Социальная культура и культура социальной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 03:03, реферат

Описание работы

Социология—наука об обществе, отдельных социальных институтах
(государство, право, мораль,культура и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений. И в ответ на потребности формирования гражданского общества возникает социология. Ведь шел процесс становления общества,утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность, гражданина вместо привычного нормативного

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 51.22 Кб (Скачать)

является то, что на родном языке практически  невозможно разучиться говорить,

если его основной словарный запас, правила речи и  структуры усвоены в

возрасте восьми или десяти лет, хотя многие другие аспекты опыта человека

могут быть полностью  забыты. Это свидетельствует о  высокой степени

приспособляемости языка к потребностям человека; без  него общение между

людьми осуществлялось бы значительно примитивнее.

   Язык включает правила Вам, конечно, известно, что существует правильная и

неправильная  речь. В языке имеется множество  подразумеваемых и формальных

правил, определяющих способы сочетания слов для выражения  нужного смысла.

Грамматикой называется система общепринятых правил, на основе которых

используется  и развивается стандартный язык. Вместе с тем часто наблюдаются

отклонения от грамматических правил, связанные с  особенностями различных

диалектов и  жизненных ситуаций.

    Язык участвует также в процессе приобретения у организации опыта  людей.

Антрополог Бннджамин  Ли Уорф показал, что многие понятия  кажутся нам “само

собой разумеющимися” только потому, что они укоренились  в нашем языке. “Язык

делит природу  на части, формирует понятия о  них и придает им значения главным

образом потому, что мы пришли к соглашению организовать их именно таким

образом. Это  соглашение ... закодировано в моделях  нашего языка”. Оно

обнаруживается  особенно явственно при сравнительном  анализе языков. Мы уже

знаем, что цвета  и родственные отношения в  различных языках обозначаются по-

разному. Иногда в одном языке имеется слово, которое полностью отсутствует  в

другом.

   При употреблении языка требуется соблюдение его основных грамматических

правил. Язык организует опыт людей. Поэтому, как и вся  культура в целом, он

вырабатывает  общепринятые значения. Коммуникация возможна только лишь при

налипчии значений, которые принимаются, используются ее участниками и поняты

им. В самом  деле, наше общение между собой  в повседневной жизни во многом

обусловленно  нашей уверенностью , что мы понимаем друг друга.

Трагедия умственных расстройств типа шизофрении состоит  прежде всего в том,

что больные  не могут общаться с другими людьми и оказываются оторванными от

общества.

   Общий язык также поддерживает сплоченность общества. Он помогает людям

координировать  свои действия благодаря убеждению  или осуждению друг друга.

Кроме того, между  людьми, говорящими на одном языке, почти автоматически

возникают взаимопонимание  и сочувствие. В языке находят  отражение общие

знания людей  о традициях, сложившихся в обществе, и текущих событиях. Короче

говоря, он способствует формированию чувства группового единства, групповой

идентичности. Руководители развивающихся стран, где существуют племенные

диалекты, стремятся  к тому, чтобы был принят единый национальный язык, чтобы

он распространялся  среди групп, не говорящих на нем, понимая значение данного

фактора для  сплочения всей нации и борьбы с племенной разобщенностью.

Хотя язык является могучей объединяющей силой, в то же время он способен и

разобщать людей. Группа, использующая данный язык, считает  всех, говорящих на

нем, своими, а  людей, говорящих на других языках или  диалектах, - чужими.

Язык - главный  символ антагонизма между англичанами  и французами,

проживающими  в Канаде. Борьба  между сторонниками и противниками системы

преподавания  на двух языках (английском и испанском) в некоторых районах США

свидетельствует, что язык может быть важной политической проблемой.

Антропологи конца XIX в. были склонны сравнивать культуру с огромной

коллекцией “обрезков  и лоскутков”, не имеющих между  собой особых связей и

собранных по воле случая. Бенедикт (1934) и другие антропологи XX в.

утверждают, что  формирование различных моделей  одной культуры осуществляется

на основе единых принципов.

   Истина, наверное, где-то посередине. культуры действительно имеют

преобладающие черты, но ими не исчерпывается ни одна культура, есть еще и

многообразие, и  конфликты.

   Можно выделить по крайней мере три вида конфликтов, связанных с развитием

культуры: аномию, культурное запаздывание и чуждое влияние.

