Социальная работа с многодетными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Семья в современном российском обществе является важнейшим социальным институтом, поэтому существующие проблемы обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Социальная защита возможна посредством организуемой социальной работы, так как семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы.
Семья представляет собой систему социального функционирования человека, выступает в качестве социального института, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи. В условиях нынешнего демографического кризиса в России особую актуальность приобретают как теоретические проблемы, связанные с многодетной семьей, так и практические вопросы социальной работы с этими семьями.

Содержание

Введение
1. Многодетная семья как объект социальной работы
1.1 Исторический процесс эволюции семьи в России
1.2 Типология многодетных семей
1.3 Социально-экономические проблемы многодетных семей
1.4 Анализ социально-экономического положения многодетных семей
2. Содержание социальной работы с многодетными семьями
3. Социальная работа с многодетными семьями на примере «Центра социальной помощи семье и детям» г. Зеленогорска
3.1 Положение многодетных семей в г. Зеленогорске
3.2 Деятельность «Центра социальной помощи семье и детям» г. Зеленогорска
3.3 Содержание социальной работы с многодетными семьями «Центра социальной помощи семье и детям» г. Зеленогорска
Заключение
Список использованной литератур

Работа содержит 1 файл

пример2 кур теория С.Р..docx

— 97.99 Кб (Скачать)

Всего в ЦСДСиПе работает 41 человек.

В ЦСДСиПе практически  можно получить любой вид помощи, необходимый для решения каких-либо проблем, возникающих как у семьи, так и отдельного человека.

Далее будет рассмотрено, в чем заключается содержание социальной работы с многодетными семьями на базе данного ЦСДСиП.

 

3.3 Содержание социальной  работы с многодетными семьями  «Центра социальной помощи семье  и детям» г. Зеленогорска

 

Прежде чем начать описание содержания социальной работы с многодетными семьями, следует отметить, что проведение работы с данной категорией семей  существенно не отличается от работы с другими категориями, обращающимися  в ЦСДСиП.

Социальная помощь многодетным  семьям осуществляется наряду с неполными  семьями, семьями, имеющими детей-инвалидов  и др. максимальный упор при работе с многодетными семьями делается на оказание психолого-педагогических услуг, консультативную работу по вопросам воспитания, материального обеспечения, работу с детьми и подростками  по различным направлениям.

Характерными вопросами  обращения в ЦСДСиП многодетных  семей являются:

  • проблемы подросткового возраста; конфликты подростка с родителями; межличностные отношения подростков;
  • степень готовности ребенка к школе;
  • школьная неуспешность ребенка;
  • материальная помощь;
  • педагогическая запущенность детей;
  • вопросы оздоровления, обучения детей с ограниченными возможностями.

Если проанализировать количества обращений к различным специалистам ЦСДСиП, то итог анализа за 2001 год  будет выглядеть следующим образом:

больше всего обращений  к логопеду, это показатель составляет 220 человек;

к юристу обратилось 174 человека;

к психологу было 123 обращения;

к психотерапевту 110 обращений;

80 обращений было к  биоэнергетику;

к валеологу обратилось 35 человек;

к помощи нарколога обратились 30 человек;

к дефектологу поступило 24 обращения;

в сексологической консультации нуждались 23 человека.

Анализируя полученные данные, можно сказать, что на первом месте  по количеству обращений находится  логопед. Это может быть связано, как с распространением речевых  дефектов у детей вообще, так и  со спецификой проблем здоровья непосредственно  в многодетных семьях.

Большое количество обращений  и у юриста. Это связано с  тем, что многодетные семьи очень  часто не знают о своих правах и льготах и обращаются за консультацией  к юристу, чтобы получить всю информацию по вопросам льгот, пособий, материальных выплат и т.д.

Следует отметить большое  количество обращений многодетных  семей к психологу. Основные проблемы, волнующие родителей – это  проблемы воспитания, девиантное поведение, внутриличностные и межличностные  конфликты, трудности в общении. Но больше всего родителей волнуют  проблемы, связанные с воспитанием  детей, и это неудивительно, ведь в многодетной семье родителям  очень тяжело совмещать профессиональную и воспитательную деятельность, находить индивидуальные подходы к каждому  ребенку.

Служба психолого-педагогической помощи очень помогает в вопросах воспитания и занятости детей. Помимо консультаций о воспитании детей  и преодолении педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, служба оказывает практическую помощь. Опытные социальные педагоги и психологи организуют различные виды досуга для жителей микроучастка. Логопед проводит занятия с детьми и консультирования.

