Социальная психология предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 23:52, контрольная работа

Описание работы

Предварительно проанализируем само определение понятия предпринимательства. Такая необходимость связана с тем, что в современной науке до сих пор отсутствует единство в понимании сущности этого явления, его отличительных признаков и даже четкое и общепринятое определение самого термина предприниматель.

Работа содержит 1 файл

Феноменология предпринимательства.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

Эмпирически выделены социально-психологические факторы  деловой активности предпринимателей: оценка своей конкурентоспособности  и собственных возможностей в  повышении успешности бизнеса, отношение к риску и конкуренции в экономической деятельности, степень надежности большинства партнеров, оценка и прогноз изменения уровня жизни семьи, оценка успешности своей предпринимательской деятельности. В исследовании использован принципиально новый методический подход к изучению социально-психологических характеристик деловой активности. Выявленные в исследовании социально-психологические показатели и методы их оценки могут быть использованы для анализа и прогноза деловой активности представителей различных социальных групп. Такой прогноз может быть основан на оценках различных сторон экономической деятельности субъектов, сделанных во временном континууме (оценках прошлого, настоящего и будущего).

Впервые проведен сравнительный анализ гендерных особенностей российских предпринимателей и их динамики на всем протяжении периода становления нового российского предпринимательства. Выявлены как сходные черты, так и различия в психологических отношениях предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин к основным сторонам предпринимательской деятельности: более позитивное отношение предпринимателей-мужчин к риску и конкуренции, более высокие оценки собственной конкурентоспособности и собственных возможностей в повышении успеха своего бизнеса, большая склонность к соперничеству в конфликтных ситуациях. Выявлена общая тенденция динамики социально-психологических характеристик предпринимателей-женщин, связанная с постепенным уменьшением их различий от характеристик предпринимателей-мужчин.

Полученные в ходе исследований результаты могут быть использованы центральными и региональными органами власти в работе по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса в России.

 

Литература

Абалкин Л.И. Заметки  о российском предпринимательстве. М.: Прогресс, 1994.

Автономов В.С., Предпринимательская функция в  экономической системе. М., 1990.

Агеев А.И., Предпринимательство: Проблемы собственности и культуры. М., 1991.

Акперов И.Г., Масликова  Ж.В. Психология предпринимательства. Учебное пособие. М., 2003.

Борисова Т.В. Философский анализ предпринимательской деятельности: социально-онтологический аспект. Дисс. … докт. флософ. наук. Саратов, 2005.

Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990.

Бусыгин В.Ф. Предпринимательство. М., 1995.

Вебер М., Избранные  произведения. М., 1990.

Гибадуллин Р.Ф. Предпринимательский слой – его  социальная сущность, функции и тенденции  развития в современном российском обществе. Дисс… докт. социол. наук. М., 2000.

Глущенко Е.В., Капцов А.И., Тихонравов Ю.В., Основы предпринимательства. М., 1996.

Друкер П., Рынок: Как выйти в лидеры. Практика и  принципы. М., 1992.

Журавлев А.Л., Позняков В.П. Социально-психологические  трудности развития малого бизнеса  в России / Психологический журнал. 1993, т.14, №6.

Журавлев А.Л., Позняков В.П.  Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия. М., Институт психологии РАН, 1995.

Журавлев А.Л., Позняков В.П. Программа социально-психологического исследования российских предпринимателей / Современная психология: состояние  и перспективы исследований. Часть 5. Программы и методики психологического исследования личности и группы: Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН / Отв. ред.А.Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. С. 90 – 110.

Журавлев А.Л., Позняков В.П., Титова О.И. Гендерные особенности конкуренции и партнерства / Наука – Культура – Общество. 2008. №4. С. 102 - 115.

Завьялова Е.К., Посохова С.Т. Психология предпринимательства. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004.

Заславская Т.И., Бизнес-слой российского общества: Сущность, структура, статус / Социологические исследования. 1995, №3, сс. 3-12.

Зомбарт В., Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., 1994.

Кейнс Дж. М. Общая  теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978. 494 с.

Кирцнер И. Предпринимательство  и конкуренция. М.: ЮНИТИ, 2001.

Малое предпринимательство  в контексте российских реформ и  мирового опыта / Под ред. А.Ю. Чепуренко. М., 1995.

Марченко В.В. Социальная психология предпринимательства. Ярославль: МАПН и ЯрГУ, 1996.

Мескон М.Х., Альберт  М., Хедоури Ф., Основы менеджмента. М., 1992.

Новиков В.В., Марченко В.В. История возникновения и становления  социальной психологии предпринимательства. Ярославль: МАПН и ЯрГУ, 1998.

Позняков В.П. Психологические отношения субъектов экономической деятельности. М.: Изд-во ИП РАН, 2000. 220 с.

Позняков В.П. Психологические отношения и  деловая активность российских предпринимателей. М.: Изд-во ИП РАН, 2001. 240 с.

Позняков В.П. Региональные и гендерные особенности  доверия российских предпринимателей к различным видам организаций / Экономическая психология в России и Беларуси / Под ред. А.Л. Журавлева и В.А. Поликарпова. Минск: Экономпресс, 2007.

Позняков В.П. Предпринимательство как ценность и ценности российских предпринимателей / Россия  в глобализирующемся мире: мировоззренческие и социокультурные аспекты / Отв. ред. В.С. Степин. Секция философии, социологии, психологии и права Отделения общественных наук РАН. М.: Наука, 2007. С. 513-528.

Позняков В.П., Вавакина Т.С. Ценностные ориентации как фактор отношения российских предпринимателей к деловому партнерству / Психология в экономике и управлении. 2009. №1. С. 51 – 64.

