Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 13:18, реферат
Задачи работы:
1. Раскрыть понятие "инвалид" в рамках современного законодательства.
2. Проанализировать цели и правовую основу социальной политики в отношении инвалидов.
3. Рассмотреть вопросы социальной политики в области реабилитации и обеспечения жизнедеятельности инвалидов.
Введение 3
1. Понятие "инвалид" в современном законодательстве 5
2. Цели и правовая основа социальной политики в отношении инвалидов 6
3. Социальная политика в области реабилитации и обеспечения жизнедеятельности инвалидов 8
4. Компетенция органов государственной власти и координация деятельности в области социальной защиты инвалидов 13
Заключение 18
Список литературы 21
Приложение 22
Содержание
Введение
1. Понятие "инвалид" в современном законодательстве
2. Цели и правовая основа социальной политики в отношении инвалидов
3. Социальная политика в области реабилитации и обеспечения жизнедеятельности инвалидов
4. Компетенция органов государственной власти и координация деятельности в области социальной защиты инвалидов
Заключение
Список литературы
Приложение
На сегодняшний день в России проживает 14 миллионов инвалидов, в настоящий момент около 2000 инвалидов находятся в Красноярском крае. Так, в 2000 г. на 10000 здорового населения группы инвалидности получили 91, в 2001 г. – 84, в 2002 г. – 83. Причины оформления инвалидности – сердечно-сосудистые патологии, онкологические последствия, различные травмы. В 2002 г. количество инвалидов 1 и 2 группы на 10000 здоровых людей составляло 74. Большая часть (до 77 %) инвалидов не трудоустроены. Все эти данные указывают на особую актуальность проблемы социальной и правовой защиты инвалидов в современном российском обществе.
Закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - основной правовой фундамент современной государственной политики в отношении инвалидов.
20 декабря 1993 года ООН были приняты Стандартные правила равных возможностей для инвалидов, которые базировались на ключевых Международных документах и аккумулировали опыт многих стран.
Именно в это время, когда Международные правовые акты, под которыми стоит подпись России, обязали нашу страну устранить все препятствия для активной жизни инвалидов, и был принят Закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", который определил весь комплекс поддержки жизнедеятельности инвалидов - медицинской, социальной и профессиональной. Закон гарантирует российским инвалидам право на достойную и полноценную жизнь, на создание такой инфраструктуры, которая снимает барьеры между инвалидами и здоровыми людьми.
Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон «О социальной защите населения инвалидов в РФ», целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Социальная политика в отношении инвалидов реализуется в соответствии с законодательством об инвалидах и позволяет устанавливать льготы и права инвалидам.
Учитывая актуальность вышеобозначенной проблемы, мы сформулировали цель данной работы: исследовать теоретические и практические аспекты социальной политики в отношении инвалидов.
Задачи работы:
1. Раскрыть понятие "инвалид" в рамках современного законодательства.
2. Проанализировать цели и правовую основу социальной политики в отношении инвалидов.
3. Рассмотреть вопросы социальной политики в области реабилитации и обеспечения жизнедеятельности инвалидов.
4. Обозначить вопросы компетенции органов государственной власти и координации деятельности в области социальной защиты инвалидов.
Современное законодательство дает следующую трактовку данного понятия: «Инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Ограничение жизнедеятельности – это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".[1] Тем самым Закон в соответствии с международными и российскими правовыми актами устранил противоречия в части определения понятия ребенок-инвалид.
Права и льготы, установленные для детей-инвалидов и их родителей (законных представителей), распространяются на детей в возрасте до 18 лет, которым до вступления в силу настоящего закона была уже установлена группа инвалидности.
Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На граждан, признанных в установленном законом порядке инвалидами распространяются льготы, установленные законом «О социальной защите населения инвалидов в РФ».
