Социальная работа с безработными в Талицком центре занятости населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы:

1.Изучение теоретических основ по проблеме занятости населения.

2.Выяснение причин и социальных последствий безработицы.

3.Исследование создания и функций службы занятости населения.

Задачами исследования являются:

1.Исследование литературы по данной проблеме.

2.Обобщение опыта работы службы занятости населения.

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

    Ученые  обнаружили несомненную связь между  безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушений показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм можно объяснить отсутствием работы. Влияние безработицы на финансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и мирится с более низким уровнем жизни. Кому-то приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве и даже жить на пособие по социальному обеспечению.

    Мало  известно о “пороге терпимости”, когда члены семьи безработного еще сохраняют способность заботиться друг о друге. Есть основания считать, что стресс, связанный с безработицей, снижает такую способность, в результате чего подростки чаще сбегают из дома, иждивенцев приходится помещать в учреждения системы социального обеспечения; семья отторгает тех, кого считает обременительными.(МЕДИКО-социальные основы здоровья:учебная программа базовой подготовки по социальной работе\Коллектив авторов под руководством А.В.Мартыненко.-М.:Институт молодежи,ММА им. Сеченова,1993.-116с.)

    Несмотря  на усилия социальных работников привлечь внимание безработных к своему бедственному положению как к политической проблеме, многие безработные не склонны к политической активности. Причина кроется в боязни идти вразрез с общепринятыми нормами поведения, опасением поставить под угрозу свои шансы снова найти работу.

    Исследователи, к сожалению, еще не установили полный перечень трудностей, которые связаны с поиском работы, и тех сложностей получения новой работы, которые существуют в обществе, не обеспечивающим всеобщую занятость. В государственных службах трудоустройства официально регистрируется только 12% вакантных рабочих мест. Это лишь усугубляет стресс, испытываемый человеком в процессе поиска работы, в частности, при получении отказа и из-за отсутствия четкого представления о том, где и как искать работу. О рабочих местах, не заявленных на рынке труда, гораздо легче узнать тем, кто имеет работу, чем безработным. Информация о том, как искать работу, предоставляемая на курсах по обучению поиску работы, возможно, достигает цели, укрепляя у людей надежду на получение новой работы. Поэтому в последние годы создаются специальные курсы в помощь безработным.

    Однако  кое для кого курсы оказываются  недостаточно эффективными, поскольку  официальная политика государства  заключается в сохранении некоторого избытка рабочей силы. Если обучавшийся на курсах по поиску работы или участвовавшие в программах стимулирования занятости в последствии терпят неудачу, невозможность получить работу может парализовать их волю к действиям. В результате они становятся еще более уязвимыми перед отрицательным воздействием эффекта долгого отсутствия работы. Они могут вообще потерять шансы на получение работы, так как рискуют попасть в учреждения социального обеспечения на излечение.

    Вместе  с тем, растет численность незарегистрированых  безработных, которые не считают необходимым обращаться в службу занятости и подчас находят альтернативные источники существования. Это свидетельствует о росте видов деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требует усиления контроля со стороны органов управления.

    Отрицательные последствия безработицы для  жителей городских и сельских районов еще не поняты до конца. Хотя во время спада увеличивается потребность в психиатрических больницах, тюрьмах и программах социальной помощи, реальный объем потребностей в услугах до сих пор не известен. Ведь одновременно с ростом потребностей в социальной помощи, медицинском обслуживании, лечебных и благотворительных учреждениях поступление от налогов для покрытия этих потребностей снижаются. Местные власти могут ввести налоговые льготы для компаний, чтобы не допустить оттока деловой активности из своего региона и стимулировать привлечение новых компаний. А это сокращает экономические возможности финансирования социальных программ. Потеря работы, скатывание по социальной лестнице напрямую связаны с ухудшением материального положения.

Отрицательные последствия безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может ударить по целым трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав их попыткам улучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права человека на рабочем месте.

      Таким образом значительные объемы безработицы  приводят к огромным материальным и  социальным потерям общества. Затруднение  поиска нового рабочего места сопровождается снижением самооценки, приводят к проблемам трудовой адаптации - когда работа уже найдена, деформирует мотивацию трудовой деятельности. Именно по этому  общество и государство должны уделять больше сил и средств решению проблем безработицы. 

1.2. Создание и функции службы занятости населения 
 

    Институту государственной службы занятости  около 100 лет. Его предтечей были биржи труда, получившие во многих странах  широкое распространение во второй половине позапрошлого века. До этого  трудоустройством, как правило, занимались профессиональные корпорации, а услуги немногочисленных частных контор трудового посредничества ограничивались довольно узкими областями деятельности (например, наймом домашней прислуги).

    В два последних десятилетия XIX в. стали создаваться организации, выступавшие посредником при подборе рабочей силы. Однако им не особенно доверяли и профсоюзы, и работодатели: первые опасались, что биржи труда будут использоваться работодателями в штрейкбрехерских целях, вторые - что под давлением профсоюзов биржи будут отдавать приоритет в трудоустройстве членам профсоюза, препятствуя тем самым мобильности рабочей силы. Обе стороны трудовых отношений были заинтересованы во вмешательстве некой нейтральной стороны, которой и стало государство. Последнее, в свою очередь, было заинтересовано в предупреждении массовой безработицы как источника социальной напряженности, а также в межрегиональном или отраслевом перемещении рабочей силы как условии повышения эффективности национального производства.

