Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:15, курсовая работа
Социальная политика включает в себя систему практических мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.
Введение
Социальная политика включает в себя систему практических мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.
Социальная политика это составная часть общей стратегии государства, относящаяся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.
Задачи социальной политики охватывают стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности. Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономического и политического положения в стране социальная политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. Главное направление политики в социальной сфере, забота о человеке, создание условий для его достойной жизни и всестороннего развития.
Сущность
и основные направления
социальной политики
Социальную политику рассматривают обычно с позиций совершенствования распределения доходов, борьбы с бедностью и условий улучшения жизни людей. Другой стороной такого понимания социальной политики является регулирование оплаты труда, развития образования и здравоохранения – государственная активность в общественном секторе экономики.
Вместе с тем, социальная политика – это не просто действия государства в общественном секторе. Последние являются лишь следствием данной политики. Сама же социальная политика должна отражать интересы общества в отношении жизни индивидуумов, составляющих это общество. Причем речь идет о таких интересах, которые рыночная система сканировать в принципе не в состоянии.
Социальная политика – это механизм реализации исключительно нормативных интересов социума, которые в соответствии с «гильотиной Юма» невозможно вывести из предпочтений индивидуумов, имеющих явно позитивистский характер.1 «Если бы мы хотели сформулировать нормативные суждения по поводу относительной этической желательности, то нам нужно было бы представить функцию общественного благосостояния, описывающую согласованный набор этических предпочтений среди всех возможных состояний системы. «Выведение» формы такой функции не является «научной» задачей экономиста; подобная функция может иметь столько форм, сколько может существовать потенциальных этических воззрений…».
В этом смысле социальная политика, опирающаяся на ценностные или нормативные установки, всегда субъективна.
Уместно предположить, что любой нормативный выбор, осуществляемый в
конкретное время и при конкретных обстоятельствах, отражает истинные интересы общества, даже если они и будут в будущем признаны ложными.
Само понятие «истинный интерес» общества – это тоже лишь ценностное суждение, признаваемое в качестве общественного интереса теми людьми, в компетенцию которых входит его определение.
С учетом сказанного можно утверждать, что парламентское определение нормативных интересов общества – это и есть итоговая процедура построения социальной политики, завершающая процесс формирования нормативных общественных предпочтений в рамках политической ветви. Причем политическая ветвь формирования общественных интересов это не просто теоретическая абстракция, а вполне реальный и, главное, наблюдаемый процесс, обслуживаемый соответствующими институтами. В нем принимают участие отдельные индивидуумы – пассионарии, раньше других обнаруживающие «болевые точки» социума; средства массовой
информации, общественные движения и партии, служащие «институциональным лифтом» для интересов, еще не получивших широкого распространения; представительные органы разных уровней, которые в конечном итоге формулируют целевые установки, в той или иной мере соответствующие общественным ожиданиям. Во всяком обществе и при любом государственном устройстве социальный иммунитет принадлежит к тем процессам динамических изменений социума, которые, впитывая энергию внешних возмущений и положительных обратных связей, обеспечивают выявление новых интересов общества, меняющих прежний выбор. Сигналя об ошибках рынка, социальный иммунитет генерирует государственную активность, и точно так же он улавливает ошибки государства, корректируя сформировавшийся общественный интерес. В то же время эффективность такого механизма существенным образом зависит от социальной и политической среды, от степени зрелости гражданского общества. Чем демократичнее общество и более развиты его институты, тем
быстрее проходит сигнал от «низа до верха» политической ветви, тем скорее исправляются ошибки рынка и государства.2
Итак, социальная политика – это инструмент реализации нормативных интересов общества и сами нормативные интересы, которые формируются посредством институтов политической системы и не могут рассматриваться с позиций субъективности или объективности. Дело не в истинности или ложности социальной политики, а в направленности государственной активности и ее соответствии нормативным установкам общества. Только с таких позиций можно отделить эффективные действия государства от ненужного интервенционизма, и лишь в данном контексте можно понять его
фактическую роль и место в развитии социального сектора экономики.
Изменение социальной политики — длительный и сложный процесс. Он значительно сложнее преобразований в экономической деятельности. Это объясняется следующими причинами.
Во-первых, социальные преобразования прямо затрагивают положение всех
субъектов экономической жизни. Любые ошибки, непродуманные решения в этой сфере подрывают основы и самих экономических преобразований, создают неверные оценки потенциала и возможностей новой экономической системы. Чрезмерная поляризация доходов, высокая доля малоимущего населения, форсированное введение платных услуг — эти и другие факторы порождают негативное отношение к реформированию и противоречат целям социально-экономических преобразований.
