Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:45, контрольная работа
Изучение социальной мобильности было начато П. Сорокиным, опубликовавшим в 1927 г. книгу "Social Mobility, Its Forms and Fluctuation". Он писал: «Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности), т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую.»
Социологи изучают характер социальных перемещений, их направленность, интенсивность; перемещения между классами, поколениями, городами и регионами.
В социологии социальных перемещений изучаются основные этапы профессиональной карьеры, сравнивается социальное положение родителей и детей.
Введение
Основная часть:
Сущность социальной мобильности
Типы социальной мобильности
Проблемы социальной мобильности. Классы и касты
Каналы социальной мобильности
Факторы социальной мобильности
Индивид и социальная мобильность
Концепция социальной стратификации и социальной мобильности по Сорокину
Заключение
Список использованной литературы
Министерство
образования и науки Украины
Севастопольский городской гуманитарный
университет
Психолого - педагогический факультет
Индивидуальная работа по курсу
«Социология»
на тему: «Социальная мобильность»
Выполнила:
студентка группы П –21
Чикинёва К.А.
Проверил:
Вакулова Т.В.
Севастополь
2011
Содержание
Введение
Основная часть:
Сущность социальной мобильности
Типы социальной мобильности
Проблемы социальной мобильности. Классы и касты
Каналы социальной мобильности
Факторы социальной мобильности
Индивид и социальная мобильность
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Изучение социальной мобильности было начато П. Сорокиным, опубликовавшим в 1927 г. книгу "Social Mobility, Its Forms and Fluctuation". Он писал: «Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности), т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую.»
Важное место в изучении социальной структуры занимают вопросы социальной мобильности населения, то есть перехода человека из одного класса в другой, из одной внутриклассовой группы в другую, социальные перемещения между поколениями. Социальные перемещения носят массовый характер и по мере развития общества становятся все более интенсивными.
Социологи изучают характер социальных перемещений, их направленность, интенсивность; перемещения между классами, поколениями, городами и регионами. Они могут носить позитивный и негативный характер, поощряться или, наоборот, сдерживаться.
В социологии социальных перемещений изучаются основные этапы профессиональной карьеры, сравнивается социальное положение родителей и детей. В нашей стране десятилетиями на первый план в характеристике, биографии ставилось социальное происхождение, и преимущество получали люди с рабоче-крестьянскими корнями. Например, молодые люди из интеллигентных семей, чтобы поступить в вуз, первоначально шли на год-другой поработать, получить трудовой стаж, сменить социальное положение. Таким образом, получив новый социальный статус рабочего, они как бы очищались от своего "ущербного" социального происхождения. Кроме того, абитуриенты, имеющие трудовой стаж, получали льготы при поступлении, зачислялись на самые престижные специальности практически без конкурса.
В западной социологии также очень широко исследуется проблема социальной мобильности. Строго говоря, социальная мобильность - это изменение социального статуса. Есть статус - реальный и мнимый, приписываемый. Любой человек получает определенный статус уже при рождении в зависимости от принадлежности к определенной расе, полу, места рождения, положения родителей.
Во всех
общественных системах действуют принципы
как мнимых, так и реальных заслуг. Чем
больше при определении социального статуса
преобладают мнимые заслуги, чем жестче
общество, меньше социальная мобильность
(средневековая Европа, касты в Индии).
Такое положение может сохраняться только
в предельно простом обществе и то до определенного
уровня. Дальше оно просто тормозит общественное
развитие. Дело в том, что по всем законам
генетики талантливые и одаренные молодые
люди встречаются одинаково равномерно
во всех социальных группах населения.
Чем более
развито общество, чем оно динамичней,
тем больше в его системе работают принципы
реального статуса, реальных заслуг. Общество
в этом заинтересовано.
Сущность социальной мобильности
Социальной мобильностью называется совокупность социальных перемещений людей, т.е. изменений индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в стратификационной структуре общества. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию в 1927 году П.А. Сорокиным.
Разнообразие отношений ролей, позиций приводят к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким - то образом упорядочить эти отношения между категориями людей, различающихся во многих аспектах.
В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Для описания системы неравенства между группами людей в социологии широко применяют понятие “социальной стратификации”.
В социальной стратификации имеет тенденцию наследование позиций. Действие принципа наследования позиций приводит к тому, что далеко не все способные и образованные индивиды имеют равные шансы занять властные, обладающие высокими принципами и хорошо оплачиваемые позиции. Здесь действуют два механизма селекции: неравный доступ к подлинно качественному образованию; неодинаковые возможности получения позиций в равной степени подготовленными индивидами.
Социальная стратификация обладает традиционным характером. Поскольку при исторической подвижности формы ее сущность, то есть неравенство положения разных групп людей, сохраняется на протяжении всей истории цивилизации. Даже в примитивных обществах возраст и пол в сочетании с физической силой был важным критерием стратификации.
Учитывая неудовлетворенность членов общества существующей системой распределения власти, собственности и условий индивидуального развития, все же нужно иметь в виду универсальность неравенства людей.
Стратификация, как и любая другая наука, имеет свои формы. От формы зависит и интенсивность стратификации. Теоретические возможности здесь колеблются от такой крайности, когда любому статусу приписывается одинаковое количество и того и другого и третьего. Крайних форм стратификации не было ни в одном историческом объекте.
Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных слоях и социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низкие. Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу индивидов их одной статусной группы в другую. Один из самых главных барьеров возникает из-за того, что социальные классы обладают субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия в классовой субкультуре, в которой они социализированы. Обычный ребенок из семьи представителей творческой интеллигенции с меньшей вероятностью будет усваивать привычки и нормы, помогающие ему впоследствии работать крестьянином или рабочим. То же можно сказать о нормах, помогающих ему в работе в качестве крупного руководителя. Тем не менее в конечном счете он может стать не только писателем, как его родители, но и рабочим или крупным руководителем. Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного социального класса в другой имеет значение "различие в стартовых возможностях". Скажем, у сыновей министра и крестьянина разные возможности для получения высоких должностных статусов. Поэтому общепринятая официальная точка зрения, состоящая в том, что для достижения любых высот в обществе нужно только трудиться и иметь способности, оказывается несостоятельной.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что всякое социальное перемещение происходить не беспрепятственно, а путем преодоления более или менее существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места жительства на другое предполагает определенный период адаптации к новым условиям.
Типы социальной мобильности
Существует
два основных типа социальной мобильности:
горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной
социальной мобильностью, или перемещением,
подразумевается переход индивида или
социального объекта -из единой социальной
группы в другую, расположенную .на одном
и том же уровне.
Перемещение некоего индивида из одного
гражданства в другое, из одной семьи (как
мужа, так и жены) в другую при разводе
или при повторном браке, с одной фабрики
на другую, при сохранении при этом своего
профессионального статуса, — все это
примеры горизонтальной социальной мобильности.
Ими же являются перемещения социальных
объектов (радио, автомобиля, моды, идеи
коммунизма, теории Дарвина) в рамках одного
социального пласта, подобно перемещению
из Айовы до Калифорнии или с некоего места
до любого другого. Во всех этих случаях
"перемещение" может происходить
без каких-либо заметных изменений социального
положения индивида или социального объекта
в вертикальном направлении. Под вертикальной
социальной мобильностью подразумеваются
те отношения, которые возникают при перемещении
индивида или социального объекта из одного
социального пласта в другой. В зависимости
от направления перемещения, существует
два типа вертикальной мобильности: восходящая
и нисходящая, то есть социальный подъем
и социальный спуск. В соответствии с природой
стратификации есть нисходящие и восходящие
течения экономической, политической
и профессиональной мобильности, не говоря
уж о других менее важных типах. Восходящие
течения существуют в двух основных формах:
проникновение индивида из нижнего пласта
в существующий более высокий пласт; или
создание такими индивидами новой группы
и проникновение всей группы в более высокий
пласт на уровень с уже существующими
группами этого пласта. Соответственно
и нисходящие течения также имеют две
формы: первая заключается в падении индивида
с более высокой социальной позиции на
более низкую, не разрушая при этом исходной
группы, к которой он ранее принадлежал;
другая форма, проявляется в деградации
социальной группы в целом, в понижении
ее ранга на фоне других групп или в разрушении
ее социального единства. В первом случае
падениё напоминает нам человека, упавшего
с корабля, во втором — погружение в воду
самого судна со всеми пассажирами на
борту или крушение корабля, когда он разбивается
вдребезги.
Случаи индивидуального проникновения в более высокие пласты или падения с высокого социального уровня на низкий привычны и понятны. Они не нуждаются в объяснении.
Проблемы социальной мобильности. Классы и касты
Характер процессов мобильности во многих обществах и социальных группах различен и зависит от особенностей структуры общцества или группы. Одни общества имеют сложившиеся социальные структуры, препятствующие различным видам социальной мобильности, другие более или менее свободно допускают как сициальные подъемы, так и социальные падения. В открытых классовых обществах каждый их член может подниматься и опускаться по статусам, составляющим структуру, на основе собственных усилий и способностей. В закрытых классовых обществах каждая социальная позиция предписана индивиду от рождения, и какие бы усилия он ни предпринимал, общество исключает для него достигаемый социальный подъем или социальное падение.
Очевидно, что оба эти общества представляют собой идеальные типы структур и в реальной жизни в настоящее время не существуют. Однако существуют социальные структуры, близко стоящие к иделаьным открытым и закрытым классовым обществам. Одним из обществ, близким к закрытому, было кастовое общество в Древней Индии. Оно делилось на ряд каст, каждая из которых обладала собственной социальной структурой и занимала строго определенное место среди других каст.
Касты отнсятся к социальным системам, в которых занятие индивидами позиций основано на происхождении и исключена всякая возможность достижения более высоких статусов при строгих правилах, запрещающих браки между представителями разных каст. Эти правила закрепляются в сознании с помощью религиозных верований. В Древней Индии социальные барьеры между кастами были очень значительными переходы индивидов из одной касты в другую наблюдались чрезвычайно редко. Каждая каста имела специфические виды профессий, использовала отдельные дороги для передвижения, а также создавала свои типы внутренних связей. Ранговое место касты в обществе строго соблюдалось. Так, представители высшей касты, брахманов, как правило, обладали богатством и высоким уровнем образования. Однако, даже если представитель этой высшей касты становился банкротом или по какой-то причине оставался неграмотным, он все равно не мог опуститься в нижнюю касту.
Современные
общества в целом не могут быть
организованы по кастовому типу по
ряду социальных и экономических
причин, к которым относятся прежде
всего потребности общества в
квалифицированных и