Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 13:18, реферат
Задачи работы:
1. Раскрыть понятие "инвалид" в рамках современного законодательства.
2. Проанализировать цели и правовую основу социальной политики в отношении инвалидов.
3. Рассмотреть вопросы социальной политики в области реабилитации и обеспечения жизнедеятельности инвалидов.
Введение 3
1. Понятие "инвалид" в современном законодательстве 5
2. Цели и правовая основа социальной политики в отношении инвалидов 6
3. Социальная политика в области реабилитации и обеспечения жизнедеятельности инвалидов 8
4. Компетенция органов государственной власти и координация деятельности в области социальной защиты инвалидов 13
Заключение 18
Список литературы 21
Приложение 22
Указанные средства используются целевым назначением на приспособление объектов социальной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами.
С целью осуществления мер социальной защиты инвалидов создается сеть реабилитационных и специализированных центров, отделений социального обслуживания населения и иных учреждений социального обслуживания, предоставляющих реабилитационные и иные услуги инвалидам, в том числе услуги чтеца-секретаря и сурдопереводчика. Инвалиды "по зрению" обеспечиваются очками для коррекции зрения бесплатно или на льготных условиях. Инвалиды "по слуху" имеют право на льготное слухопротезирование и ремонт слуховых аппаратов, необходимых для их социальной адаптации.
Порядок бесплатного или на льготных условиях обеспечения инвалидов очками, слухопротезированием и ремонта слуховых аппаратов определяется администрацией края. Указанные расходы финансируются в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете на соответствующий год.[6]
Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
К ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся:
1) определение государственной политики в отношении инвалидов;
2) принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты); контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов;
3) заключение международных договоров (соглашений) Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов;
4) установление общих принципов организации и осуществление медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
5) определение критериев, установление условий для признания лица инвалидом;
6) установление государственных стандартов на социальные услуги, технические и иные средства реабилитации, средства связи и информатики, установление норм и правил, обеспечивающих доступность для инвалидов среды жизнедеятельности; определение соответствующих сертификационных требований; (в ред. Федерального закона от 23.10.2003 N 132-ФЗ)
7) установление порядка аккредитации организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов; (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
8) осуществление аккредитации предприятий, учреждений и организаций, находящихся в федеральной собственности, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов; (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
9) разработка и реализация федеральных целевых программ в области социальной защиты инвалидов, контроль за их исполнением;
10) утверждение и финансирование федеральных базовых программ реабилитации инвалидов;
11) создание объектов реабилитационной индустрии, находящихся в федеральной собственности, и управление ими;
12) определение перечня специальностей работников, занятых в области медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, организация подготовки кадров в этой области;
13) координация научных исследований, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам инвалидности и инвалидов;
14) разработка методических документов по вопросам социальной защиты инвалидов;
15) установление квот рабочих мест для инвалидов;
16) содействие в работе всероссийских общественных объединений инвалидов и оказание им помощи;
17) установление федеральных льгот, в том числе по налогообложению в соответствии с порядком, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые инвестируют средства в сферу социальной защиты инвалидов, производят специальные промышленные товары, технические и иные средства реабилитации для инвалидов, предоставляют услуги инвалидам, а также общественным объединениям инвалидов и находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным товариществам и обществам, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов; (в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 23.10.2003 N 132-ФЗ)
18) установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов;
19) формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов;
20) установление единой системы учета инвалидов в Российской Федерации, в том числе детей-инвалидов, и организация на основе этой системы статистического наблюдения за социально-экономическим положением инвалидов и их демографическим составом. (пп. 20 введен Федеральным законом от 17.07.1999 N 172-ФЗ)
К ведению органов государственной власти Красноярского края в области социальной защиты инвалидов относятся:
1) реализация государственной политики в отношении инвалидов на территории Красноярского края;
2) принятие законов и иных нормативных правовых актов края о социальной защите инвалидов, контроль за их исполнением;
3) определение приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов на территории Красноярского края;
4) создание предприятий, учреждений и организаций Государственной службы медико-социальной экспертизы, Государственной службы реабилитационной индустрии, осуществление контроля за их деятельностью;
5) аккредитация предприятий, учреждений и организаций, находящихся в краевой собственности, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов (в ред. Закона Красноярского края от 16.09.2003 N 8-1320);
6) участие в реализации федеральных программ в области социальной защиты инвалидов, разработка и финансирование краевых программ в указанной области;
7) утверждение и финансирование перечня реабилитационных мероприятий, осуществляемых на территории Красноярского края в дополнение к федеральным базовым программам реабилитации инвалидов;
8) создание и управление объектами в области социальной защиты инвалидов, находящимися в ведении края;
9) организация и координация деятельности по подготовке кадров в области социальной защиты инвалидов;
10) координация и финансирование научных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области социальной защиты инвалидов;
11) разработка в пределах своей компетенции методических документов по вопросам социальной защиты инвалидов;
12) содействие в работе и оказание помощи общественным объединениям инвалидов на территории Красноярского края;
13) установление в соответствии с законами края льгот, в том числе по налогообложению, организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, инвестирующим средства в сферу социальной защиты инвалидов, производящим специальные промышленные товары, технические средства и приспособления для инвалидов, предоставляющим услуги инвалидам, а также общественным объединениям инвалидов и находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным товариществам и обществам, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов;
14) установление льгот инвалидам на территории Красноярского края за счет средств краевого бюджета.
