Социальная работа с многодетными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Семья в современном российском обществе является важнейшим социальным институтом, поэтому существующие проблемы обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Социальная защита возможна посредством организуемой социальной работы, так как семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы.
Семья представляет собой систему социального функционирования человека, выступает в качестве социального института, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи. В условиях нынешнего демографического кризиса в России особую актуальность приобретают как теоретические проблемы, связанные с многодетной семьей, так и практические вопросы социальной работы с этими семьями.

Содержание

Введение
1. Многодетная семья как объект социальной работы
1.1 Исторический процесс эволюции семьи в России
1.2 Типология многодетных семей
1.3 Социально-экономические проблемы многодетных семей
1.4 Анализ социально-экономического положения многодетных семей
2. Содержание социальной работы с многодетными семьями
3. Социальная работа с многодетными семьями на примере «Центра социальной помощи семье и детям» г. Зеленогорска
3.1 Положение многодетных семей в г. Зеленогорске
3.2 Деятельность «Центра социальной помощи семье и детям» г. Зеленогорска
3.3 Содержание социальной работы с многодетными семьями «Центра социальной помощи семье и детям» г. Зеленогорска
Заключение
Список использованной литератур

Работа содержит 1 файл

пример2 кур теория С.Р..docx

— 97.99 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

1. Многодетная семья как  объект социальной работы

1.1 Исторический процесс  эволюции семьи в России

1.2 Типология многодетных семей

1.3 Социально-экономические  проблемы многодетных семей

1.4 Анализ социально-экономического  положения многодетных семей

2. Содержание социальной работы с многодетными семьями

3. Социальная работа с  многодетными семьями на примере «Центра социальной помощи семье и детям» г. Зеленогорска

3.1 Положение многодетных  семей в г. Зеленогорске

3.2 Деятельность «Центра  социальной помощи семье и  детям» г. Зеленогорска

3.3 Содержание социальной  работы с многодетными семьями  «Центра социальной помощи семье  и детям» г. Зеленогорска

Заключение

Список использованной литератур

Приложение

 

 

Введение

 

Семья в современном российском обществе является важнейшим социальным институтом, поэтому существующие проблемы обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Социальная защита возможна посредством организуемой социальной работы, так как семья  очень быстро и чутко реагирует  на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая  гуманный и антигуманный смысл происходящих процессов, оценивая разрушающие и  созидающие для семьи процессы.

Семья представляет собой  систему социального функционирования человека, выступает в качестве социального  института, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия  для социализации детей и молодежи. В условиях нынешнего демографического кризиса в России особую актуальность приобретают как теоретические  проблемы, связанные с многодетной  семьей, так и практические вопросы  социальной работы с этими семьями.

Общественно-политические и  социально-экономические кризисные  явления в России стали причиной серьезных социальных потерь, затронувших  большинство семей. В наиболее сложном  положении оказались многодетные  семьи. Из статистики известно, что  в многодетных семьях воспитывается  около 20% всех детей в стране, анализ статистических данных дает основание  полагать, что материальное положение  семьи зависит от количества растущих в ней детей. Поэтому очень  важно осмыслить как нынешнее положение многодетной семьи, так  и пути улучшения их положения.

Внимание к многодетным  семьям в современной науке объясняется  тем, что в условиях углубляющегося социально-экономического кризиса  и духовно-психологического шока они  занимают одно из первых мест среди  других травмированных категорий (Т.В. Шеляг, Н.В. Панкратьева, Г.П. Добрунова, А.В. Полудницын и др.).

Особое значение имеет  научный анализ вопросов профессиональной социальной работы с многодетными семьями  в трудах отечественных ученых - Л.Г. Гусляковой, Т.Б. Ивановой, В.И. Жукова, Е.А. Зимней, А.А.Козлова, В.И. Курбатова, В. П. Мельникова, Е.Г. Студеновой, Т.В. Шеляг, Е.И. Холостовой и др.