Термин “аномия”, обозначающий нарушение единства культуры в связи с

отсутствием ясно сформулированных  социальных норм, был впервые введен Эмилем

Дюркгеймом еще  в 90-е годы прошлого столетия. В то время аномия была вызвана

ослаблением влияния  религии и политики о повышением роли торгово-промышленных

кругов. Эти перемены повлекли за собой распад системы  нравственных ценностей,

которая в прошлом  отличалась устойчивостью. С тех  пор обществоведы

неоднократно  отмечали, что рост преступности, увеличение числа разводов

происходили в  результате нарушения единства и  культуры, особенно в связи с

неустойчивостью религиозных и семейных ценностей.

   В начале века Уильям Филдинг Огборн (1922) ввел понятие культурного

запаздывания. Оно  наблюдается, когда перемены в материальной жизни общества

опережают трансформацию  нематериальной культуры ( обычаи, убеждения,

философские системы, законы и формы правления). Это  приводит к постоянному

несоответствию  между развитием материальной и  нематериальной культуры, и в

результате возникает  множество нерешенных социальных проблем. Например,

прогресс в  деревообрабатывающей промышленности связан с уничтожением обширных

лесных массивов. Но постепенно общество осознает жизненную  необходимость их

сохранения. Точно  также изобретение современных  машин привело к значительному

росту несчастных случаев на производстве. Прошло много  времени, прежде чем

было введено  законодательство, предусматривающее  компенсацию за

производственную  травму.

   Третий вид культурного конфликта, вызванного господством чужой культуры,

наблюдался в  доиндустриальных обществах, которые  подверглись колонизации со

стороны народов  Европы.

   Согласно исследованиям Б.К. Малиновского (1945), множество противоположных

элементов культуры тормозило процесс национальной интеграции в этих

обществах. Изучая общества Южной Африки, Маниловский  выявил конфликт между

двумя культурами, сформированными в совершенно различных  условиях.

Социальная жизнь  туземцев до колонизации составляла единое целое. На основе

племенной организации  общества одновременно сформировались система

родственных связей, экономический и политический уклад  и даже приемы ведения

войны. Культура колониальных держав, главным образом  Великобритании, возникла

в других условиях. Но когда европейские ценности были навязаны туземцам,

произошло не объединение  двух культур, а их неестественное, чреватое

напряженностью  смешение. По мнению Малиновского эта  смесь оказалась

неустойчивой. Он правильно предсказал, что предстоит  длительная борьба между

этими двумя  культурами, которая не прекратится  и после того, как колонии

обретут независимость. Она будет поддерживаться стремлением  африканцев

преодолеть напряженность  в своей культуре. В  то же время  Малиловский верил,

что в конечном итоге победят западные ценности.

Таким образом, модели культуры формируются в ходе постоянной борьбы между

противоположными  тенденциями - к объединению и  разъединению.

В большинстве  европейских обществ к началу XX в. сложились две формы культуры.

   Высокая культура - изящное искусство, классическая музыка и литература -

создавалась и  воспринималась элитой.

   Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы,

принадлежала  бедным. Продукты каждой из этих культур  были предназначены для

определенной  публики, и эта традиция редко  нарушалась. С появлением средств

массовой информации ( радио, массовых печатных изданий, телевидения,

грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между  высокой и народной

культурой. Так  возникла массовая культура, которая не связана с

религиозными  или классовыми субкультурами. Средства массовой информации и

массовая культура неразрывно связаны между собой.

Культура становиться  “массовой”, когда ее продукты стандартизируют  и

распространяют  среди широкой публики.

Во всех обществах  существует множество подгрупп, имеющих  различные культурные

ценности и  традиции. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства

общества, называют субкультурой.

  Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс,

этническое происхождение, религия и место жительства.

Ценности субкультуры  воздействуют на формирование личности членов группы.

Некоторые из наиболее интересных исследований субкультур посвящены  языку.

Например, Уильям Лабов (1970) старался доказать, что употребление

нестандартного  английского языка детьми из негритянской гетто не

свидетельствует об их “языковой неполноценности”. Лабов считает, что

негритянские  дети не лишены способности общаться, как белые, просто они

употребляют несколько  иную систему грамматических правил; за многие годы эти

правила укоренились  в субкультуре негров.

   Лабов доказал, что в соответствующих ситуациях и черные и белые дети говорят

одно и то же, хотя употребляют различные слова.

Тем не менее  употребление нестандартного английского  языка неизбежно вызывает

проблему - неодобрительную  реакцию большинства на так называемое нарушение

общепринятых  правил. Учителя часто считают  использование негритянского

диалекта нарушением правил английского языка. Поэтому  негритянские дети

незаслуженно  подвергаются критике и наказаниям.

   Термин “субкультура” не означает, что та или иная группа выступает против

культуры , господствующей в обществе. Однако во многих случаях  большинство

Информация о работе Социальная культура и культура социальной жизни