Позняков В.П., Титова О.И. Конкурентные и партнерские  отношения российских предпринимателей: региональные и гендерные особенности / Проблемы экономической психологии. Том 2 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Т.В. Дробышева, А.Б. Купрейченко. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2005. С. 181 – 204.

Психология предпринимательской  деятельности / Под ред В.А. Бодрова. М., Институт психологии РАН, 1995.

Психология предпринимательства. Хрестоматия. / Редактор-составитель  Райгородский Д.Я. М.: «Бахрах», 2007.

Радаев В.В. Экономическая  функция и психологический аспект предпринимательства / Российский экономический  журнал. 1995. №10. С. 89-96.

Рощин С.К., Психология предпринимательской деятельности / Психологический журнал, 1993, т.14, №5.

Становление нового российского предпринимательства / Отв. ред. В.В. Радаев. М., Институт экономики  РАН, 1993.

Социально –  психологические исследования руководства и предпринимательства / Отв. ред.: А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М.: Институт психологии РАН, 1999.

Титова О.И. Гендерные  особенности отношения российских предпринимателей к конкуренции  и партнерству. Дисс… канд. психол. наук. М., 2007.

Филинкова Е.Б. Социально-психологические  характеристики предпринимателей с  разным уровнем удовлетворенности  предпринимательской деятельностью. Дисс. …канд. психол. наук. М., 2001.

Филинкова Е.Б. Психология российского предпринимательства. Учебное пособие. М.: Ректор, 2007.

Хекхаузен Х., Мотивация  и деятельность, тт.1,2. М., 1988.

Хайек Ф., Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М., 1992.

Хизрич Р.,Питерс М. Предпринимательство или как  завести собственное дело и добиться успеха. Вып. 1. М: Прогресс, 1992. 191 с.

Чиликин А.Н. Социально-психологические  основы развития предпринимательства  в реальном секторе экономики. Дисс….докт. психол. наук. М., 2005.

Чирикова А.Е., Психологические особенности личности российского предпринимателя / Психологический журнал, т. 19, №1, 1998, сс. 62-74.

Шумпетер Й., Теория экономического развития: Исследования предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры. М., 1982.

Brockhaus R.H. The psychology of entrepreneur / Encyclopedia of Entrepreneurship. NJ.: Prentice-Hall, 1982. P. 39-57.

Baum, J. R., Frese, M. & Baron, R. A. The psychology of entrepreneurship. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum. 2007.

Baum, J. R., Frese, M. & Baron, R. A. & Katz, J. A. Entrepreneurship as an area of psychology study: An introduction. 2007.

Baum, M. Frese, M. & Baron R. A. (Eds.) The psychology of entrepreneurship: 1-18. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum. 2007.

Baum, J. R., Locke, E. A. & Kirkpatrick, S. A. A longitudinal study of the relation of vision and vision communication to venture growth in entrepreneurial firms. Journal of Applied Psychology. 1998. Vol. 83, p. 43-54.

Baum, J. R., Locke, E. A., & Smith, K. G. A multidimensional model of venture growth. Academy of Management Journal. 2001. Vol. 44. p. 292-303.

Ireland R. Duane and Webb Justin W. A Cross-Disciplinary Exploration of Entrepreneurship Research. Journal of management. SAGE. 2007. Vol. 33, No. 6, p. 891-927.

Kets de Vries M.F.R. The entrepreneurial personality: A person at the crossroads / J. of Management Studies. V.14. 1977. P. 34-57.

Luthans F.& Youssef C. Human, social, and now positive psychological capital management: Investing in people for competitive advantage. Organizational Dynamics, 2004. Vol. 33, p. 143-160.

Psychology of Entrepreneurs. Research and Education. Coordinated by Juan A. Moriano and M. Gorgievski. Madrid, Universidad nacional de educacion a distancia. 2007.

Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement / Psychological Monographs: General and Applied. 1966. V.80.

Shane, S. A general theory of entrepreneurship: The individual-opportunity nexus. Northampton, MA: Edward Elgar. 2003.

Shane, S., & Venkataraman, S. The promise of entrepreneurship as a field of research. Academy of Management Review. 2000. № 25, p. 217-236.

13th Nordic Conference on Small Business Research. 2004. http://web.bi.no/forskning/ncsb2004.nsf/pages/index

Schneider, F. Size and measurement of the informal economy in 110 countries around the world. Canberra, Australia, 2002.

Stewart, W. H., & Roth, P. L. Data quality affects meta-analytic conclusions: A response to Miner and Raju (2004) concerning entrepreneurial risk propensity. Journal of Applied Psychology. 2004. Vol. 89, p. 14-21.

Van Raaiy, W.F., Van Veldhoven C.M., Warnerid K.-E. (eds) Handbook of Economic Psychology. Dordrecht, Netherlands: Kluwer Academic Publishers, 1988.

Warneryd K.-E. The Psychology of Innovative Entrepreneurship / Handbook of economic psychology. Dodrecht.1988 P.405-447.

Webb, J. W., Tihanyi, L., Ireland, R. D., & Sirmon, D. G. The informal economy: Entrepreneurship between formal and informal institutional boundaries. 2007. Working paper.

Welsh J.A. & White J.F. The entrepreneur`s master planning guaide. Englewood Cliffs, NJ:Prentice-Hall Inc.,1983.

Welter F. Exploring the role of trust in entrepreneurial activity. University of Siegen, Germany. 2006.

Zhao, H., Seibert, S. E., & Hills, G. E. The mediating role of self-efficacy in the development of entrepreneurial intentions. Journal of Applied Psychology. 2005. Vol. 90, p. 1265-1272.

Информация о работе Социальная психология предпринимательства