома с детьми, если ребенок посещает врача, то сопровождающий родитель получает пособие. В среднем, как отцы, так и матери остаются по этим причинам дома по 6-7 дней в году. Каждый родитель имеет право на пособие по болезни ребенка сроком до 60 дней в год на каждого ребенка. Родители, имеющие детей до 8 лет, могут сократить продолжительность рабочего дня с 8 до 6 часов со снижением зарплаты.

 Система  национальных пенсий.

 Эта  система включает народную (основную), дополнительную (трудовую), частичную (неполную) пенсии. Во всех случаях выплаты основываются на ежегодно устанавливаемой правительством так называемой базовой сумме, которая автоматически возрастает с инфляцией. В 1990 году базовая сумма равнялась 29,7 тысяч крон. В Швеции пенсионный возраст – одинаковый для мужчин и женщин – 65 лет. Можно уйти

на пенсию раньше с соответствующим изменением размера пенсии.

Кроме описанных форм социального страхования  в скандинавии Кроме описанных форм социального страхования в Швеции имеется и ряд других пособий. Например, пособие на ребенка, которое выплачивается на всех детей с рождения и до 16 лет.Оно составляет 10020 крон и не облагается налогом. Кроме того, многодетные семьи с тремя

детьми  и более ежегодно получают дополнительное пособие на детей. Кроме того, существуют пособия на переобучение взрослых, образование детей..

Кроме описанных форм социального страхования  в Швеции имеется и ряд других пособий. Например, пособие на ребенка, которое выплачивается на всех детей с рождения и до 16 лет. Оно составляет 10020 крон и не облагается налогом. Кроме того, многодетные семьи с тремя детьми и более ежегодно получают дополнительное пособие на детей. Кроме того, существуют пособия на переобучение взрослых, образование детей..

 имеется  и ряд других пособий. Например, пособие на ребенка, которое выплачивается на всех детей с рождения и до 16 лет. Оно составляет 10020 крон и не облагается налогом. Кроме того, многодетные семьи с тремя

детьми  и более ежегодно получают дополнительное пособие на детей. Кроме того, существуют пособия на переобучение взрослых, образование детей..

2.Функции социальной защиты.3

              Во всех европейских странах социальная защита многофункциональна. Как правило, она выполняет 11 функций, соответствующих основным социальным рискам, которым подвергается

человек в течение жизни.

 Риск заболевания: выплаты соответствуют полной или частичной компенсации доходов,

утрачиваемых в связи с невозможностью трудиться; покрывают полностью или частично медицинское обслуживание, как в общественном, так и в частном секторе.

Информация о работе Социальная работа в странах Европы