Социальная культура и культура социальной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 03:03, реферат

Описание работы

Социология—наука об обществе, отдельных социальных институтах
(государство, право, мораль,культура и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений. И в ответ на потребности формирования гражданского общества возникает социология. Ведь шел процесс становления общества,утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность, гражданина вместо привычного нормативного

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 51.22 Кб (Скачать)

   В результате такого отбора прошлые и нынешние культуры совершенно различны. В

некоторых обществах  считали войну самой благородной  деятельностью человека. В

других ее ненавидели ,а представители третьих не имели  о ней представления. В

соответствии  с нормами одной культуры женщина  имела право выходить замуж за

своего родственника. Нормы другой культуры это решительно запрещают. В нашей

культуре галлюцинации считаются симптомом психического заболевания. Другие

общества расценивают  ”мистические видения” как высшую форму сознания. Короче

говоря, существует великое множество различии между  культурами.

   Даже беглое соприкосновение с двумя или несколькими культурами убеждает, что

различиям между  ними нет числа. Мы и Они ездим  по разным сторонам, Они говорят

на ином языке. У нас разные мнения о том, какое  поведение безумное, а какое

нормальное, у  нас разные понятия добродетельной жизни. Значительно труднее

определить общие  черты, свойственные всем культурам, - культурные

универсалии.

   Социологи выделяют более 60 культурных универсалей. К ним относятся спорт,

украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы,

обычай дарить подарки, гостеприимство, запреты кровосмешения, шутки, язык

религиозные обряды, изготовление орудий труда и попытки  влиять на погоду.

Однако для  разных культур могут быть характерно разные виды спорта, украшений

и т.д. Окружающая Среда является одним из факторов, вызывающие эти различия.

Кроме того, все  культурные особенности обусловленны историей определенного

общества и  формируется в результате уникального  развития событий. На основе

разных видов  культур возникли разные виды спорта, запреты на кровные браки и

языки, но главное - в той или иной форме они  имеются в каждой культуре.

   Почему существуют культурные универсалии? Некоторые антропологи считают, что

они формируются  на основе биологических факторов. К ним относятся наличие

двух полов; беспомощность  младенцев; потребность в пище и  тепле; возрастные

различия между  людьми; усвоение разных навыков. В  связи с этим возникают

проблемы, которые  надо решать на основе данной культуры. Определенные

ценности и  образы мышления также являются универсальными. В каждом обществе

запрещено убийство и осуждается ложь, ни в одном  из них  не одобряется

страдание. Все  культуры должны способствовать удовлетворению определенных

физиологических, социальных и психологических потребностей, хотя в частности

возможны разные варианты.

   В обществе возникает тенденция судить о других культурах с позиции превосходства

своей собственной. Эта тенденция называется - энтоцентризмом. Принципы

этноцентризма находят отчетливое выражение в  деятельности миссионеров, которые

стремятся обратить, “варваров” в свою веру. Этноцентризм связан с

ксенофобией - страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям.

Этноцентризмом  отмечена деятельность первых антропологов. Они были склонны

сравнивать все  культуры со своей, которую считали  самой передовой . По мнению

американского социолога Уильяма Грем Самнера  культуру можно понять только на

основе анализа  ее собственных ценностей , в ее собственном  контексте. Такая

точка зрения называется культурным релятивизмом. Читатели книги Самнера

были потрясены, прочитав, что людоедство и детоубийство имели смысл в тех

обществах, где  практиковались подобные обычаи.

   Культурный релятивизм способствует пониманию тонких различий между близкими

культурами. Например, в Германии двери в учреждении всегда плотно закрыты,

чтобы разъединить  людей. Немцы считают, что иначе  служащие отвлекаются от

работы. Наоборот, в США двери кабинетов обычно открыты. Американцы , которые

работают в  Германии, часто жаловались, что  закрытые двери вызывали у них

ощущение неприветливости  окружающих и чувство отчуждения. Закрытая дверь для

американца имеет  совсем не тот смысл, что для немца.

Культура  —  цемент здания общественной жизни. И  не только потому, что она

передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с

другими культурами, но также и потому, что формирует  у людей чувство

принадлежности  к определенной группе. По всей видимости, члены одной

культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и

сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие  чувства отражены в сленге и

жаргоне, в любимых  блюдах, моде и других аспектах культуры.

   Культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является

причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это  можно проиллюстрировать на

примере языка, главного элемента культуры. С одной  стороны, возможность

общения способствует сплочению членов социальной группы. Общий язык

объединяет людей. С другой  -  общий язык исключает  тех, кто не говорит на

этом языке  или говорит на нем несколько  иначе. В Великобритании

представители различных общественных классов  употребляют несколько

отличающиеся  формы английского языка. Хотя все  владеют “английским языком”,

некоторые группы     употребляют “ более правильный” английский, чем другие. В Америке имеется буквально тысяча и одна разновидностей английского языка. Кроме того, социальные группы отличаются друг от друга своеобразием жестикуляции, стиля одежды и культурных

ценностей. Все  это может стать причиной конфликтов между группами. 

По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов.

  1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря

им становиться  возможным упорядочить опыт людей.  Например, мы воспринимаем

форму, цвет и  вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир

организован по разному.

В языке жителей  Тробриандских островов одно слово  обозначает шесть различных

родственников: отца, брата отца, сына сестры отца, сына сестры матери отца,

сына дочери сестры отца, сына сына брата отца отца  и сына сына сестры отца

отца. В английском языке даже отсутствуют слова, обозначающие четырех

последних родственников.

Это различие между  двумя языками объясняется тем, что для жителей

Тробриандских островов необходимо слово, охватывающее всех родственников, к

которым принято  относиться особым почтением. В английском и американском

обществах сложилась  менее сложная система родственных  связей, поэтому у

англичан нет  необходимости в словах, обозначающих таких дальних

родственников.

Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться в

окружающем мире посредством отбора организации  своего опыта.

  2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с

помощью понятий, но также выявляют, как эти составные  части связаны между собой

- в пространстве  и времени, по значению ( например, черное противоположно

белому), на основе причинной обусловленности (“пожалеть  розгу - испортить

ребенка”). В  нашем языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы

уверены, что  земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили, что

дело обстоит  наоборот. Культуры часто по-разному  истолковывают взаимосвязи.

Каждая культура формирует определенные представления  о взаимосвязях между

понятиями, относящимися к сфере реального мира и к  сфере сверхъестественного.

  3. Ценности. Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к

которым человек  должен стремиться. Они составляют основу нравственных

принципов.

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям ( героизму на

поле боя, художественному  творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй

устанавливает, что является ценностью, а что  не является.

  4.Правила. Эти элементы ( в том числе и нормы ) регулируют поведение

людей  в соответствии с ценностями определенной культуры. Например, наша

законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать, ранить

других людей  или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко мы ценим

жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас  существуют десятки законов,

запрещающих кражу  со взломом, присвоение чужого имущества, порчу собственности

и пр. В них  отражено наше стремление к защите личной собственности.

Ценности не только сами нуждаются в обосновании, но и, в свою очередь, сами

могут служить  обоснованием. Они обосновывают нормы  или ожидания и стандарты,

реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми.

Нормы могут  представлять собой стандарты поведения. Но почему люди склонны

подчиняться им, даже если это не соответствует их интересам? Во время сдачи

экзамена студент  мог бы списать ответ у соседа, но боится получить плохую

отметку. Это  один из нескольких потенциально сдерживаемых факторов.

   Социальные поощрения ( например, уважение ) стимулируют соблюдение нормы,

требующей от студентов  честности. Социальные наказания или  поощрения,

способствующие  соблюдению норм, называются санкциями. Наказания, сдерживающие

людей от определенных поступков, называются негативными  санкциями. К ним

относятся штраф, тюремное заключение, выговор и др. Позитивными санкциями (

например, денежное вознаграждение, наделение властью, высокий престиж)

называют поощрения  за соблюдение норм.

   В теориях культуры всегда важное место отводилось языку.

   Язык можно определить как систему коммуникации, осуществляемую с помощью

звуков и символов, значения которых условны, но имеют  определенную структуру.

Язык - явление  социальное. Им нельзя овладеть вне  социального взаимодействия,

т.е. без общения  с другими людьми. Хотя процесс  социализации в значительной

мере основан  на имитации жестов - кивков, манеры улыбаться  и хмуриться, -

язык служит основным средством передачи культуры. Другой его важной чертой

Информация о работе Социальная культура и культура социальной жизни