Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 23:29, реферат
В ХIV-ХV вв. сначала в Италии, а позже в других странах Западной Европы наступает эпоха Возрождения, постепенный выход из Средневековья. Накопленный потенциал производительных средств, изобретений позволил сделать рывок в освоении природы. Открываются новые земли, новые способы созидания и разрушения. Европа заново узнавала и осваивала наследие античного мира, и это пошатнуло монополию католицизма на души, на объяснение Вселенной. Возникло светское мировоззрение гуманизма.
Введение
Социальная мысль Ренессанса (Возрождения)…………………………..4
Николо Макиавелли………………………………………………………..8
Томас Гоббс……………………………………………………………….11
Джон Локк………………………………………………………………....16
Заключение
Литература
Абстрагируясь от теологии при объяснении государства и права, Гоббс стремился вывести их признаки из естественной природы человека. Причем сама эта природа отнюдь не идеализировалась им, наоборот, человек в своем естестве представал как существо жадное, эгоистичное и честолюбивое. Эта «природность» была присуща человеку в его естественном, догосударственном состоянии, в котором проявлялись две крайности – стремление к равенству и вражда.
Недвусмысленно признается, что люди, имеющие от природы равные качества, имеют право на всё. Но в этом равенстве заложена и опасность раздора, ибо для всех не хватает тех благ, на которые люди могут претендовать, поэтому в свободном обществе, т.е. в обществе, где нет верховной власти государства, права человека неизбежно ущемляются, в силу чего и возникают постоянные конфликты между людьми.
Это естественное состояние равенства неминуемо приводит к войне, в которой каждый отстаивает свои права. Жизнь людей без общей власти, державшей всех в страхе, по Гоббсу, порождает состояние, названное им «войной всех против всех».
Ясно, что если общество будет долго находиться в таком состоянии, то оно неминуемо должно будет погибнуть. Поэтому страх смерти и желание мира необходимо ведут людей к ограничению своих прав в пользу общих законов и верховной власти.
Суть этих законов заключается в том, что вырабатывается общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что опасно для его собственной жизни, каждый человек в силу этого правила должен стремиться к миру и к самозащите. На этой основе вырабатывается нравственно-правовой принцип: человек, по Гоббсу, должен довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допускал бы у других людей по отношению к себе.
На этой основе Гоббсом разрабатывается целая система естественных законов, предваряющих появление государства, ибо сами по себе эти законы без соответствующей поддержки со стороны крепкой власти не могут обеспечить мирное сосуществование людей. Поэтому государство – это прежде всего сила, обеспечивающая действенность принятых законов. Наличие его означает добровольное ограничение личной свободы.
При таком определении государства вполне естественно следует договорный характер его образования, когда люди, осознав небезопасность своего естественносвободного существования, вынуждены согласиться на ограничение своих прав и подчиниться верховной власти.
Гоббс рассматривает
общественный договор как акт
перехода людей из естественного
состояния в состояние
Гоббс строил свое учение на изучении природы и страстей человека. Мнение о страстях и природе крайне пессимистичны: людям присущи соперничество (стремление к наживе), недоверие (стремление к безопасности), любовь к славе (честолюбие). Страсти делают людей врагами: «человек человеку – волк». Поэтому в естественном состоянии, где нет власти, держащей людей в страхе, они находятся в состоянии войны всех против всех.
Представления Гоббса о природе человека значительно отражали страсти буржуа эпохи начавшегося развития капитализма и присущей ему конкуренции. Соперничество в добывании богатств, почестей, командования или другой власти приводит к распрям, вражде и войне, потому что один конкурент идет к достижению своего желания путем убийства, подчинения, вытеснения или отталкивания другого. Пагубность состояния войны всех против всех побуждает людей искать путь к прекращению естественного состояния. Такой путь указывает естественные законы, предписания разума, замечает Томас Гоббс, что естественное право – свобода делать все для самосохранения, естественный закон – запрет делать то, что пагубно для жизни. Естественные законы гласят: следует искать мира, всем нужно взаимно отказаться от права на все, люди должны выполнять заключенные ими соглашения. Отказываясь от естественных прав, то есть свободы делать все для самосохранения, люди переносят их на государство, сущность которого Томас Гоббс определял как единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как оно сочтет это необходимым для их мира и общей защиты. Государство – это великий Левиафан (библейское чудовище), искусственный человек или земной бог, верховная власть – душа государства, судьи и чиновники суставы, советники – память, законы – разум и воля, искусственные цепи, прикрепленные одним концом к устам суверена, другим к умам подданных, награды и наказания – нервы, благосостояние граждан – сила, безопасность народа – занятие, гражданский мир – здоровье, смута – болезнь, гражданская война – смерть и т. п. Власть суверена абсолютна: ему принадлежат право на издание законов, контроль за их соблюдением, установление налогов, назначение чиновников и судей, даже мысли подданных подчинены суверену – правитель государства определяет какая религия или секта истинна, а какая нет и т.п., разъясняет Томас Гоббс назначение и суть государства и естественных прав.
