Социальная диагностика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 06:02, контрольная работа

Описание работы

Социальная диагностика - это методологический инструмент, дающий необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе. Она играет важную роль в формировании и развитии технологий, как социальной работы, так и всех сфер социальной жизни.

Содержание

Введение 3
1 Понятие и основные цели социальной диагностики. 4
2 Место и роль социальной диагностики в социальной работе. 6
3 Методы и принципы социальной диагностики. 9
4 Основные этапы социальной диагностики. 14
Заключение 16
Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

Техн.Соц.раб. Контрольная 1.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

     Социальная  диагностика — весьма сложный и ответственный вид деятельности специалистов социальной работы. Она требует соответствующего профессионального мастерства, поскольку затрагивает судьбы людей, различных социальных групп. На основе социального диагноза выделяются приоритеты и осуществляется выбор в оказании той или иной социальной помощи. В связи с этим социальный работник должен соблюдать ряд социально-этических требований — принципов диагностики.

     Принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов социального диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования.

     Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть, как минимум, валидными (достоверными) и надежными.

     Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, который подвергся исследованию.

     Принцип объективности. Выводы исследования должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не должны зависеть от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами.

     Принцип эффективности. Не следует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям.8

     Среди общих требований, которым должны отвечать методы социальной диагностики, следует назвать валидность, надежность, однозначность и точность. Есть ряд  и дополнительных, специальных требований, предъявляемых к выбору диагностических  методов в социальной работе.

     Во-первых, предпочтителен метод наиболее простой  из всех возможных и наименее трудоемкий из тех, что позволяют получить требуемый  результат. Простая опросная методика иногда может быть результативнее сложного теста.

     Во-вторых, метод должен быть доступным не только для социального работника, но и для клиента при минимуме физических и психологических условий, необходимых для его проведения.

     В-третьих, технология применения методов (инструкция) должна быть ясной и понятной. Она  должна настраивать клиента на доверительное отношение к социальному работнику, на сотрудничество.

     В-четвертых, обстановка и условия проведения диагностики не должны отвлекать  клиента от соучастия в диагностике.

     Существует  множество методов диагностики, которые применяются в таких науках, как социология, психология, педагогика, экономика и т.д., и имеют социальную направленность. Социальный работник всегда стоит перед выбором: какому методу отдать предпочтение в конкретной ситуации? Выбор зависит от многих обстоятельств и от того, какие цели и задачи преследуются, какой контингент является объектом диагностики, каков характер клиента и т.д9.

     В последнее время в социальную диагностику все чаще стали включать такие методы, как:

     — зондажно-информационное обследование конкретного социума, сбор сведений о состоянии домовладения и инфраструктуры, численности, составе и динамике местного населения и т. д.;

     — социально-исторические обследования, в том числе изучение истории  заселения и освоения данной территории, процессов складывания и изменения состава местного населения и его занятий, религиозных и бытовых традиций местных жителей, причин смены населения и т.д.

     — информативно-целевой анализ различных  документов, статей из местной и  центральной прессы, материалов электронных  средств информации, писем и жалоб граждан в СМИ, органы власти и т. д.;

     — социальное картографирование, т.е. показатели, характеризующие социально-пространственное распределение и динамику населения, зависимость качества жизни от факторов, дифференцирующих состояние среды обитания, ее символическую и реальную ценность. Социальная карта является эффективным инструментом для выявления пространственной картины размещения участков, территорий, интенсивно посещаемых гражданами, загрязненных участков города, районов социальной напряженности и т.п.

     Среди методов диагностирования личности следует выделить следующие:

     Наблюдение  — метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем. Существуют различные разновидности наблюдения10.

     Беседа  в социальной диагностике — метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации.

     Анкетирование — метод сбора статистического материала

     путем формализованного опроса диагностируемых.

     Вопросник (опросник-личностный) — совокупность методических приемов для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая из методик представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора утверждений, с содержанием которых испытуемый может либо согласиться, либо не согласиться (да, нет, не знаю).

     Метод экспертной оценки. Это опрос экспертов путем анкетирования и интервьюирования. Иногда социальная проблема нуждается в оценке компетентных лиц — экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.

     Социометрия — это метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов.

     Мониторинг  — это организация постоянного отслеживания информации, включенное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу.

     Методы  тестирования. Особенно широко распространены. Их существует множество, и они разделяются на группы по ряду признаков: индивидуальные и групповые (коллективные), вербальные и невербальные; количественные и качественные, общие и специальные и др.

     Биографический  метод — способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности11.

