Социальная мобильность

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:45, контрольная работа

Описание работы

Изучение социальной мобильности было начато П. Сорокиным, опубликовавшим в 1927 г. книгу "Social Mobility, Its Forms and Fluctuation". Он писал: «Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности), т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую.»
Социологи изучают характер социальных перемещений, их направленность, интенсивность; перемещения между классами, поколениями, городами и регионами.
В социологии социальных перемещений изучаются основные этапы профессиональной карьеры, сравнивается социальное положение родителей и детей.

Содержание

Введение
Основная часть:
Сущность социальной мобильности
Типы социальной мобильности
Проблемы социальной мобильности. Классы и касты
Каналы социальной мобильности
Факторы социальной мобильности
Индивид и социальная мобильность
Концепция социальной стратификации и социальной мобильности по Сорокину
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Социология.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

Но даже в современных обществах существуют социальные группы "закрытого" типа, весьма напоминающие касты. Так, во многих странах такой относительно закрытой группой является элита верхний слой социальной структуры, имеющий преимущества при занятии наиболее высоких социальных статусов и преимущества при распределении общественного продукта, власти, получения наилучшего образования и т.д.

В обществах  сущестуют некоторые социальные статусные группы, вертикальная мобильность в которых крайне затруднена в силу из замкнутости и барьеров, создаваемых на пути представителей других социальных групп. Вместе с тем, как бы ни была замкнута группа, все равно существует хотя бы незначительное число членов других групп, проникающих в нее. Видимо, есть определенные пути вертикальной социальной мобильности, которые практически невозможно перекрыть, и представители низших слоев всегда имеют шанс проникнуть в высший слой.  
 
 
 

Каналы  социальной мобильности

Доступность путей для социальной мобильности  зависит как от индивида, так и  от структуры общества, в котором  он живет. Индивидуальная способность  немного значим, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных ролей. В другой стороны, открытое общество мало помогает индивиду, который не подготовленк к борьбе за продвижение к высшим статусам. В некоторых обществах амбиции молодых людей могут наодить один или два возможных , открытых для них канала мобильности. В то же время в других обществах молодежь может воспользоватьс сотней путей для достижения высшеко статуса. Одни пути достижения высшего статуса могут быть закрыты в связи с этнической или социально-кастовой дискриминацией, другие в силу того, что индивид из-за индивидуальных особенностей просто на способен применить свои таланты.

Однако  для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто  возникает проблем вхождения  в новую субкультуру группы с  более высоким статусом, а также  связанная с этим проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым так или иначе прибегают индивиды в процессе социальной мобильности.

1. Изменение  образа жизни. Недостаточно просто зарабатывать и тратить большие деньги в том случае, когда индивид сравнялся в доходах с представителями более высокого социального слоя. Для усвоения нового статусногоуровня ему необходимо принять новый материальный стандарт, соответствующий этому уровню. Устройство квартиры, покупка книг, телевизора, машины и т.д. все должно соответствовать новому, более высокому статусу. Материальная бытовая культура это и не очень заметный, но весьма значительный способ приобщения к более мысокому статусному уровню. Но материальный образ жизни только один из моментов приобщения к новому статусу и сам по себе, без изменения других компонентов культуры немного значит.

2. Развитие  типичного статусного поведения.  Ориентированная ная вертикальную  мобильность личность не будет принята в более высокий социально-классовый слой до тех пор, пока не усвоит образцы поведения этого слоя настолько, чтобы следовать им без каких-либо усилий. Образцы одежды, словесные обороты. проведение досуга, манера общаться все это подвергается пересмотру и должно стать привычным и единственно возможным типом поведения. Детей часто готовят специально к усовению поведения, характерного лдя высокого социально-классового слоя, обучая их музыке, танцам и хорошим манерам. Правда, не все аспекты субкультуры социального слоя или группы монут быть освоены в результате преднамеренного обучения и сознательной имитации, но такие усили могут ускорть процесс принятия индивидом субкультуры более высокого социального слоя.

3. Изменение  социального окружения. Этот способ основан на налаживании контактов с индивидами и ассоциациями того статусного соя, в который социализируется мобильный индивид. Идеальным условием вхождения в новый слой является положение? когда индивид полностью окружен представителями того слоя, куда он стремится попасть. В этом случае субкультура осваивается очень быстро. Однако положительным моментом налаживания связей всегда служит то, что новое знакомство может создать благоприятное общественного мнение в пользу новичка.

