Социальная мысль Ренессанса (Возрождения): Николо Макиавелли, Томас Гоббс, Джон Локк

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 23:29, реферат

Описание работы

В ХIV-ХV вв. сначала в Италии, а позже в других странах Западной Европы наступает эпоха Возрождения, постепенный выход из Средневековья. Накопленный потенциал производительных средств, изобретений позволил сделать рывок в освоении природы. Открываются новые земли, новые способы созидания и разрушения. Европа заново узнавала и осваивала наследие античного мира, и это пошатнуло монополию католицизма на души, на объяснение Вселенной. Возникло светское мировоззрение гуманизма.

Содержание

Введение
Социальная мысль Ренессанса (Возрождения)…………………………..4
Николо Макиавелли………………………………………………………..8
Томас Гоббс……………………………………………………………….11
Джон Локк………………………………………………………………....16
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ реферат.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

на тему: «Социальная  мысль Ренессанса (Возрождения): Николо Макиавелли, Томас Гоббс, Джон Локк».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

  1. Введение
  2. Социальная мысль Ренессанса (Возрождения)…………………………..4
  3. Николо Макиавелли………………………………………………………..8
  4. Томас Гоббс……………………………………………………………….11
  5. Джон Локк………………………………………………………………....16
  6. Заключение
  7. Литература

 

Введение:

Данная работа направлена на то, чтобы осветить  всю  историю

развития социологической  мысли, опираясь на времена ее зарождения: эпоху Возрождения (Ренессанса).

Я выбрала именно эту тему, так как считаю ее наиболее важной в познании всей дисциплины. Ведь именно с понятия социологии и  этапов ее  формирования и начинается изучение данной науки.

В ХIV-ХV вв. сначала в Италии, а позже в других странах Западной Европы наступает эпоха Возрождения, постепенный выход из Средневековья. Накопленный потенциал производительных средств, изобретений позволил сделать рывок в освоении природы. Открываются новые земли, новые способы созидания и разрушения. Европа заново узнавала и осваивала наследие античного мира, и это пошатнуло монополию католицизма на души, на объяснение Вселенной. Возникло светское мировоззрение гуманизма.

Философское мышление этого  периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. Перемены в культуре, мировоззрении, производительных силах сопровождались и серьезными политическими сдвигами. Происходило объединение и укрепление национальных государств. Феодальная знать оказалась вовлеченной в бурную городскую жизнь и тесно смыкалась в своей политической и хозяйственной деятельности с верхушкой купечества. Эта особенность итальянского общества способствовала созданию в городах-государствах особого идейно-психологического климата: здесь высоко ценилась свобода полноправных граждан, их равноправие перед законом, доблесть и предприимчивость.

 Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало XVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определить их связи и точки соприкосновения.

 

Социальная мысль Ренессанса (Возрождения).

Эпоха Возрождения (ХIV—ХVI вв.), одна из самых ярких в истории человечества. Она ознаменована невиданным творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли. Это время гениальных творцов, время решительного выхода человека за границы традиционного общества, время утверждения стихийно-индивидуалистической ориентации человека, время резких контрастов и противоречий. Эпоха Возрождения дала миру десятки имен, которые составляют славу мировой культуры: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боттичелли, Данте, Петрарка, Дюрер, Шекспир, Сервантес, М. Монтень, Лютер, Джордано Бруно, Томас Мор, Макиавелли, Савонарола, Эразм Роттердамский и многие другие.

Ренессанс — это не только явление итальянской или европейской культуры, но явление общемировое. Все культурные страны, в той или иной форме, имели свой ренессанс. Термин «Возрождение» был впервые использован итальянским художником и архитектором Джорджа Вазари в книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» в 1550 году. Речь шла о возрождении античных наук и искусств после долгого господства средневековой культуры. Поскольку в истории невозможны буквальные реставрации, деятели Возрождения, оглядываясь на блестящие достижения античности, создавали, по сути, новую культуру. «Миф Ренессанса» — это вера в безграничные возможности человека, который бросает вызов судьбе, преодолевает привычную робость перед божественным авторитетом и вступает в открытое творческое соревнование с самим Богом. Если античная философия раскрывала проблему космоса, средневековая — была целиком посвящена проблеме Бога, то философия Возрождения была сосредоточена на проблеме человека. Возрождение впервые в истории открывает неповторимую индивидуальность свободного человека. Космологизм античной культуры и теологизм культуры Средних веков уступает местоантропоцентризму эпохи Возрождения.

