Социальная мобильность: причины и типы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 00:47, курсовая работа

Описание работы

В данной работе мы рассмотрим метод наблюдения. Каждый из нас ежедневно использует метод наблюдения в повседневной жизни: мы наблюдаем за детьми, за пациентами поликлиники во время ожидания приёма и т. д. Иногда мы обобщаем наблюдения и делимся ими с другими людьми, иногда – это просто мимолётные взгляды. С профессиональным подходом к наблюдению мы встречаемся когда комментатор информирует нас о событиях на футбольном поле, кинооператор снимает камерой участников демонстрации, учитель, апробируя новую методику преподавания, наблюдает за поведением класса на уроке и т. п

Содержание

Метод наблюдения.
введение 3
1.3. Сущность метода наблюдения 4
1.4. Классификация наблюдений 7
1.5. Достоинства и недостатки метода наблюдения 10
2. Основные направления социологии М. Вебера. 12
2.2. Направления социологии М.Вебера. 13
3. Определение и основные элементы культуры. 16
3.1. Понятие культуры. Материальная и духовная культура 16
3.2. Основные элементы культуры. 18
4. Социальная мобильность: причины и типы. 20
4.1. Типы социальной мобильности. 22
4.2. Причины социальной мобильности. 22
5. Факторы социализации личности. 23
5.1. Личность и основные факторы ее развития. 23
6. Вывод 26
Список литературы

Работа содержит 1 файл

методы исследования социальных процесов.docx

— 63.53 Кб (Скачать)

       Реализация силы достижения зависит  от многих причин, в частности  от ситуации,  складывающейся в обществе. Анализ проблем, возникающих при  реализации мотива достижения, полезно рассматривать, пользуясь  терминами и идеями, высказанными К.Левиным в его теории поля.      Для того чтобы достичь более высокого статуса, индивид,  находящийся в группе с более низкими статусами,  должен  преодолеть барьеры между группами или слоями.

     Индивид, стремящийся попасть в более  высокую статусную группу, имеет  определенную энергию,  направленную на преодоление этих барьеров и расходующуюся на прохождения расстояния между статусами более  высокой  и  более  низкой групп. Энергия индивида, стремящегося к более  высокому  статусу, находит выражение в силе F,  с  которой  он  пытается  преодолеть барьеры перед высшим слоем. Удачное прохождение барьера  возможно только в том случае, если сила, с которой индивид стремится  достичь высокого статуса, будет больше  силы  отталкивания.  Измерив силу, с которой индивид стремится проникнуть в верхний слой, можно с определенной вероятностью предсказать  его  попадание  туда. Вероятностный характер инфильтрации обусловлен тем, что при оценке процесса следует учитывать постоянно меняющуюся ситуацию,  которая складывается из многих факторов, в том числе их  личностных отношений индивидов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    5. Факторы социализации  личности. 

    5.1. Личность и основные факторы ее развития.

    Личность  является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются  одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные факторы формирования личности более весомы. Представляется удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: «Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальные отношений посредством активной деятельности и общения». В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.

    Основные  факторы, оказывающие влияние на формирование личности, делятся на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальной опыт.

    На  формирование личности определенное влияние  оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.

    Процесс социализации является двусторонним и  включает в себя, с одной стороны, усвоение индивидом знаний, ценностей  и норм поведения, что обеспечивает его включение в социальную среду. С другой стороны, социализация предполагает отторжение некоторых сторон опыта  старших поколений, самостоятельное, творческое воспроизводство социальных отношений.

    Становление и расширение социальных связей личности происходит через:

        1. освоение новых видов деятельности;
        2. расширение и усложнения сферы общения в различных группах и ситуациях;
        3. формирования самосознания личности, включающего знания о своих способностях и социальной значимости, самооценку и самоуважение.

    Самоуважение = реальные успехи / притязания

    Поэтому самоуважение достигается либо максимализацией усилий в стремлении добиться успеха, либо снижением уровня притязаний, постановкой более скромных целей.

