Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:38, контрольная работа
Социальная психология — наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психических явлений, которые представляют собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей разных школ. (Определение В. Г. Крысько)
Список использованной литературы:
1) Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений.- М.: Аспект Пресс, 2001.
2) Е.Н. Емельянов. Психология групп, лидерства и руководства. // Социальная психология. Словарь. – М., 2001.
3) Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии //Методологические проблемы социальной психологии. - М.,1975.
4) Основы психологии и педагогики: практикум для студентов всех специальностей и всех форм обучения / И. Г. Шупейко, А. Ю. Борбот, Е. М. Доморацкая, Д. А. Пархоменко — Минск: БГУИР, 2008.
5) Электронный
психологический словарь http:/
3. Личность как субъект общения, понятие субъективности личности, функции личности как субъекта общения. Психотехнологии общения личности.
Личность
– одна из базовых категорий
Включение человека в социальный мир основано на его понимании и освоении системы существующих в этом мире субъект-объектных отношений. С этой точки зрения, субъективные, психологические отношения человека к окружающему его миру составляют его основное содержание как личности. Бытие личности в социальном и внешнем мире – это деятельность. В деятельности личность формируется, выражается и осуществляется. Трудно найти такую область деятельности, в которой использование психологических знаний и методов не было бы тесно связано с необходимостью учитывать целостность личности как субъекта и объекта психологического воздействия.
Подход к личности как субъекту общения в социальной психологии определяется следующими характеристиками:
Понятие субъективности личности
Человеческая субъективность, с точки зрения И.А. Ильяевой, - это 1) психический духовный мир человека, который находит концентрированное выражение в самосознании своего «я», рождающегося в рождении с другими «я»;
2) язык,
речь и другие знаковые
3) самореализация, самоутверждение человека в различных видах деятельности, необходимым условием которой является общение;
4) самоутверждение человека в другом человеке, т.е. в общении [].
Становление и развитие человеческой субъективности представляет собой сложный, диалектически противоречивый процесс, протекающий в исторических модификациях социальных общностей.
Свойства субъективности (духовный мир человека и осознание им своего «я», умение говорить и использовать знаковые системы для общения, вступать в человеческое общение) представляют собой, по мнению И.А. Ильяевой, человеческую сущность первого порядка, которая проявляется в субъект-субъектном отношении как человеческий фактор, организующий всякую деятельность. Качества человеческой субъективности являются основой для развития более глубокой человеческой сущности, сущности второго порядка – его личности – и сущности третьего порядка – его индивидуальности [1,63].
Функции личности как субъекта общения
Классификация функций личности как субъекта общения рассматривалась многими исследователями (Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев).
Наиболее полно представлена классификация В.Н. Панферова. Можно говорить о шести функциях личности как субъекта общения:
1) коммуникативная
(взаимосвязь людей
2) информационная
(передача информации от
3) когнитивная (осмысление воспринятых значений посредством представления, мышления, воображения и фантазии);
4) эмотивная (переживание человеком своих отношений слюдьми, а также в эмоциональной связи с действительностью);
5) конативная
(воздействие на личность во
всех процессах
6) креативная
(преобразование людей в
Психотехнологии общения личности
Технологический уровень характеристики личности как субъекта общения раскрывает ее умения общаться. Общение как умение - сложное явление, т.к. представляет собой целую систему умений разного порядка и характера. Эти умения условно делят на 7 групп:
1) речевые
умения связаны с овладением
речевой деятельностью и
2) социально-психологические
умения связаны с овладением
процессами взаимосвязи,
3) психологические умения связаны с овладением процессами самомобилизации, самонастройки, саморегулирования;
4) умения использовать нормы речевого этикета;
5) умения
использовать невербальные
6) умения общаться в различных формах политической деятельности;
7) умения взаимодействовать [2, 96].
Таким образом, мы можем прийти к выводу, что психотехнология общения – это система социально-психологических алгоритмов, определяющих для личности социальные роли и порядок из реализации в соответствующих коммуникативных ситуациях.
Список использованной литературы:
1) Ильяева И.А. Культура общения: Опыт философско-методологического анализа. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1989
2) Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФРА_М; Новосибирск: НГАЭиУЮ «Сибирсоке соглашение», 2000.
3) Хабермас, Ю. Теория коммуникативного действия [Текст]:/ Ю. Хабермас.//Вестник Московскогоуниверситета. Серия 7 : Философия. – 1993 – №4 – Стр..