Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 10:47, реферат
Профессиональная помощь, оказываемая социальным работником разнообразна. В соответствии с законом «О занятости в Российской Федерации» граждане нашей страны имеют право на бесплатную консультацию в выборе профессии, профессионального обучения. Социальный работник -- консультант предоставляет консультацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, о возможности переобучения. Так же проводится профессиональное консультирование. На этом этапе может выясниться, что клиент нуждается в психологической поддержке. Личная психологическая консультация необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Такие люди испытывают трудности в общении, как с близкими, так и с потенциальными работодателями.
Глава 1.1. Социальная работа среди безработных 2
1.1.1. Роль социальных работников в защите безработных 2
1.1.2. Государственные гарантии безработным в области занятости 4
1.1.3. Социально-психологические аспекты деятельности службы занятости 13
1.1.4. Решение проблем занятости социально незащищенных групп населения 17
Глава 1.2. Технология поиска работы 36
1.2.1. Подходы к самостоятельному поиску работы 36
1.2.2. Практические рекомендации по составлению резюме. Собеседование 36
1.2.3. Правила создания собственного образа 43
Литература 47
экологическое оздоровление регионов, рекультивация земель;
обслуживание систем вторичного использования отходов;
подсобные работы в организациях перерабатывающего комплекса промышленности и торговли;
помощь в организации масштабных мероприятий культурного назначения (спортивных соревнований, фестивалей, сооружение детских спортивных площадок, обслуживание отдыха детей в период каникул и т.д.).
Организация общественных работ предусматривает применение гибких форм организации труда и режимов неполного рабочего времени, создание на предприятиях специальных видов работ для отдельных категорий населения, особо нуждающихся в социальной защите, организация центров трудовой адаптации молодежи на базе общеобразовательных школ, специальных учебных заведений, межшкольных трудовых комбинатов.
Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, зарегистрированные в органах службы занятости, не получающие по различным причинам пособия по безработице, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев, а также работники, высвобождающиеся в результате реорганизации предприятий, и т.д.
Основанием для приема на работу является направление на участие в общественных работах, выданное органами государственной службы занятости. Выдавая направление на общественные работы, СЗН обязана предоставлять полную информацию об условиях, зарплате, возможности дополнительных льгот и выплат. За полноту и достоверность информации органы СЗН несут ответственность. Услуги по направлению граждан на общественные работы оказываются органами ГСЗН бесплатно.
Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. По желанию граждан, проходящих обучение по направлению органов ГСЗН, они также могут привлекаться к общественным работам в свободное от учебы время.
Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления совместно с органами СЗН могут признавать отдельные виды общественных работ, имеющих первоочередное социальное значение для региона, подходящими для лиц, впервые ищущих работу, и лиц, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва.
На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство РФ о труде и социальном страховании.
При направлении на определенные виды общественных работ может понадобиться прохождение медицинского осмотра в соответствии с установленным порядком.
Следует помнить, что к общественным работам не относятся виды деятельности, связанные с необходимостью ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с действующим законодательством о занятости безработному гражданину, направленному на оплачиваемые временные общественные работы, прекращается выплата пособий по безработице, и он снимается с учета в качестве безработного со дня заключения срочного трудового договора, т. е. с момента фактического трудоустройства. В случаях, когда безработный гражданин заключил договор с работодателем на участие в общественных работах сроком менее месяца, он не снимается с учета в органах СЗН в качестве безработного.
Гражданин, завершивший участие в общественных работах и вновь обратившийся в органы СЗН для постановки на учет, признается безработным в установленном порядке. При этом общественные работы считаются последним местом работы и включаются в ОТС в соответствии с записью в трудовой книжке, но при подборе подходящей работы не учитываются.
При организации общественных работ органы исполнительной власти и местного самоуправления при участии органов СЗН разрабатывают программы развития временной занятости, в рамках которых формируется система организации временных рабочих мест на базе общественных работ. В программах предусматриваются мероприятия по обеспечению организации общественных работ по приоритетным направлениям, их объемы и виды, включая виды работ для отдельных категорий населения, особо нуждавшихся в социальной защите, использование гибких форм организации труда и режимов неполного рабочего времени. Для подготовки программ временной занятости органы СЗН обязываются выявлять спрос и предложение на участие в общественных работах, собирать информацию о возможности их организации на предприятиях региона, информировать население о порядке и условиях проведения общественных работ.
