Социальная психология предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 23:52, контрольная работа

Описание работы

Предварительно проанализируем само определение понятия предпринимательства. Такая необходимость связана с тем, что в современной науке до сих пор отсутствует единство в понимании сущности этого явления, его отличительных признаков и даже четкое и общепринятое определение самого термина предприниматель.

Работа содержит 1 файл

Феноменология предпринимательства.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

Предпринимательство это поле пересечения личности и  возможностей, (Shane, 2003) и поэтому  область исследований, посвященная  взаимосвязи черт личности и успешности выявления и использования новых возможностей, продолжает представлять интерес. Изучение применяемых предпринимателями когнитивных механизмов, используемых ими для деятельности в условиях неопределённости, по-прежнему остаётся актуальной и не раскрытой до конца проблемой (Alvarez & Barney, 2005; Lounsbury & Glynn, 2001, Choi & Shepherd, 2004; Shane & Venkataraman, 2000).

Изучение автономии, инновативности, склонности к риску, соревновательной агрессивности и  предусмотрительности является особым направлением исследований в психологии предпринимательства. Анализ склонности предпринимателей к риску, проведённый Miner и Raju (2004), показал отсутствие видимого различия между отношением к риску предпринимателей и наёмных менеджеров. Однако Stewart и Roth (2004) попытались опровергнуть достоверность исследований Miner и Raju, споря о валидности применяемой ими методики. Это, прежде всего, говорит о том, что вопрос о психологических отличиях предпринимателей от не предпринимателей остаётся открытым, как и вопрос о том, являются ли эти психологические черты стабильными или меняющимися во времени. Кроме того, Stewart & Roth (2001) показали, что психологический портрет крупного предпринимателя отличается от психологического портрета предпринимателя малого бизнеса. Это может привести к необходимости дифференциации типов предпринимателей внутри этой социальной группы в зависимости от психологических характеристик, значимых для роста бизнеса. Важным направлением исследований в этой области является изучение мотивации к предпринимательской деятельности (Miner, Smith, & Bracker, 1989; Zhao, Seibert, & Hills, 2005).

 

Современное состояние  исследований по данной проблеме, основные направления исследований в мировой  науке

В мировой науке  накоплен большой опыт психологических исследований предпринимателей и предпринимательской деятельности (R. Brockhaus, 1982, M.F.R. Kets de Vries, 1985, L.M. Kirsner, 1995, Baum, J. R., Frese, M. & Baron, R. A., 2007, Psychology of Entrepreneurs. Research and Education, 2007, Shane, S., 2003. Welter F., 2006, и др.). Есть и попытки описания образа типичного предпринимателя (Р.Хизрич и М. Питерс 1992, К. Грей, 1997 и др.). К сожалению, как показывают зарубежные авторы (Berings, De Fruyt & Bouwen, 2004; Ciavarella et al., 2004; Wooten, Timmerman & Folger, 1999), наличие у индивида психологических черт, соответствующих сложившемуся психологическому портрету предпринимателя, не гарантирует успеха в реальном бизнесе. Кроме того, полученные данные характеризуют социально-психологические особенности зарубежных, прежде всего – американских предпринимателей и не могут рассматриваться как релевантные для задачи исследования образа российского предпринимателя. Проводятся теоретические и эмпирические исследования основных видов делового взаимодействия (партнерства и конкуренции). Однако в этих исследованиях основное внимание уделялось изучению социальных характеристик предпринимательства (социальное происхождение, особенности воспитания и образования, прежний опыт работы, предпочтительные сферы бизнеса и т.д.).

В российской науке  исследованием психологических  особенностей российского предпринимательства  занимались В.А. Бодров (1995, ред.), В.В. Новиков  и В.В. Марченко (1998), А.Л. Журавлев и  В.П. Позняков (1995, 2001, 2008), С.К. Рощин (1993), Е.Б. Филинкова (2002, 2007), О.И. Титова (2007) и др. Однако конкретных эмпирических исследований, посвященных социально-психологическому анализу личности предпринимателей, крайне мало. Это связано, прежде всего, с тем, что предприниматели являются чрезвычайно сложным и труднодоступным объектом для психологического исследования. Результаты ранее проведенных исследований говорят о том, что предпринимательство в Росси имеет отличительные особенности, в том числе социально-психологические. Эти особенности связаны со спецификой исторического развития России, национальными традициями и особенностями современного состояния экономики, политики и культуры российского общества. Поэтому мы предполагаем возможным проявление региональных и гендерных особенностей в исследуемых феноменах социальной психологии российских предпринимателей.

