Социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 19:25, контрольная работа

Описание работы

Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов. Вместе с тем следует учитывать, что нет устоявшегося мнения относительно того, что следует понимать под выражением «социальная политика».

Содержание

Введение ………………………….………...…….……….....…………….......3
1. Понятие социальной политики …………………...………...……….…..5
2. Социальная политика государства…………………………...…...10
2.1 Системы социальной защиты ...……….………….…………….............10
2.2 Социальная ответственность бизнеса…………………........................…11
3. Основные направления социальной политики…………………..…...14
Заключение…………………….…

Работа содержит 1 файл

Социальная политика.docx

— 54.27 Кб (Скачать)

Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трем направлениям.

Первое направление характеризуется тем, что часть поступлений, получаемых населением, находится в зависимости от труда, но при этом принимаются во внимание и размеры удовлетворенных потребностей.

Втрое направление характеризуется тем, что проводимые выплаты не имеют связи с трудом данного работника, а в расчет берется размер потребностей, на удовлетворение которых эти выплаты направляются. Эти выплаты охватывают пособия па детей многодетным работникам, одиноким матерям, на специализированное лечение, дотации государства на содержание детей в детских учреждениях, в школах-интернатах. Размер такой дотации зависит от количества детей и уровня доходов родителей.

Особенность третьего направления определяется тем, что основная их часть, выступающая в форме льгот и услуг, поступает населению непосредственно в натуральной форме через соответствующие учреждения непроизводственной сферы. Эта часть распределяемых средств формирует своего рода «дополнительные» доходы: они не проходят через бюджет семьи и ими нельзя распоряжаться по ее усмотрению. Такие доходы распределяются без учета меры индивидуального труда и целиком определяются интересами и возможностями общества на данный конкретный исторический момент. Потребителем части государственной помощи выступают не все трудящиеся вообще, а только те, которые имеют в этом потребность и только в меру этой потребности. [1. 441-442]

  Формой социальной защиты в условиях устойчиво галопирующей инфляции является индексации доходов, используемая не только как временная мера но и как постоянно действующий элемент социальной защиты.

Государственная индексация доходов — это система мер, компенсирующая (в устанавливаемой мере) потерю доходов в результате роста стоимости жизни. В первую очередь она направляется лицам, получающим фиксированные доходы. Оценка изменения стоимости жизни осуществляется из расчета индекса цен и тарифов фиксированного набора товаров и услуг, составляющих потребительскую корзину. Потребительские корзины, отражающие объем и структуру семейных расходов, дифференцированы по доходным группам. Принципиально важно, по какой из корзин — минимальной или средней — ведется индексация.

Программы социальной помощи призваны смягчить различия в уровне доходов, вызванные не различиями в труде, а причинами, стоящими вне самого процесса труда, а также способствовать удовлетворению ряда потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирования способностей к труду, развития личности, достижения более высокого общеобразовательного и культурного уровней, доступного здравоохранения, пенсионного обеспечения. Но поскольку эта форма распределения затрагивает интересы общества в целом и каждого его члена. [1.448-449]

 

2.2 Социальная ответственность  бизнеса

 

Проблема социальной ответственности  предпринимательства привлекает повышенное внимание российских исследователей, предпринимателей и политиков. Однако подавляющая часть дискуссий концентрируется на вопросе о том, может ли социальная ответственность бизнеса ограничиваться только своевременной уплатой налогов и выплатой достойной заработной платы или он должен принять на себя дополнительные социальные обязательства, прежде всего по разработке и реализации различных благотворительных программ.

Критерием социальной ответственности  поведения бизнеса  является наличие  нерыночных элементов в воспроизводственном  поведении фирмы, связанных с  формированием партнерских отношений. Социальная ответственность предполагает изменение фирмы в собственно экономической сфере, то  есть, выстраивание отношений со всеми вовлеченными в ее деятельность сторонами - работниками, потребителями и поставщиками, местными властями, государством. То есть при принятии решений о том, что производить, как производить, для кого производить, социально ответственный предприниматель (корпорация-гражданин) руководствуется не только критерием рыночной целесообразности, прибыльности, но и критериями, учитывающими интересы сторон. В классической рыночной схеме "провалы" рынка компенсирует государство. В новой концепции социально ответственный предприниматель (в более зрелой модели — социально ответственное бизнес-сообщество) стремится хотя бы отчасти восполнить эти "провалы" собственными силами.

