Социальная политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Социальная политика включает в себя систему практических мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

   Каждая  из двух справедливостей имеет право  на сосуществование, имеет свою логику, но они принципиально разнятся и в нравственном плане, и в плане их реализации в одном государстве. Безусловно, что разнятся они и в плане взаимосвязи  с экономической эффективностью общества в целом. Если рассматривать экономику общества как совокупность экономик каждого гражданина,  эффективность работы  которого напрямую связана с мотивацией труда, то математически строго можно показать, что суммарная эффективность общества будет оптимальна (максимальна) в том случае, если в обществе будет реализован единый для всех принцип прямой зависимости доходов каждого от личного трудового вклада в ВВП. Действительно, если человек получает от общества больше, чем заслуживает, то какой резон ему работать более напряженно, если благ и так достаточно? Если же человек получает меньше, чем заслуживает, тоже нет особого смысла напрягаться, все равно не получишь достойной оплаты труда. То есть социальная справедливость в таком понимании влечет и максимальную экономическую эффективность общества.

   Этот  простой теоретический вывод  подтверждается нашей прошлой «социалистической» экономикой, и в еще большей степени отечественной практикой перестройки. При всех недостатках прошлого, уровень социальной справедливости был заметно выше, чем при настоящих порядках, и связанная с нею эффективность экономики была выше, чем сейчас. К сожалению, высокие доходы «элиты» не привели к росту эффективности  руководимой ими экономики и мощи государства. Скорее, напротив.

   Чтобы построить равноправную справедливость, надо реализовать принцип распределения  по трудовому вкладу в стоимостном плане,  что требует адекватного понимания  механизма образования стоимости в процессе труда. На основе этого понимания можно построить адекватный механизм распределения дохода, пропорционального трудовому вкладу. Отношения распределения – это отношения собственности, следовательно,  задача построения экономически справедливого общества сводится  к построению справедливых отношений собственности. Безусловно, достичь, идеальной справедливости трудно (а может быть и невозможно), речь может идти лишь о приближении к идеалу. В любом случае надо выявить идеальный механизм образования новой стоимости в процессе труда (производства).

   Чтобы построить адекватное правовое поле отношений присвоения (собственности), надо выявить пути и источники естественного формирования стоимости продуктов производительной деятельности человека. Затем  следует построить такое  право, которое поставит заслон отчуждению человека от результатов его производительного труда. Дело в том, что вновь создаваемая стоимость при общественном разделении  труда создается благодаря сложному взаимодействию персонального трудового вклада живого труда каждого, совокупного общественного прошлого труда всего общества  и общественных средств производства. Поэтому проследить путь образования новой стоимости персонально для каждого невозможно в принципе, следовательно, и измерить стоимость персонального труда практически невозможно. Но вполне реально построить такой механизм вознаграждения труда, то есть такие отношения собственности, которые смогут, по крайней мере, сводить к минимуму возможность присвоение стоимости чужого труда.

   В общем случае можно утверждать, что  труд каждого идет на обеспечение  жизнедеятельности собственной  личности, семьи (воспитание и образование  потомства), трудового коллектива (если человек занят в общественном производстве), региона и страны в целом. Механизмы образования,  учета и обращения вновь созданной стоимости для личности, для семьи, для трудового коллектива и для региона (страны) различны. Различными  должны быть и отношения собственности личной (частной), семейной, коллективной, национальной (региональной, федеральной).  Если самой системой права  будет введен запрет на присвоение чужого труда в каждой форме собственности, то тем самым будет ликвидирована основа социальной несправедливости.

   Итак, основой построения справедливого  общества (по критерию равноправной справедливости), является адекватное понимание  естественной природы образования стоимости. Утверждается, что традиционная теория прибавочной стоимости исчерпала себя, она неадекватно выражает суть образования вновь создаваемой стоимости, и потому не может лежать в основе адекватных отношений собственности.

