Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 09:07, курсовая работа
Цель данной работы: Выявить особенности социальной работы с детьми, подвергшихся насилию в семье.
Задачи:
Изучить теоретико-методологические основы социальной работы с детьми, подвергшихся насилию в семье.
Рассмотреть основные понятия и подходы к определению насилия в семье.
Рассмотреть правовые аспекты проблемы домашнего насилия.
Определить основные направления социальной работы с детьми, подвергшихся насилию в семье.
Ознакомится с организацией социальной помощи пострадавшим от домашнего насилия, разработанными и внедренными в практику специалистами ККЦМ.
Введение………………………………………………………………………..........…3
Глава 1. Теоретико–методологические основы социальной работы с детьми, подвергшихся насилию в семье.
1.1 Основные понятия и подходы к определению насилия в семье..........................5
1.2. Нормативно- правовая база социальной работы с детьми, подвергшихся насилию в семье.............................................................................................................24
Глава 2. Социальная работа с детьми , подвергшихся насилию в семье.
2.1 Основные направления социальной работы по проблеме насилия над детьми..................................................................................................................27
2.2. Основные направления работы Краевого Кризисного центра для мужчин с жертвами домашнего насилия………………………………………….……............33
Заключение………………………………………………………………….…...........37
Список использованной литературы……………………………………….…........38
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОУ ВПО «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет социологии
Кафедра
социальной работы
социальная работа с детьми , подвергшихся насилию в семье
(курсовая
работа)
к. с. н., доц.
Н.С. Ремнева
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретико–методологические основы социальной работы с детьми, подвергшихся насилию в семье.
1.1 Основные
понятия и подходы к определению насилия
в семье.........................
1.2. Нормативно- правовая база социальной
работы с детьми, подвергшихся насилию
в семье.........................
Глава 2. Социальная работа с детьми , подвергшихся насилию в семье.
2.1
Основные направления социальной работы
по проблеме насилия над детьми........................
2.2.
Основные направления работы Краевого
Кризисного центра для мужчин с жертвами
домашнего насилия………………………………………….……....
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….…...
Введение
Современное российское общество столкнулось с огромным количеством проблем: наркомания, ВИЧ - инфекции, преступность, демографический кризис. На этом фоне тема семейного насилия не кажется самой острой и злободневной. Но на самом деле данная проблема является очень сложной и актуальной. Хочется думать, что в своей семье мы всегда, как в надежном убежище сможем укрыться от стрессов и перегрузок нашего беспокойного мира найти защиту и поддержку в любви тех, с кем мы поддерживаем самые близкие отношения. Однако для многих людей желание обрести семейный покой оказывается невыполнимым, так как их близкие являются скорее источником угрозы, чем надежности и безопасности.
В России о проблеме семейного насилия стали говорить недавно. 1
Специальных научных исследований ни супружеского насилия, ни жестокого обращения с детьми практически нет. В то же время ряд статистических данных свидетельствует, что такой показатель семейного благополучия весьма значителен и у нас. Статистика убеждает в том, что в семье совершается 30-40% всех тяжких преступлений; в большинстве случаев жертвами преступлений на почве семейно-бытовых конфликтов оказываются дети. То есть те, кто не в состоянии себя защитить; наибольший процент от совершенных бытовых преступлений составляют побои, затем следуют убийства, угрозы убийства, причинения тяжкого вреда здоровью.
Представление о том, что насилие имеет место только в социально неблагополучных семьях, современные исследователи считают несостоятельным мифом общественного сознания. Насилие в семье происходит в любых слоях и категориях населения, независимо от классовых, расовых, культурных, религиозных социально-экономических аспектов.1
Факт
насилия может вызвать
В отечественной науке проблематика психологии насилия сравнительно молода и известны исследования таких авторов, как: А.И. Гусейнова, Т.Я. Сафроновой, Е.Т. Соколовой, Е.И Цимбал, и др.
Проблема заключается в том, что, несмотря на всю важность и актуальность профилактики и коррекции последствий насилия, до сих пор не существует единого видения данной области в гуманитарных социоориентированных исследованиях. Также отсутствует единая теоретическая и исследовательская парадигма, не сложился полноценный терминологический и концептуальный аппарат.
