Социальная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:38, контрольная работа

Описание работы

Социальная психология — наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психических явлений, которые представляют собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей разных школ. (Определение В. Г. Крысько)

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 80.17 Кб (Скачать)

Список  использованной литературы: 

1) Андреева Г.М.  Социальная психология. Учебник  для высших учебных заведений.- М.: Аспект Пресс, 2001.

2) Е.Н. Емельянов. Психология групп, лидерства и руководства. // Социальная психология. Словарь. – М., 2001.

3) Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии //Методологические проблемы социальной психологии. - М.,1975.

4) Основы психологии и педагогики: практикум для студентов всех специальностей и всех форм обучения / И. Г. Шупейко, А. Ю. Борбот, Е. М. Доморацкая, Д. А. Пархоменко — Минск: БГУИР, 2008.

5) Электронный  психологический словарь http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=432 

3. Личность как субъект  общения, понятие  субъективности личности, функции личности  как субъекта общения.  Психотехнологии общения личности.

     Личность  – одна из базовых категорий психологической  науки. Человек как сверхсложное существо живет в бесконечно сложном мире, точнее во множестве миров, из которых Юрген Хабермас, выдающийся социальный философ, в качестве основных предложил выделить три мира: внешний мир, социальный мир ("наш мир", мир, в который вместе со мной входят и другие люди), внутренний мир ("мой мир", индивидуальность и неповторимость "моего" существования) [3, 43].

     Включение человека в социальный мир основано на его понимании и освоении системы  существующих в этом мире субъект-объектных отношений. С этой точки зрения, субъективные, психологические отношения человека к окружающему его миру составляют его основное содержание как личности. Бытие личности в социальном и внешнем мире – это деятельность. В деятельности личность формируется, выражается и осуществляется. Трудно найти такую область деятельности, в которой использование психологических знаний и методов не было бы тесно связано с необходимостью учитывать целостность личности как субъекта и объекта психологического воздействия.

      Подход  к личности как субъекту общения  в социальной психологии определяется следующими характеристиками:

  • типологической (типологические свойства личности и их реализация в общении);
  • статусной (социально-психологический статус личности раскрывается в ее социально-психологических свойствах);
  • диспозиционной (определяющей фиксированную  в социальном опыте личности предрасположенность к общению);
  • функциональной (определяющей функции личности как субъекта общения);
  • технологической (определяющей уровень коммуникативной компетенции личности, ее владение навыками социально-психологического взаимодействия) [2, 74].

    Понятие субъективности личности

     Человеческая  субъективность, с точки зрения И.А. Ильяевой, - это 1) психический духовный мир человека, который находит концентрированное выражение в самосознании своего «я», рождающегося в рождении с другими «я»;

2) язык, речь и другие знаковые системы,  возникающие из потребности в  общении;

3) самореализация, самоутверждение человека в различных видах деятельности, необходимым условием которой является общение;

4) самоутверждение  человека в другом человеке, т.е.  в общении [].

      Становление и развитие человеческой субъективности представляет собой сложный, диалектически  противоречивый процесс, протекающий  в исторических модификациях социальных общностей.

      Свойства  субъективности (духовный мир человека и осознание им своего «я», умение говорить и использовать знаковые системы для общения, вступать в человеческое общение) представляют собой, по мнению И.А. Ильяевой, человеческую сущность первого порядка, которая проявляется в субъект-субъектном отношении как человеческий фактор, организующий всякую деятельность. Качества человеческой субъективности являются основой для развития  более глубокой человеческой сущности, сущности второго порядка – его личности – и сущности третьего порядка – его индивидуальности [1,63].

      Функции личности как субъекта общения

      Классификация функций личности как субъекта общения  рассматривалась многими исследователями (Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев).

      Наиболее  полно представлена классификация  В.Н. Панферова. Можно говорить о шести функциях личности как субъекта общения:

1) коммуникативная  (взаимосвязь людей осуществляется  на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия с помощью органов чувств, речи, естественных выразительных средств человека и искусственных средств связи);

2) информационная (передача информации от человека  к человеку в форме сообщений  и экспрессивных особенностей  поведения партнеров);

3) когнитивная (осмысление воспринятых значений посредством представления, мышления, воображения и фантазии);

4) эмотивная  (переживание человеком своих  отношений слюдьми, а также в эмоциональной связи с действительностью);

5) конативная (воздействие на личность во  всех процессах жизнедеятельности, выражает побудительные силы человека, регулируя поведение партнеров в совместной деятельности через общение);

6) креативная (преобразование людей в процессах  общения,изменение и воспитание личности) [2, 86].

    Психотехнологии общения личности

     Технологический уровень характеристики личности как  субъекта общения раскрывает ее умения общаться. Общение как умение - сложное явление, т.к. представляет собой целую систему умений разного порядка и характера. Эти умения условно делят на 7 групп:

1) речевые  умения связаны с овладением  речевой деятельностью и речевыми средствами общения;

2) социально-психологические  умения связаны с овладением  процессами взаимосвязи, взаимовыражения,  взаимопонимания, взаимоотношения,  взаимопроявлений и взаимовлияний;

3) психологические  умения связаны с овладением  процессами самомобилизации, самонастройки, саморегулирования;

4) умения  использовать нормы речевого  этикета;

5) умения  использовать невербальные средства;

6) умения  общаться в различных формах  политической деятельности;

7) умения  взаимодействовать [2, 96].

     Таким образом, мы можем прийти к выводу, что психотехнология общения – это система социально-психологических алгоритмов, определяющих для личности социальные роли и порядок из реализации в соответствующих коммуникативных ситуациях.

    Список  использованной литературы:

1) Ильяева И.А. Культура общения: Опыт философско-методологического анализа. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1989

2) Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФРА_М; Новосибирск: НГАЭиУЮ «Сибирсоке соглашение», 2000.

3) Хабермас, Ю. Теория коммуникативного действия [Текст]:/ Ю. Хабермас.//Вестник Московскогоуниверситета. Серия 7 : Философия. – 1993 – №4 – Стр..

Информация о работе Социальная психология