    В процессе социализации личности выделяют две ступени: первичную и вторичную  социализацию. Говоря о первичной социализации, социологи подчеркивают воздействие на личность внешних, идущих от общества и его институтов, неконтролируемых самим индивидом факторов. Вторичная социализация связана с построением личностью своего внутреннего мира, действий в согласии с ним, широким самоопределением личности.

    Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

  1. стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;
  2. игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
  3. стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

    Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З. Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» – источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; «эго» – осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и «суперэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом развертывания врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет четыре этапа, каждый из которых связан с определенными участками тела, так называемыми эрогенными зонами: оральный, анальный, фаллический и этап половой зрелости.

    Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсомоторная (от рождения до 2 лет), до операционная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15).

    Многие  психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Вывод

 
 

      Подводя итоги изложения темы, следует  отметить, что процесс социализации личности протекает в основном под  влиянием группового опыта. Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

    Многочисленные  формы отклоняющегося поведения  свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение – это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.

        Люди  обращались к наблюдению как одному из важнейших источников социальной информации, непосредственно воспринимающей и прямо регистрирующей все факты об объекте и значимости, с точки зрения целей.

        Самостоятельную роль метод наблюдения играет при  изучении уникальных и быстротечных явлений общественной жизни и  при монографическом исследовании отдельных локальных объектов. В  некоторых ситуациях, таких как  катастрофы (вспомним, например, землетрясение  в г.Спитаке в Армении), сильное нагнетание страстей в обществе или военное противостояние (например, межнациональные конфликты в Нагорном Карабахе, Абхазии, Чечне, Косово в Югославии, штурм Белого дома в Москве), наблюдение становится чуть ли не единственным возможном подходом к изучению социальной реальности.  

   Как видно, Макс Вебер был ученым очень  широкого социального кругозора. Он оставил заметный след в развитии очень многих аспектов социальной науки, в частности социологии. Не являясь  сторонником марксистского подхода  к решению проблем общества, он тем не менее никогда не искажал и не упрощал это учение, подчеркивая, что «анализ социальных явлений и культурных процессов под углом зрения их экономической обусловленности и их влияния был и – при осторожном, свободном от догматизма, применении – останется на обозримое время творческим и плодотворным научным принципом».

   Во  всех исследованиях Вебер проводил мысль о рациональности как определяющей черте современной европейской  культуры. Рациональность противостоит традиционному и харизматическому способам организации общественных отношений. Центральная проблема Вебера – связь хозяйственной жизни  общества, материальных и идеологических интересов различных социальных групп и религиозного сознания. Вебер  рассматривал личность как основу социологического анализа. Он считал, что такие сложные  понятия, как капитализм, религия  и государство, могут быть осмысленны только на основе анализа поведения  индивидов. Получая достоверные  знания о поведении личности в  социальном контексте, исследователь  может лучше понять социальное поведение  различных человеческих общностей. Занимаясь изучением религии, Вебер  выявил взаимосвязи между социальной организацией и религиозными ценностями. По Веберу, религиозные ценности могут  быть мощной силой, влияющей на социальные изменения. В политической социологии Вебер уделял внимание конфликту  интересов различных группировок  правящего класса; главный конфликт политической жизни современного государства, согласно Веберу, - в борьбе между  политическими партиями и бюрократическим  аппаратом.

Список  литературы

  1. Боровик В.С., Кретов Б.И. Основы политологии и социологии: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2001. – 328 с.
  2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология учебник для вузов / Под ред. проф. В.И.Добренькова. – М.: Гардарики, 2002. – 432 с.
  3. Добреньков В.И., Власюк К.Г., Зайналабидов А.С. Основы социологии и политологии. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 416 с.
  4. Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002. – 640 с.
  5. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2002. – 508 с.
  6. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: Учебное пособие. – Финансы и статистика, 1999. – 336 с.
  7. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М. 1996. – 208 с.
  8. Социология. Учебное пособие / Под ред. д.ф.н., проф. Э.В. Тадевосяна. – М.: Знание, 1995. – 272 с.
  9. Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 1997. – 344 с.

    10. Тимофеева  О.Г. Социология. Учебное пособие.  – М. МАДИ. 2003г. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Социальная мобильность: причины и типы