Социальная работа с молодой семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение социальной работы по решению социальных проблем молодых семей в современном обществе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Определить понятие и общую характеристику молодой семьи.
2. Изучить социальные проблемы молодых семей в современном обществе;
3. Рассмотреть содержание социальной работы с молодой семьёй
4.Ознакомиться с деятельностью социальных служб по решению социальных проблем молодых семей.

Содержание

Введение 4
1. Молодая семья в современном обществе. 7
1.1 Понятие и общая характеристика молодой семьи 7
1.2 Социальные проблемы молодой семьи 14
2. Особенности решения проблем молодых семей в рамках
социальной работы 20
2.1 Содержание социальной работы с молодой семьей 20
2.2 Деятельность социальных служб по решению социальных проблем молодых семей 25
Заключение 36
Библиографический список 40

Работа содержит 1 файл

курсовая1курс.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

                                                РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа содержит 35 с., 30 источников.

Семья, молодая семья, социальные проблемы молодых семей, семьеведение, социальный работник, учреждение, государство, социальная программа, современное  общество.

Курсовая работа посвящена  актуальной теме – изучению социальной работы с молодыми семьями. Трудности молодой семьи - это комплекс психологических, социологических, экономических, юридических проблем.

Социальная работа с  семьёй -  это сложное общественное явление, самостоятельная область научно практического знания и профессиональной деятельности по оказанию социальной помощи  и поддержки, содействию в решении социальных проблем молодой семьи. Социальная работа  проводится с отдельными членами семьи, со всей семьёй и её окружением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

                                           СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                               4

1. Молодая семья в современном обществе.                                                    7

    1.1 Понятие и общая характеристика молодой семьи                                  7

    1.2 Социальные проблемы молодой семьи                                                  14

 

2. Особенности решения проблем  молодых семей в рамках

социальной работы                                                                                              20

     2.1 Содержание социальной работы с молодой семьей                           20

      2.2 Деятельность социальных служб по решению социальных проблем                     молодых семей                                                                                                    25

Заключение                                                                                                           36

Библиографический список                                                                                40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   ВВЕДЕНИЕ

 

Тема работы «Социальные  проблемы молодых семей в современном  обществе» является актуальной, так  как семья, под каким бы углом  зрения ее ни рассматривали, столь многослойное социальное образование, что не удивительны  упоминания о ней почти во всех разделах социологии. Она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания и шире - социализации, социологии образования, политики и права, труда, культуры и т.д., позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических изменений; без обращения к семье немыслимы прикладные исследования во многих сферах производства и потребления, массовых коммуникаций, она легко описывается в терминах социального поведения, принятия решений, конструирования социальных реалий и т.д.

Интерес к семье поддерживается познавательным интересом к ее уникальной посреднической роли, в силу ее социокультурной природы как феномена, пограничного по своей сути, находящегося на пересечении структур при любом конструировании социума и на границе макро- и микроанализа.

Исходя из этого, определения семьи  должны стремиться соединить разнокачественные проявления семейной универсальности и, прежде всего, в дефиниции должны сочетаться, а не противостоять друг другу признаки семьи как социального института и как социальной группы. Прибегая к представлениям об общесемейной деятельности или о семейном поведении, можно получить удовлетворительные дефиниции семьи, объединяющие разнокачественные свойства семьи, брака и родства.

У истоков социологии семьи стояли европейские ученые - статистики Рилз и Ле Пле. Они предприняли попытку  изучения влияния социальных факторов (индустриализации, урбанизации, образования и религии и др.) на формы семейного общежития, структуру семьи и ее экономическое благополучие. С тех пор семья находится в центре постоянного внимания социологов. Семья рассматривается ими как социальный институт и малая социальная группа. В центре внимания российской социологии находятся самые разнообразные проблемы семьи (социальные, экономические, демографические, культурные, бытовые), ее стабильности и развития.

Наиболее крупный вклад в  исследование проблем семьи внесли: С.В. Дармодехин (государственная семейная политика), А.Г. Харчев (теория), М.С. Мацковский (методология и методика), А.И. Антонов (рождаемость), В.А. Сысенко (устойчивость брака), И.С. Голод (стабильность семьи), В.А. Борисов (потребность в детях), Д.Я. Кутсар (качество брака), Н.Г. Юркевич, М.Я. Соловьев, С.С. Седельников (мотивы и причины развода), Л.А. Гордон, Э.В. Клопов (жизненный цикл семьи), И.А. Герасимова (демографическая типология семей), В.Л. Ружже (типология семейных групп), Г.А. Вишневский (исторические типы рождаемости), И.В. Бестужев-Лада (прогнозирование семьи), и др.

