Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 12:03, курсовая работа
Цель работы: Выявление особенностей социальной работы с инвалидами. Для достижения цели были разработаны следующие задачи:
1. Рассмотреть инвалидов как объект социальной работы в современном обществе.
2. Проанализировать нормативно-правовое обеспечение социальной работы с инвалидами.
3. Рассмотреть социальное обслуживание – как приоритетную технологию социальной работы с инвалидами.
4. Обобщить реабилитация и трудоустройство лиц с ограниченными возможностями.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ 6
1.1 Инвалиды как объект социальной работы в современном обществе 6
1.2 Нормативно-правовое обеспечение социальной работы с инвалидами 9
ГЛАВА II. ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 15
2.1 Социальное обслуживание – как приоритетная технология социальной работы с инвалидами 15
2.2 Реабилитация и трудоустройство лиц с ограниченными возможностями 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
Социальные услуги предоставляются всем гражданам пожилого возраста и инвалидам независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств3.
Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключенным органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.
Социальные услуги оказываются исключительно с согласия людей, нуждающихся в них, особенно когда речь идет о помещении их в стационарные учреждения социального обслуживания. В этих учреждениях, с согласия обслуживаемых может быть организована и трудовая деятельность на условиях трудового договора. Лица, заключившие трудовой договор, получают право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.
Законом предусматриваются различные формы социального обслуживания, в том числе:
– социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
– полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания граждан в учреждениях социального обслуживания;
– стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и других стационарных учреждениях социального обслуживания;
– срочное социальное обслуживание (как правило, в ситуациях, не терпящих отлагательства: организация питания, обеспечение одеждой, обувью, ночлегом, срочное предоставление временного жилья и т.п.);
– социальная, социально-психологическая, медико-социальная консультационная помощь.
Все социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.
В Законе «О социальном обслуживании
граждан пожилого возраста и инвалидов»
система социального
Государственный сектор образуют федеральные и муниципальные органы социального обслуживания.
Негосударственный сектор социального
обслуживания объединяет учреждения,
деятельность которых основана на формах
собственности, не относящихся к
государственной или
Негосударственными формами
социального обслуживания занимаются
общественные объединения, в том
числе профессиональные ассоциации,
благотворительные и
Существенные вопросы социальной зашиты инвалидов получили правовую базу в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Закон определяет полномочия органов государственной власти (федеральных и субъектов Российской Федерации) в области социальной защиты инвалидов. Он раскрывает права и обязанности органов медико-социальной экспертизы, которая на основании комплексного обследования человека устанавливает характер и степень заболевания, приведшего к инвалидности, группу инвалидности, определяет режим труда работающих инвалидов, разрабатывает индивидуальные и комплексные программы реабилитации инвалидов, дает медико-социальные заключения, принимает решения, обязательные для государственных органов, предприятий и организаций независимо от формы собственности.
Социальному работнику также необходимо знать и проблемы, не решенные законодательством или решенные, но не реализуемые в практической деятельности4. Например, Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не допускает производства транспортных средств, не имеющих приспособлений для свободного пользования инвалидами городскими видами транспорта, или сдачу в эксплуатацию жилья, в котором не предусмотрены приспособления для свободного пользования этим жильем инвалидами. Однако, в нашей стране явно не хватает автобусов, троллейбусов оборудованных специальными подъемниками, с помощью которых инвалиды, передвигающиеся на колясках, могли бы самостоятельно подниматься в автобус или троллейбус. Как десятки лет назад, так и сегодня, в эксплуатацию сдаются жилые дома без всяких приспособлений, позволяющих инвалиду беспрепятственно выехать на коляске из своей квартиры, воспользоваться лифтом, спуститься по пандусу на прилегающий к подъезду тротуар и т.д. и т.п. Данные положения Закона ‹‹0 социальной защите инвалидов в Российской Федерации» попросту игнорируются всеми, кто по закону обязан создавать необходимые условия для нормальной жизнедеятельности инвалидов.