Научный руководитель проекта В.П. Позняков работает над  проблемами социальной психологии российских предпринимателей с начала 1990-х. гг. Предлагаемый исследовательский проект является продолжением серии эмпирических исследований, выполненных сотрудниками лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН начиная с 1991г. (А.Л. Журавлев, В.П. Позняков, 1993, 1994, 1995, 1997, 2001, 2005, 2007, 2009). В рамках этих исследований изучались мотивы выбора предпринимательской деятельности, цели и ценностные ориентации российских предпринимателей, их отношения с партнерами по бизнесу и т.д. Эти исследования способствовали выявлению социально-психологических особенностей российских предпринимателей и тех трудностей, с которыми они сталкиваются. В частности, в 1997г. было выполнено первое исследование региональных особенностей социальной психологии российских предпринимателей. При этом выявились значительные различия по целому ряду исследуемых параметров между предпринимателями, представляющими различные регионы России. Начиная с 2001г. особое внимание уделяется исследованию гендерных особенностей российских предпринимателей (Позняков В.П., Титова О.И., 2002, Журавлев А.Л., Позняков В.П., Титова О.И., 2008). Результаты этих исследований частично опубликованы в академических научных изданиях и доложены на ряде российских и международных научных конференций (см. Список публикаций). Под научным руководством В.П. Познякова защищены две кандидатские диссертации по социальной психологии российских предпринимателей (Е.Б. Филинкова, 2002г. и О.И. Титова, 2007г.) Сравнительный анализ результатов эмпирических исследований, выполненных по единой программе с временным интервалом, позволит проследить тенденции и выявить социально-психологические закономерности становления образа нового российского предпринимателя как партнера по деловому взаимодействию в изменяющемся многополярном мире с учетом влияния этнокультурных, региональных и гендерных особенностей.

Социально-психологический  анализ становления нового российского  предпринимательства

Научный анализ феномена предпринимательства и  его психологических особенностей развивается, как развивается и  само предпринимательство. В последние  годы осмысление этого феномена становится все более актуальным  и для отечественной науки. В современном российском обществе в связи с изменившейся социально-экономической ситуацией сформировалась новая социальная группа, которая в общественном сознании определяется такими терминами как деловые люди, бизнесмены, предприниматели. Активность представителей этой группы оказывает большое влияние на экономическую и политическую жизнь страны. Поэтому российские предприниматели сегодня являются объектом серьезного психологического анализа (А.Л. Журавлев, В.П. Позняков, 1993, 1995, 2002; Е.К. Завьялова, С.Т. Посохова, 2004, В.В. Марченко, 1996, В.П. Позняков, 1997, 1998, 2001; Психология предпринимательской деятельности / Под ред. В. А. Бодрова, 1995; С.К. Рощин, 1995, Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова, 1999, О.И. Титова, 2007, Е.Б. Филинкова, 2001, 2007, А.Н. Чиликин, 2005, А.Е. Чирикова, 1998 и др.).

Целью исследований, проведенных в Институте психологии РАН под руководством А.Л. Журавлева и В.П. Познякова, было изучение психологических отношений российских предпринимателей в сфере деловой активности, т.е. совокупности эмоционально окрашенных представлений и оценок различных явлений, связанных с предпринимательской деятельностью. Объектом эмпирических исследований выступали российские предприниматели сферы малого и среднего бизнеса, представители различных регионов России и разных сфер бизнеса. Авторы исходили из общего предположения о том, что на развитие и успешность предпринимательской деятельности оказывают влияние как внешние социально-экономические условия, так и собственные возможности предпринимателей в развитии своего бизнеса. Исследованы такие социально-психологические феномены как мотивы, цели и ценности в сфере экономической деятельности, уровень притязаний и оценка собственных возможностей в достижении успеха, отношение к риску, конкуренции и неудачам в предпринимательской деятельности (А.Л. Журавлев, В.П. Позняков, 1993, 1995).

Исследование  российских предпринимателей с позиций  концепции психологических отношений

В начале 2000-х  годов В.П. Позняковым была проведена  серия исследований особенностей социальной психологии российских предпринимателей с учетом региональной специфики  и различий, обусловленных гендерной принадлежностью.[1] Актуальность исследования обусловлена необходимостью получения системных знаний о социально-психологических особенностях предпринимателей, проживающих и ведущих свой бизнес в России. Особый интерес представляет изучение особенностей социальной психологии российских предпринимателей с учетом ее региональной специфики, в которой, проявляются отличительные особенности условий и характерные черты развития предпринимательства в России. В связи с включением в предпринимательскую деятельность все большего числа женщин важной научной задачей является изучение социально-психологических особенностей предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин (В.П. Позняков, 2001, 2007).

