Социальная работа с инвалидами

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Выявление особенностей социальной работы с инвалидами. Для достижения цели были разработаны следующие задачи:
1. Рассмотреть инвалидов как объект социальной работы в современном обществе.
2. Проанализировать нормативно-правовое обеспечение социальной работы с инвалидами.
3. Рассмотреть социальное обслуживание – как приоритетную технологию социальной работы с инвалидами.
4. Обобщить реабилитация и трудоустройство лиц с ограниченными возможностями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ 6
1.1 Инвалиды как объект социальной работы в современном обществе 6
1.2 Нормативно-правовое обеспечение социальной работы с инвалидами 9
ГЛАВА II. ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 15
2.1 Социальное обслуживание – как приоритетная технология социальной работы с инвалидами 15
2.2 Реабилитация и трудоустройство лиц с ограниченными возможностями 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа содержит 1 файл

Курс - Социальная работа с инвалидами.docx

— 59.16 Кб (Скачать)

Социальные услуги предоставляются  всем гражданам пожилого возраста и  инвалидам независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям и других обстоятельств3.

Социальное обслуживание осуществляется по решению органов  социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключенным  органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

Социальные услуги оказываются  исключительно с согласия людей, нуждающихся в них, особенно когда  речь идет о помещении их в стационарные учреждения социального обслуживания. В этих учреждениях, с согласия обслуживаемых  может быть организована и трудовая деятельность на условиях трудового  договора. Лица, заключившие трудовой договор, получают право на ежегодный  оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

Законом предусматриваются  различные формы социального  обслуживания, в том числе:

– социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

– полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания граждан в учреждениях социального обслуживания;

– стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и других стационарных учреждениях социального обслуживания;

– срочное социальное обслуживание (как правило, в ситуациях, не терпящих отлагательства: организация питания, обеспечение одеждой, обувью, ночлегом, срочное предоставление временного жилья и т.п.);

– социальная, социально-психологическая, медико-социальная консультационная помощь.

Все социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных  государством услуг, могут быть оказаны  гражданам бесплатно, а также  на условиях частичной или полной оплаты.

В Законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» система социального обслуживания поделена на два основных сектора  – государственный и негосударственный.

Государственный сектор образуют федеральные и муниципальные  органы социального обслуживания.

Негосударственный сектор социального  обслуживания объединяет учреждения, деятельность которых основана на формах собственности, не относящихся к  государственной или муниципальной, а также лиц, осуществляющих частную  деятельность в сфере социального  обслуживания.

Негосударственными формами  социального обслуживания занимаются общественные объединения, в том  числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные  организации.

Существенные вопросы  социальной зашиты инвалидов получили правовую базу в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Закон определяет полномочия органов  государственной власти (федеральных  и субъектов Российской Федерации) в области социальной защиты инвалидов. Он раскрывает права и обязанности  органов медико-социальной экспертизы, которая на основании комплексного обследования человека устанавливает  характер и степень заболевания, приведшего к инвалидности, группу инвалидности, определяет режим труда  работающих инвалидов, разрабатывает  индивидуальные и комплексные программы  реабилитации инвалидов, дает медико-социальные заключения, принимает решения, обязательные для государственных органов, предприятий  и организаций независимо от формы  собственности.

Социальному работнику также  необходимо знать и проблемы, не решенные законодательством или  решенные, но не реализуемые в практической деятельности4. Например, Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не допускает производства транспортных средств, не имеющих приспособлений для свободного пользования инвалидами городскими видами транспорта, или сдачу в эксплуатацию жилья, в котором не предусмотрены приспособления для свободного пользования этим жильем инвалидами. Однако, в нашей стране явно не хватает автобусов, троллейбусов оборудованных специальными подъемниками, с помощью которых инвалиды, передвигающиеся на колясках, могли бы самостоятельно подниматься в автобус или троллейбус. Как десятки лет назад, так и сегодня, в эксплуатацию сдаются жилые дома без всяких приспособлений, позволяющих инвалиду беспрепятственно выехать на коляске из своей квартиры, воспользоваться лифтом, спуститься по пандусу на прилегающий к подъезду тротуар и т.д. и т.п. Данные положения Закона ‹‹0 социальной защите инвалидов в Российской Федерации» попросту игнорируются всеми, кто по закону обязан создавать необходимые условия для нормальной жизнедеятельности инвалидов.

Таким образом, с целью  оказания квалифицированной помощи инвалидам, социальный работник обязан знать правовые, ведомственные документы, определяющие статус инвалида, его  права на получение различных  льгот и выплат и т.д. Особое значение для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных организаций, частных  лиц имеют законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной защите инвалидов в  Российской Федерации». Существенные вопросы социальной зашиты инвалидов  получили правовую базу в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Издающиеся законы определяют отношение общества, государства  к инвалидам и отношения инвалидов  с обществом, государством. Следует  заметить, что многие положения этих законов создают надежное правовое поле жизнедеятельности и социальной защищенности инвалидов в нашей  стране. Социальному работнику также  необходимо знать и проблемы, не решенные законодательством или  решенные, но не реализуемые в практической деятельности.

 

 

ГЛАВА II. ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

2.1 Социальное  обслуживание – как приоритетная  технология социальной работы  с инвалидами

Деятельность по социальному  обслуживанию инвалидов осуществляется на основе Федерального закона от 10 декабря 1995 г. "Об основах социального  обслуживания населения в Российской Федерации" и Федерального закона от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". В данной сфере действует также  немало документов подзаконного характера.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, социально-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной  жизненной ситуации.