Таким образом, в основании культуры Возрождения лежит индивидуализм, который открывает самоценную, свободную и неповторимую творческую личность, субъективизм — ставящий перед собой задачу раскрыть мир не в его объективной данности, а через призму внутреннего мира человека, и, наконец, антропоцентризм, полагающий человека центром и смыслом мироздания.

Открытие Ренессансом человека, как главного субъекта истории и культуры, привело к появлению гуманизма. Этот термин был впервые употреблен в XV веке итальянским писателем и ученым Леонардо Бруни. Понятие «гуманизм» означает человеческий, человечный, образованный, т. е. Качество свободного гражданина, необходимое для активного участия в жизни общества.

К важнейшим чертам философии и культуры эпохи Возрождения относятся:

1. В противоположность средневековой культуре, где на первом месте стоит Бог, Ренессанс рассматривает человека как высшую ценность. Первое место в иерархии живых существ принадлежит человеку, потому что он обладает несравненным божественным даром — разумом.

2. В основе мировоззрения Ренессанса — идея безграничного жизнеутверждения.

3. Человек Ренессанса преодолевает античную созерцательность и средневековую пассивность в отношении внешнего мира и активно утверждает себя в науке, искусстве, практической деятельности.

4. Философской основой культуры Возрождения является гуманистический неоплатонизм. Гуманистический неоплатонизм помогал человеку Возрождения одухотворить мир, представить его насквозь пронизанным Божественным смыслом, порядком и энергией. Неоплатонизм вел к замене христианского монотеизма пантеизмом, в результате чего Бог оказывается не за пределами природы, и растворенным в природе, присутствующим в каждой клеточке бытия.

5. История утрачивает свой священный смысл и становится практическим делом реальных людей.

6. Утверждается новое отношение к проблеме времени. Мифологическое время Священной истории уходит в тень, и на первый план выступает эмпирическое время, время земной жизни, насыщенное продуктивной деятельностью и творчеством.

7. Возникает понятие индивидуальности, неповторимого авторского своеобразия, творческой новизны, жажды личной славы в памяти потомков.

8. Происходит смена языка культуры. Гуманисты возрождают латынь классической древности, изучают греческий язык и заново переводят античных авторов, снимая налет средневековой тенденциозности.

9. В культуре Ренессанса признается существование Бога, бессмертие души. Деятели Возрождения не были атеистами.

10. Хотя эпоха Возрождения еще не была буржуазной, но в ней формировались условия, подготовившие ее наступление.

11. Социально-экономической основой культуры Возрождения было простое товарное производство, ремесленное и мануфактурное производство, развивавшееся в городах[2.]

Представителей нового мировоззрения не устраивали закрепощенность человеческого духа, ограниченность его личной инициативы, ибо личная несвобода человека никак не содействовала развитию товарно-рыночных отношений, составляющих суть новой экономической системы. Становлению этой системы и утверждению идеологии буржуазии предшествовал длительный период борьбы с церковно-феодальной идеологией, получивший название Возрождения (Ренессанса) и Просвещения. На передний план идеологии начинают выдвигаться гуманистические и антропоцентрические мотивы, на новый лад перестраивается как общая картина мира с её принципами природного и социального бытия, так и картина природы самого человека. От сверхъестественного описания мира философская мысль вновь обращается к отысканию естественных основ бытия. Здесь следует обратить внимание на то, что представители новой идеологии также опирались на античных мыслителей, по-своему интерпретируя сочинения Платона и Аристотеля, пытаясь освободить их от схоластики и теологии.

   Изменение философско-мировоззренческих основ культуры не могло, конечно, не затронуть и вопросов социального бытия: проблем человека, общества и государства.

   Идейным стержнем Возрождения становится гуманизм – система воззрений, признающая имманентную ценность человека, его право на свободу и земное счастье. Человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей природной сущности и земном предназначении, о смысле и цели своего бытия в понятиях естественных желаний и потребностей. [1,с.22]

 

Николо Макиавелли

Новая концепция человека не могла не повлиять и на решение  ряда социально-политических вопросов.

