Социальная мобильность

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 18:37, реферат

Описание работы

Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в котором он живет. Иногда эти перемещения легко ощущаются и идентифицируются, например, при переезде индивида из одного места в другое, переход из одной религии в другую, изменение семейного положения. Это меняет позицию индивида в обществе и говорит о его перемещении в социальном пространстве.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………..3

2.Природа социальной мобильности………………………………………4

3.Проблемы социальной мобильности…………………………………….8

4.Проблемы социальной мобильности в России в 20-21 вв…………….10

5.Каналы социальной мобильности………………………………………18

6.Заключение……………………………………………………………….21

7.Список используемой литературы……………………………………...22

Работа содержит 1 файл

социология.rtf

— 332.15 Кб (Скачать)

      Следствием имущественной поляризации неизбежно являются социальная и политическая конфронтация в стране, нарастание социальной напряженности. Если данная тенденция будет сохраняться, это может привести к глубоким социальным потрясениям.

      Особо следует остановиться на характеристике рабочего класса и крестьянства. Они представляют сейчас крайне неоднородную массу не только по традиционным критериям (квалификации, образованию, отраслевому признаку и т. д.), но и по форме собственности и доходам.

      В рабочем классе происходит глубокая дифференциация, связанная с отношением к той или иной форме собственности - государственной, совместной, кооперативной, акционерной, индивидуальной и т. д. Между соответствующими слоями рабочего класса углубляются различия в доходах, производительности труда, экономических и политических интересах и т. д. Если интересы рабочих, занятых на государственных предприятиях, состоят прежде всего в увеличении тарифов, обеспечении финансовой поддержки со стороны государства, то интересы рабочих негосударственных предприятий - в сокращении налогов, в расширении свободы хозяйственной деятельности, правового обеспечения ее и т. д.

      Изменилось и положение крестьянства. Наряду с колхозной собственностью возникли акционерная, индивидуальная и другие формы собственности. Процессы преобразования в сельском хозяйстве оказались крайне сложными. Попытка слепого копирования западного опыта в плане массированной замены колхозов фермерскими хозяйствами потерпела провал, поскольку изначально была волюнтаристской, не учитывающей глубокой специфики российских условий. Материально-техническая оснащенность сельского хозяйства, развитие инфраструктуры, возможность государственной поддержки фермерских хозяйств, правовая необеспеченность, наконец, менталитет народа - учет всех этих составляющих является необходимым условием эффективных реформ и пренебрежение ими не может не дать негативного результата.

      В то же время, к примеру, уровень государственной поддержки сельского хозяйства постоянно падает. Если до 1985 г. он составлял 12-15%, то в 1991 - 1993 гг. - 7-10%. Для сравнения: государственные субсидии в доходах фермеров в этот период в странах ЕС составили 49%, США - 30%, Японии - 66%, Финляндии - 71 %.

      Крестьянство в целом относят сейчас к консервативной части общества (что подтверждают результаты голосований). Но если мы сталкиваемся с сопротивлением "социального материала", разумный выход не в обвинении народа, не в использовании силовых методов, а в поиске ошибок в стратегии и тактике преобразований.

      Таким образом, если изобразить стратификацию современного российского общества графически, она будет представлять пирамиду с мощным основанием, представленным низшим классом.

      Такой профиль не может не вызывать тревоги. Если основную массу населения составляет низший класс, если истончен стабилизирующий общество средний класс, следствием будет нарастание социальной напряженности с прогнозом вылиться в открытую борьбу за перераспределение богатства и власти. Пирамида может опрокинуться.

      Россия находится сейчас в условиях переходного состояния, на крутом изломе. Стихийно развивающийся процесс стратификации несет в себе угрозу стабильности общества. Необходимо, используя выражение Т. Парсонса, "внешнее вторжение" власти в формирующуюся систему рационального размещения социальных позиций со всеми вытекающими последствиями, когда естественный профиль стратификации станет залогом и устойчивости и прогрессивного развития общества. 

       

      Каналы социальной мобильности.

      Доступность  путей  для  социальной мобильности зависит как от индивида, так и от  структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная способность  немного значим, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных ролей. В другой стороны, открытое  общество  мало  помогает индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение  к высшим статусам. В некоторых обществах амбиции молодых людей  могут находить один или два возможных , открытых для них канала  мобильности. В то же время в других обществах молодежь  может  воспользоваться сотней путей для достижения высшего статуса. Одни пути достижения высшего статуса могут быть закрыты в связи с  этнической или социально-кастовой дискриминацией, другие в силу того, что индивид из-за индивидуальных особенностей просто не  способен применить свои таланты.

           Однако для того чтобы полностью изменить социальный  статус, у индивидов часто возникает проблем вхождения в новую  субкультуру группы с более высоким статусом,  а  также  связанная  с  этим проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды.

      Для преодоления культурного барьера и барьера общения  существует несколько способов, к которым, так или иначе, прибегают индивиды  в процессе социальной мобильности.