Основным источником финансирования общественных работ являются средства заинтересованных предприятий. Средства местного бюджета привлекаются для финансирования общественных работ в объемах, определяемых программами и планами социально-экономического развития территорий.
Возможно содействие трудоустройству в другой местности. Для реализации этих задач Министерство труда и социального развития России разработало «Положение о порядке оказания гражданам содействия в трудоустройстве в другой местности».
Указанное Положение дает людям возможность трудоустроиться на новом месте жительства. Службам занятости для этого предстоит расширить информационное поле относительно числа и качественной структуры вакансий, наладить контакты с работодателями различных форм собственности, а также с негосударственными службами содействия трудоустройству, создать общероссийский банк вакансий. Если службе занятости удастся решить эту проблему, то разработанное Положение об оказании содействия в трудоустройстве в другой местности поможет осуществлению структурных сдвигов в экономике.
Работодатели должны сообщать в службу занятости о вакансиях, в действительности они предпочитают заполнять их самостоятельно, не прибегая к услугам центров занятости. Исключение составляет лишь информация о не престижных и мало оплачиваемых рабочих местах. Руководители преуспевающих, в основном негосударственных, предприятий вообще не обращаются в службы занятости. Более того, даже если предприятие сообщает о вакансиях, это вовсе не означает, что они будут заполнены теми, кто направлен службой занятости. Многим безработным, обратившимся на предприятия по рекомендации служб занятости, было отказано в трудоустройстве в связи с тем, что вакансии на момент обращения уже были заняты.
Многие квалифицированные работники предпочитают самостоятельно заниматься поиском работы, чем обращаться в центр занятости. Хотя при этом в ряде мест при наличии вакансий отмечалась нехватка людей.
В целях ознакомления граждан с информацией о возможности трудоустройства в другой местности, ЦЗН должен быть организован свободный доступ к информации о наличии вакансий и свободных рабочих мест в организациях, расположенных в другой местности, а также о характере, режиме, условиях труда и льготах, предоставляемых работникам этих организаций: сведения о возможности обеспечения граждан жильем по месту работы в другой местности, адреса и телефоны агентств по найму жилья и других организаций, которые могут оказать содействие по данному вопросу.
Граждане, получив информацию, могут самостоятельно решать вопросы трудоустройства путем прямого обращения к работодателям или через работников ЦЗН.
Безработным гражданам может быть предложено трудоустройство в другой местности в следующих случаях:
для трудоустройства на условиях срочного трудового договора (контракта) на срок не более 5 лет или на время выполнения определенной работы (временные, сезонные работы, работы вахтовым методом) при отсутствии предложений подходящей работы по месту жительства;
для трудоустройства на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок (постоянная работа);
в рамках реализации федеральных и региональных программ по переселению граждан из данной местности в другие регионы (например, в связи с закрытием градообразующих предприятий);
при отсутствии предложений подходящей работы после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы.
Преимущественным правом для направления на работу в другую местность пользуются безработные, уволенные из организаций в связи с их ликвидацией, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, и безработные, состоящие на учете более 18 месяцев. Трудоустройство в другой местности осуществляется только по согласию безработного на переезд. Для решения вопросов прохождения собеседования и ознакомления с условиями труда безработные граждане направляются за счет средств ЦЗН. Это делается в том случае, если гражданин приглашается на собеседование в организацию, располагающуюся в другой местности. ЦЗН оплачивает расходы, связанные с прохождением медицинского осмотра, необходимого при приеме на работу.
Период, необходимый для переезда и обустройства на новом месте, входит в трудовой стаж, но он не должен превышать одного месяца с учетом удаленности нового места жительства, его транспортной доступности, сроков отъезда к новому месту жительства и времени нахождения в пути.
Материальные затраты на переезд безработного, компенсируемые СЗН, включают расходы на транспорт, суточные расходы и стоимость перевозки личного имущества (до 1000 кг). Могут быть возмещены и расходы на переезд членов семьи безработного, находящихся на его иждивении.
Региональные службы занятости должны осуществлять контроль реализации мероприятий по содействию граждан в трудоустройстве в другой местности и анализ результатов реализации программ и их эффективности.