Одним из первых идеологов новой  концепции государства стал Николо Макиавелли (1469-1527). В своих политических трактатах «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «Государь», «История Флоренции», Макиавелли развивает идею активного использования человеком предназначения фортуны. Особенно велика роль свободной воли человека именно в политической деятельности. Стало утверждаться мнение, что политика вполне может быть отделена от религиозных предписаний, что в ней проявляется не божья воля, а естественные законы жизни, психология и логика людей, их земные потребности. Мотивами политической деятельности стали признаваться реальные интересы людей, проявляющиеся прежде всего в их стремлении к обогащению. Именно эти стремления, по мнению мыслителя, и определяют психологию людей, которая своеобразно преломляет в их политической деятельности; тем самым из политики изымался смысл священного действия, она становилась вполне земным и даже не всегда чистым делом. Интересы централизованного государства ставилась выше интересов отдельного человека или отдельных групп населения, поэтому мораль политики уже не могла выводиться из моральных догм церкви, как в равной мере она не могла быть и абстрактно гуманной. [1,с.23-24]

Самым крупным и оригинальным из них был итальянский мыслитель, историк и государственны деятель Никколо Макиавелли, автор известных трактатов «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия».

Средневековую концепцию божественного  предопределения Макиавелли заменяет идеей фортуны, признавая силу обстоятельств, которые заставляют человека считаться с необходимостью. Но судьба лишь наполовину властвует над человеком, он может и должен бороться с обстоятельствами. Поэтому наряду с фортуной движущей силой истории Макиавелли считает вирту (virtu) — воплощение человеческой энергии, умения, таланта. Судьба «... являет свое всесилие там, где препятствием ей не служит доблесть, и устремляет свой напор туда, где не встречает возведенных против нее заграждений».

Подлинным воплощением свободы  человеческой воли является для Макиавелли политика, в которой существуют «естественные причины» и «полезные правила», позволяющие учитывать свои возможности, предвидеть ход событий и принять необходимые меры. Задачу политической науки Макиавелли видит в том, чтобы, исследовав реальные качества человеческой природы, соотношение борющихся в обществе сил, интересов, страстей, объяснить действительное положение вещей, а не предаваться утопическим мечтам, иллюзиям и догмам. Именно Макиавелли решительно разорвал узы, которые в течение столетий связывали вопросы политики с нравственностью: теоретическое рассмотрение политики было  освобождено от абстрактного морализирования. Как сказал известный английский философ XVII в. Ф. Бэкон: «... нам есть за что благодарить Макиавелли и других авторов такого же рода, которые открыто и прямо рассказывают о том, как обычно поступают люди, а не о том, как они должны поступать».

Политический реализм Макиавелли проявляет и при анализе государственных  форм. Будучи сторонником республики, он тем не менее считал невозможным  объединение Италии на республиканских началах. Исследуя деятельность Медичи, Сфорца, Чезаре Борджа, Макиавелли приходит к идее «нового государя» — абсолютного властелина. Такой правитель должен соединять в себе черты льва и лисицы: лисицы — чтобы  избежать расставленных капканов, льва — чтобы сокрушить противника в открытом бою. Он должен придерживаться принципа твердой власти, в необходимых случаях проявляя жестокость.

«... Государь, если он хочет сохранить  власть, должен  приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением, смотря по надобности».

Подобные рассуждения Макиавелли создали ему печальную славу  учителя тиранов и автора тезиса «цель оправдывает средства», а  его имя стало синонимом проповеди  политического вероломства и насилия — «макиавеллизма».

Творческое наследие Макиавелли не свободно от противоречий, но несомненная  заслуга мыслителя состоит в  том, что он низвел политику с высот  заоблачного лицемерия на реальную почву, превратил ее в объект беспристрастного анализа, тем самым, возвысив ее, с одной стороны, до науки, с другой — до искусства возможного. [2.]

 

 

 

 

Томас Гоббс

Свой вклад в развитие натуралистических концепций общества внесли английские материалисты XVI-XVIII веков, среди которых выделяется Томас Гоббс (1588-1679).

В работе «Левиафан, или Материя, форма  и власть государства церковного и гражданского» (1651) этот мыслитель  изложил новое представление  о природе человека и государства.

Информация о работе Социальная мысль Ренессанса (Возрождения): Николо Макиавелли, Томас Гоббс, Джон Локк