Для осуществления социального  обслуживания формируется государственная  система социальных служб, в которую  входят как государственные предприятия  и учреждения других форм собственности.

Социальное обслуживание должно соответствовать государственным  стандартам, которые устанавливают  основные требования к объемам и  качеству социальных услуг, порядку  и условиям их оказания и утверждаются Правительством Российской Федерации.

Для развития социального  обслуживания необходима сеть учреждений, которые дифференцируются по характеру  предоставляемых услуг на следующие  виды:

1. Учреждения для оказания  стационарного социального обслуживания  инвалидов (пансионаты, дома-интернаты,  специализированные санатории, дома  сестринского ухода, реабилитационные  центры стационарного типа).

2. Учреждения для полустационарного  и надомного социального обслуживания  на платной и бесплатной основе (территориальные центры социальной  защиты населения, амбулаторные  центры реабилитации).

3. Учреждения для транспортного  обслуживания инвалидов (специализированные  таксомоторные парки, аренда транспортных  средств).

4. Учреждения для обеспечения  инвалидов предметами первой  необходимости и продуктами питания  по социально низким ценам  (сеть специализированных магазинов  и пунктов проката жизненно  важных предметов длительного  пользования и домашней утвари  для нетрудоспособных граждан).

5. Учреждения для бытового  обслуживания инвалидов по социально  низким ценам (прачечные, парикмахерские, химчистки, столовые, ремонт обуви,  бытовой техники, доставка топлива  и др.).

6. Учреждения, предприятия  для обеспечения занятости лиц  с ограниченной трудоспособностью  (специализированные подразделения  службы занятости, спецпредприятия, спеццеха, спецучастки).

Деятельность социальных служб (за исключением государственных  и муниципальных учреждений социального  обслуживания), а также граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица, осуществляется на основании лицензии, выданной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 830 от 17.07.96г. "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в сфере социального обслуживания".

В Законе "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" сформулированы основные принципы социального обслуживания лиц с ограниченными возможностями: соблюдение прав человека и гражданина; предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания; равные возможности в получении  социальных услуг; преемственность  всех видов социального обслуживания; ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности инвалидов; ответственность органов власти всех уровней за обеспечение прав граждан, нуждающихся в социальном обслуживании и др.

Социальное обслуживание осуществляется по решению органов  социальной защиты населения в подведомственных их учреждениях либо по договорам, заключенным  органами соц.защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

Социальные услуги оказываются  исключительно с согласия людей, нуждающихся в них, особенно когда  речь идет о помещении их в стационарные учреждения социального обслуживания. В этих учреждениях с согласия обслуживаемых может быть организована и трудовая деятельность на условиях трудового договора. Лица, заключившие  трудовой договор, получают право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительность 30 календарных дней5.

Законом предусматриваются  различные формы социального  обслуживания, в том числе:

1. Социальное обслуживание  на дому.

Является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление  пребывания граждан в привычной  социальной среде в целях поддержания  их социального статуса, а также  защиту их прав и законных интересов. Социальное обслуживание на дому осуществляется соответствующими отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального  обслуживания или при органах  социальной защиты. Лицам, страдающим психическими расстройствами в стадии ремиссии, туберкулезом в неактивной форме, тяжелыми заболеваниями, в том  числе и онкологическими, проводится медико-социальное обслуживание на дому, осуществляемое специализированными  отделениями муниципальных центров  социального обслуживания или при  органах здравоохранения. В штаты  отделений вводятся медицинские  работники.

2. Полустационарное социальное  обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания граждан  в учреждениях социального обслуживания.

Включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной  трудовой деятельности и поддержание  активного образа жизни. На полустационарное социальное обслуживание принимаются  граждане, сохранившие способность  к самообслуживанию и активному  передвижению, не имеющие медицинских  противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание. Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимает руководитель учреждения социального обслуживания на основании  личного письменного заявления  гражданина и справки учреждения здравоохранения о состоянии  его здоровья. Полустационарное социальное обслуживание осуществляется отделениями  дневного (ночного) пребывания, создаваемыми в муниципальных центрах социальной защиты населения или при органах здравоохранения.

3. Стационарное социальное  обслуживание.

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой  помощи гражданам, частично или полностью  утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении, а также на создание им наиболее адекватных условий жизнедеятельности, проведение реабилитационных мероприятий, обеспечение ухода, медицинской  помощи, организацию и досуга. Осуществляется в стационарных учреждениях, профилированных  в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и социальным положением обслуживаемого контингента населения. Не допускается  помещение детей-инвалидов с физическими  недостатками в стационарные учреждения для проживания детей с психическими расстройствами6.

Администрация стационарного  учреждения социального обслуживания обязана:

- соблюдать права человека  и гражданина;

- обеспечивать неприкосновенность  личности и безопасность граждан;

- информировать возложенные  на нее функции опекунов и  попечителей в отношении граждан,  нуждающиеся в опеке или попечительстве;

- осуществлять и развивать  просветительную деятельность, организовывать  отдых и культурное обслуживание  инвалидов;

- предоставлять гражданам  возможность пользоваться телефонной  связью, почтовыми услугами за  плату в соответствии с действующими  тарифами;

Информация о работе Социальная работа с инвалидами