Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 00:47, курсовая работа
В данной работе мы рассмотрим метод наблюдения. Каждый из нас ежедневно использует метод наблюдения в повседневной жизни: мы наблюдаем за детьми, за пациентами поликлиники во время ожидания приёма и т. д. Иногда мы обобщаем наблюдения и делимся ими с другими людьми, иногда – это просто мимолётные взгляды. С профессиональным подходом к наблюдению мы встречаемся когда комментатор информирует нас о событиях на футбольном поле, кинооператор снимает камерой участников демонстрации, учитель, апробируя новую методику преподавания, наблюдает за поведением класса на уроке и т. п
Метод наблюдения.
введение 3
1.3. Сущность метода наблюдения 4
1.4. Классификация наблюдений 7
1.5. Достоинства и недостатки метода наблюдения 10
2. Основные направления социологии М. Вебера. 12
2.2. Направления социологии М.Вебера. 13
3. Определение и основные элементы культуры. 16
3.1. Понятие культуры. Материальная и духовная культура 16
3.2. Основные элементы культуры. 18
4. Социальная мобильность: причины и типы. 20
4.1. Типы социальной мобильности. 22
4.2. Причины социальной мобильности. 22
5. Факторы социализации личности. 23
5.1. Личность и основные факторы ее развития. 23
6. Вывод 26
Список литературы
Оглавление
1.3.
Сущность метода
наблюдения
1.4.
Классификация наблюдений
1.5.
Достоинства и
недостатки метода
наблюдения
2.
Основные направления
социологии М.
Вебера.
2.2.
Направления социологии
М.Вебера.
3.
Определение и
основные элементы
культуры.
3.1. Понятие культуры. Материальная и духовная культура 16
3.2.
Основные элементы культуры.
4.
Социальная мобильность:
причины и типы.
4.1.
Типы социальной мобильности.
4.2.
Причины социальной
мобильности.
5.
Факторы социализации
личности.
5.1.
Личность и основные
факторы ее развития.
6.
Вывод
1.
Метод наблюдения.
1.2. Введение
В
современной методологической литературе
указывают, как правило, на существование
трёх основных методов сбора первичной
социологической информации. К ним
относят метод прямого
В
данной работе мы рассмотрим метод
наблюдения. Каждый из нас ежедневно
использует метод наблюдения в повседневной
жизни: мы наблюдаем за детьми, за пациентами
поликлиники во время ожидания приёма
и т. д. Иногда мы обобщаем наблюдения
и делимся ими с другими
людьми, иногда – это просто мимолётные
взгляды. С профессиональным подходом
к наблюдению мы встречаемся когда
комментатор информирует нас о событиях
на футбольном поле, кинооператор снимает
камерой участников демонстрации, учитель,
апробируя новую методику преподавания,
наблюдает за поведением класса на уроке
и т. п. Таким образом, во многих сферах
социальной практики наблюдение успешно
используется для изучения реальности.
Естественно, что в науке метод наблюдения
применяется уже много столетий, приобретая
специфические формы в связи с тем или
иным объектом и предметом исследования.
1.3. Сущность метода наблюдения
Наблюдение
Наблюдение в социологии - это метод целенаправленного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта. В процессе его осуществления социолог непосредственно воспринимает действия людей в конкретных условиях и в реальном времени, причем он фиксирует не только состояние, но и развитие явлений и процессов, а также взаимодействие всех участников наблюдения.
Итак, для того, чтобы превратить
визуальное и/или слуховое
Таким образом, мы можем сделать вывод, что научное наблюдение отличается от обычного рядом черт: во-первых, оно подчинено ясной исследовательской цели и чётко сформулированным задачам; во-вторых, научное наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре и т.д.
Надёжность (достоверность и устойчивость) данных может быть повышена, если выполнять следующие правила:
Основное
наблюдение может осуществляться несколькими
лицами, что тоже будет способствовать
повышению устойчивости данных наблюдения,
в силу того, что наблюдатели смогут
сопоставить свои впечатления, согласовать
оценки, интерпретацию событий, используя
единую технику ведения записей.
1.4. Классификация наблюдений
Наблюдение в социологии классифицируются по различным основаниям:
Рассмотрим виды наблюдений более подробно.
