Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:20, курсовая работа
Современная социально-экономическая, морально-психологи¬ческая и духовная ситуация в Республике Беларусь крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место нестабильность в экономике, остро ощущается дефицит государственного бюджета, практически не снижа¬ется численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляют¬ся тенденции неблагополучия, в том числе социальные девиации.
Введение
1. Социальная политика: понятия, направления, принципы, уровни….....5
2. Основные приоритеты социальной политики Республики Беларусь и повышение уровня и качества жизни населения…………………..………...8
3. Пути совершенствования социальной политики в РБ……… ….……..15
Заключение
Список литературы
Министерство
образования Республики
Беларусь
Учреждение
образования
«Гомельский государственный
университет
имени Франциска Скорины»
Заочный факультет
Кафедра экономических теорий
Курсовая
работа
студент группы
БУ-21
Научный руководитель:
Заключение
Список литературы
Введение
Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в Республике Беларусь крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место нестабильность в экономике, остро ощущается дефицит государственного бюджета, практически не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляются тенденции неблагополучия, в том числе социальные девиации.
Сложившаяся ситуация требует принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности, что может быть достигнуто только путем реформирования общественной жизни, проведением грамотной и эффективной социальной политики государства. В силу непродуманности реформ под угрозой уже оказались не только интересы и потребности отдельных людей или наиболее ущемленных социальных групп, но и общества в целом. Известно, что жизненно важные параметры белорусского общества давно уже вышли за пределы нормы, стали угрожающими самому существованию социума. Специалисты говорят о предельно критических значениях жизненноважных показателей общества в целом.
Реформирование общественной жизни глубоко затрагивает не только механизм управления обществом, но и весь комплекс интересов личности, трудовых коллективов, классов, народностей, социальных и профессиональных групп и слоев населения. Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения.
Одна из главных задач социальной политики на современном этапе – социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике. Это предполагает поддержание баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; создание благоприятных условий для улучшения жилищных условий граждан; развитие сферы услуг для населения, удовлетворение его спроса на качество товаров и услуг; расширение материальной базы укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры. Также, важное место в политике государства принадлежит обеспечению социальной справедливости в обществе. Социальная справедливость должна конкретизироваться и дополняться системой социальной работы на местах.
Социальная политика и социальная работа взаимосвязаны и взаимообусловлены. С одной стороны, социальная работа представляет собой форму, способ реализации социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной работе. Какова социальная политика, такова и социальная работа. Но, в свою очередь, и социальная работа не может не сказаться на социальной политике, ее ориентирах, целях и задачах.
И в настоящее время существует множество факторов, приводящих всю сферу социальной защиты населения в плачевное состояние, множество социальных проблем, которые должны решаться через систему «социальная политика - социальная работа». Все это делает актуальным и необходимым изучение социальной политики и социальной работы (чтобы развитие современной Беларуси было прогрессивным).
И так как я хочу, чтобы страна, в которой я живу, была высокоразвитой во всех смыслах, в том числе и в социальном плане (хотя в принципе одно без другого невозможно), я решила всесторонне изучить данную проблему, выбрав для этого тему социальной политики для своей курсовой работы.
Исходя из понятия социальной политики, я сделала вывод, что объектом социальной политики могут быть отдельные граждане, их группы, объединенные конкретными связями и отношениями, население страны в целом.
Субъектами же социальной политики – те, кто определяют цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляют действия по ее реализации. Это органы государственного управления на республиканском и местном уровнях; различные негосударственные объединения; коммерческие структуры, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы.
Целью социальной политики государства является – формирование социально стабильного и высокоразвитого общества, в котором нет нищеты и резких социальных контрастов; достигнут социально приемлемый жизненный уровень и качество жизни; имеется достаточная степень общественного согласия и общественной солидарности, а социальные противоречия разрешаются без острых конфликтов. Следовательно, можно выделить две основные функции социальной политики – стимулирующую и стабилизирующую. Реализация первой функции предполагает: стимулирование всех видов экономической деятельности в рамках правового поля, формирование высокой трудовой мотивации работников к высокоэффективному труду; учет доли каждого работника в созданном продукте. Реализация второй функции достигается на основе перераспределения доходов, развития системы социальных гарантий и социальной защиты как населения в целом, так и его социальных групп. Реализация этих функций требует больших усилий и определенного времени, решения целого комплекса сложных и противоречивых задач.