Таким образом, бизнес постепенно переходит от одномерной, определяемой исключительно критерием рыночной рациональности шкалы ценностей к многомерной шкале, учитывающей экономические, социальные и этические аспекты его деятельности. Этот процесс протекает в русле общей тенденции социализации экономического развития.

Создавая  предпосылки для устойчивого  развития, социально ответственное поведение в долгосрочной перспективе способно давать ощутимые экономические выгоды и отдельной фирме, и экономике в целом.   Согласно данным обследования крупнейших компаний Группой индекса устойчивости Доу-Джонса те из них, которые в своей деятельности были,  ориентированы на социальные, экологические и этические приоритеты, имели экономические показатели,  чем остальные.

Тем не менее в краткосрочном социальные инвестиции означают дополнительные издержки соответственно снижение конкурентоспособности. От сюда следует два важных вывода:

- социально  ответственное поведение могут  позволить себе в первую очередь  наиболее сильные компании, имеющие  запас прочности конкурентные  преимущества.

- для  распространения социальной ответственности  она должно стимулироваться как  государством, так и обществом. 

Со стороны  государства это принимает как правило форму налоговых льгот, что как нельзя более актуально в современных российских условиях. Стимулирование со стороны гражданского общества осуществляется по средствам нормативного принуждения.

  Оно формируется как результат предпочтений значительной части населения:

- покупки товаров у социально ответственных производителей 
(согласно данным опросов, в развитых странах 80-90% потребителей 
делают выбор в пользу компаний, которые вовлечены в социально 
значимые проекты)

-инвестирования  денежных средств в акции социально  ответственных фирм;

-связывания  своей трудовой карьеры с социально ответственным работодателем

Анализ  развития социально ответственного поведения  позволяет выделить несколько уровней социальной ответственности предпринимательства:

Первый — базовый уровень. Его  требования заключаются лишь в добросовестном выполнении своих прямых обязательств перед обществом и государством в соответствии с установленными правилами игры:

-регулярно  выплачивать заработную плату,  размер которой 
должен обеспечивать нормальное воспроизводство рабочей силы раз 
личной квалификации;

-соблюдать  нормы трудового законодательства;

-своевременно  и в полном объеме уплачивать  все положенные 
налоги;

-обеспечивать  установленные стандарты качества  продукции.

 

Второй  уровень связан с развитием партнерских  внутрифирменных отношении и  предполагает непосредственный учет интересов  работников на основе переговорного  процесса. В дополнение к соблюдению перечисленных выше базовых обязательств этот уровень гарантирует предоставление работникам некоторого набора льгот и социальных услуг:

  • инвестиции в человеческий капитал, в том числе в профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала, в совершенствование организации и обогащение содержании труда, а также в охрану труда и здоровья работников;
  • социальные инвестиции, отдача от которых носит преимущественно косвенный характер и трудно поддается учету, такие, как улучшение пенсионного и жилищного обеспечения, программы, направленные не на самого работника, а на членов его семьи.

Третий  уровень охватывает программы, сфера  действия которых выходит за рамки  предприятия. Объектом социальных инвестиций в данном случае становится население  территорий либо отдельные его категории, где разворачивается деятельность корпорации.  Сюда попадают все благотворительные  программы и частично программы (например,  вложения в транспортную инфраструктуру региона, благоустройство территории, освещение улиц).  В отличие от имперсонального отчисления налогов данная форма позволяет проследить за целесообразным использованием средств и получить конкретный конечный результат в виде повышения качества жизни и улучшения среды обитания.

Таким образом, социально ответственные субъекты предпринимательства получают весомые экономические преимущества, обусловленные повышением конкурентоспособности товарного знака и ростом инвестиционной привлекательности компании, расширением возможностей привлечения квалифицированных кадров (повышением конкурентоспособности на рынке труда). Отдельные предприниматели и бизнес-сообщество в целом получают следующие выгоды: снижение риска потери репутации; усиление лояльности и конструктивного сотрудничества с персоналом, инвесторами, потребителя, смежниками, правительственными ведомствами, местными сообществам  и общественными     организациями. [3.92-97] 

3. Основные направления социальной      политики.     