Стоит отметить о таком  виде социальной работы, как создание различных клубов. Например, для  детей дошкольного возраста проводит занятия группа «Росток»; для детей  младшего возраста работает образовательно-оздоровительная  группа «Малышок». Такие группы очень  помогают в воспитании детей, в подготовке их к школе. Это очень важно  для многодетных семей, так как  это предупреждает педагогическую запущенность, что очень часто  встречается в семьях данной категории. Для помощи родителям в воспитании детей существует «Родительская  школа», в которой родителям помогают преодолеть трудности в воспитании детей и в отношениях с ними.

Следует отметить работу образовательно-оздоровительного комплекса «Дошкольник». Здесь квалифицированные  специалисты помогают детям, имеющим  какие-либо трудности, подготовиться  к школе. Работа с детьми идет по различным направлениям: музыкальное  воспитание, художественно-речевая  деятельность, валеология, логическо-математические занятия. Целями работы данного комплекса  являются:

  • охрана здоровья и жизни детей;
  • обеспечение полноценного психического развития каждого ребенка;
  • расширение сознания у детей; формирование интеллектуальных операций;
  • развитие активной речи, формирование отношения к окружающему миру.

Основная масса родителей, обращающихся в ЦСДСиП за консультацией  по поводу взаимоотношений с детьми – это родители подростков. Они  болезненно переживают эмоциональное  отдаление детей, их пугают новые  занятия и интересы подростков, возможность  формирования дурных привычек, пристрастия к курению и наркомании.

По всем этим вопросам работники  ЦСДСиП проводят консультации для родителей; очень часто – это совместные консультации, обучение навыкам взаимодействия родителей и детей, способам решения  проблем.

Специалисты по работе с  подростками проводят следующие  мероприятия:

  • коррекционно-развивающие занятия для детей класса коррекции начальной школы;
  • организация культурного досуга детей и подростков (экскурсии, посещение театров, выставок, цирка; клубы, кружки, развлекательные и обучающие мероприятия);
  • организация летнего отдыха и оздоровление детей и подростков;
  • организация летнего трудового лагеря для подростков от 14 до 17,5 лет.

Особое время для многодетных  семей – лето. Школьных занятий  нет, дети предоставлены сами себе. Здесь на помощь приходит ЦСДСиП. На его базе организуются площадки для  детей из малообеспеченных и многодетных  семей, где для ребят организованно  питание, различные досуговые и  развивающие мероприятия. К детям  «приставлены» опытные педагоги-психологи, осуществляющие, если нужно, и психодиагностическую и коррекционную работу. Для детей  более старшего возраста ЦСДСиП совместно  со службой занятости организует трудовые бригады и отряды. Дети участвуют в работах по благоустройству, ремонту зданий школ, детских садов, и не только получают заработную плату  за это, пусть и небольшую, но и  дружно проводят свободное время, отдыхают. С этими детьми также работают психологи, проводя разного рода тренинги, развивающие занятия.

Спрос на устройство детей  на летние площадки очень велик. Они (летние площадки) оказывают незаменимую  помощь многодетным родителям и  детям из этих семей.

Очень часто многодетные  родители обращаются в ЦСДСиП по проблеме здоровья своих детей. Для помощи в данном случае существует образовательно-оздоровительная  группа, которая имеет в своем  составе валеологов, психотерапевтов, психолога и специалистов по социальной работе.

Работа в группе проходит по следующим направлениям:

  • обучение грамоте;
  • дыхательная гимнастика «Цигун»;
  • театральная деятельность;
  • математика;
  • музыкальные занятия;
  • ритмика для детей;
  • лепка.

По результатам анкетирования  родителей, чьи дети посещали эту  группу, было отмечено улучшение сна  у 36% детей, улучшение поведения, уменьшение негативных психических проявлений (агрессии, плаксивости и др.), (у 15%) за счет развития коммуникативных навыков  детей (у 65%).

Также в медико-социальную помощь входят следующие виды услуг, за которыми обращаются родители и  которые имеет возможность предоставить ЦСДСиП:

  • оказание услуг биоэнергетика инвалидам (массаж);
  • работа группы «Дельфин», проводящей оздоровительные занятия в бассейне;
  • работа ИЗО-студии «Семицветик». Она необходима для применения такого вида терапии, как изотерапия. Она используется при работе с детьми и подростками по купированию страхов. Элементы изотерапии используются при диагностике тревожных состояний, психического напряжения. С помощью изотерапии снимается психическое напряжение, развивается воображение, коммуникативные навыки и т.д.;
  • работа групп здоровья с использованием комплекса тренажеров;
  • проведение реабилитационных мероприятий по программе «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями».