Таким образом, с целью
оказания квалифицированной помощи
инвалидам, социальный работник обязан
знать правовые, ведомственные документы,
определяющие статус инвалида, его
права на получение различных
льгот и выплат и т.д. Особое значение
для определения прав и обязанностей
инвалидов, ответственности государства,
благотворительных организаций, частных
лиц имеют законы «О социальном обслуживании
граждан пожилого возраста и инвалидов»,
«О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации». Существенные
вопросы социальной зашиты инвалидов
получили правовую базу в Законе «О
социальной защите инвалидов в Российской
Федерации». Издающиеся законы определяют
отношение общества, государства
к инвалидам и отношения
Деятельность по социальному обслуживанию инвалидов осуществляется на основе Федерального закона от 10 декабря 1995 г. "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и Федерального закона от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". В данной сфере действует также немало документов подзаконного характера.
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, социально-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Для осуществления социального
обслуживания формируется государственная
система социальных служб, в которую
входят как государственные
Социальное обслуживание
должно соответствовать
Для развития социального обслуживания необходима сеть учреждений, которые дифференцируются по характеру предоставляемых услуг на следующие виды:
1. Учреждения для оказания
стационарного социального
2. Учреждения для
3. Учреждения для транспортного
обслуживания инвалидов (
4. Учреждения для обеспечения
инвалидов предметами первой
необходимости и продуктами
5. Учреждения для бытового
обслуживания инвалидов по
6. Учреждения, предприятия
для обеспечения занятости лиц
с ограниченной
Деятельность социальных служб (за исключением государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания), а также граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица, осуществляется на основании лицензии, выданной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 830 от 17.07.96г. "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в сфере социального обслуживания".
В Законе "О социальном
обслуживании граждан пожилого возраста
и инвалидов" сформулированы основные
принципы социального обслуживания
лиц с ограниченными
Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных их учреждениях либо по договорам, заключенным органами соц.защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.
Социальные услуги оказываются исключительно с согласия людей, нуждающихся в них, особенно когда речь идет о помещении их в стационарные учреждения социального обслуживания. В этих учреждениях с согласия обслуживаемых может быть организована и трудовая деятельность на условиях трудового договора. Лица, заключившие трудовой договор, получают право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительность 30 календарных дней5.
Законом предусматриваются различные формы социального обслуживания, в том числе:
1. Социальное обслуживание на дому.
Является одной из основных
форм социального обслуживания, направленной
на максимально возможное
2. Полустационарное социальное
обслуживание в отделениях
Включает социально-бытовое,
медицинское и культурное обслуживание
граждан, организацию их питания, отдыха,
обеспечение их участия в посильной
трудовой деятельности и поддержание
активного образа жизни. На полустационарное
социальное обслуживание принимаются
граждане, сохранившие способность
к самообслуживанию и активному
передвижению, не имеющие медицинских
противопоказаний к зачислению на социальное
обслуживание. Решение о зачислении
на полустационарное социальное обслуживание
принимает руководитель учреждения
социального обслуживания на основании
личного письменного заявления
гражданина и справки учреждения
здравоохранения о состоянии
его здоровья. Полустационарное социальное
обслуживание осуществляется отделениями
дневного (ночного) пребывания, создаваемыми
в муниципальных центрах
3. Стационарное социальное обслуживание.
Стационарное социальное
обслуживание направлено на оказание
разносторонней социально-бытовой
помощи гражданам, частично или полностью
утратившим способность к самообслуживанию
и нуждающимся по состоянию здоровья
в постоянном уходе и наблюдении,
а также на создание им наиболее
адекватных условий жизнедеятельности,
проведение реабилитационных мероприятий,
обеспечение ухода, медицинской
помощи, организацию и досуга. Осуществляется
в стационарных учреждениях, профилированных
в соответствии с возрастом, состоянием
здоровья и социальным положением обслуживаемого
контингента населения. Не допускается
помещение детей-инвалидов с
Администрация стационарного учреждения социального обслуживания обязана:
- соблюдать права человека и гражданина;
- обеспечивать
- информировать возложенные
на нее функции опекунов и
попечителей в отношении
- осуществлять и развивать
просветительную деятельность, организовывать
отдых и культурное
- предоставлять гражданам
возможность пользоваться