4. Брак  с представителем более высокого статуснрого слоя. Во все времена такой барг служил наилучшим средсвом преодоления барьеров, стоящих на пути социальной мобильности. Во-первых, он межет в значительной степени способствовать проявлению талантов, если дает материальное благополучие. Во-вторых, он предоставляет индивиду возможность быстрого подъема, часто минуя несколько статусных уровней. В-третьих, брак с представителем или представительницей более высокого статуса в значительной степени разрешает проблемы социального окружения и быстрого освоения образцов культуры высшего статусного слоя. Подобного рода браки позволяли людям преодолевать самые ьрудные социаьлные барьеры в кастовом обществе, а также проникать в элитные слои. Но такой брак может быть полезен только в том случае, если индивид из более низкого статусного слоя подготовлен к быстрому усвоению новых образцов поведения и образа жизни нового для него социального окружения. если он не может быстро усваивать новые культурные статусы и стандарты, то этот брак ничего не даст, так как представители высшего статусного слоя не будут счиатать индивида "своим". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Факторы социальной мобильности

Большинство западных социологов в качестве доминантного фактора социальной мобильности  в современных обществах выделяют экономический, который становится базовым.

Другой  основной фактор социальной мобильности - профессия. Действительно, в индустриальном обществе развитие передовых технологий дает толчок появлению множества  новых профессий, требующих высокой  квалификации и подготовки, с одной стороны, и являющихся высокооплачиваемыми и престижными, с другой. Вследствие этого возрастает уровень мобильности как добровольной, ориентированной на достижения, так и вынужденной, основанной на необходимости повышения квалификационного уровня.

Это, в  свою очередь, определяет высокую значимость образования как фактора социальной мобильности. М. Вебер в качестве критерия притязаний на «…позитивные или негативные привилегии в отношении  социального престижа» указывал, во-первых, образ жизни, во-вторых, «формальное образование, заключающееся в практическом или теоретическом обучении и усвоении соответствующего образа жизни», и, в-третьих, престиж рождения или профессии. С другой стороны, П.А. Сорокин отмечал, что « роль канала, который исполняет современная школа, становится все более значимой, ведь, по сути, она взяла на себя функции, ранее выполнявшиеся церковью, семьей и некоторыми другими институтами».

Следовательно, полученное образование и выработанные в процессе его получения манеры и стиль жизни, а также профессиональный статус и связанное с ним материальное вознаграждение дают индивиду основания претендовать на более высокую социальную позицию и принадлежащий этой позиции престиж. 
 

Индивид и социальная мобильность

Убеждение в том, что социальноя мобильность полезна и необходима, служит неотъемлимой частью культуры в любом современном демократическом обществе. Общество с закрытыми социальными группами препятствует проявлению человеческой инидивидуальности и не дает талантливым людям возможности активно участвовать в общественной жизни. Однако высокая социальная мобильность наиболее уместна и полезна в сложных обществах. Отночительно простые общества, которые существовали в XVIII в. в Европе и Азии, а также в Америке, имели очень мало таких социальных ролей, которые не могли бы исполнить люди во средними способностями, при условии, конечно, что к исполнению своей основной роли человек готовиля с самого детства. В таком простом обществе для качестенного исполнения даже роли лидеров, определяющих правила и ритуалы, необходимы скорее тщательность и длительность обучения, чем необыкновенные способности. Неотъемлемыми качествами общества с закрытой социально-классовой структурой являются ее внутренняя простота и стабильность. Это дает гарантию того, что большинство ролей и бех притока талантливых людей из нижних социальных слоев будет исполняться вполне адекватно.

Быстрота  изменения общества требует от лидера большего , нежели способность механически  исполнть определенные ритуалы. Кроме  того, для технических достижений в обществе необходимо иметь больше высокоинтеллигентных, высокообразованных профессионалов, исполнителей, экспертов. Такое общество не способно обойтись без постоянного притока на ключевые позиции "мозгов", поступающих из всех социальных слоев общества. Из этого следует, что открытая классовая система это необходимость для современного общества. Однако культивирование и развитие открытой системы может иметь неприятные последствия для некоторых из входящих в нее индивидов. Рассмотрим несколько случаев существования в современном обществе индивидов с высокой мобильностью.