Такая семья самой своей  сущностью способствует реализации личностных и общественных потребностей. В многодетных семьях создаются  благоприятные условия воспитания, поскольку дети растут в тесных взаимоотношениях друг с другом в семейном коллективе и, как правило, с раннего возраста приучаются выполнять определенные обязанности и помогать друг другу. В таких семьях складывается высоконравственная атмосфера любви и заботы детей  и родителей друг о друге. Однако в экономическом плане именно многодетная семья оказывается  в наиболее сложном положении, поскольку  мать, как правило, не работает, а  один отец не имеет возможности обеспечить семье нормальные условия существования. Большинство многодетных семей  живет за чертой бедности. Для стабилизации и устойчивого развития многодетных  семей государство предпринимает  определенные меры.

Основное направление  в социальной работе – это оказание помощи семье в различных формах, что предусмотрено в концепции  федеральной семейной политики, а  также в должностных обязанностях социального работника. Положение  многодетной семьи, ее численность, место в общественной структуре, проблемы и нужды, возможность их смягчения и разрешения являются основным местом рассмотрения в работе.

Для того чтобы несколько  по-иному посмотреть на проблемы данной категории семей и на их решение, необходимо детально и глубоко изучить  и проанализировать многодетность, ее причины, влияние на каждого члена  многодетной семьи.

Все вышесказанное обосновывает актуальность выбранной курсовой работы.

В качестве исходной информационной базы привлекались теоретические материалы  различных авторов, учебники и учебные  пособия, статистический материал, законодательно-нормативная  база по проблемам оказания социальной помощи многодетным семьям.

Целью данной курсовой работы является всестороннее изучение, обобщение  и систематизация теоретических  основ по проблеме многодетных семей, анализ их появления и настоящее  положение, изучение содержания социальной работы с многодетными семьями и  выявление на этой основе их основных проблем и способов социальной помощи.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

 исследовать теоретическую  базу посредством анализа имеющихся  в научной литературе, средствах  массовой информации и других  источниках различных точек зрения  на тему курсовой работы;

составить социальный портрет  многодетной семьи;

 проанализировать проблемы  в многодетных семьях;

 охарактеризовать существующие  подходы социальной помощи многодетным  семьям;

 изучить и проанализировать  деятельность «Центра социальной  помощи семье и детям» г.  Зеленогорска по содержанию социальной  работы с многодетными семьями.

Объектом исследования является многодетной семьи. Предметом –  содержание социальной работы с многодетными семьями.

В данной работе использованы следующие теоретические методы исследования: изучение опыта, анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.

Общий объём работы 36 страниц, список использованной литературы включает 15 источников.

 

1. Многодетная семья как объект социальной работы

 

1.1 Исторический процесс  эволюции семьи в России

 

Многодетная семья – это  семья, имеющая в своем составе  трех и более детей и воспитывающая  их до восемнадцатилетнего возраста. Количество таких семей постоянно  уменьшается. Многодетность рассматривается  специалистами в области семейных проблем как некое явление, теперь уходящее в прошлое по мере трансформации  общества, образа жизни, роста городов, разрушения сложившихся устоев быта.

Многодетные семьи, наиболее распространенные в России в прежние времена (в начале XX века в европейской части страны каждая семья имела в среднем 8 детей), в настоящее время устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Сегодня многодетность является скорее исключением из общего правила для подавляющего количества регионов России. Доля многодетных по стране составляет 2,6% от общего числа домохозяйств или 6,6% от числа семей с детьми (по данным переписи 2002 года).

Анализируя исторический процесс эволюции семьи и влияния  социальной политики государства в  послеоктябрьской период России, мы можем  говорить о трех основных факторах, разрушивших семью как основной воспитательный институт, а именно: моральном, физическом и факторе  психологического отторжения родителей  от детей.

И все же семья как социально-экономический  и культурный феномен, возникнув  на заре человечества, оказалась чрезвычайно  устойчивой. Она успешно выдержала  разнообразные воздействия сменявших  друг друга общественно-экономических  формаций.

Многодетную семью трудности  не обошли стороной и в период социализма. В Дагестане, например, семью исторически  объединяли кровнородственные тухумные связи: частная собственность, сопутствующие  социальные отношения, защитная психологическая атмосфера. Это внутренний объединяющий фактор. Извне ее объединяли религиозные предписания, традиции и обычаи, общественное мнение в сфере брачно – семейных отношений и законы.