Поэтому социальная политика базируется на ряде принципов.
Принцип социальной справедливости предполагает, с одной стороны, равенство всех членов общества независимо от их индивидуальных и социальных различий в возможностях (уравнительный тип справедливости); с другой – дифференциацию населения по заслугам (распределительный тип справедливости). В соответствии с этим принципом социальной политики государство должно стремиться обеспечить всем гражданам равенство стартовых условий существования и удовлетворения важнейших социальных потребностей, но для тех членов общества, которые наиболее активны, способны и работоспособны, государство должно создать возможность получать за свой труд больший объем благ.
Принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей. Государство должно оказывать помощь своим гражданам только в крайнем случае, если они не в состоянии обеспечить себя сами. Реализация этого принципа осуществляется через механизм налогов и трансфертов посредством перераспределения финансовых ресурсов от более сильных и обеспеченных к тем, кто в силу объективных обстоятельств не имеет возможности за счет трудовой деятельности извлекать доходы, достаточные для обеспечения основных потребностей.
Принцип социальных гарантий предусматривает предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг (обучение, воспитание, духовное и физическое развитие), потребление которых обеспечивает подготовку личности к самостоятельной жизни.
Принцип всеобщности состоит в том, что социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества на основе дифференцированного к ним подхода.
С точки зрения субъектов социальной политики, выделяют два ее уровня – общегосударственный и региональный.
Общегосударственный уровень социальной политики характеризуется единым законодательным пространством для всего населения, единой социальной инфраструктурой. На этом уровне определяются цели, задачи, приоритеты социального развития и способы их достижения по отношению ко всему обществу: принимаются нормативно-правовые акты, регулирующие общие принципы социальной политики в стране; устанавливаются минимальные социальные гарантии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, стипендий, медицинского обслуживания, образования и культуры; определяется порядок предоставления гражданам льгот и социального обслуживания; разрабатываются целевые социальные программы.
Региональный уровень социальной политики предназначен для обеспечения удовлетворения потребностей жителей конкретного региона с учетом особенностей культурного, исторического, религиозного и иного характера. На этом уровне принимаются нормативно-правовые акты, регулирующие социально-экономические отношения в регионе, а также региональные социальные программы, направленные на решение конкретных проблем населения региона.
2.ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ.
Важнейшим
условием развития человеческого потенциала
являются стабильность общества, эффективная
социальная политика государства, призванная
создать необходимые условия, обеспечивающие
достойную жизнь и свободное развитие
человека. Социальная стабильность развития
общества в Республике Беларусь должна
обеспечиваться проведением эффективной
социальной политики, критериями которой
являются:
- реализация приоритетов социальной политики
как одного из важнейших условий устойчивого
развития общества;
- гарантии прав на свободу человека и
на свободную реализацию трудового и интеллектуального
потенциала с тем, чтобы трудоспособный
гражданин смог обеспечить себе и своей
семье материальное благополучие;
- дифференциация социальной политики
в отношении различных слоев населения;
адресная социальная защита малообеспеченных
слоев населения;
- взаимная солидарная ответственность
всех субъектов (государство, предприниматели,
профсоюзы, население) за результаты социального
развития;
- права и гарантии, ориентированные на
укрепление семьи, на духовное, культурное,
нравственное развитие граждан и, прежде
всего, молодежи, бережное отношение к
историческому наследию предков и на преемственность
поколений, сохранение самобытности национальных
традиций.
Главной
целью социальной политики Республики
Беларусь в долгосрочной перспективе
является обеспечение устойчивого роста
уровня и качества жизни населения и создание
условий для развития человеческого потенциала.
При этом государство должно предоставить
каждому трудоспособному человеку условия,
позволяющие ему собственным трудом и
предприимчивостью обеспечить свое благосостояние
и благосостояние своей семьи и полностью
выполнить социальные обязательства перед
инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными
и малообеспеченными слоями населения.
