Социальная природа власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 18:20, реферат

Описание работы

Мы часто пользуемся словом «власть», не особенно задумываясь над его смыслом. Однако при ближайшем рассмотрении содержание этого понятия оказывается далеко неоднозначным. Когда мы говорим о власти, то чаще всего думаем о политике. Тем не менее власть касается каждого из нас и в повседневной жизни. Если нам приходится кому-то подчиняться, то делаем мы это потому, что он (или она) обладает над нами властью. Родители, преподаватели, милиционер, тренер иногда заставляют нас делать то, что они считают нужным, не спрашивая, хотим мы этого или нет. И мы подчиняемся, поскольку каждый из них имеет над нами власть.

Работа содержит 1 файл

Социальная природа власти.docx

— 146.81 Кб (Скачать)

   Люди  значительно различаются по тому, насколько отчаянно   они   ищут признания и власти.  Некоторые  делают явные усилия в этом направлении  только тогда, когда   возникают   благоприятные   возможности;   другие же настолько озабочены продвижением, что становятся безразличными ко  всему другому.  Они стремятся  любой-ценой достигнуть вершины. Можно предположить, что-степень решимости, с которой люди добиваются власти, имеет прямое отношение к степени лишений, испытанных в прежней жизни!45.

       По  мнению Т. Шибутани, стремления ориентированных на власть людей компульсивны146. Таким людям не свойственна спонтанность или гибкость. Они равнодушны к тому, что, казалось бы, должно составлять их главные интересы, например, к своему здоровью. Они не позволяют себе сойти с дороги даже ради того, чтобы не повредить другим людям; оправдывают свои поступки, указывая на важность деятельности самой по себе. Когда они терпят неудачу, то начинают работать еще упорнее, чем прежде. Как правило, люди этого типа устанавливают во всем свои собственные стандарты и непреклонно им следуют. Они безразличны к отрицательным оценкам критиков, которых считают некомпетентными. Они создают себе некий идеал и служат ему, не принимая во внимание никаких смягчающих обстоятельств, и зачастую предъявляя к самим себе чрезмерные и неразумные требования.

       Поскольку ориентированные на власть люди постоянно манипулируют другими, они сами беспрестанно остерегаются подобной эксплуатации. Каждый из них считает себя более ловким, чем остальные, но взаимная подозрительность всеобща. Рвение таких людей часто питается стремлением к мстительному триумфу. Они подолгу мечтают о том, как придет их час, и как будут огорчены те, кто противодействовал им или смеялся над ними. Если стремления человека не находят поддержки у окружающих, он призывает на помощь воображение. Такой человек питает свое честолюбие фантазиями об унижении других и о том, как все будут трепетать перед ним.

       Ориентированные на власть люди никогда не довольны своей судьбой независимо от того, насколько благосклонна к ним фортуна. Жажда власти кажется ненасытной. Тот факт, что высокий социальный статус не умиротворяет их, говорит о том, что в действительности они не довольны собой. Их личный статус и уровень собственного достоинства часто остаются во многом такими же, как и раньше. Внешне они могут стать более уравновешенными, но большинство успешно делающих карьеру лиц мучается чувством неполноценности!47.

       В своем исследовании Эллис обнаружила, что те, кто добился успеха, кажутся  утратившими способность иметь  друзей. Они вынуждены искать способ преодолеть свое одиночество и нередко заводят любимое животное как отдушину для своих чувств. Многие из них открыто признаются, что несчастны.

Глава В. Власть н социальный контроль Уравнение социального контроля

   Власть  имеют те, кто создает нормы  и/или следит за их исполнением, т. е. применяет санкции. Практически любой член общества берет на себя, функции власти. Так, например,, пожилой человек, делающий замечание юноше, бросившему окурок, фактически проявляет властные функции. Однако в гораздо большей степени властью обладают полиция, суды, парламент, правительство, армия. Они не только наделены полномочиями издавать приказы (социальные нормы), но и обладают эффективными средствами контроля за их исполнением. Социальный контроль и власть — тесно связанные между собой   понятия.