   Кратко  суть сводится к следующему:  источником прибавочной стоимости является не прибавочное время, не прибавочный простой живой труд и вообще не текущий живой труд, а прошлый труд, капитализированный как в умении и навыках живого сложного труда, так и в средствах производства. Простой живой труд «лишь» умножает, переносит стоимость, капитализированную в умении и инструментальных средствах.   Если полагать, что стоимость «рабочей силы» определяется лишь затратами на ее воспроизводство, то источником прибавочной стоимости (после справедливого расчета с «живым трудом» и производственными затратами) являются: 1)интеллектуальная составляющая персонального прошлого труда, капитализированная в сложном (квалифицированном) живом труде, и 2)интеллектуальная составляющая прошлого труда всего общества, капитализированная в инструментальных средствах производства. (А также стоимость природных ресурсов, но это отдельная тема).

   Отсюда  следуют два важных вывода для  построения социально справедливой экономики. Первый. Квалификация работника  содержит стоимость труда всех тех  членов общества, которые вложили свой персональный труд в образование этой самой квалификации, и потому все члены общества, вложившие свой труд в образование «производителя» должны являться сособственниками результатов труда «производственного» работника. Это учителя, врачи, писатели, журналисты, одним словом, работники нематериальной  сферы.

     Второй вывод. Поскольку интеллектуальная  составляющая инструментальных  средств производства также является  результатом труда работников  «непроизводственной» сферы экономики  (ученые, инженеры,  книгопечатники и т.д.), то подлинными хозяевами индустриального продукта наряду с непосредственными производителями являются также и носители «интеллектуальной» составляющей стоимости средств производства.

   Если  учесть, что немалую долю стоимости  коллективного продукта составляет организационный труд предпринимателей и администраторов всех рангов, то получается важный политический вывод: с позиций построения справедливого общества невозможно выделить тот господствующий класс, диктатура которого является основной движущей силой. Также и в экономике не правильно выделять производственную сферу как базис экономики, скорее напротив, базисом экономики являются не материальная сфера, а сфера по «производству» умения человека и организации людей в коллектив, которая является  первоисточником прибавочной стоимости.

   Заметим, что речь вовсе не идет об умалении труда работника материального  производства, и не о чрезмерном возвеличивании труда умственного  или организационного (предпринимательского). Любая крайность чревата.

   Социальная  экономическая справедливость здесь  предполагает, что живой текущий  труд человека должен цениться по его  стоимости, независимо от профессии  и рода деятельности, но с учетом его полезности. Способности человека к труду, как и любые другие способности не могут различаться более чем, скажем,  в 10 раз. Следовательно, и доходы не должны различаться более, чем в 10 раз. Критерием социальной справедливости  общества может быть справедливость законного получения жизненных благ. Это можно назвать распределением, присвоением, собственностью, льготами, не в названии дело.    Если в обществе социальное расслоение условно говоря,  более, десяти , то социальная справедливость нарушена. Следовательно, надо так изменить отношения собственности, механизм государственного распределения и т.д., чтобы расслоение приблизилось к той норме, которая заложена в природе способностей человека. Разница доходов в четыре-пять раз достаточно для оптимальной мотивации труда, можно показать, что большая  разница снижает эффективность национальной экономики.

Из такого рассмотрения следует необходимость  в кардинальной реформе права  собственности, где должны быть регламентированы права личной (частной), семейной, коллективной, региональной собственности в соответствии с  естественным механизмом их формирования. 
 
 
 
 

Социальная  защита населения 

   Социальная защита — это помощь, предоставляемая государством, а так же частными организациями всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т.д. В более широком смысле социальная защита предоставляется и частными организациями, например, страховыми компаниями.3

   В связи с переходом на трехлетнее бюджетное планирование постановлением Правительства Москвы от 22 июля 2008 г. № 640-ПП «О прогнозе социально-экономического развития города Москвы до 2012 года»

Департаменту  социальной защиты населения города Москвы поручено разработать и представить  на рассмотрение Правительства Москвы проект Комплексной программы мер социальной защиты жителей города

Москвы  на период 2009–2011 гг.