 

Объектом исследования данной работы являются молодые семьи.

Предмет исследования – социальная работа по решению социальных проблем молодых семей в современном обществе.

Цель исследования – изучение социальной работы по решению социальных проблем молодых семей в современном обществе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Определить понятие и общую характеристику молодой семьи.

2. Изучить социальные проблемы молодых семей в современном обществе;

3. Рассмотреть содержание социальной работы с молодой семьёй

4.Ознакомиться с деятельностью социальных служб по решению социальных проблем молодых семей.

Методы: Обобщение, классификация и систематизация, анализ литературы, сравнительный анализ, анализ литературы.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

1.1 Понятие и общая характеристика молодой семьи

В категории семей, нуждающихся  в особой помощи, на первое место выдвигается молодая семья. Потребовалось немало усилий и времени, чтобы в современном обществе утвердился сам термин «молодая семья». Это не означает, что сформировался какой-то особый тип семьи. Её проблемы входят составной частью в круг проблем современной семьи. Поэтому отношение к молодой семье определяется той социальной политикой, которая проводится в отношении института семьи в целом.

Вместе с тем нельзя не учитывать особого значения и  особой функции молодой семьи  в жизни общества. Это необходимо видеть и понимать при определении её инновационного потенциала, стиля жизни и деятельности.

Молодая семья - это семья  впервые 3 года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения  продолжительности брака) при условии, что ни один из супругов не достиг 30-летнего возраста.

Молодая семья (до рождения первого ребенка). Молодой считается  семья с момента заключения брака  или начала совместного проживания и до рождения первого ребенка. Главная  задача этого периода - переход от состояния личной независимости к состоянию взаимозависимости супругов. В это время решается также задача дифференциации от родительской семьи, если это не произошло раньше. Устанавливаются новые границы общения с друзьями и родственниками, разрешаются конфликты между личными и семейными потребностями.

Возможно, что семейный очаг создан одним из членов пары (или  обоими) еще до начала совместного  проживания. Это может служить  предпосылкой для обеспечения базисных функций семьи. Частое явление этого  периода - проживание в одной из прародительских семей, что нарушает и задерживает развитие семьи как самостоятельной системы. В этом случае пара фактически становится подсистемой в системе прародительской семьи. К тому же зачастую супруг, поселяющийся в доме тещи или свекрови, оказывается в роли еще одного ребенка. Требование называть родителей супруга «мама» и «папа» усиливает эту, в общем, неблагоприятную зависимость. Конфликт, возникающий в этом случае, всем известен, и часто выглядит как вражда между свекровью и невесткой или между зятем и родителями жены.

Другое негативное явление  этого периода - когда в сферу  личных взаимодействий супругов оказываются  вовлечены их давние друзья. Например, когда в семье почти постоянно  проживает близкая подружка жены или лучший друг мужа.

Одна молодая семейная пара, обратившаяся за консультацией  к семейному терапевту, предъявила подобную проблему. Муж ночи напролет просиживал с приятелем за компьютером, жена же воровалась в постели, злилась, обижалась. Из-за этого в семье  постоянно тлело раздражение, вспыхивали конфликты по любому поводу. Муж также был не очень доволен ситуацией, но не мог отказать доброму приятелю, который, будучи холостым, мог проводить время, как угодно. Для того, чтобы молодой муж сумел установить новые границы дружеских отношений, побеседовать с приятелем и защитить интересы своей семьи понадобились консультации психотерапевта. Другой серьезной проблемой этого периода может стать вмешательство в дела семьи родителей одного из партнеров, которое нередко проявляется даже при раздельном проживании. Например, мать жены пытается заставить молодого мужа выполнять нужные ей обязанности. Или, наоборот мать мужа всячески порицает молодую жену за ее неумение быть хорошей хозяйкой, считая, что она плохо ухаживает за ее сыном. Нередки и прямые вмешательства, когда свекровь самовольно наводит порядок в вещах невестки, переглаживает и перестирывает белье, регулярно приносит домашнюю стряпню, чтобы сын не «голодал» и тому подобное. Обычно такое поведение дестабилизирует семейную ситуацию, приводит к обидам и ссорам. Обоим супругам следует заботиться о том, чтобы их родители не нарушали границы молодой семьи. В тоже время не рекомендуется полностью изолировать себя от родительских семей, просто родители должны изменить свои способы взаимодействия с детьми после их вступления в брак [37, c. 53-55].

