Социальная работа с неблагополучными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 08:23, курсовая работа

Описание работы

Сегодня, при переходе к демократическому обществу, большое внимание следует уделять личности и её развитию. При этом следует учитывать, что большинство семей в России – неблагополучные. Это проблема не только государства и различных социальных институтов, но и общества в целом.
Семья ещё с древних времен обращала на себя внимание древних философов и политиков. И это не случайно. Семья представляет собой сложную систему социального взаимодействия и является одним из основных социальных институтов общества. Индивид в семье развивается, усваивает навыки, учится взаимодействовать с обществом.

Содержание

Введение…………………………………...……………………………......... 3
1 Неблагополучная семья: понятие, функции и особенности………….….4
1.1 Понятие семьи как социального института. Виды и функции семей …………………4
1.2 Характеристика и виды неблагополучных семей…...…………...7
2 Технология социальной работы с неблагополучными семьями………..13
2.1 Формы помощи неблагополучной семьей……………..……….13
2.2 Шаги по работе с неблагополучной семьей…………………....17
2.3 Помощь семье и детям в решении возникших трудных жизненных ситуациях...…………………18
Заключение……………………………………………………….................22
Список использованных источников……………………………………...23

Работа содержит 1 файл

Неблагополучные семьи.docx

— 58.48 Кб (Скачать)
  1. экономические (возникает у большинства семей: многодетные, семьи, у которых в составе есть инвалиды, семьи безработных);
  2. асоциальные причины (алкоголизм, наркомания, проституция, противоправное поведение);
  3. психологические причины (жестокость, супружеская неверность, эгоизм, конфликтность);
  4. медицинские (инфекционные, психические и венерические заболевания);
  5. неполнота семьи [8, С. 108]. Исходя из этого, можно сказать, что любая семья может попасть в трудную жизненную ситуацию.

Таким образом, для решения таких проблем нужно вмешательство специалистов, задачей которых является укрепить семью, а в некоторых случаях и возродить ее, оказывая им поддержку в решении возникших трудных жизненных ситуациях. Такая помощь называется социальной поддержкой. Социальная поддержка – это формальная и неформальная деятельность и взаимоотношения, обеспечивающие потребности людей в процессе проживания в обществе.

Объектами такой поддержки являются не все семьи, а только те, которые  действительно нуждаются в ней, не могущие самостоятельно справится  с возникшими проблемами или справляющиеся, но с огромным трудом.

Со стороны государство осуществляется социальное обслуживание семьи. Р. Баркер в своей работе «Словарь социальной работы» определяет социальное обслуживание как предоставление конкретных социальных услуг людям для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других (которые не могут сами о себе позаботиться)[9, С. 45]. Эту деятельность по отношению к семье и ребенку осуществляет система, которая имеет много уровневую и сложную систему. Она состоит из органов управления, государственных и муниципальных учреждений, а также из общественных, благотворительных, религиозных и прочих организаций.

Сейчас в нашей стране большое  распространение приобретают центры социально-психологической помощи семье и детям.

Н.В. Кузнецова в учебном пособие под редакцией Холостовой Е.И. «Социальная работа: теория и практика» выделяет основные виды социальных услуг, оказываемых в таких центрах:

  • Социально-бытовые услуги, материальная и натуральная помощь:
    1. оказание срочной материальной помощи;
    2. содействие в трудоустройстве и получении профессии;
    3. организация мероприятий по привлечению средств для оказания адресной социальной помощи;
    4. создание при учреждениях вещевых фондов для нуждающихся;
    5. содействие в посещении детьми культурных мероприятий;
    6. содействие в организации летнего отдыха, санаторно-курортного лечения детей;
    7. содействие в организации быта и питания остронуждающихся.
  • Социально-правовые услуги:
    1. помощь в написании и оформлении документов, связанных с защитой прав и интересов клиентов;
    2. содействие в предоставление социальных выплат;
    3. правовая защита личных интересов детей;
    4. правовое просвещение.
  • Социально-реабилитационные услуги:
    1. организация психолого-медицинского обследования
    2. социальный патронаж несовершеннолетних, допускающих асоциальное поведение и антиобщественные поступки;
    3. составление индивидуальных коррекционных программ.
  • Психологические услуги:
    1. психодиагностика и обследование личности клиента;
    2. психопрофилактика и психогигиена;
    3. психологическое вмешательство в кризисных ситуациях;
    4. коррекция отношений и поведения;
    5. развития навыков эмоциональной саморегуляции;
    6. организация посреднических услуг.
  • Педагогические услуги:
    1. консультативная помощь родителям и детям;
    2. содействие культурно-досуговой деятельности детей;
    3. обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности.
  • Социально-медицинские услуги:
    1. содействие в направлении в стационарные медицинские наркологические учреждения лиц, нуждающихся в этом, в том числе детей;
    2. организация консультирования по проблемам планирования семьи и воспитания здорового образа жизни [10, С.256].Таким образом, социальный работник должен правильно подобрать метод работы с неблагополучной семьей.

Исходя из этого, можно  сказать о том, что оказание помощи в первую очередь зависит от причин возникновения трудной жизненной  ситуации. Так же можно сказать о том, что государство обязано оказывать различную помощь нуждающимся семьям.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Семья реализует естественные (витальные) потребности своих членов; создает условия для непосредственных контактов; не имеет жестко структурированной системы взаимоотношений на вертикали; социализирует своих субъектов чувством родства, любви, привязанности и ответственности друг за друга, накопленным социальным опытом.

Выполняет ли сегодня семья эти  и подобные ресоциализирующие функции в обществе или нет, видно из большого процента беспризорников, сирот, бомжей, преступности, переполненности тюрем и лагерей. Заметен также низкий рост материальной обеспеченности средней семьи в целом, слабая защита и защищенность неблагополучных семей. На сегодняшний день институт социальной работы особенно актуален, в связи с вышеперечисленными проблемами и неумением самого общества их решать.

Социальный работник должен в какой-то мере восстанавливать нарушенную справедливость. Эта работа очень важна как для самих детей, так и для общества в целом. Ведь дети – это будущее страны, а если мы будем оставлять их наедине со своими проблемами, какое же будущее мы получим.

Важно своевременно обнаружить социально-неблагополучную  семью, и осуществить работу с  ней до тех пор, пока она еще  не оказалась слишком критической  для ребенка, проживающих в ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М., 1999. 160с.
  2. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. М., 1999. 368с.
  3. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996. 304с.
  4. Социальная работа: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Курбатова. Ростов Н / Д, 2003. 576 с.
  5. Работа с неблагополучной семьей : учеб. пособие / Т. И. Шульга. М., 2005. 254с.
  6. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1994. 221с.
  7. В. Игнатьев «Реабилитация подростков в семейной воспитательной группе» Журнал: Социальная работа, № 1, 2002г.      
  8. Социальная работа : учеб. пособие для вузов / В.И. Курбатов, В.Д. Альперович, П.Я. Циткилов [и др.]; под общ. ред. В.И. Курбатова. Ростов Н/Д, 2003. 480 с.
  9. Баркер Р. Словарь социальной работы. М., 1994. 134с.
  10. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. М., 2001. 427 с.

 

 

 

 


Информация о работе Социальная работа с неблагополучными семьями