Для реализации этой цели основными направлениями
социальной политики в Республике Беларусь
должны являться:
- создание условий и возможностей всем
трудоспособным гражданам зарабатывать
средства для удовлетворения своих потребностей;
- последовательное повышение уровня оплаты
труда как основного источника денежных
доходов населения и важнейшего стимула
трудовой активности работников наемного
труда;
- формирование среднего класса как фактора
стабилизации общества на основе значительного
роста денежных доходов населения и снижения
уровня малообеспеченности;
- обеспечение рациональной занятости
населения на основе сохранения рабочих
мест на жизненно важных и перспективных
предприятиях, создания новых рабочих
мест, в том числе в частном секторе экономики,
создание гибкой системы подготовки и
переподготовки кадров;
- повышение уровня пенсионного обеспечения,
повышение социальной защиты нуждающихся
на основе усиления адресности оказания
помощи, рационализации системы льгот,
улучшения социального обслуживания.
Приоритетной задачей национальной
экономики Республики Беларусь является
необходимость приближения по уровню
и качеству жизни населения нашей страны
к экономически развитым странам на основе
формирования социально ориентированного
рыночного типа экономики.
Рост денежных доходов населения
и заработной платы в Республике Беларусь
рассматривается как фактор экономического
роста и расширения внутреннего потребительского
спроса. Приоритетными направлениями
политики нашей страны в области оплаты
труда должны стать: кардинальное повышение
уровня заработной платы работников как
основного источника формирования денежных
доходов населения и важного стимула трудовой
активности; повышение производительности
труда и эффективности хозяйствования
во всех звеньях экономики; рост инвестиционного
потенциала населения; снижение налоговой
нагрузки на фонд заработной платы субъектов
хозяйствования всех форм собственности.
Для достижения поставленных
целей в области оплаты труда необходимо:
- обеспечение роста заработной платы
до уровня, адекватного современным требованиям
воспроизводства рабочей силы;
- формирование рыночных механизмов регулирования
оплаты труда, усиление стимулирующей
роли заработной платы в повышении производительности
труда и эффективности производства;
- поэтапное приближение государственных
минимальных социальных стандартов в
области оплаты труда к бюджету прожиточного
минимума, в перспективе – к минимальному
потребительскому бюджету;
- совершенствование структуры заработной
платы, повышение доли оплаты труда по
тарифным ставкам и окладам;
- регулирование межотраслевых различий
в заработной плате, повышение уровня
заработной платы в сельском хозяйстве
и социально-культурных отраслях бюджетной
сферы;
- развитие социального партнерства на
всех уровнях управления;
- усиление законодательной защиты прав
наемных работников на труд и его справедливую
оплату.
В области политики денежных
доходов и оплаты труда предусматривается
увеличение реальных денежных доходов
в соответствии с ростом ВВП, рост реальной
заработной платы в соответствии с ростом
производительности труда при некотором
снижении численности занятых в экономике.
Минимальная заработная плата является
минимальным социальным стандартом в
области оплаты труда. Дальнейшее ее повышение
в Республике Беларусь следует осуществлять
по мере роста эффективности производства,
имея в виду поэтапное приближение ее
размера к бюджету прожиточного минимума,
в дальнейшем – к минимальному потребительскому
бюджету. При этом минимальная заработная
плата по отношению к средней должна составить
не менее 30 – 40%, что соответствует параметрам,
существующим в экономически развитых
странах.
Борьба с бедностью является
важнейшим приоритетом социальной политики.
Для устойчивого развития первостепенное
значение имеет максимальное сокращение
в республике уровня малообеспеченности.
Реализация этой задачи будет происходить
на основе экономического роста, повышения
уровня жизни, прежде всего работающей
части населения.
С увеличением минимальной
заработной платы, ростом средней заработной
платы и среднедушевых денежных доходов
предполагается, что доля населения с
доходами ниже бюджета прожиточного минимума
должна сократиться к 2015 г. вдвое, что соответствует
цели Декларации тысячелетия Организации
Объединенных Наций, принятой Генеральной
Ассамблеей 8 сентября 2000 г.
Информация о работе Социальная политика государства и механизм ее реализации в Республике Беларусь