В учении о праве и
государстве Томас Гоббс
В трудах Гоббса содержится понимание свободы как права делать все то, что не запрещено законом: там, где суверен не предписал никаких правил, подданный свободен делать или не делать согласно своему собственному усмотрению. Цель законов не в том, что бы удержать от всяких действий, а в том, чтобы дать им правильное направление. Законы подобны изгородям по краям дороги, поэтому лишний закон вреден и ненужен. Особенность учения Гоббса в том, что необходимой гарантией правопорядка и законности он считал неограниченную власть короля, с осуждением отнесся к гражданской войне, усмотрев в ней возрождение пагубного состояния «войны всех против всех». Права государственной власти у Гоббса совместимы с интересами тех классов, которые провели в середине XVII в. в Англии буржуазную революцию. В теории общества и государства Гоббса имелись зародыши материалистического понимания общественных явлений. [3,с. 68-70]
Джон Локк
Идеи Гоббса сыграли важную роль в утверждении буржуазного права, в формировании политической власти буржуазии, в создании нового мировоззрения. Следующий шаг в развитии социально-политических воззрений был сделан соотечественником Гоббса Джоном Локком (1632-1704), который в своих работах «Исследование о естественном законе» (1664) и «Два трактата об управлении государством» (1690) отстаивал идею английского либерализма как своеобразного компромисса между буржуазией и дворянством. Идеалом политического устройства он считал конституционную монархию парламентского типа. При этом главной целью правительства, единственно оправдывающей его существование, является, по Локку, защита естественных прав человека, т.е. права на свободу и права на собственность. [1,с.28]
Важная особенность учения Локка в том, что он обосновывает идею прав и свобод человека, существующих в догосударственном состоянии. Естественное состояние – состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью, состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право выступают взаимными, никто не имеет больше другого. Естественные права: собственность, которая объяснялась как правило на собственную личность (индивидуальность), на свои действия, на свой труд и его результаты. Идея трудовой собственности в учении Локка выступает апологией частной собственности. Собственность – нечто неразрывно связанное с личностью: то, что человек извлек из предметов, созданных и предоставленных ему природой, он слил со своим трудом, с чем-то таким, что ему неотъемлемо принадлежит и тем самым делает его своей собственностью.
В естественном состоянии, рассуждал Джон Локк, все равны, свободны, имеют собственность и что все это достояние мира и доброжелательности. Закон природы, утверждал Джон Локк, предписывает мир и безопасность. Однако любой закон нуждается в гарантиях. Закон природы, предписывающий мир и безопасность, был бы бесполезен, если бы никто не обладал властью охранять такой закон, обуздывая его нарушителей. То же естественные права людей – каждый обладает властью охранять свою собственность, то есть свою жизнь, свободу и имущество. Для создания гарантий естественных прав и законов люди отказались от права самостоятельно обеспечивать эти права и законы. Вследствие общественного согласия гарантом естественных прав и свобод стало государство, имеющее право издавать законы, снабженное санкциями, использовать силы общества для применения законов, а также ведать отношениями с другими государствами. Если государство создано для гарантий естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов ( мир и безопасность), то оно не должно посягать на эти права, должно быть организованно так, чтобы естественные права были надежно гарантированы. Главная опасность для естественных прав и законов проистекает из привилегий, особенно из привилегий носителей властных полномочий. Согласно теории Джона Локка, абсолютная монархия – один из случаев изъятия носителей власти из-под власти законов, противоречит общественному договору уже по той причине, что суть общественного договора в установлении людьми равного для всех суда и закона, а над абсолютным монархом судьи вообще нет, он сам судья в общественных делах, что конечно же противоречит естественному праву и закону. Пределы власти государства при всех формах правления – естественные права подданных. Государственная власть, писал Джон Локк, не может брать на себя право повелевать посредством произвольных деспотических указав, наоборот она обязана отправлять правосудие и определять права подданного посредством провозглашения законов. Власть не может лишить какого-нибудь человека части его собственности без его согласия. Джон Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободы народа. Джон Локк высказывает и идею разделения властей, считая главным в разделении властей обеспечение законности, незыблемости правопорядка.
Политическое учение Джона Локка оказало большое влияние на дальнейшее развитие буржуазной политической мысли. Особенно широкое распространение имела теория естественных неотчуждаемых прав человека, использованная Джефферсоном и другими теоретиками американской революции и вошедшая затем во французскую Декларацию прав человека и гражданина. На развитие буржуазной мысли и конституций большое влияние оказала также теория разделения властей, которую вслед за Джоном Локком развивал Монтескье и другие буржуазные теоретики. Обоснование естественных прав, выражающих основные требования буржуазии в сфере права, принесло Локку славу основателя буржуазного либерализма, исследование гарантий естественных прав, их защиты от произвола власти. Обоснование разделения властей ставит его в первые ряды теоретиков буржуазного парламентаризма, кладет начало идеям правового государства. Гуманистическое содержание политико-правового учения Локка более всего выражено в концепции естественных прав человека.[3,с.72-73]
Заключение:
Социология одна из наук, без которой не может функционировать и
развиваться современное общество.
Эпоха Возрождения (Ренессанс) в XV-XVI вв., означала кризис феодального строя и зарождение в Европе капитализма. Для социологии это время стало своеобразным переходным периодом от теоцентризма к рационализму, к исследованию мира средствами научного познания.
На смену
подчинению человеческой личности феодальным
и церковным авторитетам
Эпоха Возрождения была периодом ограниченного синтеза социологической мысли, науки, философии и искусства.
Завершая
рассмотрение социальных исканий эпохи
Возрождения, необходимо отметить неоднозначность
оценок ее наследия. Несмотря на общее
признание уникальности ренессансной
культуры в целом, этот период долгое время
не считался оригинальным в развитии философии
и, следовательно, достойным выделения
в качестве самостоятельного этапа философской
мысли.
Однако
двойственность и противоречивость социального
мышления этого времени не должна умалять
его значения для последующего развития
философии, ставить под сомнение заслуги
мыслителей Ренессанса в преодолении
средневековой схоластики и создании
основ философии Нового времени.
Литература:
Дата доступа: 20.03.2012.