Целью исследования является особенностей социальной психологии российских предпринимателей с учетом региональной специфики и различий, обусловленных гендерной принадлежностью.[2] В основе исследования лежит авторская научная концепция психологических отношений предпринимателей. Психологические отношения предпринимателей представляют собой эмоционально окрашенные мнения, оценки и представления о различных сторонах предпринимательской деятельности. В качестве объектов этих отношений рассматриваются основные элементы предпринимательской деятельности: мотивы, цели, условия, результаты и субъекты. А сами психологические отношения представлены на разных уровнях анализа их субъектов: как психологические отношения личности, межличностные и межгрупповые отношения, т.е. эти отношения имеют иерархическую структуру, включающую отношения предпринимателей к своей экономической деятельности, к различным ее условиям и сторонам, к самим себе как ее субъектам и к представителям других социальных групп, с которыми предприниматели связаны партнерскими и иными формами взаимодействия (Позняков В.П., 2000, 2001). Основное теоретическое предположение данной концепции состоит в том, что психологические отношения субъектов экономической деятельности, с одной стороны, отражая объективные экономические условия, в первую очередь отношения собственности, являются результатом изменения этих условий. С другой стороны, выполняя функцию регуляции экономического поведения и, прежде всего, деловой активности субъекта, они сами выступают факторами изменения этих условий. В исследовании делается попытка преодолеть ограниченность представлений как об однозначной детерминации социально-психологических феноменов (в данном случае - психологических отношений) внешними экономическими условиями, так и о жесткой однозначной связи экономического поведения (в данном случае - деловой активности) субъекта и его психологических отношений.

Научная новизна  исследования состоит в конкретизации  и развитии представлений о взаимосвязи  и взаимодействии экономических  и социально-психологических явлений. Психологические отношения рассматриваются нами, прежде всего, как субъективное психологическое отражение в индивидуальном и групповом сознании изменяющихся экономических условий жизнедеятельности субъектов, условий и содержания их экономической деятельности. Это отражение носит субъективно-оценочный, избирательный характер, что проявляется в своеобразии предпочтений и выборов субъектами условий и конкретных видов экономической деятельности. Вместе с тем, психологические отношения субъектов экономической деятельности рассматриваются нами и как социально-психологические результаты изменения экономических условий жизнедеятельности субъектов, и как социально-психологические факторы экономической деятельности и экономического взаимодействия субъектов, косвенным следствием которых являются изменения экономических условий. В рамках предлагаемого концептуального подхода психологические отношения предпринимателей рассматриваются с точки зрения их обусловленности как внешними условиями предпринимательской деятельности, так и внутренними характеристиками самого субъекта. В свою очередь, сами психологические отношения рассматриваются во взаимосвязи с характеристиками предпринимательской деятельности, деловой активности предпринимателей.

На основе авторской  концепции психологических отношений предпринимателей совместно с А.Л.Журавлевым разработана авторская программа социально-психологического исследования российских предпринимателей и проведено комплексное масштабное исследование, позволившее выявить и проанализировать особенности структуры, динамики, региональных и гендерных различий социально-психологических характеристик российских предпринимателей. В результате проведенных исследований эмпирически выделены социально-психологические характеристики субъектов, наиболее тесно связанные с выбором предпринимательства, с деловой активностью, успешностью и удовлетворенностью предпринимательской деятельностью. Выявлено содержание наиболее значимых мотивов выбора предпринимательской деятельности: достижение высокого материального благополучия, независимости в работе и возможности реализовать свои способности. Показано, что основным мотивом выбора предпринимательства выступает стремление к созданию своего собственного дела, связанного с систематическим извлечением прибыли и работа на себя, являющаяся центральным признаком, отличающим предпринимательство как вид экономической деятельности от наемного труда. Эмпирически выявлены характерные особенности российских предпринимателей: высокая степень ориентации на собственные возможности, склонность к конкуренции и умеренному риску в экономической деятельности, низкая степень доверия к государственным органам и предпринимательским структурам.

Впервые проведено  масштабное эмпирическое исследование региональных особенностей российских предпринимателей. Выделены и проанализированы как сходные психологические черты, характеризующие российских предпринимателей как специфическую социальную общность, так и различия, связанные с региональными условиями ведения бизнеса и региональными особенностями социальной психологии экономических субъектов. Впервые в истории психологии предпринимательства социально-психологические особенности российских предпринимателей исследованы в их динамике на протяжении длительного (15 лет) периода радикальных социально-экономических изменений в российском обществе. Сравнительный анализ результатов, полученных методом «срезов» на сопоставимых представительных выборках позволил выделить как стабильные, устойчивые социально-психологические особенности российских предпринимателей, так и основные тенденции их изменения в условиях трансформации российского общества. Эмпирически выявленные различия в оценках московских и региональных предпринимателей и анализ их динамики показывают, что социально-экономические условия в значительной степени определяют их психологические отношения к предпринимательской деятельности.

Информация о работе Социальная психология предпринимательства