Социализм, соединяясь с  социальными последствиями научно – технической революции, внес коренные изменения в большинство из этих факторов. Традиционная (патриархальная) семья, которая долгие годы была, по словам И.В. Бестужева-Лады, «домашней  академией», разрушилась. Воспитание стало  важнейшей функцией государства. В  «Декларации по дошкольному воспитанию» (1917г.) указывалось, что общественное бесплатное воспитание детей должно начинаться с первого дня рождения.

В условиях послереволюционной России семья была настолько традиционно  многодетной, что у государства  даже не возникало потребности в  специальном стимулировании деторождения. Тем не менее специалисты, исследующие  проблемы демографии, отмечают, что  государство не сформировало сколько-нибудь серьезной демографической политики на перспективу. Вследствие этого, сохранявшиеся  по инерции в первые десятилетия  советской власти традиции многодетности  постепенно начали теряться.

Многодетная семья превращается в нуклеарную (два поколения), планируя для модного в те годы «стиля»  не более двух детей. В такой семье  значительно слабеют, а то и совсем исчезают, такие средства воспитания, как разнообразие общения, непосредственное соприкосновение ребенка с множеством социально-ролевых отношений, эффект общения с представителями разных поколений и близкими по возрасту многочисленными детьми (братьями и  сестрами) и многое другое, обеспечивавшие семье эффективный воспитательный результат.

В восьмидесятых годах  ХХ века быть многодетной матерью  в России, точнее в СССР, казалось бы было почетно. Семья, в которой  рождался пятый ребенок, получала многочисленные и серьезные льготы от государства. К этому времени уже не преобладал феномен малодетной ментальности. Однако благосостояние семьи в современных условиях уже не зависит от числа ее членов, а больше зависит от личного труда каждого вне семьи, поэтому по статистике с каждым годом число многодетных семей уменьшается. По сравнению с микропереписью 1984 года оно сократилось уже на 25%. Сейчас многодетных семей по России всего 1,5 млн в них воспитывается 4,5 млн. детей. И почти 78% этих семей живут за чертой бедности.

Все социологические исследования последних лет говорят о том, что с появлением на свет третьего ребенка, на какой бы территории РФ семья ни проживала, она неизменно  попадает в группу социального риска. Нами выявлено, что такая семья  нуждается в особенной государственной  поддержке.

На основании Закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлены следующие  виды пособий для семей: 1) пособие  по беременности и родам; 2) единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в ранние сроки беременности; 3) единовременное пособие при рождении ребенка; 4) пособие на период отпуска по уходу  за ребенком до 1,5 лет; 5) единое ежемесячное  пособие на ребенка.

Если в отношении первых трех из этих видов пособий семьи, имеющие детей, находятся в одинаковом положении, то в отношении двух последних  многодетная семья явно в неравном положении. При существующих формах социальной поддержки многодетные  семьи обречены на социальную деградацию в условиях ухудшения социально-экономического положения.

 

1.2 Типология многодетных семей

 

Все многодетные семьи  могут быть распределены на три категории:

- семьи, многодетность  в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей. В этих семьях ребенок - одна из основных жизненных ценностей, и родители делают все от них зависящее, чтобы их детям жилось лучше;

- семьи, образовавшиеся  в результате второго и последующих  браков матери (реже — отца), в  которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие  семьи могут быть и вполне  благополучными, но их членам  присуще ощущение неполной семьи;

- неблагополучные многодетные  семьи, образующиеся в результате  безответственного поведения родителей,  иногда на фоне интеллектуально-психической  сниженности, алкоголизма, асоциального  образа жизни. Дети здесь являются  лишь средством для получения  разного рода пособий, льгот  и благ. Родители в таких семьях  могут завести еще одного ребенка  потому, что это даст им право  на получение квартиры вне  очереди или на строительство  дома - в сельской местности. Существует  другой вариант: родители лишь  рожают детей (например, зачатых  в алкогольном опьянении) и  считают на этом свою миссию  выполненной, даже не задумываясь  о том, что ребенка надо не  только родить, но также вырастить  и воспитать.

Информация о работе Социальная работа с многодетными семьями