           1. Изменение образа жизни. Недостаточно просто  зарабатывать и тратить большие деньги в том случае, когда индивид сравнялся  в доходах с представителями более высокого  социального  слоя.  Для усвоения нового статусного уровня ему необходимо принять новый материальный стандарт,  соответствующий  этому  уровню.  Устройство квартиры, покупка книг, телевизора, машины и т.д.  -  все  должно соответствовать новому, более высокому статусу. Материальная  бытовая культура - это и не очень заметный, но весьма  значительный способ приобщения к более высокому статусному  уровню.  Но  материальный образ жизни - только один из моментов приобщения к новому статусу и  сам  по  себе,  без  изменения  других  компонентов культуры немного значит.

           2. Развитие типичного статусного поведения.  Ориентированная на вертикальную мобильность личность не будет  принята  в  более высокий социально-классовый слой до тех пор, пока не  усвоит  образцы поведения этого слоя настолько, чтобы следовать им без  каких-либо усилий. Образцы одежды,  словесные  обороты.  Проведение досуга, манера общаться - все это подвергается пересмотру и  должно стать привычным и единственно возможным типом поведения.  Детей часто готовят специально к усвоению  поведения,  характерного для высокого социально-классового слоя, обучая их музыке,  танцами хорошим манерам. Правда, не все аспекты субкультуры  социального слоя или группы могут быть освоены в результате преднамеренного обучения и сознательной имитации, но  такие  усилии  могут  ускорить процесс принятия индивидом субкультуры более  высокого  социального слоя.

           3. Изменение социального окружения. Этот способ основан  на налаживании контактов с индивидами и ассоциациями того  статусного соя, в который социализируется  мобильный  индивид.  Идеальным условием вхождения в новый слой является положение?  когда  индивид полностью окружен представителями того слоя, куда он стремится попасть. В этом случае субкультура осваивается  очень  быстро. Однако положительным моментом налаживания  связей  всегда  служит то, что новое знакомство может создать благоприятное общественного мнение в пользу новичка.

           4. Брак с представителем более высокого статусного слоя. Во все времена такой  брак  служил  наилучшим  средством  преодоления барьеров, стоящих на пути социальной мобильности.  Во-первых,  он может в значительной степени способствовать проявлению  талантов, если дает материальное благополучие. Во-вторых, он  предоставляет индивиду возможность быстрого подъема, часто минуя несколько статусных уровней. В-третьих, брак с представителем  или  представительницей более высокого статуса в  значительной  степени  разрешает проблемы социального окружения и быстрого освоения  образцов культуры высшего статусного слоя. Подобного рода браки  позволяли людям преодолевать самые трудные социальные  барьеры  в  кастовом обществе, а также проникать в элитные слои. Но такой  брак  может быть полезен только в том случае, если индивид из  более  низкого статусного слоя подготовлен к быстрому  усвоению  новых  образцов поведения и образа жизни нового для него  социального  окружения. если он не может быстро  усваивать  новые  культурные  статусы  и стандарты, то этот брак ничего не  даст,  так  как  представители высшего статусного слоя не будут считать индивида "своим" 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

      В периоды революций, социальных катаклизмов происходит коренное изменение социальной структуры, радикальная замена высшего слоя с низвержением прежней элиты, появление новых классов и социальных групп, массовая групповая мобильность.

      В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в периоды структурной перестройки экономики. При этом важным "социальным лифтом", обеспечивающим вертикальную мобильность, выступает образование, роль которого возрастает в условиях перехода от индустриального общества к информационному.

      Социальная мобильность является достаточно достоверным показателем уровня "открытости" или "закрытости" общества. Ярким примером "закрытого" общества может служить кастовый строй в Индии. Высокая степень закрытости характерна для феодального общества. Напротив, буржуазно-демократические общества, будучи открытыми, характеризуются высоким уровнем социальной мобильности. Однако следует отметить, что и здесь вертикальная социальная мобильность не является абсолютно свободной и переход из одного социального слоя в другой, более высокий осуществляется не без сопротивления.

      Социальная мобильность ставит индивида в условия необходимости адаптации в новой социокультурной среде. Процесс этот может быть весьма непростым. Человек, утративший привычный для него социокультурный мир, но не сумевший воспринять нормы и ценности новой группы, оказывается как бы на грани двух культур, становится маргиналом. Это характерно также для мигрантов, как этнических, так и территориальных. В таких условиях человек испытывает дискомфорт, стрессы. Массовая маргинальность порождает серьезные социальные проблемы. Она, как правило, отличает общества, находящиеся на крутых переломах истории. Именно такой период переживает в настоящее время Россия.

      Список используемой литературы. 

  1. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.- М.,1990.
  2. Яковлев А.М. Социальная структура общества.- М.:Знание, 2003.- С.142-158.
  3. Фролов С.С. Социология.- М.:Логос, 1998.- С.43-127.
  4. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. -М.: Наука.-  1994.- С.7-173.
  5. Яковлев А.М. Социальная структура общества.- М.:Знание, 2003.- С.142-158.
  6. Смелзер Н. Социология./Пер.с англ.- М.: Феникс,1998.- С.70-168

Информация о работе Социальная мобильность