Социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 19:25, контрольная работа

Описание работы

Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов. Вместе с тем следует учитывать, что нет устоявшегося мнения относительно того, что следует понимать под выражением «социальная политика».

Содержание

Введение ………………………….………...…….……….....…………….......3
1. Понятие социальной политики …………………...………...……….…..5
2. Социальная политика государства…………………………...…...10
2.1 Системы социальной защиты ...……….………….…………….............10
2.2 Социальная ответственность бизнеса…………………........................…11
3. Основные направления социальной политики…………………..…...14
Заключение…………………….…

Работа содержит 1 файл

Социальная политика.docx

— 54.27 Кб (Скачать)

Возможные несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания охватываются системой страхования от несчастных случаев. Здесь речь идет о различного рода переплетениях, распределении и правах застрахованных. Большие затраты на финансирование последствий несчастных случаев на производстве являются важной причиной интенсификации государственной политики защиты работополучателей. Необходимо, чтобы финансирование осуществлялось на 100% за счет взносов предприятий или работодателей, т.к. в соответствии с принципом причинности вопрос о начислении издержек (затрат), связанных с последствиями несчастных случаев, будет отнесен к предприятиям. [4.95]

Социальная  защита работников, как важнейшее  направление социальной политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения  во всех странах составляют работающие, единственным ( или основным ) доходом которых является заработная плата, а это означает, что они экономически уязвимы и им не на что опереться, кроме государственной власти. Кроме того, в любом государстве имеется значительное количество нетрудоспособных лиц и лиц с пониженной трудоспособностью, требующих особого внимания государства. Ко всему этому можно добавить, что политика государства в области социальной защиты занятых базируется на неравенстве сторон на рынке труда. Наемный работник является слабой по сравнению с работодателем стороной, поскольку не обладает собственностью на средства производства и вынужден продавать свою рабочую силу. Действия государства в этой сфере должны быть нацелены на финансовую поддержку работников в случае нанесения ущерба здоровью последних или в иных случаях. Для этого государство разрабатывает определенные правовые нормы, обеспечивающие создание системы договоров, которые заключают между собой работники и предприниматели. Государство, проводя такие меры, исходит из того, что в социальных взаимоотношениях между работниками и работодателями речь должна идти не просто о купле - продаже товаров, а о социальном статусе личности. [2.165]

Международная практика и отечественный опыт свидетельствуют  о том, что к важнейшим принципам  социальной защиты работников следует  отнести:

  • социальная ответственность общества и государства за бережное отношение к личности, к защите достоинства человека, его права на свободный труд, свободу выбора профессии, места работы и обучения, охрану труда, обеспечение приемлемых условий труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию утраты трудоспособности, что соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека, социальных пактов и других документов ООН, МОТ и других признанных международных норм ;
  • социальная справедливость в области трудовых отношений - равные права на условия и охрану труда, сохранения здоровья, работоспособности и трудоспособности граждан, высокий уровень компенсации утраты трудоспособности, обеспечение медицинского, социальной и профессиональной реабилитации ;
  • всеобщий и обязательный характер защитных работников от социальных и профессиональных рисков, обеспечение права на социальную защиту как главного ориентира социально - экономического развития общества ;
  • минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков, доступность и открытость соответствующей информации;
  • государственные гарантии связанные с социальной защитой при одновременной самостоятельности и самоуправляемости негосударственных систем и программ защиты ;
  • заинтересованность всех основных субъектов защиты (государство, предприниматели, товарищества социального страхования и широкий круг профессиональных организаций трудящихся) в формировании и совершенствовании тех или иных систем и форм защиты;
  • солидарность всех субъектов социальной защиты на основе “социальных договоров”, касающихся распределения финансового бремени по компенсации и минимизации социальных и профессиональных рисков ;
  • экономическую и социальную свободу работников в области труда - выбор профессии с приемлемыми уровнями социальных и профессиональных рисков, возможность получения профессионального образования, места работы, свободы ассоциаций;
  • личную ответственность работников за сохранение своего здоровья, работоспособности и трудоспособности, правильный выбор профессии, места работы ;
  • многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты - от государственных гарантий для всех трудящихся до узконаправленных мер для отдельных их категорий и профессиональных групп;
  • многосубъектность социальной защиты - субъектами социальной защиты должны выступать: государство (в лице ведомств и министерств), работодатели, товарищества по страхованию, региональные органы управления;
  • многоаспектность и разнонаправленность мер социальной защиты - предметом внимания должны стать условия и оплата труда работников, профессиональная подготовка, медицинское обслуживание, компенсация утраты работоспособности и реабилитационные услуги. [2.168-171]