    Концепция социальной стратификации и 

    социальной  мобильности по Сорокину

Важнейшая социологическая концепция, раскрытая Сорокиным в книге "Социальная мобильность" (1927), посвящена анализу и изложению основ теории социальной стратификации и социальной мобильности. В книге предлагается следующее определение социальной стратификации: "...это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества". Говоря о многочисленных конкретных ипостасях социальной стратификации, Сорокин сводит их многообразие к трем ее основным формам: экономической, политической и профессиональной.      
Социолог доказывает, что социальная стратификация - это постоянная характеристика любого организованного общества. Она есть всюду - в экономике и политике, науке, культуре и образовании, менеджменте и банде преступников. Нестратифицированного общества не бывает. Невозможно рассматривать изменения в положении социальных групп и слоев, если не представлять себе четко сами эти слои (страты).           
Столь же нормальным и естественным состоянием общества является социальная мобильность. Под ней Сорокиным понимается "любой переход индивида или социального объекта (ценности), т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую". В соответствии с его концепцией мобильность различается по направленности (горизонтальная и вертикальная, последняя рассматривается им в двух плоскостях - как восходящая и нисходящая), по форме (коллективная и индивидуальная), по интенсивности и масштабности. Горизонтальная мобильность предполагает переход из одной социальной группы в другую, но на том же уровне социальной стратификации. Вертикальная мобильность означает перемещения, индивида (группы) из одного пласта в другой (если вверх, то это будет восходящая мобильность, если вниз - то нисходящая).  
Вертикальная Мобильность рассматривается социологом в трех аспектах, соответствующих трем формам социальной стратификации, - политическом, экономическом, профессиональном. Он определяет основные механизмы мобильности, с помощью которых преодолеваются "сита", как бы просеивающие индивидов. Это семья, школа, церковь, армия, всевозможные профессиональные, экономические и политические организации. При рассмотрении названных структур в русле вертикальной мобильности Сорокин анализирует их в качестве "каналов социальной циркуляции". Так, характеризуя в этом плане школу, он пишет: "В обществе, где школы доступны всем его членам, школьная система представляет собой "социальный лифт", движущийся с самого низа общества до самых верхов. В обществах, где привилегированные школы доступны только высшим слоям населения, школьная система представляет собой лифт, движущийся только по верхним этажам социального здания, перевозящий вверх и вниз только жильцов верхних этажей. Однако даже в таких обществах некоторым индивидам из низших слоев все-таки удавалось проникнуть в этот школьный лифт и благодаря ему возвыситься".  
На базе богатого эмпирического материала Сорокин делает вывод, что в любом обществе социальная циркуляция индивидов и их распределение осуществляется не по воле случая, а по необходимости, и при этом строго контролируется разнообразными институтами. При этом он доказывает, что "церковь, семья и школа, а также профессиональные организации выступают не только средствами образования и перемещения людей, но помимо этих функций они выполняют функции социальной селекции и распределения индивидов внутри социального здания. Причем эти функции имеют не меньшее социальное значение, чем функции образования и воспитания".
 
 

Заключение

Анализ  иерархической структуры общества показывает, что она не является застывшей, в ней постоянно происходят колебания и перемещения как по горизонтали, так и по вертикали. Когда мы говорим об изменении социальной группой или индивидом своей социальной позиции, мы имеем дело с социальной мобильностью. Она может быть горизонтальной (при этом используется понятие социального перемещения), если осуществляется переход в другие профессиональные либо иные, но равные по статусу группы. Вертикальная (восходящая) мобильность означает переход индивида или группы на более высокую социальную позицию с большим престижем, доходом, властью.

Возможна  также нисходящая мобильность, предполагающая движение к более низким иерархическим  позициям.

В периоды  революций, социальных катаклизмов  происходит коренное изменение социальной структуры, радикальная замена высшего  слоя с низвержением прежней элиты, появление новых классов и социальных групп, массовая групповая мобильность.

В стабильные периоды социальная мобильность  возрастает в периоды структурной  перестройки экономики. При этом важным «социальным лифтом», обеспечивающим вертикальную мобильность, выступает образование, роль которого возрастает в условиях перехода от индустриального общества к информационному.

Социальная  мобильность является достаточно достоверным  показателем уровня «открытости» или  «закрытости» общества. Ярким примером «закрытого» общества может служить кастовый строй в Индии. Высокая степень закрытости характерна для феодального общества. Напротив, буржуазно-демократические общества, будучи открытыми, характеризуются высоким уровнем социальной мобильности. Однако следует отметить, что и здесь вертикальная социальная мобильность не является абсолютно свободной и переход из одного социального слоя в другой, более высокий осуществляется не без сопротивления.

Социальная  мобильность ставит индивида в условия  необходимости адаптации в новой социокультурной среде. Процесс этот может быть весьма непростым. Человек, утративший привычный для него социокультурный мир, но не сумевший воспринять нормы и ценности новой группы, оказывается как бы на грани двух культур, становится маргиналом. Это характерно также для мигрантов, как этнических, так и территориальных. В таких условиях человек испытывает дискомфорт, стрессы. Массовая маргинальность порождает серьезные социальные проблемы. Она, как правило, отличает общества, находящиеся на крутых переломах истории. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Социальная мобильность