    "Включенность" государства в политику предупреждения  безработицы стала очевидной  на рубеже XIX - ХХ вв. Наиболее интенсивно  данный процесс проходил в  Германии, где уже в начале  прошлого века существовало 400 государственных  бирж труда и 3500 бирж профсоюзов. С их помощью заполнялись более миллиона вакансий в год, половина из которых приходилась на государственные структуры. В 1910-1912 гг. в Великобритании впервые были созданы национальная система бирж труда и государственная страховая система на случай безработицы13.

    В России биржи труда возникли в  начале XX в. Они создавались городскими управами в крупных промышленных центрах, таких как Москва, Петербург, Рига, Одесса. Наряду с биржами труда  в России до 1917 г. получили широкое  распространение платные частные посреднические конторы

    Система органов трудоустройства населения  начала формироваться во второй половине 1960-х годов. Экономическая потребность  в создании этой службы возникла по целому ряду причин. Во-первых, такие  традиционные формы комплектования важнейших хозяйственных объектов кадрами, как оргнабор, переселение и общественные призывы, были ориентированы на территориальные перемещения трудовых ресурсов, а проблема комплектования кадрами предприятия отдельного города жителями того города осталась без внимания. Во-вторых, возросли потери рабочего времени, связанные с поиском работы, а также нерациональные перемещения рабочей силы, связанные с текучестью кадров. Население города не имело информации о предложении рабочих мест в городе. Всеми этими проблемами и должна была заняться служба трудоустройства.

      Сначала подразделения службы назывались "Бюро по трудоустройству населения" и  имелись всего в нескольких городах  страны. Они занимались тем, что выявляли потребность предприятий в кадрах, публиковали объявления в местной печати и давали направления на предприятия для трудоустройства обратившихся к ним гражданам. Такая служба носила, в основном, информационный характер. Направления граждан на предприятия не всегда заканчивались трудоустройством - предприятие не обязано было это делать. Сами предприятия предоставляли в службу далеко не полные сведения о свободных местах - в основном это были места для работников низшей квалификации, с тяжелыми и вредными условиями труда. Поэтому возникла потребность преобразовать службу организованного трудоустройства из информационной в орган распределения трудовых ресурсов. При этом значительно расширились и права, и обязанности службы трудоустройства, а ее подразделения получили название "Государственное бюро по трудоустройству и информации населения" (ГБТИН). Однако служба не смогла так организовать свою работу, чтобы и предприятия, и трудящиеся были заинтересованы в ее услугах, чтобы обращение в службу было не фиктивным и не принудительным.

      Следующим шагом на пути преобразования службы трудоустройства было создание на базе существующих ГБТИН центров (бюро) по трудоустройству, переобучению и профориентации граждан. Оно было осуществлено в 1988 году. Центры создавались как хозрасчетные региональные организации, работающие под руководством местных Советом народных депутатов по договорам и в сотрудничестве с предприятиями и учреждениями. Они занимались учетом движения трудоспособного населения, созданием банков данных о потребностях и источников рабочей силы, информированием населения о вакансиях, проведением работы по трудоустройству незанятого населения, комплектованием необходимыми кадрами предприятий, профориентационной работой и консультацией всех групп населения по подбору и перемене профессии, организации переобучения и повышения квалификации работников. При создании системы центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения значительно расширились функции и задачи существующей ранее службы трудоустройства. Принципиальным отличием явилось также и то, что на смену относительно разрозненным ГБТИН должна была быть создана общегосударственная система трудоустройства, охватывающая уровни, начиная от союзного, республиканского, краевого, областного и заканчивая городским. Именно эта общегосударственная система трудоустройства явилась реальным предшественником современной государственной службы занятости населения.

     Основная задача проводимой высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.

     В рамках этой программы в 1991 году и была создана Государственная служба занятости населения, функции и сферы деятельности которой мы сейчас и рассмотрим.

     В экономической и хозяйственной практике нашей страны вопросы управления трудовыми ресурсами в различных формах решались всегда. Возникновение современной службы занятости произошло на базе четкой системы распределения трудовых ресурсов. Основными ее видами являлись:

- распределение выпускников средних специальных и высших учебных  заведений;

- организованный набор рабочих;

- сельскохозяйственное переселение семей;

- общественные призывы;

- самостоятельный прием предприятием работника;

- деятельность органов трудоустройства населения.

Функции службы занятости многообразны:

1.Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;

2.Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

3.Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;

4.Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая  их профессиональной подготовке, учитывающая  возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости. 5.Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения; При значительном высвобождении с предприятий работников потребуется организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе. Основным принципом обучения, в том числе и через систему служб занятости, должно стать "непрерывное образование". На базе действующих учебных заведений необходимо создать межреспубликанское учебное заведение для переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и незанятого населения. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно-территориальных делений, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ, а региональные службы занятости - рассчитывать потребность в учебных местах, заключать договоры и обеспечивать соответствующее финансирование. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.

Информация о работе Социальная работа с безработными в Талицком центре занятости населения