   В любом обществе происходит борьба за власть верхов и низов. Низы всегда стремятся контролировать власть, следить  за каждым ее шагом, чтобы максимально уменьшить количество возможных злоупотреблений. Напротив, власть имущие, т. е. меньшинство, стремятся отгородиться от дотошного контроля, выстроить как можно больше барьеров, быть непроницаемыми для низов для того, чтобы использовать имеющиеся в их руках максимальные блага по своему усмотрению, т. е. бесконтрольно. В этом смысле интересы верхов и низов диаметрально противоположны.

   Таково  естественное человеческое поведение. Одним обществам удается примирить разнонаправленные интересы и создать механизмы или институты, не позволяющие социуму расколоться в результате конфликтов, войн и междоусобиц. Другим — нет. Какими же способами верхи отгораживаются от низов?

    • престолонаследием — системой, при которой власть передается только «своим»;

• закрытой системой университетов;

    • созданием верной команды, превращающей институт выборов, призванный отфильтровывать слабых руководителей, в надежного гаранта их сохранения у власти.

   Наша  повседневная жизнь протекает под  пристальным контролем окружающих нас людей. Даже тогда, когда они явно не демонстрируют его, он все равно присутствует в их словах, взглядах, оценках, поступках, реакциях. В семье нас контролируют родители, в школе — учителя, на работе:— начальство. Одни заняты формальным контролем по долгу службы; другие делают это добровольно (в этом случае контроль называется неформальным). Однако оба вида контроля (и формальный, и неформальный) представляют социальный контроль. Лица, выполняющие функции формального и неформального контроля, называются агентами социального контроля. Они контролируют правильность усвоенных образцов поведения.

   Если  контроль осуществляется отдельным  человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом (семьей, группой друзей, учреждением или институтом), то говорят об общественном контроле. Таким образом, контроль — средство социальной регуляции поведения людей.

   Трудно  сказать, какое из двух понятий —  власть и контроль— более широкое, а какое более узкое. Одни авторы полагают, что власть включает в себя контроль как свою функцию. Так оно и есть, но лишь в том случае, если речь идет об организации. Когда мы говорим об обществе, то все меняется местами: понятие социального контроля становится шире, а власть превращается в средство его осуществления. Ведь н социальный контроль входят и средства массовой информации, и правительство с парламентом, и рядовые граждане, которые контролируют, например, работу городского транспорта либо сервисной индустрии. В таком случае мы получаем следующее уравнение:

Социальный  контроль = нормы + санкции + власть

   Власть  необходима тем, кто издает какие-либо нормы, например, юридические законы или правила поведения, а также тем, кто следит за их исполнением и применяет эффективную систему санкций, под которыми понимают не только наказание, но и вознаграждение. Таким образом, власть проявляет себя как собирательное понятие, охватывающее и скрепляющее между собой два важнейших элемента социального контроля — нормы и санкции. 

    Элементы  социального контроля

   Итак, социальный контроль — это особый механизм социальной регуляции поведения и поддержания общественного порядка. Он включает в себя три главных элемента— нормы, санкции и власть. Поскольку о социальной природе власти было сказано выше, рассмотрим понятия нормы и санкции.

    Нормы — предписания  того, как надо правильно  вести себя в обществе.

    Санкции — средства поощрения  и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

   На  язык предписаний переводится все, что, так или иначе, ценится обществом. Человеческая жизнь и достоинство, отношение к старшим, коллективные символы (например, знамя, герб, гимн), религиозные обряды, законы государства и многое другое составляют то, что делает общество сплоченным целым, а потому особенно ценится и охраняется. Ценности имеют две формы — внутреннюю и внешнюю. Первая получила в социологии специальное название — ценностные ориентации, вторая сохранила за собой общее название ценности.

   Во  втором, более широком значении, ценности имеют общее основание  с нормами. Даже общераспространенные привычки соблюдать личную гигиену (чистить зубы, сморкаться в носовой платок, гладить брюки) выступают в широком смысле слова ценностями и переводятся обществом на язык предписаний.