Для координации деятельности в сфере реализации социальной политики в отношении инвалидов на территории края создан координационный совет по делам инвалидов, в состав которого входят руководители (представители) органов государственной власти края, органов местного самоуправления, общественных объединений инвалидов и профессиональных союзов, коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих мероприятия по реабилитации инвалидов. Персональный состав координационного совета утверждается Губернатором края. Основными задачами совета являются:
разработка и рассмотрение предложений по осуществлению на территории края социальной политики в отношении инвалидов;
обеспечение взаимодействия органов здравоохранения, образования, социальной защиты и занятости населения, иных органов государственной власти и местного самоуправления, а также организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющих мероприятия по реабилитации инвалидов;
экспертиза краевой программы реабилитации инвалидов;
определение направлений работы с инвалидами, учитываемых при разработке и реализации краевых целевых программ;
обеспечение учета интересов инвалидов при подготовке нормативных правовых актов края.
Координационный совет действует на основе Положения, утверждаемого Губернатором края.[7]
Инвалидность это беда, о которой особенно не задумываешься, пока она не коснется тебя лично. Любой из нас не застрахован от нелепых случайностей, травм, болезней. Это испытание жизни. Потеря своих физических возможностей. Полная или частичная зависимость от окружающих людей и перевод стрелок жизни на иной путь. Порой это тяжелое испытание растягивается на долгие годы и на всю жизнь.
Среди социальных групп, испытывающих наибольшие трудности при проведении экономических реформ в России, инвалиды занимают особое место. Они острее воспринимают экономическое и социальное неравенства, несостоятельность государства при обеспечении социальных гарантий.
В результате тяжелой экономической ситуации в стране большинство инвалидов и семьи, имеющие детей-инвалидов, оказались в числе беднейших слоев населения.
В настоящее время в России каждый десятый человек - инвалид. Численность инвалидов в стране постоянно растет.
С принятием Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" в нашей стране была заложена основа современной правовой базы социальной защиты инвалидов.
Впервые приоритетным в социальной политике государства в отношении инвалидов признано реабилитационное направление, понимаемое как система мер, направленных на восстановление социального статуса и достижение материальной независимости инвалидов с ориентацией на общепризнанные международные стандарты.
Вместе с тем, положение инвалидов на рынке труда остается весьма сложным. Проблема профессиональной реабилитации и социально-трудовой адаптации инвалидов особенно обострилась в условиях переживаемого страной финансового кризиса.
Формирование нормативной базы, обеспечивающей проведение всего комплекса мероприятий по реабилитации инвалидов нельзя считать завершенным. Не полностью решены вопросы распределения компетенции органов государственной власти различного уровня в вопросах финансирования программ реабилитации инвалидов.
Крайне недостаточное финансирование из федерального бюджета расходов по обеспечению инвалидов протезно-ортопедическими изделиями во многих регионах привело к практическому прекращению протезно-ортопедической помощи инвалидам.
В сложнейшую проблему превратилось обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, специальным автотранспортом.
В нарушение статьи 13 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" до настоящего времени Правительством РФ не определен порядок финансирования предоставляемой инвалидам квалифицированной медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение.
Инвалиды практически лишены возможности получения бесплатной специализированной медицинской помощи в федеральных медицинских центрах, повсеместно нарушаются их права на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение.
Медленно реформируется система профессионального образования инвалидов, не обеспечивается необходимый уровень финансирования входящих в нее учреждений, не сформирована система трудоустройства и социально-бытовой адаптации инвалидов с детства по окончании ими коррекционных образовательных учреждений.
Давно назрела необходимость разработки федерального закона "Об общественных объединениях инвалидов", регулирующего особенности создания и деятельности (в том числе хозяйственной) различных организационно-правовых форм общественных объединений инвалидов, модели их взаимодействия с государством.
Закон, который призван защищать права инвалидов на достойную и полноценную жизнь, до сих пор в полную силу не работает!
В чем причина? Это и отсутствие финансовой и правовой базы, и отсутствие должного контроля со стороны Правительства РФ, и бюрократический беспредел чиновников, и юридическая безграмотность инвалидов в большей своей массе, и пассивность инвалидов.
1. Федеральный закон «О социальной защите населения инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 20 июля 1995 года (в ред. Федеральных законов от 24.07.1998 N 125-ФЗ, от 04.01.1999 N 5-ФЗ, от 17.07.1999 N 172-ФЗ, от 27.05.2000 N 78-ФЗ, от 09.06.2001 N 74-ФЗ, от 08.08.2001 N 123-ФЗ, от 29.12.2001 N 188-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 23.10.2003 N 132-ФЗ).