Социальная политика в отношении инвалидов определяется необходимостью обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, социальной и правовой защищенности, поддержания их жизненного уровня, создания условий для активного участия инвалидов и их объединений в общественной и трудовой деятельности.[2]
Приоритетами социальной политики органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении инвалидов являются:
- профилактика инвалидности среди детского и взрослого населения края;
- формирование единой системы реабилитации инвалидов, осуществление органами социальной защиты населения координации и контроля за реализацией реабилитационных мероприятий;
- создание предприятий, учреждений и организаций Государственной службы медико-социальной экспертизы;
- развитие реабилитационной индустрии с целью производства изделий, облегчающих быт и труд инвалидов;
- обеспечение занятости инвалидов;
- дальнейшее развитие государственных и негосударственных организаций социальной защиты инвалидов (центров реабилитации), обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности;
- подбор и подготовка специалистов, владеющих методами реабилитационно-экспертной диагностики, восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности;
- информационное обеспечение инвалидов и их законных представителей об их правах и реабилитационных возможностях;
- обеспечение реализации консультативной функции общественных объединений инвалидов в принятии решений по вопросам, касающимся инвалидов.
Правовую основу социальной политики в отношении инвалидов образуют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав и другие правовые акты органов местного самоуправления.[3]
Программа реабилитации инвалидов представляет собой перечень реабилитационных мероприятий, осуществляемых в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвалидов за счет средств федерального и краевого бюджетов и других источников финансирования в соответствии с действующим законодательством. Органы местного самоуправления вправе утверждать и финансировать за счет собственных средств перечень реабилитационных мероприятий, осуществляемых на территориях муниципальных образований с учетом социально-экономических и иных особенностей в дополнение к федеральной базовой программе.[4]
Единая система реабилитации инвалидов основывается на взаимодействии органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также коммерческих и некоммерческих организаций различных форм собственности, независимо от ведомственной принадлежности, осуществляющих мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов. Координацию и контроль за проведением реабилитационных мероприятий осуществляют органы социальной защиты населения. Основными задачами органов государственной власти и местного самоуправления в области реабилитации инвалидов являются:
- изучение наиболее эффективных путей реализации федеральной, краевой и территориальных программ реабилитации инвалидов;
- развитие межведомственных учреждений стационарного, дневного пребывания, обслуживания на дому, обучения инвалидов восстановлению их жизнедеятельности;
- организация рабочих мест со специально созданными условиями для инвалидов с учетом особенностей и рода занятий;
- организация профессионального обучения трудоспособных инвалидов;
- разработка и внедрение перечня видов, объемов социальных услуг инвалидам по месту жительства и условий их предоставления с учетом медицинских рекомендаций;
- создание условий инвалидам для свободного и безопасного доступа к объектам социальной инфраструктуры, для беспрепятственного пользования общественным транспортом.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида – это разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральной базовой программой реабилитации инвалидов.
Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим и иным средством реабилитации или видом реабилитации, включая автомобили, кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами. (в ред. Федерального закона от 23.10.2003 N 132-ФЗ)
Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое или иное средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического или иного средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду (в ред. Федерального закона от 23.10.2003 N 132-ФЗ)
Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.[5]
Также инвалиды имеют право на получение бесплатной квалифицированной и специализированной медицинской помощи. Перечень медицинских услуг, предоставляемых инвалидам бесплатно, порядок и условия оказания квалифицированной медицинской помощи различным категориям инвалидов определяются в соответствии с действующим законодательством.
Инвалидам создаются условия для свободного и безопасного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, средствам связи и информации, спортивным сооружениям, культурно-зрелищным и другим учреждениям для беспрепятственного пользования общественным транспортом и транспортными коммуникациями.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и пользования их инвалидами не допускаются.
При проектировании строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры дополнительные затраты по обеспечению доступа инвалидов предусматриваются в сметных расчетах проектов и указанные затраты финансируются собственниками объектов.
Проведение мероприятий по приспособлению объектов социальной и производственной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и пользования их инвалидами осуществляется в соответствии с федеральными и краевыми целевыми программами, утвержденными в установленном порядке. Разработка проектных решений на новое строительство зданий, сооружений и их комплексов без согласования с соответствующими органами исполнительной власти края и учета мнения общественных объединений инвалидов не допускается. Организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, не выполняющие предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мер по приспособлению действующих средств транспорта, связи, информации и других объектов социальной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, отчисляют в соответствующие местные бюджеты средства в порядке и размерах, устанавливаемых законом при участии координационного совета по делам инвалидов.