Оздоровление – это  не только путь к формированию физической культуры, но и развитие психологической, нравственной культуры. Поэтому в  оздоровительных группах проводятся беседы валеологической и психологической  направленности, консультации, тренинги по подержанию психофизического здоровья, организуются праздники, игровые программы, диспуты, часы общения.

В организации социальной работы с семьей работники ЦСДСиП исходят из принципов опоры на собственные силы, самоорганизации  и интеграции. Особое внимание уделяется  созданию местного сообщества, различных  неформальных объединений: клубов, кружков.

Вместе с тем работники  ЦСДСиП ощущают недостаточность  именно общественных механизмов воздействия  на решение различных социальных проблем микрорайона. Поэтому сейчас главное внимание начинает уделяться  именно созданию различных сообществ  – «подъездных», домовых и дворовых комитетов и т.п.

Содержание социальной работы с многодетными семьями можно  рассмотреть на конкретных примерах.

В ЦСДСиП три года назад  обратилась молодая мама троих детей: «Заберите детей, я жить больше не хочу». Все эти годы специалисты  ЦСДСиП настойчиво и доброжелательно  помогали ей преодолеть трудности: оказали  содействие в устройстве на работу на неполный рабочий день, оформлении документов, получении детских пособий  и субсидий на жилье. Женщина поняла, что не одинока в своей беде и стала проявлять активность в помощи тем, у кого жизнь еще  сложнее. Ее трое детей посещают образовательно-оздоровительную  группу, регулярно пребывают на летней площадке и участвуют в творчестве детского коллектива ЦСДСиП. Социальный патронаж семьи продолжается и в  настоящее время.

Другой пример. В июне месяце при Центре «Социальной помощи семье и детям» был открыт Центр творчества и общения «Ромашка» для детей из многодетных и малообеспеченных семей. В течение лета было проведено четыре смены по восемнадцать дней, за время которых дети получили социальную реабилитацию. Все это время работали опытные педагоги и вожатые, которые помогали детям восстановить социальные связи и возвратится в мир нравственных ценностей, к важнейшим видам человеческой деятельности: познанию, обучению, труду, игре. План реабилитационной составлен педагогами с учетом специфики работы с детьми из многодетных семей и предусматривал такие мероприятия, как: групповые тренинги, занятия в сенсорной комнате, музыкально – ритмические, изобразительной и творческой деятельностью, труд в мастерских, экскурсии в музеи, прогулки в парк и березовую рощу, катание на различных аттракционах и многое другое, что способствует процессу восстановления и формирования структуры личности детей, преодоление нарушений в поведении и развитии. А так, как иногда у детей из многодетных семей бывают проблемы в общении, то большая работа проводилась по развитию речи и способности общаться со сверстниками.

Самое главное в этом небольшом  детском коллективе - тепло и внутренние спокойствие, которое обретают в  «Ромашке» детские души. Попав  на островок благополучия, ребята забывают о семейных проблемах, исходящих, как  комментируют взрослые из социальной незащищенности. И потому проявляют  любознательность, доброжелательность, стремление быть лучшим.

Подобные лагеря для таких  детей организуются в городе уже  не первый год. Скучать здесь не приходится, наоборот времени не хватает. Ведь ребят  ждут и в ДК, и в ДТЮ, и в  музеях, еще надо успеть посоревноваться, погулять. Да мало ли дел у быстрых  ребячьих ног и ловких рук. А школьные каникулы, так быстро летят!

Таким образом, проанализировав  деятельность ЦСДСиП в оказании помощи многодетным семьям, можно сказать, что содержание социальной работы с данной категорией семей очень разностороннее и объемное и зависит от проблем многодетных семей и возможностей ЦСДСиП.

В свою очередь ЦСДСиП удовлетворяет  практически все запросы семей, обращающихся за помощью.

 

 

Заключение

 

Исходя из вышеизложенного  сделаем краткие выводы.

В работе мы проанализировали типы семей, перечислили основные функции  семьи в различных сферах семейной деятельности, тем самым, подтвердив потребность общества семье, как социальном институте. Описали проблемы современных многодетных семей, разбив их на несколько групп, выделили среди них актуальные для социальной работы с ними. Перечислили направления социальной работы с многодетной семьей и раскрыли их содержание: социальная защита, социальная поддержка, социальной обслуживание. В рамках социального обслуживания семьи заострили свое внимание на Центрах социальной помощи семье и детям.

Информация о работе Социальная работа с многодетными семьями