   В условиях происходящего глобального финансового кризиса подготовленная Программа приобретает особую актуальность и социальную значимость практически для всех уязвимых групп населения, включая

лиц, впервые  оказавшихся по тем или иным причинам в условиях трудной жизненной  ситуации. Остро стоит вопрос повышения  эффективности и научно-методического  обеспечения проводимой социальной политики, внедрения социальных стандартов, разработки системы объективных показателей качества жизни, а также проведения регулярного мониторинга уровня жизни населения.

Дальнейшее  введение новых мер социальной поддержки  должно увязываться не только с текущими возможностями по их финансированию, но и учитывать последующие перспективы их финансового обеспечения.

   В первом полугодии 2009 года предусмотрена разработка проекта закона города Москвы «О государственной социальной помощи жителям города Москвы», который позволит определить правовой статус граждан,

относящихся к категории малообеспеченных, а  также установить формы их социальной поддержки из бюджета города Москвы.

   В приложении 1 к проекту постановления содержится текст «Комплексной программы мер социальной защиты жителей города Москвы на 2009–2011 гг.», в приложении 2 – «Размеры социальных выплат жителям города Москвы, устанавливаемые на 2009 год».

   В рамках реализации Программы предполагается ежегодное уточнение объема финансирования по каждому источнику, а также утверждение приложения 2 в новой редакции, с учетом показателей, предусматриваемых в бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год. Программа включает мероприятия по социальной поддержке «федеральных» и «региональных» льготных категорий в соответствии с Законом города Москвы от 3 ноября 2004 года № 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы».

   В 2009–2011 гг. увеличится финансирование на бесплатное санаторно-курортное лечение и оплату проезда к месту лечения и обратно труженикам тыла, репрессированным гражданам, ветеранам труда и неработающим пенсионерам, не относящимся к льготным категориям граждан. Будет продолжена выплата ежемесячной компенсации льготным категориям на оплату телефона по «безлимитному» тарифу в сумме 190 рублей в месяц. На эти цели предусмотрено 2,3 млрд. рублей.

   В соответствии с приоритетами социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу в Программе предусмотрено продолжение работы по комплексной социальной поддержке семей с детьми в городе Москве, решению задач по стимулированию рождаемости, улучшению демографической ситуации.

   В 2009 году размер единовременного пособия при рождении первого ребенка составит 5 500 рублей, а при рождении второго и последующих детей – 14 500 рублей, при рождении тройни – 50 тыс. рублей. На дополнительные выплаты молодым семьям при рождении детей – в размере от 5 до 10 прожиточных минимумов в зависимости от очередности рождения детей – предусмотрено 1,46 млрд. рублей, что позволит в полном объеме реализовать соответствующие положения Закона города Москвы «О молодежи».

   На ежемесячные выплаты в размере базовой части трудовой пенсии детям-подкидышам и отказным, детям предусмотрено 42,8 млн. рублей. Размер именных стипендий Правительства Москвы с 1 января 2009 года составит 1000 рублей в месяц, а дотаций остронуждающимся студентам – 800 рублей.

В 2009 году на различные формы социальной поддержки  семей с детьми в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты предусматривается  направить 204 млрд. рублей, а в течение 3-х лет всего на указанные цели планируется выделение 744 млрд. рублей. Программа включает комплекс мер по оказанию различным категориям ветеранов различных форм социальной поддержки, в том числе ежемесячные доплаты к пенсиям. Объем расходов по разделу 3 Программы в 2009 году составит 105,5 млрд. рублей, из них 77,7 млрд. рублей – на ежемесячные доплаты неработающим

пенсионерам до гарантированного минимума.4 
 
 

Государственная социальная политика в отношении граждан  старшего поколения  на период  до 2010 года

   Концепция государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения (далее именуется - Концепция) - документ общественно-политического характера, содержащий официально принятые взгляды на государственную стратегию в области решения социальных и иных проблем, вызываемых старением населения страны. Под государственной социальной политикой в отношении граждан старшего поколения понимается совокупность мер (политического, правового, экономического, медицинского, социального, культурного, научного, информационно-пропагандистского и кадрового характера, направленных на обеспечение гражданам Российской Федерации, достигшим пожилого возраста, благосостояния и социального благополучия, условий для активного участия в жизни общества и долголетия.

Информация о работе Социальная политика РФ