Активная политика СЗН, направленная на содействие в трудоустройстве, создание дополнительных рабочих мест, переобучение безработных, насыщение рынка труда разнообразной и необходимой информацией и т.д., позволяет определенной части населения, испытывающей трудности в сфере занятости, решать свои проблемы, не попадая в категорию безработных. Но остается другая часть незанятого населения, которая все же получает статус безработного. Причин этому много, начиная с требований существующего законодательства, на котором и основана деятельность СЗН, а также психологических особенностей личности безработных. И здесь служба занятости должна выстраивать свою политику, т. е. так называемую пассивную политику, которая фактически означает выплату пособий безработным и предоставление услуг по подбору рабочего места. Постановка на учет в центре занятости и получение статуса безработного означает для индивида не только приобретение определенных прав и обязанностей по отношению к социуму, но и установление специфических экономико-правовых отношений со службой занятости. Безработный получает право на материальную поддержку в виде пособия по безработице или стипендии на период профессионального обучения (по направлению службы занятости), а также другие права, предусмотренные действующим законодательством.
Прием безработного специалистом службы занятости и работа с ним, в действительности являются деятельностью, активизирующей внутренние ресурсы человека, его личностный потенциал, формирующей у него новую социальную позицию. При хорошо поставленной организации дела простейшая с виду деятельность по приему безработных становится важным элементом управления занятостью.
Вместе с тем официальная регистрация в службе занятости в качестве безработного (или ищущего работу) возлагает на индивида определенные обязанности. Среди них периодические посещения службы занятости (не реже двух-трех раз в месяц), проявление активности в поисках подходящей работы и некоторые другие обязанности в рамках отношений безработного и службы занятости.
Рассматривая вопрос о социально-психологической деятельности службы занятости, необходимо остановиться на определении статусных ролей безработного и вытекающих отсюда типов поведения на рынке труда. Здесь можно выделить два варианта.
Первый состоит в том, что статусно -- ролевое поведение безработного обусловлено не только и даже не столько экономическими (материальными) мотивами, сколько нормативно-ценностной сферой социального действия. А, как известно, именно социокультурные аспекты общественных отношений являются наименее динамичной (наиболее консервативной) составляющей социальной структуры. Отсюда становится более понятным поведение некоторых безработных, предпочитающих сохранять статусные позиции своей профессии и отказывающихся от переобучения или от «неподходящей», хотя и более высокооплачиваемой работы. Безусловно, в социальных действиях нормативно-ценностный аспект определяется психологией безработного.
Второй заключается в том, что поведение индивида строится с ориентацией на реакцию социальной среды. В этом плане социальная роль безработного включает в себя, с одной стороны (со стороны прав), ожидания по поводу действий по отношению к нему со стороны службы занятости, а значит, и социума, а с другой стороны (со стороны обязанностей), ожидания других, т.е. общества и службы занятости, по поводу поведения безработного, соответствующего его статусу. Ожидания безработного, обусловленные его социальным статусом, связаны с получением социальной и психологической поддержки, т.е. с содействием в получении работы, материальной помощи и т.д. Вместе с тем ожидания непосредственного окружения безработного, службы занятости и общества в целом связаны с целеустремленностью и активностью безработного при поиске работы, а также с его возможной социальной мобильностью.
В решении совокупности проблем, с которыми сталкивается специалист службы занятости, вступая во взаимодействие с безработным, выделяются несколько разных подходов.
Первый подход -- гуманитарный. Его характерную особенность можно кратко сформулировать, используя известную фразу «Клиент всегда прав». В данном случае речь идет о посетителе службы занятости. Для организации практической работы специалиста службы занятости это означает не установленный временной интервал приема посетителя и психологическое обслуживание (снятие стрессового состояния, в котором находится подавляющее большинство безработных). Приоритет в данном случае отдается правам безработных. Полная реализация такого подхода службой занятости невозможна, поскольку для этого нужны неограниченные финансовые, технические и людские ресурсы СЗН (кадры).
Второй подход -- формальный. В данном случае имеется в виду строгое и формализованное отношение к посетителям службы занятости. Такой подход базируется на предположении, что все безработные, не устроившиеся на работу при наличии любых вакансий, просто не хотят работать. Как известно, многие социальные нормативы, предусмотренные действующим законодательством, не имеют строго фиксированных значений, а действуют в определенных пределах, и поэтому решение проблем возможно в соответствии с жестким соблюдением действующего законодательства. Здесь речь идет и о начислении пособия, и о проверке правильности заполнения необходимых документов, и о строгости контроля посещения безработным службы занятости, и об активности самостоятельного поиска работы, и о «транспортной доступности» предлагаемого рабочего места, и о многом другом. Такой подход акцентирует внимание на обязанностях безработного и исключает психологические и другие услуги со стороны СЗН.
Информация о работе Социальная работа среди безработных и технология поиска работы