     Существуют и другие методы социальной диагностики: метод фокус-групп, ситуационный анализ, создание сценариев, метод «Делфи», «докладная записка», методы активизации инновационных решений, методы обработки данных, логические методы, контент-анализ, метод «репертуарных решеток», выявление семантического пространства и др.

  1. Основные  этапы социальной диагностики.

     Начальный этап - обозначение социальной проблемы (жалоба клиента, семьи, близких, заявление педагога и т. д.). Далее - сбор данных о социальной ситуации. Существует 2 типа исследовательских методов:

     историко-генетические - призваны определить время, истоки и причины зарождения социальной проблемы, возможность наследственной обусловленности патологии, проследить ее состояние на разных этапах жизни клиента. Сведения, собираемые социальным работником, должны быть необходимы и достаточны, их объем должен максимально очерчивать проблему, не оставляя темных пятен.

 Примерная схема процесса социальной диагностики приведена на рис. 1

     

                           Рисунок 1- Схема процесса социальной диагностики 

структурно-функциональные методы диагностики предполагают получение данных о текущем состоянии социальной проблемы, о строении социального объекта и связях, соединяющих различные его элементы. Изучение социальной сети личности, окружения и функционирования личности в социальном окружении; изучение внутренней структуры самой личности, согласование или рассогласование социальных ролей.

     Для анализа и оценки ситуации социальный работник может использовать качественные методы исследований, в частности, интервью и наблюдение за вербальными и невербальными реакциями клиента, его поведением, структурами его интеракций.

     Следующим этапом социальной диагностики является анализ собранных данных, их сопоставление, сортировка на важные и малозначащие. Ранжирование проблем и выделение главной, ключевой проблемы. Процедура социальной диагностики завершается постановкой социального диагноза. Дальнейший процесс социальной работы осуществляется на основании проведенной диагностики.12

Заключение

 

     Итак, социальная диагностика — особая, достаточно сложная область профессиональной деятельности, требующая специальной  подготовки. Совокупность всех знаний, умений и навыков, которыми должен владеть  профессионал в этой области, настолько обширна, а сами знания, умения и навыки настолько сложны, что социальную диагностику необходимо рассматривать как особую технологию в деятельности социального работника. Без знания диагностических технологий профессионализм социального работника сомнителен, поскольку несвободен от его субъективности.

     Социальная  диагностика — это область  социальных знаний, связанных с разработкой  методологии и методики для точной оценки свойств, состояний или уровня социального развития, достигнутого индивидом или группой. В качестве объекта диагностической оценки может выступать практически все — начиная от ощущений отдельного человека, взаимодействия людей, групп в определенном социуме — до анализа социальных институтов, влияющих на развитие человека или человечества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы

    Учебники  и учебные пособия 

  1. Алфёров, Ю.А. Социальная адаптация освобождаемых  из мест лишения свободы: учеб. пособие / Ю.А. Алфёров, В.П. Петков, В.П. Соловьёв. – М.: ЮРИСТЪ, 2001. – 236 с.
  2. Бочарова, В.И. Педагогика социальной работы: учеб. пособие / В.И. Бочарова. – М.: Мысль, 1994. – 254 с.
  3. Иванов, В.Н. Социальные технологии: учеб. пособие для студентов / В.Н. Иванов, В.И. Патрушев. – М.: ЮРИСТЪ, 2003. – 183 с.
  4. Основы социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова и др.; под ред. Н.Ф. Басова. – М.:  Издательский центр «Академия», 2007. – 288 с.
  5. Патрушев, В.И. Введение в теорию социальных технологий / В.И. Патрушев. –  М.: Академический проспект, 2002. – 87 с.
  6. Рынок труда: учебник / под ред. В.С. Буланова, Н.А. Волгина. – М.: Экономика, 2000. – 236 с.
  7. Старовойтова, Л.И., Занятость населения и её регулирование: учеб. пособие / Л.И. Старовойтова, Т.Ф. Золотарёва. – М.: Экономика, 2001. -282 с.
  8. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учебное пособие / под ред. проф. П.Д. Павленка. – М: Издательско-торговая корпорация «Дашков И Ко», 2006. – 596 с.
  9. Чернецкая, А.Л. Технология социальной работы / А.Л. Чернецкая. – Ростов н/Д. 2006. – 386 с. 
  10. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш.              учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Гуманит. изд. центр        ВЛАДОС, 2002. — 240 с.
  11. Кузнецова Л.П. Основные технолог ии социальной работы: Учебное пособие.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2007.- 92 с.

Информация о работе Социальная диагностика