Объект исследования: Социальная работа с детьми, подвергшихся насилию в семье
Предмет исследования: Особенности социальной работы с детьми, подвергшихся насилию.
Цель данной работы: Выявить особенности социальной работы с детьми, подвергшихся насилию в семье.
Задачи:
Метод исследования: анализ литературных источников, статистических данных, нормативно-правовых документов.
1.1 Основные понятия и подходы к определению насилия в семье.
Истоки и причины насилия
Говоря об истоках жестокого обращения
с детьми, следует отметить, что корни
этого явления уходят в далекое прошлое.
Например, подход к детям в античные времена
был чисто утилитарным. Поскольку интересы
общества требовали, чтобы граждане были
физически здоровы и способны защищать
отечество, то умерщвление младенцев,
"выбракованных" в Спарте советом
старейшин, герусиями, считалось обыденным
явлением. Греческий закон Ликурга предписывал
сбрасывать со скалы слабых и уродливых
детей, в которых видели угрозу вырождения
расы.
Руководствуясь теми же соображениями
целесообразности, Плутарх относил к обязанности
государства уничтожать неполноценных
детей и признавал за неимущими родителями
право убивать младенцев, которых семья
не в состоянии содержать. Позицию Плутарха
разделял Платон, который к тому же призывал
избавляться от младенцев, рожденных женщинами
старше 40 лет. Но особой жестокостью к
детям отличались нравы Римской империи,
где детоубийство не только было закреплено
на государственном уровне согласно заимствованному
закону Ликурга, но главе семейства разрешалось
убивать и продавать в рабство детей, независимо
от их возраста. Подкидывали на городской
рынок или убивали новорожденных, от которых
отказывались отцы. А теоретическое обоснование
такому отношению к детям выдвинул Сенека,
который предлагал руководствоваться
принципом рациональности и подвергая
сомнению затраты на воспитание неполноценных
детей.2
Что касается Беларуси и России, то у нас
патерналистское отношение к детям покоится
на таком прочном историческом фундаменте,
как "Домострой", который считается
первым образцом педагогической литературы
славянских народов и веками усваивался
сознанием людей. Напомним, что авторы
"Домостроя" рекомендовали бить детей
без указания и даже наличия причин и начиная
с раннего возраста, пока ребенок умещается
"поперек лавки". Поэтому российские
и отечественные исследователи с учетом
социокультурной и экономической ситуации
причинами насилия над детьми считают
следующие:
а) исторически сложившиеся стереотипы
воспитания детей, несопоставимые с зарубежными
странами. Более того, отмечаются различия
в установках на воспитание детей в городских
и сельских семьях. Так, в последних сохранилось
веками передаваемое положительное отношение
к телесным наказаниям, а в качестве основного
аргумента в их пользу родители ссылаются
на собственные детские воспоминания.
Поэтому многие проявления насилия (шлепок,
подзатыльник, наказание ремнем) и сейчас
в селе считаются естественным методом
воспитания;
б) разочарования из-за неоправданных
завышенных ожиданий родителей, стремящихся
вовлечь детей в максимальное количество
видов деятельности и допускающих превышение
допустимой для ребенка нагрузки, игнорирование
возрастных особенностей развития личности;
в) социальные факторы, вытекающие из кардинальных
изменений в общественных и идеологических
установках и приведшие к смене ценностных
ориентиров, появлению тревоги и агрессии.
Эти негативные эмоции выплескиваются
на более слабых и зависимых членах семьи
и общества, в т.ч. на детей и стариков;
г) неблагоприятная экономическая ситуация,
падение уровня жизни, появление безработицы.
Собственная неуверенность родителей
в завтрашнем дне часто проявляется в
эмоционально жестоком обращении с ребенком.