Важно, чтобы молодожены научились обсуждать между собой  любые спорные вопросы и договариваться. Проблемы могут захватывать все  сферы жизни: уровень близости и  возможность побыть одному, бытовые обязанности и ответственность за жизненно важные вещи, сексуальные отношения и желание завести ребенка, финансовое обеспечение семьи и личные финансы супругов. В это время решается важный вопрос распределения обязанностей в семье: кто придумывает и организует развлечения, кто принимает решения на что тратить деньги, кто работает, а кто из супругов нет, кто ходит в магазины, а кто убирает квартиру и множество других.

Молодая семья с маленьким  ребенком (преддошкольного возраста). Задача этого периода - переход от диадической зависимости супругов к триадической, с включением зависимого члена (ребенка). Иногда бывает так, что первым зависимым членом, включаемым в семью, является не ребенок, а кто-то другой (родитель, брат или сестра кого-то из супругов, или другой взрослый). В неполных семьях эта стадия предполагает формирование диадической зависимости.

В любом случае семья  реорганизуется для выполнения новых  задач, продолжается согласование личных и семейных целей. Если маркером считать  рождение первого ребенка, то главным является обеспечение его роста и развития в условиях безопасности и становления родительского авторитета. В норме материнские обязанности не должны вытеснять и нарушать супружеские отношения.

К супружеским ролям  после рождения детей прибавляются роли родительские, и появляется необходимость разрешать конфликты и противоречия между ними. Рождение ребенка накладывает отпечаток на дистанцию между родителями, увеличивая или уменьшая ее. Возникают споры и ссоры по поводу того, кто будет вставать к ребенку ночью, купать его, гулять с ним. Если мать полностью поглощена заботами о ребенке, отец может почувствовать себя отстраненным. Часто он в результате этого с головой погружается в работу, отстраняясь от семьи еще больше.

Проблемой этого периода могут стать супружеские измены, когда «забытый» женой супруг начинает искать развлечений на стороне. И дело тут чаще всего не в сексуальной неудовлетворенности, а в недостатке внимания и любви.

Другим поводом для  конфликтов могут стать детские  переживания одного из супругов. Так, если молодой отец имел в своей родительской семье младшего брата или сестру, он может при рождении собственного ребенка испытывать бессознательную ревность и злость, как когда-то к младшему в своей собственной семье, отнявшему у него безраздельное внимание мамы и папы. Если такие переживания отца имели место, то собственный ребенок может неосознанно восприниматься им как соперник в отношениях с женой. Эти чувства трудно понимаются и внешне могут проявляться как хроническое раздражение, направляемое на любой подходящий объект [47, c. 103-105].

Другой распространенной проблемой этого периода является случай, когда мать отстраняется от ребенка, передавая заботу о нем  другим людям, что нарушает формирование привязанности и базового доверия у младенца. В последнее время распространенным явлением стал ранний выход матери на работу, иногда даже до того, как ребенку исполнится год. Заботу о ребенке берет на себя бабушка или приглашенная няня.

Если фактический уход за ребенком преимущественно осуществляет бабушка, семейные роли оказываются спутаны. Бабушка является функциональной мамой, а родители живут рядом на правах сестры и брата. Иногда ребенок зовет родителей по имени, а бабушку называет мамой. Эта ситуация почему-то ужасно забавляет членов семьи, в глазах знакомых они чувствуют себя оригинальными. Страдает обычно ребенок, так как фактически становится сиротой при живых родителях. Бабушка выигрывает, сохраняя молодость, мама выигрывает, снимая с себя ответственность. Папа, если и пытается бороться с существующим положением дел, обычно терпит поражение и уходит с головой в работу. Это неправильно. До трех лет ребенку обязательно нужна мать! Никто не может ее заменить.

Информация о работе Социальная работа с молодой семьей