Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:20, курсовая работа
Современная социально-экономическая, морально-психологи¬ческая и духовная ситуация в Республике Беларусь крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место нестабильность в экономике, остро ощущается дефицит государственного бюджета, практически не снижа¬ется численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляют¬ся тенденции неблагополучия, в том числе социальные девиации.
Введение
1. Социальная политика: понятия, направления, принципы, уровни….....5
2. Основные приоритеты социальной политики Республики Беларусь и повышение уровня и качества жизни населения…………………..………...8
3. Пути совершенствования социальной политики в РБ……… ….……..15
Заключение
Список литературы
В
нашей стране правительство немалую
роль уделяет совершенствованию
социальной политики. Разрабатываются
и реализуются многие социальные программы.
Я хочу рассмотреть некоторые из них.
Пенсионное
обеспечение – важнейшее направление
социальной политики. На нынешнем этапе
развития национальная пенсионная система
Республики Беларусь столкнулась с целым
рядом внутренних и внешних проблем. Дефицит
средств и проблемы экономики затрудняют
возможности поддержания достаточного
уровня пенсионного обеспечения и должной
дифференциации пенсий в соответствии
с трудовым вкладом. Отрицательное влияние
оказывает старение населения и, как следствие,
рост пенсионеров при сокращении численности
занятых в экономике.
Основной
целью социальной политики Республики
Беларусь в области пенсионного обеспечения
является повышение уровня жизни пенсионеров
через создание стабильной, финансово
устойчивой пенсионной системы, удовлетворяющей
принципам социальной справедливости,
способной противостоять будущим демографическим
изменениям.
Стратегической задачей
реформирования пенсионной системы является
создание многоуровневой пенсионной системы,
сочетающей в себе как распределительные,
так и накопительные механизмы. В перспективе
в соответствии с социально-экономическими
программными документами в республике
предусматривается:
- проведение организационно-структурных
преобразований в системе пенсионного
обеспечения, принятие пакета законодательных
актов, регулирующих отношения в рамках
каждой составляющей пенсионной системы;
- развитие государственного
пенсионного страхования как основной
составляющей пенсионной системы, рационализация
условий и норм предоставления пенсий
на основе установления более тесной зависимости
размера пенсии от страхового стажа и
заработка;
- совершенствование
индивидуального (персонифицированного)
учета в пенсионном страховании в целях
наиболее полного сбора страховых платежей
и учета накопленных пенсионных прав;
- обязательное пенсионное
страхование для работников, занятых в
неблагоприятных условиях труда или определенными
видами профессиональной деятельности.
Важной составляющей
повышения уровня и качества жизни населения,
вовлеченного в трудовую деятельность,
является социальное страхование. Его
развитие в Республике Беларусь необходимо
направить на обеспечение гарантий по
защите населения от социальных и профессиональных
рисков, сопряженных с утратой заработка,
работы или здоровья, формирование достаточной
экономической базы для возмещения основных
социальных страховых рисков.
В области
организации системы социального страхования
необходимо решить две важнейшие задачи:
обеспечить объективную оценку, учет и
анализ уровня и факторов социального
риска для различных категорий работников;
добиться справедливого распределения
ответственности за отдельные виды риска
между субъектами социально-трудовых
отношений.
Основными
задачами в области социальной защиты
населения являются обеспечение государственной
поддержки нуждающихся групп населения,
повышение уровня государственных минимальных
социальных гарантий, оптимизация программ
предоставления помощи.
В ближайший
период в республике предусматривается
завершить реформирование системы социальной
защиты граждан, направленной на реализацию
принципа адресности, обеспечить доведение
государственных минимальных социальных
гарантий до уровня нормативов стоимости
жизни, продолжить совершенствование
системы социальных пособий и выплат,
механизмов защиты доходов населения
от инфляции. Важным направлением является
создание комплексных территориальных
центров социального обслуживания, обеспечивающих
оказание максимальной и разносторонней
помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам,
семьям, детям и другим категориям населения.
В комплексе
мер по обеспечению устойчивого развития
в республике должна быть повышена значимость
социальной поддержки ветеранов и инвалидов.
Основным направлением государственной
социальной политики по отношению к инвалидам
должно стать реабилитационное направление,
ориентированное, прежде всего, на использование
социальных механизмов компенсации и
адаптации.
Важнейшим
условием реализации этих мер должна стать
координация различных видов государственной
социальной поддержки граждан и создание
единой информационной системы социальной
помощи.
Президентская программа "Дети Беларуси" на 2001-2005 годы была утверждена указом Президента Республики Беларусь от 24 мая 2001 г. № 281.
Благодаря предпринятым мерам в республике организована разноуровневая система оказания помощи беременным женщинам. В результате внедрения современных технологий уровень младенческой смертности в стране снизился в 2005 году до 6,4 на 1000 детей, родившихся живыми. Это является самым низким показателем среди стран СНГ.
Проведена значительная работа по укомплектованию родильных домов и других лечебно–профилактических учреждений современным медицинским оборудованием и специальным автотранспортом. Охват детей профилактическими прививками от инфекций, включенных в программы иммунизации, составил 99%, что превышает критерии Всемирной организации здравоохранения, установленные на уровне 95%.
Все дети, пострадавшие в результате катастрофы на ЧАЭС, проходят ежегодную диспансеризацию.
Глава
государства Александр
Президентская программа «Дети Беларуси» - самая успешная социальная программа, предметно решающая вопросы улучшения положения детей, обеспечивающей их социальную защиту. Проект программы на 2006–2010 годы, является логическим продолжением программ 1998–2000, 2001–2005 годов.