Во-вторых, перевод на рыночные основы воспроизводства рабочей силы
по экономическому содержанию долгосрочный, а не среднесрочный или краткосрочный процесс. Он связан со всем жизненным циклом людей. Экономические затраты на образование, условия проживания, пенсионное обеспечение, здравоохранение охватывают десятилетия. Прежняя экономическая система была приспособлена к патерналистскому способу финансирования данных затрат за счет государства. Осуществлять эти затраты за счет оплаты труда, денежных доходов самих граждан возможно лишь в результате длительного изменения положения людей, когда для этого будут созданы условия. Комплекс таких условий включает в себя не только более значительный уровень оплаты труда, но и создание надежных и устойчивых институциональных предпосылок для накопления средств и осуществления инвестиций в человека за свой счет каждым членом общества.
В-третьих, создание социально-устойчивой экономики — особо сложный
процесс и в связи с тем, что формирование нового типа социальной ориентации приходится осуществлять в условиях сокращения объема и перечня социальных гарантий, которые давала прежняя система; сохраняются иждивенческие настроения у части граждан; рыночные механизмы еще не работают по-настоящему не только в сфере социальных отношений, но даже в сфере производственной деятельности; длительный кризис лишил возможности правительство, работодателей и граждан маневра в выборе вариантов преобразований социальной сферы.
В-четвертых, социальные преобразования по-иному, чем преобразования в
экономической деятельности, связаны с финансовыми ограничениями. Эти ограничения касаются не только уровня личных доходов, но и бюджетного финансирования. Если для предпринимательской деятельности, как правило, бюджетные ограничения не имеют существенного и непосредственного значения, то для социальной сферы в целом это важнейший фактор воспроизводства социальной устойчивости общества. Уровень отчислений современных государств на социальные нужды таков, что без них невозможно обеспечить воспроизводство целых слоев населения, важнейшие социальные потребности и функционирование отраслей социальной сферы. Изменение экономической конъюнктуры, ухудшение состояния бюджета резко меняют социальное положение людей, что может служить фактором, усугубляющим экономическую нестабильность.
Особенности и роль социальных преобразований требуют осуществления целостной социальной политики, которая должна быть ориентирована на создание социальной стабильности и устойчивости, а также улучшение жизни людей помере создания экономических предпосылок для этого.
Социальную политику в переходной экономике нельзя свести к поддержанию малоимущих слоев или к согласованию экстремальных нарушений в социальном положении граждан. Комплекс мер данной политики должен быть, в конечном счете, направлен на создание национальной модели социального устройства общества с присущими ему формами и методами социальной защиты.
Таким образом, социальная политика в переходной экономике должна решать одновременно ряд сложных задач и достигать следующих основных целей.
Основной задачей и целью такой политики является формирование социально-устойчивого развития на базе национальной модели экономики и социального устройства общества. Достижение этой цели требует как определения взаимной роли и ответственности государства, граждан и предпринимателей, так и определения модели поведения семей и домашних хозяйств в экономической и социальной жизни.
Другой круг задач и целей вытекает из содержания перехода общества на рыночные основы воспроизводства. Эти цели включают постепенный переход к удовлетворению социальных потребностей за счет использования собственных доходов населения, создания для граждан условий, обеспечивающих более высокий уровень потребления, за счет более высокого уровня доходов; определения тех потребностей, которые должны удовлетворяться нерыночным путем.
Третья группа целей связана с созданием общих условий обеспечения социального равенства всех членов общества в удовлетворении минимальных социальных потребностей, дающих возможность поддерживать основы жизнедеятельности общества. Это прежде всего потребности в образовании и медицинском обслуживании.
Четвертая группа целей социальной политики
связана с устранением неблагоприятных
последствий перехода к рынку, а также
поддержанием социально уязвимых слоев
и групп населения. Это требует проведения
совокупности разнородных мер, ориентированных
на использование рыночных и нерыночных
способов поддержки населения, включая
льготы, прямые социальные трансферты
и даже бесплатное предоставление ряда
социальных услуг отдельным категориям
граждан.
Экономическая эффективность и социальная справедливость
Социальную справедливость часто отождествляют с социальным равенством, но это в принципе не справедливо, так как в один ряд ставится нерадивый и добросовестный труженик. Общество выстраивается по иерархии, где каждый должен занимать социальное положение, соответствующее заслугам и возможностям. Под социальной справедливостью здесь понимается равенство в правах. Однако возможны два понимания социальной справедливости.
Одна справедливость полагает, что сильным и умным нужны привилегии, преференции с тем, чтобы они, Богом избранные, были высвобождены от рутинных бытовых забот и своим талантом и трудом двигали все общество по пути прогресса. Назовем это справедливостью избранных, так устроена большая часть государств.
Другая справедливость полагает, что все люди равноудалены от Всевышнего, и все должны жить и работать по одним правилам, без преференций. Тот, кому больше дано от Природы не нуждается в привилегиях, ибо при равных со всеми правах, более сильный и талантливый и так будет занимать более высокую ступень в иерархии общества. По законам конкуренции и принципу каждому по труду. Назовем эту справедливость справедливостью равноправных.