Социальная  политика в области заработной платы  должна реализовываться дифференцированно. Регулирующие вмешательство осуществляется в основном в тех случаях, когда  степень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции  его в противостоянии с работодателем  относительно слабы. Это главным  образом касается тех видов трудовых процессов, которые требуют неквалифицированного труда. В отношении таких категорий  населения фиксируется минимальный  уровень заработной платы, ниже которого выплачивать ее, не разрешается. С  помощью законов государство  определяет также ритм оплаты труда (допустим, каждые 14 дней или ежемесячно). [1.245]

В некоторых  случаях политика заработной платы  предусматривает введение предельного  уровня последней  и сохранение его  в течение определенного отрезка времени. Возможно также использование ограничений на темпы роста оплаты труда. Данные меры применяются для предотвращения инфляции и устранения трудностей в области платежного баланса.

Социальная  политика на рынке труда.

Государственная политика в этой области делает особенно отчетливым переход системы чистого  страхования по безработице к  поиску профилактических мер по предотвращению возможных трудностей в трудовой деятельности и на рынке труда.

Социальная  политика применительно к рынку  связана прежде всего с возможностями государства влиять на спрос на рабочую силу. Кроме того, воздействие на этот рынок идет с помощью корректировки правовых норм, касающихся использования в стране иностранной рабочей силы. Регулирование может осуществляться и сокращением доступа некоторых групп работников на рынок труда (например, с помощью сокращения пенсионного возраста). Кроме того, государство может влиять на рынок труда, информируя о его состоянии заинтересованные органы. Весьма серьезное воздействие на этот рынок оно оказывает и тем, что берет на себя организацию и финансирование системы переобучения работников в связи со структурными сдвигами в экономике. [1.273]

Инструментарий  социальной политики в области рынка  труда включает в себя наряду с  произведением компенсационных  выплат при безработице и в  период поиска работы предоставление консультаций по профориентации, трудоустройству  и профессиональному обучению, облегчающих  вступление в трудовую жизнь или  смену профессии. Финансовые средства из фонда страхования по безработице  должны использоваться эффективно, например, в целях финансирования мероприятий  по профессиональному обучению, реабилитации, облегчающей возвращение к трудовой деятельности, а также в качестве вспомогательных средств для создания и изменения структуры рабочих мест.

Наряду с  этим целью современной политики обеспечения занятости является также решение проблем особых групп работающего населения (пожилых людей, инвалидов, женщин, молодежи, иностранцев).

Жилищная  политика.

Политика  обеспечения необходимых жилищных условий рассматривается в современных  западных странах как инструмент социальной политики. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают  территориальную подвижность рабочей  силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает  особую значимость, ибо повышает эффективность  производства. [1.279]

В традиционном варианте это направление социальной политики проводится путем выделения  из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Однако есть и альтернативные варианты: государство в состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство. При этом используются различные возможности. Например, территориальные органы власти создают относительно дешевые комплексы жилья и сдают их в наем семьям с низкими доходами. Еще один путь социальной поддержки в этой области предполагает использование жилья, построенного частными строительными кооперативами. Роль государства в этом случае сводится к тому, что оно бесплатно предоставляет строительным организациям землю, осуществляет их льготное кредитование или применяет к ним более мягкое налогообложение. В рамках данного варианта государство обычно контролирует величину оплаты жилья. В отдельных случаях приходится поступать еще более решительно: изымать из частной собственности землю и использовать ее для государственного жилищного строительства. [1.293] 

Заключение.

   После рассмотрения и анализа вышеизложенных проблем и предложений по их решению, без которых немыслимо существование и плодотворная жизнедеятельность нашего общества, напрашивается единственно возможный в этой непростой ситуации вывод, что для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики и успешного создания эффективного социально-защитного механизма являются следующие конкретные шаги, как незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения ;  оказание государственной помощи в создании и поддержке таких новых, присущих рыночной экономике институтов, как биржи труда, рынок рабочей силы,  центры занятости и повышения квалификации. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Курс экономической теории \ под редакцией М.Н. Чепуриной, Е.А. Киселевой: учебник для вузов- СПб .Изд «Вятка».1994-422с.

2. Соколинский В., Исалова М. Экономическая политика (спецкурс). Лекция № 5. Социальная политика Российский экономический журнал - 1996 г., № 3, стр. 98 - 103.

3. « Социальная ответственность бизнеса, глобальный контекст и Российские реалии » \ И.Соболева \\ Вопросы экономики, 2005-№10-с.90-100.

4. Экономическая теория \ под редакцией А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: учебник для вузов- СПб .Изд. СПбГУЭФ, изд «Питер Ком».1999-554с.

5. Социальная политика [Wikipedia®] – Режим доступа: www.URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Социальная_политика. - (дата обращения 31.05.2012)

 

 


Информация о работе Социальная политика государства