 

 

Практика  проведения социальной политики в развитых странах выработана несколько направлений  в ее реализации. К ним относятся: социальное страхование; социальную защиту работников, политику в области заработной платы; социальные меры на рынке труда; жилищную политику.

Социальное  страхование - наиболее важная часть  политики государства в социальной сфере. В процессе производства работники  могут потерять (по ряду объективных причин, например, из-за травмы) возможность продолжать работу. При этом они лишаются источника дохода. Для решения возникшей в этом случае проблемы существует две возможности. Первая - выплата определенной суммы за причиненный ущерб. Однако единовременное пособие не дает ему возможности существовать длительное время. Следовательно, предпочтительнее второй путь: социальное страхование.

Необходимо  правильно понимать смысл, значение социального страхования - как основного  механизма социальной защиты работников в условиях рыночной экономики. Именно на этой основе социальное страхование  может стать реальной базой достижения социальной стабильности и согласия. Все это свидетельствует о  необходимости восстановления страхового характера данного вида социальной защиты. В зависимости от соблюдения принципов страхования и обеспечения  им адекватных источников финансирования можно выделить 3 модели организации  социального страхования:

1.В первой модели страховые начала не развиты. Размер выдаваемых социальных пособий и выплачиваемых пенсий зависит от ряда второстепенных внешних факторов, от служебного положения. Недостаток денежных средств покрывается учредителями. Подобная система способна обеспечить лишь невысокие уровни защиты и может существовать только в условиях бездефицитного государственного бюджета. Рыночным условиям хозяйствования, как правило, свойственен дефицит государственного бюджета, а значит, велика вероятность того, что государство не сможет выполнить своих обязательств. [2.248]

2.Отличительная черта второй модели - страхуемые и страхователи делают взносы, однако расчеты с ними не учитывают степени вероятности наступления того или иного страхового события, т.е. социального риска. Страхование фактически осуществляется в пользу третьих лиц, и накопление финансовых средств никак не связано с ростом обязательств.

3.Третья модель строится, исходя из страхования социальных рисков. Величина накопленных средств, в каждый конкретный момент времени соответствует взятым страхователями обязательствам. Выплаты не могут превышать установленного соотношения между выдаваемыми пособиями и поступлениями. Эта модель социального страхования обычно предусматривает способы покрытия дефицита средств путем образования запасных фондов, перестрахования рисков и т.д.. Такая форма организации социального страхования достаточно гибка: не возникает технических трудностей как при объединении нескольких видов страхования, так и при их разделении, при выходе из фондов страхования группы участников или при привлечении новых.

Система социального  страхования строится на определенных принципах. Во-первых, оно имеет законодательную основу. Во-вторых, оно обязательно для лиц, работающих в условиях риска (впрочем, страхование может осуществляться и на добровольной основе). В-третьих, система социального страхования предусматривает участие государства в финансировании соответствующих выплат. Делятся это либо в форме снижения выплачиваемых самими работниками сумм, либо за счет повышения предлагаемых государством пособий. В-четвертых, система социального страхования ориентируется на помощь прежде всего слабым в экономическом отношении членам общества.

Практика  определила несколько форм социального  страхования. Во многих цивилизованных странах применяются следующие: страхование от несчастного случая, болезни, в связи с родами и уходом за ребенком, по инвалидности, в случае потери работы, пенсионное страхование.

Важнейшим направлением политики пенсионного страхования  является осуществление концепции  “динамической пенсии”: приведение пенсий в соответствии с уровнем  заработной платы работающего населения. Тем самым удастся воспрепятствовать  обесценению (вследствие инфляции) средств, которые были накоплены работником, путем регулярных отчислений. [2.288]

В обязанности  государства входит обеспечение  функционально - способной системы  институтов страхования на случай болезни. Например, обеспечение в случае заболевания  почти для 90% граждан ФРГ гарантируется  путем установленной законом  системы страхования на случай болезни. Около 10% граждан застрахованы частным образом. Заболевший во время болезни дохода не теряет. Работодателей закон обязывает продолжать выплату заработной платы в течение шести последующих недель.

Информация о работе Социальная политика государства