Кроме того, ухудшение экономической ситуации
отрицательно сказываясь на здоровье
матери и детей. Жестокое обращение с ребенком
чаще отмечается в тех случаях, когда беременность
и роды протекали с осложнениями, а ребенок
не отвечает ожиданиям родителей;
д) вынужденная миграция населения из
стран СНГ в поисках работы вследствие
остановки крупных производств, реструктуризации
армии, а также в результате локальных
войн. Разлука родителей с детьми приводит
к нарушению эмоциональных связей и риску
проявления насилия над ребенком.
Применительно к семейному насилию, его
причины зачастую просто делят на две
группы: психологические и социальные.
В качестве социальных называют бедность,
низкий уровень дохода семьи, безработицу,
социальную изоляцию и закрытость, перенаселенность
и др. К психологическим относят низкий
образовательный и культурный уровень
родителей, традиционные методы воспитания,
конфликты в семье, а также отсутствие
навыков и умений в воспитании детей. Такая
позиция четко прослеживается у Н.Ю. Синягиной,
которая подчеркивает, что недостаток
заботы о детях со стороны родителей может
быть непредумышленным, выступать как
следствие стихийных бедствий, социальных
потрясений, болезни, бедности, неопытности
или невежества взрослых.
К наиболее типичным причинам насилия
над детьми она причисляет:
1. Многовековые традиции патриархального
воспитания, проповедовавшего ремень
да порку как лучшее воспитательное средство.
Это отразилось в русском фольклоре: "За
одного битого двух небитых дают", "Больше
тумаков – меньше дураков" и др.
2. Пропагандируемый в современном обществе
культ жестокости, который, по прогнозу
социологов, должен был прийтись на 1994–1996
годы, но не пошел на спад.
3. Низкий уровень общей и правовой культуры
населения, когда ребенок воспринимается
как объект воздействия, а не субъект взаимодействия.
4. Вытекающее из невежества бессилие родителей,
которые не могут добиться позитивных
результатов иными средствами, кроме жестокости.
Группа российских ученых, в том числе
Е.И. Цымбал и др. ("Жестокое обращение
с детьми и его последствия"), отдельно
останавливаются на такой причине насилия
над детьми, как "отсутствие
у женщины любви к ребенку, когда он
еще находится в материнской утробе, то
есть к ребенку от нежеланной беременности.
Его, еще ничем себя не проявившего, уже
не любят, не думают и не заботятся о нем.
Будучи эмоционально отвергнутыми еще
до рождения, такие дети рождаются раньше
срока в два раза чаще, по сравнению к детьми
от желанной беременности, они чаще имеют
низкую массу тела, чаще болеют в первые
месяцы жизни, хуже развиваются."
В целом можно выделить 4 теории
возникновения причин семейного насилия
над детьми. Сторонники социологической
модели подчеркивают влияние социокультурных
факторов (усвоенных в детстве и принятых
в данной социальной группе стереотипов
семейных отношений), жилищных и материальных
условий, порождающих хронический психологический
стресс и посттравматические расстройства.
Представители психиатрической,
медицинской теории рассматривают жестокое
обращение и пренебрежение ребенком как
это следствие патологических изменений
в психике родителей, их деградации и алкоголизации.
С точки зрения социально-
На этом фоне логичным представляется
утверждение некоторых зарубежных ученых
(Р. Джиллес, М. Страус) об отсутствии единой
теории, способной полностью объяснить
истоки и причины домашнего насилия, поскольку
специалисты исходят из собственных профессиональных
убеждений. Поэтому насилие можно трактовать
как многоаспектное явление, порождаемое
взаимодействием а) личностных особенностей
родителей и ребенка, б) внутрисемейных
процессов, в) социально-экономических
условий.
Соглашаясь с тем, что наиболее распространено
домашнее насилие над ребенком, подчеркнем,
что острее всего дети сейчас реагирует
не на насилие в семье, а на эмоциональное
насилие со стороны взрослых (учителей,
воспитателей) в школе. Именно там
они проводят больше всего времени, находит
основной круг друзей, знакомых и среду
для самовыражения, связывает с этим местом
возможность своего дальнейшего развития:
поступление в техникум, институт, университет.
Можно выделить несколько
причин, которые вызывают
применение насилия
по отношению к ученикам
в школе:
Информация о работе Социальная работа с детьми , подвергшихся насилию в семье