Итак, по степени формализованности выделяют неконтролируемое (или нестандартизованное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное, структурное) наблюдения.
При нестандартизированном наблюдении большая часть элементов, подлежащих регистрации, заранее не определена. Проведение подобного рода наблюдения требует солидной теоретической подготовки в области социологии, психологии, социальной психологии и конфликтологии, умения с одинаковым вниманием следить, как минимум, за 5-7 параметрами ситуации и способности быстро переключать внимание. То есть, исследователь пользуется лишь общим принципиальным планом, согласно которому результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти.
Стандартизированному наблюдению, напротив, свойственны четко формализованные процедуры и инструменты, а это подразумевает, в свою очередь, повышенную способность наблюдателя к сосредоточению внимания на частностях и самоконтролю, а также пунктуальности, исполнительности и педантизму. В этом случае обязательно наличие предварительно детально разработанного списка событий, признаков, которые предстоит наблюдать; определение условий и ситуаций наблюдения; инструкции для наблюдателей; единообразные кодификаторы для регистрации наблюдаемых явлений.
В
зависимости от положения наблюдателя
различают соучаствующее (или включённое)
и простое наблюдения. В первом
исследователь имитирует
Включенное наблюдение, проводящееся инкогнито (скрыто), подразумевает, что наблюдаемые не знают о наблюдателе и думают, что он – один из них. Здесь наблюдателю понадобятся не только вышеназванные качества, но и артистизм, умение реагировать одновременно на многие сигналы, быстро систематизировать и надолго (точнее до момента заполнения соответствующей методической документации) запомнить их, способность не сбиться с исследовательской позиции под воздействием разнообразных обстоятельств, сохранять нейтралитет при конфликтах между наблюдаемыми и многие другие качества, близкие к качествам разведчика.
В простом наблюдении наблюдатель регистрирует события «со стороны». Идеальный наблюдатель невключенного наблюдения старается быть невидимкой. Поскольку этот идеал недостижим, наблюдателю надлежит вести себя так, чтобы на него обращали как можно меньше внимания, дабы уменьшить помехи, вносимые им в наблюдаемое явление. Ему противопоказана яркая (броская) одежда, экстравагантность манер поведения, излишняя демонстрация своей заинтересованности изучаемыми событиями. Он должен иметь устойчивую психику, флегматичный темперамент, способность сохранять самообладание при резких изменениях ситуации, терпение и устойчивость в сохранении своей позиции стороннего наблюдателя.
По условиям организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабороторные (в экспериментальной ситуации). Эти разновидности наблюдения также предъявляют специфические требования к профессиональным знаниям и умениям, а также личностным качествам социолога: в лабораторных наблюдениях, проводимых в искусственно созданных условиях, повышается значимость умения исследователя регулировать эти условия и контролировать их влияние на наблюдаемых, а также таких черт, как принципиальность и аккуратность, техническая грамотность (в связи с использованием аудиовизуальных средств наблюдения). В полевых наблюдениях, осуществляемых в обычной социальной жизни и дающих более объективную информацию, особую роль играют знания смыслов невербальных реакций людей (улыбок, жестов), оперативная память, аналитичность мышления наблюдателя, его способность отграничивать друг от друга отдельные признаки изучаемого объекта, распределять свое внимание на все эти признаки и переключать его на один из них.
Существуют также систематические, эпизодические и случайные наблюдения (последние два иногда объединяют понятием несистематические).
Случайные, не предусмотренные исследовательской программой, наблюдения, при которых единицы наблюдения жестко не регламентированы, могут стать эвристически ценными лишь при условии развитости теоретического мышления, научного воображения и интуиции социолога.
Однако эти качества не
Социологические школы, ориентированные на качественные методы изучения общества используют метод наблюдения как один из центральных самостоятельных методов. Одним из классических примеров в социологии является изучение методом включённого наблюдения жизни бродяг Чикаго Н. Андерсона. История знает и немало других исследований подобного рода: это работа Трашера по изучению городских банд (Чикаго, 1928). Одним из относительно недавних примеров подобного подхода служит исследование профессора социологии университета Калифорнии в Беркли М. Борового, который в течение нескольких лет работал в разных странах (в том числе в России) рабочим на заводах.
Обратимся
к одному из классических примеров
использования включённого