Задания предыдущих двух программ выполнены в полном объеме. Сформирована отвечающая социально–экономическим реалиям республики законодательная база по защите прав семьи и детей. Приняты конкретные меры по профилактике социального сиротства. Создана система учреждений социального обслуживания семей и детей, состоящая из 156 центров. Расширены возможности получения детьми–инвалидами базового профессионального образования. Создано 5 тыс. 113 классов интегрированного обучения для детей с особенностями психофизического развития.
Проект новой президентской программы "Дети Беларуси" на 2006–2010 годы разработан по поручению Главы государства и включает семь подпрограмм: "Дети Чернобыля", "Дети–инвалиды", "Дети–сироты", "Дети и закон. Воспитание личности", "Совершенствование системы социального обслуживания семьи и детей", "Детское питание", "Охрана здоровья и формирование здорового образа жизни". За реализацию каждой из них определены ответственные министерства и ведомства. 21 марта 2006 г. проект этой программы был одобрен Президиумом Совета Министров Республики Беларусь.
Основная
цель программы "Дети Беларуси" на
2006–2010 годы — обеспечение условий,
необходимых для полноценного физического,
умственного и духовного
На первое место ставится подпрограмма "Социальная защита семей и детей", предусматривающая мероприятия по социальной защите всех детей и всех семей, воспитывающих детей. Намечено повышение размера пособий по уходу за детьми в возрасте до трех лет. В 2008 году размер пособий вырастет до 80% бюджета прожиточного минимума (БПМ), в 2009-м — до 100% БПМ. Впервые внесена норма о предоставлении бесплатного питания детям до двух лет. В настоящее время такую возможность имеют только дети из многодетных семей и семей студентов, при условии, что среднедушевой совокупный доход на члена семьи не превышает 20% минимального потребительского бюджета, то есть сейчас составляет не более Br 48 тыс. 880.
В проекте предлагается установить критерий нуждаемости для всех семей на уровне 60% БПМ, что в настоящее время составляет Br 94 тыс. 872.
Кроме того, увеличится финансовая поддержка семей, уровень погашения семьям финансовой задолженности за кредиты. Так, например, предлагается увеличить размер финансовой поддержки по льготным кредитам при рождении третьего ребенка с 30% до 50%. Молодые семьи, у которых родился первый ребенок, будут получать финансовую помощь в размере 20 бюджетов прожиточного минимума на строительство и реконструкцию жилья.
По
поручению президента данная программа
была существенно доработана. В первоначальном
варианте стоимость ее мероприятий
составляла Br 467,14 млрд. В утвержденном
проекте программы
Такой
целостной программы, содержащей конкретные
экономические механизмы
Во
исполнение поручения, данного Президентом
28 июня 2005 года на встрече с талантливой
молодежью была также разработана
Государственная программа «
В мае 2006 года Глава государства Александр Лукашенко своим Указом утвердил президентскую программу «Дети Беларуси» на 2006-2010 годы.
Главной задачей программы является улучшение качества жизни, защита подрастающего поколения, укрепление престижа и авторитета женщины-матери и крепкой семьи в обществе. Программа включает в себя 6 подпрограмм.
В подпрограмме «Социальная защита семьи и детей» предусмотрено повышение к 2009 году размера пособия по уходу за детьми в возрасте до 3 лет до 100% бюджета прожиточного минимума, расширения круга семей, которым предоставляется бесплатное питание детей первых двух лет жизни. Реализация подпрограммы обеспечит увеличение размера финансовой поддержки семей, имеющих троих и более детей, в погашении задолженности по льготным кредитам на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья, а также предоставление финансовой помощи молодым семьям на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья при рождении первого и последующих детей.
В подпрограмму «Дети-сироты» включены мероприятия по повышению престижа семей, которые взяли на воспитание детей-сирот, строительству для таких семей домов усадебного типа и квартир.
В
подпрограммах «Дети Чернобыля»
и «Дети-инвалиды»
Подпрограмма «Дети и закон. Воспитание личности» направлена на повышение эффективности воспитательно-профилактической работы с детьми, предупреждение семейного неблагополучия и детской безнадзорности.
Подпрограммой «Детское питание» запланированы техническое переоснащение и реконструкция предприятий детского питания с целью полного удовлетворения потребностей белорусских семей в данном виде продукции.
Реализация
президентской программы
Планомерность
государственного курса заключается
и во всемерной поддержке
Беларусь всегда славилась своими спортсменами. Занятия физкультурой, спортом, следование принципам здорового образа жизни являются приоритетами государственной политики.
Важную
роль в реализации планомерного курса
на обеспечение благополучия людей
играет выполнение в социальной сфере
минимальных государственных
В
Беларуси сложилась эффективно действующая
система справедливого
Ведущей социальной установкой белорусской государственности и ее идеологической платформы, гуманистической по своей направленности, является оптимальное сочетание централизованных гарантий и индивидуального трудового вклада в процветание государства. Только эффективный труд может быть источником экономического и социального успеха личности и государства.
Социальные гарантии в рамках белорусской модели развития выражаются в:
-гарантиях
равенства мужчин и женщин
в образовании и трудовой
-гарантиях права молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие;
-гарантиях
права на труд, как наиболее
достойный способ
-гарантиях
справедливой доли
-гарантиях
права на охрану здоровья, включая
бесплатное лечение в
- гарантиях права на социальное обеспечение в старости, по болезни и другим причинам.
Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать свое семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан - обеспечить надежную социальную защиту. При этом социальная защита должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищенные группы и слои населения. Международный опыт стран с переходной экономикой показывает, что эффективные системы адресной социальной помощи в состоянии обеспечить поддержку лишь 10-15% населения.
Информация о работе Социальная политика государства и механизм ее реализации в Республике Беларусь