    Социальные  предписания —  это запрет или  разрешение делать что-либо, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной).

   По  сути дела, социальный контроль выполняет  функцию стоящего на улице милиционера, «штрафующего» тех, кто неправильно «переходит» ее. Если бы не социальный контроль, люди могли бы делать все, что им заблагорассудится, и так, как им больше нравится. Отсюда неизбежно возникали бы конфликты, столкновения, ссоры и, как следствие, общественный хаос.

   По  отношению к обществу социальный контроль выполняет две основные функции — охранительную и  стабилизирующую. Иногда охранительная  функция мешает социальному контролю выступать поборником прогресса, но он и не стремится к обновлению общества, ибо это задача других общественных учреждений.

    Социальный  контроль — фундамент  общественной стабильности. Его отсутствие или  ослабление ведут  к аномии, беспорядкам,  смуте и социальному раздору,

       Рассмотрим  обе составляющие социального контроля.

    Социальные  нормы

       Нормы — первое оружие власти. Контроль за их исполнением — второе. Контроль складывается из системы наказаний (санкций) и реальных действий (например, увольнение или взятие под стражу).

       Нормы — суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом. Нормы первого типа возникают и существуют только в малых группах (молодежных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). Они называются групповыми привычками.

       Например, уже упоминавшийся нами американский ученый Э. Мэйо выявил — в процессе проведения Хоторнских экспериментов — нормы, которые применяли по отношению к новичкам, принятым в производственную бригаду, старшие товарищи:

  • не держись со «своими» официально;
  • не говори начальству того, что может навредить другим членам группы;
  • не общайся с начальством чаще, чем со «своими»;
  • не изготавливай изделий больше, чем твои товарищи.

       Нормы второго типа возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Они называются общими правилами. Здесь речь идет об обычаях, традициях, нравах, законах, этикете, манерах поведении. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи, этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения молодежи. Есть общенациональные традиции и нравы.

       Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько  строго соблюдается их исполнение:    4

  • за нарушение4 одних норм следует мягкое наказание — неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд;
  • за нарушение других — жесткие санкции — тюремное заключение и даже смертная казнь.

       Определенная  степень неподчинения нормам суще-322  ствует в любом обществе и в любой группе. Нарушения дворцового этикета, ритуала дипломатической беседы или бракосочетания вызывают неловкость, ставят человека в затруднительное положение, но не влекут за собой жесткого наказания. В других ситуациях санкции более ощутимы. В некоторых обществах сурово карались малейшие отступления от традиций, не говоря уже о серьезных проступках. Под контролем находилось буквально все: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Так поступали правители Древней Спарты в V в. до н. э. и советские партийные органы в XX в.

   Если, взяв за критерий оценки меру наказания, мы расположим все нормы в нарастающем  порядке, то получим следующую последовательность (Рис. 6.3):

 
ЖЕСТКОСТЬ САНКЦИЙ ЗЛ НАРУШЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ НОРМ 

табу    | законы НРАВЫ ТРАДИЦИИ ОБЫЧАИ ПРИВЫЧКИ СТЕПЕНЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ НОРМ

      Рис. 6.3. Шкала социальных норм

   Соблюдение  норм регулируется обществом с различной степенью строгости. Строже всего караются нарушения табу и юридических законов (например, убийство человека, оскорбление божества, раскрытие государственной тайны), мягче всего — привычек, индивидуальных (забыл почистить зубы или убрать за собой кровать) или групповых, в частности семейных (например, не выключил свет или не закрыл входную дверь).

   Однако  существуют групповые привычки, которые  ценятся настолько высоко, что  за их нарушением следуют строгие санкции. В тех же Хоторнских экспериментах новичков, нарушивших правила поведения, ждало суровое наказание: с ними могли не разговаривать, приклеить обидный ярлык («выскочка», «штрейкбрехер», «подсадная утка», «предатель»), вокруг них могли создать нетерпимую обстановку и заставить уволиться, к ним могли применить даже физическое насилие. Жестко 323

Информация о работе Социальная природа власти